Управление приватизацией Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 08:58, контрольная работа

Описание

Цель работы рассмотреть опыт приватизации во Франции.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть опыт ваучерной и платной приватизации в зарубежных странах.
2 Рассмотреть процессы приватизации и национализации во Франции.

Содержание

Введение 2
1 Опыт ваучерной и платной приватизации в зарубежных странах 4
2 Процесс приватизации и национализации во Франции 8
Заключение 11
Список использованной литературы 12

Работа состоит из  1 файл

УИ приватизация во Франции.doc

— 66.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

 

Введение

 

 

Приватизация – процесс  разгосударствления собственности  на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Основной причиной приватизации отдельных отраслей или предприятий является необходимость  значительного повышения их экономической эффективности. А основной причиной для отказа от приватизации конкретного объекта может быть выполнение им политически значимой функции, которая в контексте конкретного региона расценивается как слишком важная для того, чтобы поставить ее в зависимость от случайностей рынка.

Приватизация является особой, но не единственной формой преобразования собственности. Возможно перераспределение  прав собственности без перераспределения  экономической власти. Саму приватизацию можно проводить радикально, подчиняя решению политических целей, или эволюционно, подчиняя целям экономической эффективности. В переходной экономике России наметились тенденции обратных преобразований собственности из частной в государственную, кооперативную, муниципальную.

Реформы отношений собственности  являются важнейшим элементом перехода к  рыночной экономике. Однако подходы  к проведению этих реформ, их темпам и масштабам, а также альтернативы форм реорганизации государственного сектора экономики могут существенно различаться. Не во всем благоприятный первоначальный опыт реформы собственности в России, когда ставилась задача предельно быстрого разгосударствления и приватизации большинства предприятий, заставил частично пересмотреть не только роль государства, но и место государственного сектора в переходной экономике. Был совершен  ряд грубейших ошибок, не учтён опыт и результаты приватизации  в других развитых европейских странах.

Цель работы рассмотреть  опыт приватизации во Франции.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Рассмотреть опыт ваучерной и платной  приватизации в зарубежных странах.

2 Рассмотреть процессы приватизации и национализации во Франции.

Объект исследования: недвижимость.

Предмет исследования: приватизация.

Анализ опубликованных источников свидетельствует о том, что в  этой области создана теоретическая  база, сформулирован круг идей, подходов к осмыслению данной проблемы.

Основу для выполнения работы составили  труды таких авторов, как         Пустовалов А.Р., Бирюков В., Кузнецова Е. и др.

 

1 Опыт ваучерной и платной приватизации в зарубежных странах

 

 

Приватизация в постсоциалистических странах не была равномерным поступательным процессом смены титула собственности  предприятий с государственного на частный или смешанный. Формирование структуры экономики, по критерию форм собственности отвечающей требованиям рынка, осуществлялось поэтапно, с замедлениями, отступлениями и корректировками первоначальных программных установок. Практически повсеместно началу нормальной легитимной приватизации по стандартным схемам и в соответствии со специальными законами и государственными программами предшествовал этап так называемой спонтанной приватизации.

Если передача новым собственникам  малых и части средних предприятий через аренду, продажу и реституцию (возвращение бывшим владельцам собственности, национализированной после второй мировой войны) прошла довольно легко и успешно, то «большая» приватизация столкнулась с существенными трудностями. В Болгарии, Польше, Румынии и Чехословакии (позднее Чехии и Словакии) были приняты ваучерные схемы приватизации. Но, за исключением Чехословакии, они не осуществлялись на практике вплоть до середины 90-х годов, когда в этих странах уже возникли рыночная банковская система и фондовый рынок. В эти годы различные представители и группы правящего слоя боролись за контроль над государственной собственностью и делили ее. В итоге к 1995 - 1996 гг. в сферу ваучерной приватизации попали те предприятия, которые государство не могло продать частным лицам или организациям. В это время ваучерная приватизация уже полностью потеряла привлекательность для населения. Примечательно, что на референдуме, состоявшемся в Польше в феврале 1996 г, большинство граждан высказались в поддержку платной приватизации.

Единственным примером быстрой  и успешной ваучерной приватизации в Восточной Европе является приватизация в Чехии и Словакии, прошедшая  в 1992 - 1994 гг. Она во многом аналогична схеме ваучерной приватизации в  России. Граждане Чехии и Словакии получали ваучеры, которые могли обменять на акции предприятий или на акции инвестиционных фондов. Однако, в отличие от России, чешские и словацкие инвестиционные фонды не прекратили существование после завершения приватизации, а превратились в собственников бывшего государственного имущества. Хотя не во всех фондах положение обстоит благополучно, многие из них все же сумели наладить эффективное управление приватизированными предприятиями [4,c.98].

