Власть с социальные нормы в догосударственный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 04:50, курсовая работа

Описание

Государство представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и признаки государства 4
1.1. Понятие государства 4
1.2. Признаки государства 7
2. Власть с социальные нормы в догосударственный период 13
2.1. Общественная власть и социальные нормы при родовом строе 13
2.2. Разложение первобытно-общинного строя и появление
государства 15
Заключение 22
Список литературы 25

Работа состоит из  1 файл

+++Понятие, признаки и назначение государства.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

 

Введение

 

      Любое государство создается самим  народом для того, чтобы возложить на него функцию организации самозащиты. Выбор формы правления, политического режима происходит взависимости каких-либо особенностей; географических, климатических, исторических условий.

      Государство представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.

        Кризис политической власти в России заставил многих пересмотреть свои взгляды на демократическое государство. СССР существовал за счет жесткой идеологии, тоталитарного режима. Когда же Горбачев попытался привнести демократические принципы (реально), советская система рухнула. Попытка построить западную демократию привела к тому, что мы имеем сегодня. На фоне всего этого важно разобраться хотя в понятии самого государства и выяснить наличие государственных перспектив у России.

 

1. Понятие  и признаки государства

1.1. Понятие государства

 

      Государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок1.

      Государство – по К. Марксу и В. И. Ленину –  машина для поддержания господства одного класса над другим, возникшая  в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и антагонистических классов2.

      Государство3  - 1) В теории права – определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий – механизм государства, его аппарат. Основные направления деятельности государства – его основные функции подразделяются на внутренние (деятельность в пределах общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

      2) Понятие, под которым в конституционном праве подразумевается совокупность официальных органов власти (правительство, парламент, суды и др.), действующих в масштабе страны или субъекта федерации, либо пользующихся законодательной автономией территориального сообщества (напр.: область в Италии) с местными агентами (представителями) этих органов (префектами, комиссарами и т.п.).

      3) Как субъект международного права  – основной участник международных отношений. Государство, как субъект международного права, включает в себя государственно-политическую организацию власти и население, которым принадлежит определенная территория. На международной арене государство, как политическая организация власти, особенно в лице его высших органов, выступает в качестве официального представителя государства как субъект международного права. Основным характеризующим качеством государства, как субъекта международного права, является суверенитет. Именно государства вырабатывают нормы международного права, устанавливают ответственность за их нарушение, определяют международный правопорядок и функционирование международных организаций. Эти возможности государств ничем не ограничены, кроме как ими же самими созданными принципами и нормами международного права, в соответствии с которыми государство как субъект международного права имеет основные права и обязанности, закрепленные в международных актах, в частности, в Уставе ООН.

      Государство, политика, право и законодательство, являются, как, известно, объектами  исследования различных гуманитарных наук (юриспруденции, социологии, политологии и т.д.).

      Понятие государственная общественная организация  содержит общие – основные признаки государства. Некоторые из признаков  государства составляют относительно неизменные основы государственной организации человеческого общества, а некоторые из признаков, по мере развития общества теряют или изменяют новые структуры и функции.

      Само  понятие – это логически оформленная  общественная мысль о классе предметов, явлений.

      Существует  несколько позитивных взглядов на признаки государства4:

      а/ социологический;

      б/ марксистский.

      Социологическая концепция определения понятия  государства выделяют три его  признака:

      а) совокупность людей – народ;

      б) господствующую над ними власть;

      в) территорию как предел действия этой власти. Эти признаки, взятые в единстве, образуют понятие о государстве как соединение людей под одной властью в пределах определенной территории.

      Марксистская  концепция рассматривает государство  как историческое явление. Предпосылки  возникновения государства можно  обнаружить уже в первобытном обществе в виде власти верхушки родовой знати, которая выполняла управленческие функции. Эта власть основывалась на обычаях, традициях, авторитете старейшин, представлявших всеобщие интересы.

      Но  разделение общества на классы и связанное с этим усложнение общественной жизни требовали создание особого органа, регулирующего различные функции общества. С одной стороны, господствующие классы для удержания в повиновении эксплуатируемых классов нуждались в особой силе. Такой силой и явилось государство, которое возникло как организация политической власти экономически господствующего класса. С другой стороны, поскольку этот класс выступает со стороны всего общества, постольку его политическая организация является формой организации всего общества в целом. Поэтому государство является органом, управляющим делами всего общества. Если государство не было всеобщей общественной организацией, политической оболочкой всего общества, то оно не могло быть и органом политической власти одного класса над другим.

      Чтобы полнее раскрыть специфику государства, необходимо проанализировать его признаки5:

      а) наличие особого слоя людей, занятых управлением т.е. аппарата чиновников;

      б) публичная власть т.е. органы политического принуждения армия, разведка, милиция, суд, тюрьмы и т.д.;

      в) территориальное деление общества на отдельные ячейки государственного управления, при помощи которых государственная власть охватывает своим влиянием всё население страны.

