Типы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:49, реферат

Описание

Исторически первым в отдельных странах возникает рабовладельческое право. Оно рождается вместе с государством и представляет собой возведенную в закон волю, стоящих у власти рабовладельцев, юридически закрепляет рабовладельческую форму частной собственности, эксплуатацию человека человеком. Характерная его черта — открытое закрепление неравенства людей. Это выражалось в том, что рабы рассматривались не как субъекты права, а как его объекты.

Работа состоит из  1 файл

Типы Права.doc1.2.doc

— 141.50 Кб (Скачать документ)

125 
 
 
В становлении англосаксонской правовой семьи выделяют четыре главных этапа:

  1.  
    до 1066 г. (до нормандского завоевания Англии) — отсутст 
    вие общего для всех права; основным источником права являлись 
    местные обычаи, различные для каждого региона;
  2.  
    1066—1485 гг. (от нормандского завоевания Англии до уста 
    новления власти династии Тюдоров) — централизация страны, со 
    здание в противовес местным обычаям общего права для всей стра 
    ны, которое отправляли королевские суды;
  3.  
    1485—1832 гг. — период расцвета общего права и его упадка; 
    нормы общего права стали отставать от реальной действительнос 
    ти: во-первых, общее право было слишком формальным и громозд 
    ким, что снижало его эффективность; во-вторых, дела, которые 
    было сложно либо невозможно решать, опираясь на общее право, 
    стали разрешаться при помощи возникшего «права справедливос 
    ти», которое самостоятельно творил английский лорд-канцлер 
    (представитель короля), исходя из принципов справедливости;
  4.  
    1832 г. — наши дни — судебная реформа 1832 г. в Англии, в 
    результате которой судьи получили возможность по своему усмот 
    рению решать юридические дела, опираясь как на общее право, 
    так и на собственное понимание справедливости (т.е. при рассмот 
    рении дел судьями принимаются во внимание как образцы реше 
    ния подобных дел в прошлом — судебный прецедент, так и мнение 
    судей, основанное на их собственном понимании справедливос 
    ти, — «судьи творят право, право есть то, что говорят о нем 
    судьи»); распространение данной системы на английские колонии, 
    где они прижились с учетом местной специфики.

 

 

 

Семья религиозного права 
 
К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др. 
 
Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

  •  
    главный творец права — Бог, а не общество, государство, поэ 
    тому юридические предписания даны раз и навсегда, в них 
    нужно верить и, соответственно, строго соблюдать;
  •  
    источниками права являются религиозно-нравственные 
    нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, 
    Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в

 
Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;

  •  
    весьма тесное переплетение юридических положений с рели 
    гиозными, философскими и моральными постулатами, а 
    также с местными обычаями, образует в своей совокупности 
    единые правила поведения;
  •  
    особое место в системе источников права занимают труды 
    ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие и толкую 
    щие первоисточники и лежащие в основе конкретных реше 
    ний;
  •  
    отсутствует деление права на частное и публичное;
  •  
    нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вто 
    ричное значение;
  •  
    судебная практика в собственном смысле слова не является 
    источником права.

 
Семья религиозного право во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека, как это имеет место в романо-герман-ской и англосаксонской правовых семьях. 
 
Семья обычного (традиционного) права 
 
К данной семье относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока. 
 
Среди ее признаков можно выделить следующие:

  •  
    доминирующее место в системе источников права занимают 
    обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный ха 
    рактер и передаваемые из поколения в поколение;
  •  
    обычаи и традиции представляют собой синтез юридичес 
    ких, моральных, мифических предписаний, сложившихся 
    естественным путем и признанных государствами;
  •  
    обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь 
    групп или сообществ, а не отдельных индивидов;
  •  
    нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное зна 
    чение, хотя их принимается в последнее время все больше и 
    больше;
  •  
    судебная практика (юридический прецедент) не выступает в 
    качестве основного источника права;
  •  
    судебная власть руководствуется идеей примирения, восста 
    навливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;
  •  
    юридическая доктрина не играет существенной роли в юри 
    дической жизни данных обществ;
  •  
    архаичность многих ее обычаев и традиций.

 

Религио́зное пра́во 

 Одна из исторических  форм права, в системе которого источником постулируется воля божества (Бога), выраженная в священных текстах или преданиях.

Совокупность национальных правовых систем государств мира, где доминирует религиозное право называется религиозной правовой семьёй (или семьёй религиозного права). Термин религиозная правовая семья был введён в науку французским учёным Рене Давидом.

Материальными источниками религиозного права  могут быть непосредственно тексты священных писаний, богословские доктрины, церковные акты, религиозно-правовые обычаи, а также государственные законодательные акты, закрепляющие и систематизирующие религиозно-правовые нормы.

Характерная особенность  религиозного права — персональный, а не территориальный характер его юрисдикции: предписания религиозного права обычно распространяются только на представителей данной религиозной общины; иноверцы изъяты из-под их действия.

В своём чистом виде религиозное право действует  только на территории Ватикана (и то с не большими оговорками). Религиозное право является одной из правовых систем, которое действует наряду с другими в государствах с так называемыми смешанными правовыми системами.

