Власть и её назначении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 14:13, реферат

Описание

На протяжении всей своей жизни он беспрерывно развивал идеи гуманизма, самоотверженно защищал знания и науку, искал пути усовершенствования человека и общества. Наверное поэтому, на протяжении столетий к его трудам не исчезал интерес потомков. Многие ученые кропотливо изучали творчество просветителя XVI века, всесторонне осмысляя его вклад в развитие культуры эпохи Возрождения и Реформации.
В тяжелом деле изучения наследия Будного сделано немало. Однако далеко не все. Ещё много белых пятен, загадок, много непознанного и неизученного.
Необходимо сказать про значение теологии Симона Будного, выяснить его место в христианско-богословской традиции. К наследию С.Будного, его духовности, будут возвращаться еще много поколений людей. И каждое из них, есть надежда, найдут там ответ на волнующие вопросы.

Содержание

Введение

1. Про происхождении власти и её назначении
2. Власть и граждане
3. Влияние идей Симона Будного на законодательство и судебную практику

Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

будны.doc

— 177.00 Кб (Скачать документ)

С. Будны  ўвайшоў у гісторыю як арыгінальны  мысліцель. Зыходзячы з хрысціянскіх уяўленняў пра свет, ён дбаў пра  маральную дасканаласць чалавека. Выказаў  шмат цікавых і абгрунтаваных  думак пра ўзаемаадносіны багатых  і бедных у грамадстве, пра дзейнасць  урада, Дзяржаўных інстытутаў (суда, войска, мясцовай адміністрацыі і т.д.). Аб'яўляў чалавека як галоўную каштоўнасць на зямлі, якому, згодна з боскай воляй, павінна падпарадкоўвацца усё жывое і нежывое. С. Будны заклікаў, каб кожны чалавек, жывучы з божым страхам у душы, усе свае ўчынкі суадносіў з запаведзямі Хрыста, ніколі не губляў надзеі на выратаванне, рабіў добрыя справы. Асветнік горача выступаў у абарону свабоды думкі і слова. Усякае прыцясненне і прыніжэнне асобы ён прыраўноўваў да найвялікшага зла. Ён быў праціўнікам ідэйнай нецярпімасці і радыкалізму, асуджаў каталікоў і лютэран за ганенні іншавернікаў, выступаў за грамадскую згоду, яднанне.  

Асветнік  прызнаваў толькі справядлівыя войны. «Не кажной войны христианин служити  можеть. Бо часом война бываеть не справядливая. Яко коли тыран или мучитель ка-кый гордый не переставаючи на своем панстве, чужие городы, княства или земли силою забираеть, таковое войны служити христианину не годиться. Бо таковая война ест разбой. Опять, справедливая война ест — коли не для гордости, не для лакомства, але для обороны пределов своих король или князь оружие противу врагом своим бероть».  

Адным з важнейшых дасягненняў рэфарматарскага  руху ў заходнееўрапейскіх краінах  стала выкарыстанне жывой народнай мовы ў літаратурнай дзейнасці і ў час богаслужэнняў. С. Будны, як актыўная постаць гэтага руху на беларускіх землях, на пачатку творчасці таксама звярнуўся да роднай мовы («Катэхізіс», «Апраўданне грэшнага чалавека перад Богам»). Пазней, вымушаны пісаць на польскай мове і латынь, ніколі не аддаваў перавагі нейкай адной. У прадмове да перакладу Бібліі выступіў з рашучым пратэстам супраць абразлівых адносін да любой мовы, тлумачачы, што ўсе яны ад Бога і таму — роўныя. У «Прысвячэнні князям Радзівілам», напісаным, побач з «Прадмовай да Чытача», да «Катэхізіса», С. Будны заклікаў князёў аказаць падтрымку кнізе на роднай мове беларусаў, любіць мову народа («...Абы ся ваши княжацкие милости не только в чужоземских языцех кохали, але бы ся тежь, ваши княжацкие милости, и того здавна славного языка словенского розмиловати и оным ся бавити рачили. Слушная бо речь ест, абы ваши княжацкие милости того народу язык миловати рачили, в котором давные предки и их княжацкие милости Панове отцы ваших княжецких милости славне преднейщие предложенства несуть»).  