Практика восточноевропейских  стран, особенно Болгарии и Румынии, выявила крайне негативные последствия затягивания сроков приватизации. В условиях экономической либерализации государство во многом теряет возможность контролировать госпредприятия. Имущество, фактически потерявшее владельца, становится объектом злоупотреблений.

Опыт платной приватизации. В  середине 90-х годов возникла новая  волна интереса к платной приватизации. На этот раз она была связана с  острейшим бюджетным кризисом, поразившим почта все восточноевропейские  страны.

Причина кризиса - в нереформированности бюджетной сферы.

Государство сохраняет высокие  обязательства перед производством  и социальной сферой, но налоговая  база и организация сбора налогов  не дают возможности профинансировать государственные расходы в предусмотренном  объеме. Более того, если в период высокой инфляции первой половины 90-х годов государство добивалось приемлемого уровня собираемости налогов благодаря высокой инфляции (а собираемость многих налогов, включая НДС, прямопропорциональна инфляции), то при переходе экономики в низкоинфляционный режим оно лишилось этого «источника». Наконец, по мере развития рыночной экономики стали появляться такие статьи государственных расходов, которых раньше в постсоциалистических странах не было (например, выплата пособий по безработице).

Эта ситуация очень напоминает бюджетный кризис в России в 1997 г., что еще раз свидетельствует об общности основных законов трансформации для всех переходных экономик.

В 1997 - 1998 гг. проблема финансирования бюджета с наибольшей остротой встала перед Болгарией, Венгрией и Румынией, хотя проявилась и в Польше и Чехии. Государственные органы этих стран приступили к приватизации крупных объектов энергетики, тяжелой промышленности и транспорта. Главная трудность состоит в том, чтобы привлечь покупателей к этим объектам, которые обычно отличаются хронической убыточностью и отягощены большой социальной инфраструктурой, устаревшим оборудованием и избыточной занятостью. Например, в Венгрии одни и те же энергетические и транспортные компании приходилось выставлять на торги пять-шесть раз.

В числе объектов, которые были выставлены на продажу в эти годы, - электростанции, сети энерго- и газоснабжения  в Венгрии, Польше и Чехии, нефтепромыслы, нефтеперерабатывающие заводы, сети заправочных станций в Румынии  и Болгарии, национальные авиакомпании в Польше и Чехии, машиностроительные предприятия, ранее составлявшие сердцевину индустриального комплекса. Из-за высокой стоимости эти компании и предприятия достаются главным образом иностранному капиталу.

Для некоторых стран, например для Болгарии, характерно стремление продать госпредприятия дешевле, но как можно быстрее. Это объясняется необходимостью срочно пополнить бюджет, а также связано с необходимостью производить крупные платежи по внешнему долгу. По этой же причине Болгария, единственная из стран Восточной Европы, возобновила практику приватизации по «схеме Брэйди» (названной по имени министра финансов США конца 80-х годов), которая предусматривает продажу государственной собственности зарубежным инвесторам и проведение экологических мероприятий международного значения в зачет погашения внешнего долга.

В процессе приватизации государство поощряет формирование крупных промышленно-финансовых структур (аналогичных российским). Такие  структуры возникают, например, в  результате приобретения банком контрольного пакета акций крупного производственного  предприятия. Не смотря на то что подобные объединения финансового и производственного капитала ведут к монополизации рынка, восточноевропейские страны видят в них возможность добиться роста производства за счет экономии на масштабе. В то же время интерес к политике поддержания конкуренции заметно ослаб. Например, в Польше в 1995 г. парламент пересмотрел антимонопольный закон, изменив критерий «монополистического положения», с которого начинается применение санкций к монополисту, с 20 до 40% объема продаж в отрасли. Благодаря этому из сферы действия антимонопольного закона были выведены многие предприятия энергетики, транспорта и телекоммуникаций, то есть тех отраслей, где особенно остро стоит вопрос о реструктуризации и приватизации. В том же году польское правительство объявило о планах объединения государственных предприятий в нефтеперерабатывающей, сталелитейной, фармацевтической и других отраслях.

