Возникновение и развитие идей о правовом государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:42, реферат

Описание

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Работа состоит из  1 файл

Возникновение и развитие идей о правовом государстве.docx

— 42.11 Кб (Скачать документ)

Идеи правового государства  нашли широкое отражение и  в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д. И. Писарева, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, А. И. Радищева, П. И. Пестеля, Н. М. Муравьева  и других мыслителей, подвергавших обоснованной критике беззакония феодализма.

Теоретическую завершенность русская  концепция правового государства  получила в произведениях видных правоведов и философов предоктябрьского периода: Н. М. Коркунова, С. А. Котляревского, П. И. Новгородцева, С. А. Муромцева, В. М. Гессена, Г. Ф. Шершеневича, Б. Н. Чичерина, Н. А. Бердяева и других. Их государственно-правовые воззрения — предмет изучения истории политических и правовых учений. Ниже кратко рассматриваются  лишь те концепции, в которых обобщенно  излагаются главные идеи и принципы правового государства с точки  зрения русского правоведения.

Так, Шершеневич отмечает следующие  пути формирования и основные параметры  правового государства: 1) для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и  отграничивают одни интересы от других, в том числе и государственной  организации, — отсюда идея господства права в управлении; 2) если личная инициатива требует простора, то государству  достаточно ограничиться охраною субъективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность  судебной власти и допустив к соучастию  в законодательстве выборные общественные элементы. Соглашаясь с подобными  характеристиками правового государства, Шершеневич, однако, реальные гарантии правовой государственности видит  в том, что в различное время  выдвигались различные гарантии правового порядка против произвола  государственной власти: “. . . а) неотъемлемые права личности; б) принцип разделения властей; в) правовое самоограничение  власти; г) подчиненность государства  стоящему над ним праву. В действительности такой гарантией является только сдерживающая сила общественного мнения”( Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 248.). Идея “сдерживания”  властей негосударственными общественными  объединениями, мнением общественности, Печати, радио, телевидения сейчас признается всеми и находит свое практическое воплощение в жизни современного общества.

Гессен определяет правовое государство, опираясь на фундаментальные воззрения  западной политико-правовой мысли. “Правовым  называется государство, — отмечает он, — которое признает обязательным для себя, как правительства, создаваемые  им же, как законодателем, юридические  нормы. Правовое государство в своей  деятельности. в осуществлении своих  правительственных и судебных функций  связано и ограничено правом, стоит  под правом, а не вне и над  ним”( Правовое государство и народное голосование. СПб., 1906. С. 10.) . В то же время Гессен вносит определенные коррективы в содержательную сторону правового  государства. Он отстаивает свободу  законодательной деятельности в  том смысле, что государство не связано обычным и законодательным  правом, так как нет “вечных” обычаев и законов. По самому существу своему законодательная власть не может  быть ограничена законом. В этой идее заложено принципиальное практическое положение: законы должны соответствовать  уровню зрелости общества, отражать изменяющиеся экономические, социальные, культурные и другие условия общественной жизни, отвечать объективным потребностям ее развития.

 

Котляревский придерживается кантовской теории взаимосвязанности и обоюдной ответственности государства и  личности друг перед другом, гарантией  которых является разделение властей. Практическую значимость для современной  государственно-правовой жизни имеет  его вывод о роли суда как основного  органа, обеспечивающего реальную обоюдную ответственность государства и  личности. Такой суд должен быть конституционным, абсолютно независимым от кого бы то ни было и пользоваться непререкаемым доверием народа. Утрата этого доверия колеблет начала правосудия, а вместе с тем и начала правового государства.

В послеоктябрьский период в нашей  стране в силу ряда объективных и  субъективных факторов идеи правового  государства вначале были поглощены  требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены  из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно-государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию  в теории и на практике правовой организации общественной жизни  на началах справедливости и в  конечном счете к установлению тоталитарной государственности.

Советская государственно-правовая наука  в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной  классовой концепции государства. Инерция властного отрицания  и научного непризнания многовекового  опыта теории и практики правовой государственности породила серьезные  социально-экономические культурно-духовные и национальные конфликты в жизни  общества.