З'яўленне  «Катэхізісу» (Катэхізіс — выкладанне сутнасці якога-небудзь вучэння  ў форме пытанняў і адказаў) С. Будны тлумачыў жаданнем спыніць  распаўсюджанне «злых рэчаў, якія перамаглі  ў Хрыстовай Царкве». У «Прадмове» да твора асветнік рэзка крытыкаваў дзейнасць праваслаўнага духавенства: «Не надобе о том много писати, вси бо ведаем, яковых тепер учителей маем. Ведает весь свет, яко на свои степени вступают. Не тайно тежь, яко на них стоять и справуются. Лепшей плакати, нежели их норовы выписовати». Ён звяртаў увагу на дрэнную сістэму адукацыі народа. Пры адсутнасці адукацыі і разумнага духоўнага выхавання, лічыў С. Будны, простаму люду немагчыма пазбавіцца ад невуцтва. Ён клапаціўся, каб прапаведнікі, духоўныя настаўнікі народа, былі адукаванымі і разумнымі. «...Аще слепец слепца водить — оба в яму впадетася, — прыводзіў біблейскую мудрасць С. Будны і ўсхвалявана звяртаўся да чьггача: «Слышиш ме, взлюбленый мой брате, иж тя сам господь остерегаеть, абы есь в яму не упал? Упадет всяк, кто ся слепому водити допущаеть. Чого ж для от таковых слепцов не бежим? Чому ся им водити допущаем? Смилуйся уже каждый над собою Бога для. Встани от сна, уже пора обачитися». 
 
 
 

 

План 
 
Введение 
 
1. Про происхождении власти и её назначении 
2. Власть и граждане 
3. Влияние идей Симона Будного на законодательство и судебную практику 
 
Заключение 
Литература 
 
 
 
Введение 
 
Талантливый писатель, профессиональный переводчик, неординарный проповедник и выдающийся философ, С.Будный сделал неимоверно много для белорусской, славянской и всей европейской культуры. На протяжении всей своей жизни он беспрерывно развивал идеи гуманизма, самоотверженно защищал знания и науку, искал пути усовершенствования человека и общества. Наверное поэтому, на протяжении столетий к его трудам не исчезал интерес потомков. Многие ученые кропотливо изучали творчество просветителя XVI века, всесторонне осмысляя его вклад в развитие культуры эпохи Возрождения и Реформации. 
В тяжелом деле изучения наследия Будного сделано немало. Однако далеко не все. Ещё много белых пятен, загадок, много непознанного и неизученного. 
Необходимо сказать про значение теологии Симона Будного, выяснить его место в христианско-богословской традиции. К наследию С.Будного, его духовности, будут возвращаться еще много поколений людей. И каждое из них, есть надежда, найдут там ответ на волнующие вопросы. 
 
 
1.Про происхождении власти и её назначении. 
 
Решение проблемы сущности власти во время горячих политических дискуссий 60-80 годов XVI века имело важное значение, потому что от него зависело содержание и характер предлагаемых социально-политических доктрин. 
С.Будный в отличии от своих радикально-агрессивных оппонентов, преданных сторонников утопических приверженцев полного равноправия и свободы людей, наоборот, занимал рационально-консервативную позицию. Как человек неординарный, он к тому же имел данные блестящего государственного деятеля, потому что, как никто другой из его окружения, глубоко чувствовал личную и историческую ответственность за каждое высказанное слово, за каждую мысль. 
Исключительные способности позволяли ему во время выработки своей социально-политической доктрины учитывать все факторы общественной жизни, благодаря чему он достигал сбалансированности интересов разных социальных групп. В результате теоретических размышлений С.Будного и сделанных на их основе практических рекомендаций улучшения светской власти, стали наиболее эффективными и принесли оптимально возможную пользу людям того времени. 
Будный считал, что всякая власть, всякое правительство и даже каждая его часть происходят от Бога, сотворенная его волей и уже потому она является неприкосновенной и необходимой, даже если находятся люди, которые думают по другому. Но Будный превзошёл традиционные представления про смысл власти, сделав заметные открытия в теории государства. Он доказал, что в случаях, когда от власти исходит зло, то виновата не власть, как таковая, а конкретные люди, которые воспользовались властью не для достижения общественного блага, а с целью удовлетворения личных амбиций. Власть ни при чем, утверждал С.Будный, когда власть предержащие превращаются в жестоких тиранов. Власть так же невиновна, как невиновно золото, которое ничтожные люди используют для злых и никчемных дел. 
Главной целью назначения всякой власти и наивысшее её предназначение, по мнению С.Будного – достижение спокойствия в государстве, защита прав всех граждан, защита интересов каждого человека и всего общества. 
Будный, как никто другой видел недостатки государства того времени, но при этом, он никогда не бросался в крайность и не требовал, в отличии от других, её ликвидации, а предлагал эволюционный путь развития и усовершенствования общества путем внесения в жизнь ряда гуманистических принципов, на которых, согласно его теории, должны были строится взаимоотношения между представителями власти и всем остальным обществом, которые были подданными Великого Княжества. 
 