      Эти признаки, взятые в единстве, дают возможность определить является ли данное общественное образование государством или нет. В своих работах Маркс и Энгельс размышляли о признаках государства в работах Происхождение семьи, частной собственности и государства варварство и цивилизация.

1.2. Признаки государства

      Так что же это за общие признаки государства, присущие всем государствам в прошлом и настоящем, которые выделяют «государство» из всей прочей массы общественных институтов6:

  1. Территория. Есть принадлежащая данному обществу определенная часть земли, поверхности планеты – суши, моря, воздушного пространства. Закрепляет: границы, их режим, внутригосударственную, административно-территориальную организацию. Понятия – «государство» и «страна», в принципе, совпадают (как организация политической власти на определенной территории), так как государство и есть носитель политической власти в рамках страны.
  2. Население. Определяет состав и принадлежность людей к данному обществу – гражданство, порядок и формы удостоверения гражданства, его приобретения, утраты и т.д.. Именно через гражданство, через «население», происходит объединение людей в рамках общества и они выступают в качестве целостного организма общества. Проблема граждан государства сегодня приобретает особый смысл.

      Мировое сообщество признает приоритет прав и свобод человека, считая их делом международным. Права, свободы и обязанности граждан, отражая новую правовую и духовную связь гражданина и государства, делают государственные органы и должностных лиц гарантами в обществе, а не гегемонами.

  1. Публичная власть, как разновидность политической власти означает: наличие особого аппарата, единственно представляющего общество в целом, весь народ и имеющего свою материальную базу.

      Основываясь на общей теории государства, В.А. Четвернин делает вывод7: власть ограничена необходимостью соблюдения прав человека и власть их попирающая, осуществляющая террор против своего народа, не признается государством.

      В условиях демократии, публичная власть отделена от гражданского общества, другой определяющей сферы общественной жизни, охватывающей товарно-рыночную экономику, хозяйственные и социальные отношения, частную жизнь людей. Эта форма власти должна обеспечить гражданскому обществу условия для существования и развития, при этом, не допуская ограничений и вмешательства государства в частноправовые, гражданские отношения, не предусмотренных законом.

      Отличительной чертой государства является суверенитет, главный объективный политико-правовой признак функционирования государства на собственной территории и за ее пределами. Суверенитет государства – свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношении к другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений, при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права. Независимость и верховенство выражается в прерогативе законодательствования, администрирования, поддержания общественного порядка, правоохранения и т.д., которые единственно принадлежат институтам, учрежденным и легитимированными обществом. И эта прерогатива осуществляется только ими, так как только они официально выражают и представляют данное общество.

      Исходя  из этого, Л.С. Мамут делает вывод, что советское государство реально не обладало этими прерогативами внутри страны, по существу представляя собой полугосударство, хотя оно и имело ряд черт присущих именно государству. Высшей властью в нашей стране, на протяжении семидесяти лет, обладало не государство, а негосударственная структура – партия8.

      При рассмотрении признаков государства  необходимо выделить и законы (система юридических норм), при помощи которых обеспечивается общеобязательность велений государства, его способность делать свои веления обязательными для населения всей страны. Являясь инструментом государственной власти, система юридических норм в силу всеобщности законов регламентирует, ограничивает и связывает деятельность ее органов.

      Названные выше признаки, в своей совокупности и взаимодействии, позволяют вывести следующее определение9:

      Государство – единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

      Но  древние греки, не случайно подчеркивали значение формы. Платон отводил ей определяющую, активную роль, так как сама идея государства неотделима от ее формы. У Аристотеля форма имеет приоритет над содержанием. «Forma dat esse rei» – форма дает бытие вещи – считали римские юристы. В настоящее время под формой государственной власти понимают организацию государственной власти и ее устройство.

      Развитие  общественной жизни, рост социальной, политической и нравственной зрелости человека, объективно приводит к изменению государства. Его признаки, оставаясь неизменными, наполняются новым содержанием. Обогащается сущность государства, отпадают старые и появляются новые прогрессивные функции его деятельности, которые соответствуют потребностям общественного развития.

     Наша литература длительное время освещала догосударственное общество, опираясь главным образом на книгу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Она была написана на основе вышедшего в 1877 г. фундаментального исследования Л. Моргана «Древнее общество», котором прослеживается жизнь североамериканских индейских племён. К концу ХХ в. Благодаря успехам археологов и этнографов представления о первобытном обществе существенно обогатились, был преодолен односторонний евроцентристский взгляд на древнюю историю, в орбиту научного осмысления была включена история всех регионов Земного шара.

Информация о работе Власть с социальные нормы в догосударственный период