Органы антимонополистического регулирования в Польше (как и  в других восточноевропейских странах) осуществляют наблюдение за рынком по критерию не столько доли компании в отраслевом производстве или сбыте, сколько «монополистического поведения», то есть значительного завышения цен, снижения качества продукции, незаконного препятствования вступлению новых конкурентов на рынок и т. п. Такой подход соответствует доминирующим в мире тенденциям антимонопольного регулирования.

Приватизация и другие институциональные преобразования в Восточной Европе создали ту среду, которая благоприятствует экономической  активности и помогла быстро преодолеть глубокий кризис.

2 Процесс приватизации и национализации во Франции

 

 

Во Франции, как и  во многих других европейских странах, обширный государственный сектор экономики  образовался после Второй мировой  войны. Однако впоследствии руководство страны не придерживалось единой политики в отношении управления государственной собственностью и ее судьбы вообще. Здесь, по сравнению с другими развитыми странами, наиболее ярко выраженными оказались так называемые волны трансформации собственности. Процессы национализации и приватизации последовательно сменяли друг друга в зависимости от того, кто находился у власти.

Примечательно, что идея передачи государству основных средств  производства существовала во Франции  с давних времен, еще  с конца XIX века. Так, например, национализация телефонных сетей страны была проведена еще в 1889 году. В 1936 году были национализированы Air France и еще четыре авиакомпании. В 1937 было создано Национальное общество железных дорог Франции. Сразу после войны национализировали 4 крупных банка, 2 крупнейшие компании, аэропорт Парижа и компания Renault, а также 35 страховых компаний и 6 угольных бассейнов [5,c.108].

Последняя крупномасштабная национализация состоялась в начале 80-х годов. Были национализированы  крупные коммерческие банки и  много промышленных предприятий. Однако в годы правления президента Франсуа  Миттерана французская экономика уже испытывала трудности из-за высокого государственного участия и большого количества госкомпаний. В связи с чем в президентство Жака Ширака в конце 1990-х гг. начались процессы приватизации государственных предприятий.

Одним из самых распространенных в стране вариантов приватизации стал выкуп компаний ее руководством и сотрудниками. Лишь за первые четыре года осуществления программы приватизации, таким способом были переданы в частные руки около 25% всех компаний с числом сотрудников до 1000 человек.

В 1993 была успешно проведена  приватизация Banque Nationale de Paris и Rhone-Poulenc Group, крупнейшего  французского химико-фармацевтического  концерна. На этом этапе приватизации пока не подверглись государственные  монополии в сфере электроэнергии, газоснабжения и телекоммуникаций.

Оценка  собственности  приватизируемых  предприятий осуществлялась независимыми экспертами под наблюдением представителей государственных органов, профсоюзов и ряда предпринимательских организаций.

Персоналу предприятий  в период приватизации, предоставлялись  значительные льготы в этом процессе: так, например, 5% акций компании продавались  сотрудникам компании по льготной цене, при этом оплату своего пакета можно было растянуть во времени на 2 года, то есть фактически купить кусочек предприятия «в кредит».

Юридической базой этого  этапа приватизации стал закон 1993г., который вобрал в  себя и дополнил основные положения  закона августа 1986г. В нем, как и  в предыдущем законе, был определен  общий список приватизируемых предприятий. Но если программа 1986г. охватывала 65 компаний и была рассчитана на 5 лет, то закон 1993г. предусматривал приватизацию 21 компании, но не устанавливал конкретных сроков завершения этих операций. Упомянутые законы определяли и основные параметры механизма приватизации. Специфическими чертами французского образца приватизации стали сочетание централизованного регулирования с рыночными рычагами, а также использование принципа сегментации предложения акций между различными группами акционеров. Обычно в процессе приватизации акции распределялись следующим образом: иностранным инвесторам – 20%; персоналу – 10%; еще 15-30% - так называемому «стабильному ядру» акционеров – группам предприятий и кредитных учреждений, каждое из которых приобретало от 0,5% до 5% акций приватизируемых компаний с обязательством владеть ими и не перепродавать их в течение определенного минимального срока (обычно 2 года). Наличие таких «твердых ядер» было призвано обеспечить стабильность контроля над управлением приватизированным предприятием и сохранить среднесрочную стратегию его развития, а также защитить от бесконтрольной скупки его акций внешними инвесторами. Остальные активы реализовывались на французском финансовом рынке [5,c. 53].

Информация о работе Управление приватизацией Франции