 
2. Власть и граждане. 
 
Все представители власти – великие князья, воеводы, старосты, гетманы канцлеры, судьи и другие, - в соответствии в учением С.Будного были слугами Божьими, его помазанниками (избранниками) и поставленными им пастырями.  
С другой стороны, граждане, шляхта являются юридически подданными великого князя. Они должны безоговорочно подчиняться ему и назначенным им представителям закона, исполнять бес пререканий все приказы и распоряжения. «Мы учим и признаем, - писал белорусский просветитель, что все без исключения обжили свой кусок земли, перво-наперво христиане должны быть безупречными подданными и подчиняться наивысшему господину – императору, царю или королю или их наместникам, и относиться к ним с большим почтением». 
С.Будный разработал систему взаимных обязанностей представителей власти и простых граждан, сформулировал наиважнейшие принципы поддержания гражданского мира в государстве. 
Во-первых, шляхта никогда, и ни при каких обстоятельствах не должна выступать против власти, даже когда это тирания. 
Вторая обязанность, граждан – всегда просить Бога за своих господ, даже когда они не христиане. 
Третья обязанность граждан – своевременно вносить в государственную казну предусмотренные законом налоги, потому что и сам Христос, говорил Будный, хоть и происходил из царского рода, исправно платил их и других наставлял регулярно платить, говоря: «Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Богово». 
Четвертая обязанность граждан – без всяких пререканий отправляться на воинскую или другую службу, когда приказ отдан господином. 
Пятая обязанность граждан, согласно слов Симона Будного, - необходимость полного подчинения тому власть предержащему, которого Бог дал земле, и запрет силой менять его или требовать другого. В качестве подтверждения приведенного положения Будный приводил в пример поведение Апостолов и их учеников, которые никогда не требовали себе других правителей и королей, хотя и жили в непростое для Христианства время Ирода. 
Будный в своих работах сформулировал то, какими должны быть правители, сформулировал этический кодекс государя, обозначил круг его главных обязанностей и прав, а так же формы управления государством. 
Христианский государь, согласно мнения С.Будного должны быть богобоязненным, справедливым, милосердным; он должен защищать вдов, убогих и сирот; назначать на должности судей четных и порядочных людей и строго следить за исполнением законов, которые в свою очередь, должны основываться на Священном Писании. Монарх христианского государства, во всем должен руководствоваться не личными интересами, а выгодой всей страны, всех сословий; он не может, не имеет права начинать войну с другими государствами, только преследуя цель расширения границ своих владений. 
Приверженец образования, развития гуманистических принципов взаимоотношений между людьми через образование, С.Будный призывал монархов окружать себя мудрыми и образованными личностями, которые могли бы давать мудрые советы, особенно в сложные моменты, что бы властью не причинялся вред простым гражданам. 
Строгое исполнение гражданами своих обязанностей и высокая ответственность правителей, осознание ими важности своей миссии и давали, по мнению белорусского просветителя, гарантию спокойствия в государстве, создавали наиболее благоприятные условия для развития общества и личности. 
 
 
3.Влияние идей Симона Будного на законодательство и судебную практику. 
 