В последние годы в русле реформаторских процессов, проходящих в стране, произошли  серьезные изменения в научных  взглядах на государство и право, четко обозначились новые подходы  к оценке их роли в политической системе общества. Используя научный  арсенал прошлого и настоящего, практический опыт построения и функционирования правовой государственности в современных  цивилизованных странах, отечественное  правоведение, философская, экономическая  и политическая мысль наметили реальные контуры будущего правового государства  в нашем обществе. Концептуальные положения и пути формирования правового  государства с учетом конкретных условий развития страны излагаются в трудах С. С. Алексеева, А. В. Венгерова, В .Е. Гулиева, Н. Н. Деева.В. Д. Зорькина, В. Н. Кудрявцева, Б. М. Лазарева, Р. 3. Лившица, В. С. Нерсесянца, М. И. Пискотина, Ю. А. Тихомирова, Б. И. Топорнина, Р. А. Халфиной, 3. М. Чернидовского, В. А. Четвернина и других.

Принципы правового  государства

Принципы — это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей  совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло  бы называться правовым. Их формирование обусловлено объективными и субъективными  факторами: уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющих совокупный интеллект  данной общественной системы; нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в признании большинством населения  справедливым, а значит, и правовым существующего государственного устройства; наличием или отсутствием стабильного  механизма реализации правовых начал  в деятельности государственных  органов; степенью освоения конкретным человеком права как собственной  свободы, осознанной и в необходимых  случаях и необходимых пределах им самим ограниченной.С учетом исторических данных, общественной и государственной  практики и с позиций современного научного знания можно выделить такие  принципы правового государства.

1. Принцип приоритета права.  В литературе при характеристике  правового государства очень  часто употребляется термин «господство  права», происхождение которого, очевидно, связано с английским «rull of low»  — «правление права» или «господство  права». На наыт взгляд, русский  перевод данного термина не  адекватен вкладываемому в него  содержанию и точнее было бы  говорить о приоритетности права.  Это поможет избежать, с одной  стороны, трактовки права как  средства подавления и насилия,  а с другой — фетишизации  права как самодовлеющего и  самоуправляющегося явления.Принцип  приоритета права может быть  раскрыт при усвоении следующих  моментов. Во-первых, право неразрывно  связано с человеком, это сторона  его бытия, универсальное средство  общения и гарантия нормального  образа жизни. Во-вторых, государство  не единственный источник формирования  права. Во многих случаях оно  лишь оформляет, облекает в  правовую форму либо естественно-правовые  требования, либо волеизъявление  всего народа (общества),-ыраженное  через референдумы, либо положения,  сформировавшиеся в ходе общественной  практики, в осооенности судебной. В-третьих, право возникло раньше, а потому носит более естественный  характер, чем государство. По  одной из версий, государство  возникло из необходимости организационно-властной, силовой поддержки правовых установлений  в обществе в целях его нормального  функционирования.Великие мыслители-«одиночки»  догадывались о про-исхожаении  права и его роли в жизни  людей, но лишь сейчас можно  сказать, что человечество постепенно, но последовательно осознает  эту его роль и выбирает  право в качестве приоритета  в своем развитии. Отсюда необходимость  ограничения государственной власти, связанности правом деятельности  государственного аппарата, ориентирование  государства на защиту прав  и свобод человека.В конечном  счете приоритет права означает: а) рассмотрение всех вопросов  общественной и государственной  жизни с позиций права, закона; б) соединение общечеловеческих  нравственно-правовых ценностей  (разумность, справедливость) и формально-регулятивных  ценностей права (нормативность,  равенство всех перед законом)  с организационно-территориальным  делением общества и легитимной  публичной властной силой; в)  необходимость идеологически-правового  обоснования любых решений государственных  и общественных органов; г)  наличие в государстве необходимых  для выражения и действия права  форм и процедур (конституции  и законов, системы материальных  и процессуальных гарантий и  т.д.).