Разрыв с радикалами в начале 80-х годов XVI века, не свидетельствовал о идейном поражении просветителя. Наоборот, учение Будного на самом деле победило: в новый Статут Великого княжества Литовского 1588 года вошло множество юридических норм, регулирующих взаимоотношения различных социальных слоёв – богатых и бедных, господ и подданных, чиновников и граждан, которые основывались на принципах, отстаиваемых белорусским теоретиком государства и права в своих трудах, во время полемики с анархистами. 
С.Будный непосредственно не участвовал в разработке артикулов Статута 1588 года, но он повлиял на известных в то время деятелей права Остафея Валовича и Льва Сапегу, которые руководили подготовкой и выработали концепцию основного законодательного кодекса Белорусского государства. Лев Сапега в предисловии к Статуту, рассуждая о сущности права, его назначении, вслед за С.Будным, а также Аристотелем и Цицероном доказывал необходимость законов для общества, их незаменимую роль в жизни каждого человека. 
Как и С.Будный, тогдашний подканцлер Великого Княжества не принимал идей анархистов, был возмущен их выпадами против государства и власти, а также осуждал защитников тирании. Подобно Будному, он являлся приверженцем создания правового государства, где господствовал бы закон, а не личная власть монарха или капризы чиновников. О совпадении взглядов на государство и право двух крупнейших мыслителей Беларуси свидетельствуют слова подканцлера, сказанные в том же предисловии: «Чего боятся те, кто руководствуется только своим эгоизмом и кому разум – враг!?. Они стремятся избежать любых ограничений, а законы, которым надлежит подчиняться, - готовы превратить в пыль. В древние времена непомерное самолюбие было присуще некоторым римским королевичам и юношам. Когда сенаторы думали о том, как им сбросить ярмо тирании и установить писанное право, те мешали им различными способами, не желая признавать над собой созданных законов. Они утверждали, что писанное право – глухое, его не упросишь, и оно как будто не отличает богатого от бедного, не делает разницы между людьми. Только государь, может проявить милость и посмотреть на человека. Поэтому лучше жить под королевской властью, чем попадать в опасность и ставить человеческое счастье в зависимость от исполнения закона. Но, подчеркиваю, такие мысли есть и возникают у людей своевольных, с необузданным нравом, которым угроза закона не нравиться и для них не по душе.» 
В очень ответственный момент, когда готовилась новая редакция Статута, пересматривались многие артикулы, Будный своими полемичными трактатами оказал влияние не только на формирование концепции, но и на содержание конкретных разделов и артикулов. Очевидно, что влияние просветителя было косвенным, опосредованным, но, без сомнения – значительным и решающим. Так, в первом разделе крупнейшего кодекса законов Белорусского государства нашли отражение его размышления относительно функций и обязанностей великого князя, чиновников и граждан. То же самое можно сказать и про многие другие артикулы государственного, гражданского, военного, административного, семейного и уголовного права, теоретической основой которых стали, кроме всего прочего, мысли, высказанные С.Будным в «Катахезисе», а также в произведениях, которые вошли в состав сборника «О светской власти». 
 
 
Заключение. 
 
То, что в Статуте 1588 года был реализован ряд гуманистических принципов: презумпция невиновности, главенство законов, религиозная толерантность, государственный и национально-культурный суверенитет, - это в некоторой степени и заслуга Симона Будного, крупнейшего белорусского и европейского теоретика государства и права XVI века. 
 
 
Литература: 
 
1. Саверчанка І.В. Сымон Будны – гуманіст і рэфарматар. – Мн.: Універсітецкае, 1993. 
2. Сокал С.Ф. Кароткі агляд гісторыі палітычнай і прававой думкі Беларусі. Мн., 1999. 
3. Парэцкі Я.І. Сымон Будны. Мн., 1975. 
4. Шалькевіч В.Ф. Гісторыя палітычнай і прававой думкі Беларусі. Мн., 1999.

 

ОПУБЛИКОВАНО: 100 пытанняў і адказаў з гісторыі Беларусі / Уклад. І. Саверчанка, Зм. Санько.- Мн.: "Звязда", 1993. С. 32-33.  
 
 
 

Сымон Будны (каля 1530—1593) — выдатны дзеяч беларускай Рэфармацыі, таленавіты пісьменнік, педагог і філосаф, багаслоў і прапаведнік, імя якога ў XVI стагоддзі было шырока вядомае ў Англіі, Нямеччыне, Італіі ды іншых краінах Заходняй Еўропы.  

С. Будны быў надзвычай адукаваным чалавекам. Апрача роднай беларускай мовы, ён выдатна валодаў класічнай лацінай, іўрытам, а гэтаксама грэцкай, стараславянскай, польскай ды іншымі мовамі, што дазваляла яму паглыбляць свае веды ў антычных культурах, аналізаваць дасягненні Сярэднявечча, без цяжкасцяў знаёміцца з творамі Эразма Ратэрдамскага, Марціна Лютэра, Жана Кальвіна і іншых заходнееўрапейскіх філосафаў і пісьменнікаў.  

На працягу амаль 30-гадовай творчай дзейнасці з-пад пяра нашага славутага асветніка выйшлі кнігі “Катэхізіс”, “Апраўданне грэшнага чалавека перад Богам” (Нясвіж, 1562), “Аб галоўных артыкулах хрысціянскай веры” (Лоск, 1576), зборнік “Аб свецкай уладзе” (Лоск, 1583), пераклады Бібліі (1570, 1572, 1574), Апокрыфаў (1570) ды іншыя.  

Асабліва шырокі розгалас у свеце атрымаў ягоны пераклад Новага Запавету 1574 года. І гэта не выпадкова: ніхто з тагачасных еўрапейскіх перакладчыкаў новазапаветных твораў не рабіў дагэтуль такой велізарнай тэксталагічнай працы, як С. Будны. Дзякуючы фенаменальным аналітычным здольнасцям беларускага асветніка, ягонаму таленту, шырокай эрудыцыі, дасканаламу веданню старажытных моваў, навукова-крытычны ўзровень выдання Новага Запавета 1574 года стаўся, бадай, самым высокім сярод усіх вядомых на той час у Еўропе.  

Творы Буднага мелі вялікую папулярнасць, зразумела, і сярод жыхароў Беларусі. Ягоныя казанні з ахвотаю слухалі мяшчане Вільні, Клецка, Нясвіжа, Холхава, Заслаўя, Лоска, Любчы, Полацка, Вішнева... 

Таямніца гэтакай папулярнасці твораў С. Буднага — найперш у іх гуманістычнай скіраванасці. Наш асветнік выступаў за вызваленне чалавечага духу, за свабодную стваральную працу. Ён заклікаў усіх грамадзян паважацьдзяржаўныя законы, шанаваць бацькоўскую зямлю і матчыну мову, сумленна выконваць свае абавязкі, урэшце, жыць паводле Божых запаведзяў.  

Як гуманіст і прыхільнік разняволення чалавека, Будны крытыкаваў тыранію, адмаўляў цэнзуру, абураўся фактамі фізічнай расправы над іншадумцамі.  

З'яўляючыся прыхільнікам грамадзянскага міру і сацыяльнай гармоніі, асветнік паўстаў супроць досыць магутнага ў XVI стагоддзі руху анархістаў, разбуральных ідэяў тагачасных камуністаў — Пётры Гоняда, Якуба з Калінаўкі, Яна Немаеўскага і іншых, што патрабавалі зліквідацыі ўрада, суда, войска, усіх дзяржаўных інстытутаў, існаванне якіх, паводле іх сцвярджэння, нібыта супярэчыла Божай навуцы, сапраўднаму хрысціянскаму жыццю.  

Сацыяльна-палітычныя і прававыя ідэі С. Буднага паўплывалі на вядомых юрыстаў, тагачасных дзяржаўных дзеячаў — Астафея Валовіча і Лева Сапегу, якія вызначалі дактрыну Статута 1588 года. У многім дзякуючы С. Буднаму ў Статуце знайшлі адлюстраванне ідэі аб прэзумпцыі невінаватасці, царкоўна-рэлігійнай талеранцыі і вяршэнстве законаў.  

Сёння Бонскі ўніверсітэт у Нямеччыне рыхтуе факсімільнае выданне “Катэхізіса” Сымона Буднага, прымеркаванае да 400-х угодкаў таленавітага сына беларускай зямлі. Ягонае імя ўключана ў каляндар міжнародных датаў славутых дзеячаў славянскай культуры ЮНЕСКО.  
 