 

2. Принцип правовой защищенности  человека и гражданина. Сразу  следует подчеркнуть, что данный  принцип носит первичный, комплексный,  непреходящий и абсолютный характер.Человек  как разумное и общественное  существо в процессе своей  жизни, общения с себе подобными  создает различные организационные  формы своего существования и  устанавливает приемлемые для  себя правила игры, нормы поведения.  В этом смысле право и государство  производны от человека.Комплексность  заключается в том, что названный  принцип лежит в основе всех  взаимосвязей гражданина как  с государством и его органами, так и с другими общественными  образованиями, другими гражданами  в рамках правовых отношений  по поводу самых различных  объектов.Непреходящий характер  указанного принципа обусловлен  естественным происхождением права,  возникшего, по существу, из стремления  человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д. Иными словами, право возникло и существует как разумная сторона бытия, мера свободы человека.Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нуяод человека.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки. Это 1) равенство сторон и  взаимная ответственность государства  и гражданина; 2) особые тип правового  регулирования и форма правоотношений; 3) стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

1) Нормальные правовые отношения  предполагают равенство и взаимную  ответственность их сторон. Разумеется, государство, вступая во взаимоотношения  с множеством различных общественных  образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным  объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный  представитель народа имеет ряд  особых правомочий, которых не  может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы,  взимать налоги и т. д.). И  все же оснований для утверждения,  что государство располагает  большими правами, чем гражданин,  не существует. В конкретных правоотношениях  у них равные права и соответствующие  им обязанности. Причем в правовом  государстве должен быть отработан  и механизм взаимной ответственности  за нарушение прав, невыполнение  обязанностей.2) Поскольку презюмируется,  что правовое государство и  граиоданин — равноправные участники  правоотношений, основной формой  их взаимосвязей выступает договор  (о приеме на работу, займа,  купли-продажи, найма жилого помещения  и т. д.). Договором высшей формы  является конституция, если она  принята в результате всенародного  голосования (референдума). В ней  определяются те особые права,  которые передаются государству  и не могут принадлежать отдельному  гражданину, и те естественные  права, которые составляют содержание  частной жизни граждан и неприкосновенны  для всего государства.Для либеральных  социальных систем характерно  сочетание двух основных типов  правового регулирования. Действия  гражданина регламентируются по  общедозволительному типу, разрешающему  делать все, что прямо не  запрещено в законе, поощряющему  творчество, социально полезную  инициативу. Государство, его органы  и должностные лица должны  руководствоваться разрешительным  типом правового регулирования,  который позволяет им действовать  только в пределах своей компетенции,  делать лишь то, что разрешено  законом. 3) Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.

3. Принцип единства права и  закона. В правовом государстве  любой нормативно-правовой акт  должен не только по форме  и наименованию, но и по смыслу  и содержанию быть правовым. Это  означает, что он должен отражать  естественно-правовые начала, соответствовать  международно-правовым нормам о  правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом  государственной власти, законно  избранным или назначенным. И  наконец, при его издании должен  быть использован весь комплекс  правовых средств и приемов,  выработанных мировой практикой.  Это логически выверенные и  соизмеримые с гуманистическими  принципами правовые конструкции  и понятия, адекватные норме  процессуальные формы, адресные  типы и способы правового регулирования,  последовательные демократические  процедуры принятия законов и  др.

4. Принцип правового разграничения  деятельности различных ветвей  государственной власти. Власть  в государстве может олицетворять  один человек (монарх, диктатор, харизматический  лидер), она может принадлежать  группе лиц (хунте, верхушке  партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих  неважно, каким путем она им  досталась (революция, гражданская  война, переворот, по наследству  и т.п.). Но для правового государства  характерным является демократический  способ приобретения власти, наделение  ею только в соответствии с  правом, законом.Традиционная концепция  разделения властей на законодательную,  исполнительную и судебную применительно  к современным государствам должна  пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек  и противовесов, способствующих  беспрепятственному осуществлению  всеми ветвями власти своих  функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства.  Исполнительная власть (производная  от законодательной), назначаемая  представительным органом власти, занимается реализацией законов  и оперативно-хозяйственной деятельностью.  Судебная власть выступает гарантом  восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В Англии, США и других странах  судебная власть явилась источником  и стержнем формирования всей  правовой системы. В России  начало реальному разделению  властей положила судебная реформа  1864 г. В историко-теоретическом  плане можно говорить о необходимости  постоянного возвышения судебной  власти, испокон веков олицетворяемой  с образцами беспристрастности  и справедливости.Наряду с изложенными  правовому государству присущи  и принципы верховенства закона  — высшего нормативно-правового  акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.

Информация о работе Возникновение и развитие идей о правовом государстве