 

     СЫМОН БУДНЫ 

     

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Бабруйск 2002 год. 

     С

ымон  БУДНЫ (каля 1530—1593). Асобай сапраўды рэнесанснага тыпу, шмат у чым падобнай да Ф. Скарыны, быў Сымон Будны. Філосаф, асветнік, гісторык, філолаг, рэлігійны дзеяч, паэт, перакладчык Бібліі, ён паходзіў з дробнашляхецкага саслоўя, родам з Мазоўша (Польшча). Як і Скарына, вучыўся ў Кракаўскім універсітэце, потым, відаць (дакладных звестак не захавалася), і ў іншых еўрапейскіх універсітэтах, валодаў многімі еўрапейскімі мовамі, у тым ліку і беларускай, на якой, пачынаючы з 1558 г., пры садзейнічанні беларускага магната Мікалая Радзівіла, таксама прыхільніка Рэфармацыі, выкладаў у пратэстанцкай школе, а з 1560 г. быў прапаведнікам у Клецку, Нясвіжы. У Нясвіжы разам са сваімі паплечнікамі заснаваў друкарню і ў 1562 г. выдаў на беларускай мове «Катэхізіс» і «Апраўданне грэшнага чалавека перад Богам» (апошняя кніга не захавалася). Потым жыў і працаваў у Заслаўі, Лоску, Любчы, Полацку, Вішневе. Працягваў публіцыстычную і выдавецкую, палемічную дзейнасць.

     С. Буднаму належыць каля дваццаці пяці твораў, кніг, напісаных на розных мовах — лацінскай, польскай, бела-рускай, якія прынеслі яму шырокую вядомасць не толькі ў Беларусі, але і ў Заходняй Еўропе. Яго творы ведаў і высока ацэньваў вядомы французскі пісьменнік-сатырык Вальтэр, што жыў намнога пазней, у XVIII ст., але таксама часта звяртаўся да той тэматыкі, што і С. Будны.

     С. Будны пісаў у пераважнасці на рэлігійныя тэмы, пісаў вельмі востра, выступаў як бескампрамісны крытык духавенства  за яго празмерную схільнасць зусім  не да нябесных спраў, за прагнасць да багацця, невысокую адукаванасць і культуру. «Лепъшей плакати, нежели их норовы выписывати»,— пісаў ён у прадмове да «Катэхізіса». Але рэфармацкі рух, у тым ліку і дзейнасць Сымона Буднага, меў не толькі рэлігійны характар. У сваіх творах, і асабліва гэта відаць у прадмове да «Катэхізіса»,

     выдадзенага на беларускай мове і прысвечанага князям Радзівілам, Будны закранае праблемы захавання і развіц-ця культурных традыцый і мовы народа. Звяртаючыся  да князёў Радзівілаў, ён выказвае жаданне, каб яны «...не только в мужоземских языцех кохали, але бы ся тежь... и того здавна славного языка словеньского розмиловати и оным ся бавити рачили», каб былі ў гэтым прыкладам для іншых. Гуманістычнымі па сваім змесце былі погля-ды С. Буднага на грамадскае ўладкаванне людзей. Ён выступаў супраць несправядлівасці, самавольства, безза-коння, рэзка асуджаў захопніцкія войны, дабіваўся вера-цярпімасці, талерантнасці ў адносінах паміж людзьмі і на-родамі, роўнасці ўсіх перад Богам, перад законам.

     С. Будны, пра што згадвалася вышэй, пісаў і паэтыч-ныя творы, прысвячаў іх сваім сучаснікам. Цікавыя яго погляды па мастацкую літаратуру, якой ён надаваў важ-нае пазнавальнае і выхаваўчае значэнне. Звяртаюць на сябе ўвагу высокая адукаванасць С. Буднага, яго гумані-тарная культура, дасведчанасць у развіцці філасофскай думкі, у прыватнасці знаёмства з вучэннем Арыстоцеля і іншых антычных мысляроў.

     Выкарыстаная  лiтаратура:

         Сайт  у Iнтэрнэце: «Славутыя дзеячы Беларусi» (www.data.mibsk.by) 

Информация о работе Власть и её назначении