Наиболее развитыми  религиозно-правовыми системами  являются мусульманское право, еврейское право, индусское право, христианское право, состоящее из канонического и церковного права.

Христианское  право делится на две большие  ветви: каноническое (католическое) право и церковное право. Они действуют в западных странах, однако сфера их действия очень ограничена, так как церковь в таких странах отделена от государства. Правила в основном распространяются только на служителей церкви, а также регулируют очень ограниченный круг вопросов личного статуса, например, брак и венчание, погребение, ведение метрических записей.

Каноническое право

Основная статья: Каноническое право

Каноническое  право возникло в странах Западной Европы, официально было оформлено монахом Грацианом в XII веке, позднее развивалось при активном участииРимской курии. На сегодняшний день имеет около 1 миллиарда верующих[источник не указан 57 дней].

Каноническое  право имеет ярко выраженный центр  власти и управления, сосредоточенный  в Ватикане.

Церковное право

Основная статья: Церковное право

Церковное право  действует в некоторых странах Восточной Европы, особенно в России, Украине и Белоруссии. Церковное право имеет своим источником не толькоБиблию и учения Апостолов, но и Византийское право сильно повлиявшего на развитие древнерусского права и государственности.

Церковное право  не имеет единого центра, так как  существуют пять самостоятельных глав (патриархов) православных церквей, каждый из которых претендует на первенство в иерархии, таким образом управление в церковном праве децентрализовано и рассредоточено по пяти центрам.

Мусульманское право


Основные статьи: Шариат, Фикх

Мусульманское право (Шариат) действует в странах Африки и Азии, а также частично в государствах Индийского и Тихого океанов. Оно зародилось в VI веке на аравийском полуострове в результате деятельности пророка Мухаммеда и ведёт своё летоисчисление с 622 года.

Мусульманское право распадается на две огромных ветви: суннитскую и шиитскую. В качестве важнейших форм (источников) мусульманского права выступают: Коран — священная книга ислама, Сунна — традиции, связанные с посланцем Бога, Иджма — «единое соглашение мусульманского общества» и Кияс — суждение по аналогии.

Страны, где  одной из правовых систем является мусульманское право, принадлежат к странам со смешанными правовыми системами. При этом стран, где действует мусульманское право в чистом виде не существует, даже в Саудовской Аравии действуют, хоть и фрагментарно признаки других правовых систем. В разных странах мусульманское право действует с очень разной интенсивностью — от ярко консервативного в странах Аравийского полуострова, до либерального в Турции. В любом случае во всех этих странах мусульманское право выступает так или иначе правовым источником.

Индуистское право


Основная статья: Индуистское право

Индуистское право  возникло в Древней Индии, первоисточники которого восходят к Хараппской цивилизации. Действует на территории ряда штатов и общин современнойИндии и в ряде сопредельных государств Юго-Восточной Азии. Индуистское право имеет очень сложную структуру и иерархию источников.

Иудейское (еврейское) право


Основные статьи: Галаха, Еврейское право

Иудейское (еврейское) право возникло около XV века до н. э.. В иудаизме источниками права выступают Письменная Тора (Танах) и Устный Закон, зафиксированный вМишне и Талмуде. Еврейское право послужило для укрепления еврейских общин и создания древнего еврейского государства. На сегодняшний день еврейское право действует только в Израиле, а также ряде еврейских общин по всему миру, и только очень ограниченно, так как Израиль — светское государство.

 

Буддийское право


Основная статья: Буддизм

Буддийское  право возникло в Индии в VI веке до н. э. в результате учения Будды. На сегодняшний день распространено в Индии и ряде сопредельных стран Юго-Восточной Азии, а также в нескольких странах Дальнего Востока. Буддийское право не существует в чистом виде, оно закреплено в национальных правовых системах некоторых стран в форме некой традиции, и в каждой стране она имеет свои особенности. Верховным наставником для буддистов является Далай-Лама, ныне проживающий в изгнании в Индии

Синтоистское право


Основная статья: Синтоизм

Синтоистское  право действует фрагментарно в  одной стране — Японии. Зачастую сложно выявить его сферу действия, так как в Японии действует и буддизм, постоянно конкурирующий с синтоизмом. Япония к тому же является светским государством. Однако и буддизм и синтоизм оказали влияние на развитие её правовой системы. 

Семья традиционного ( обычного ) права

1. Общее понятие семьи традиционного права.

2. Особенность правовых систем стран традиционного права.

1. Семья традиционного права наиболее архаичная из существующих правовых систем. Главная особенность данной семьи в том, что основным источником права является обычай (традиция).

Подобные правовые системы сохранились в ряде государств Африки; на территории проживания находящихся в догосударственном состоянии племен Южной Америки; Индонезии и Папуа-Новой Гвинеи; на островах Океании.

2. Также к особенностям данной правовой семьи можно отнести следующее:

• неписаный (некодифицированный) характер права;

• основу обычаев составляют моральные, философские, юридические нормы, а также мифология;

•       сосуществование отдельно друг от друга "цивилизованной" правовой системы и традиционной (Индонезия, Бразилия), признание государством за племенами, не интегрированными в государственную жизнь, права творить правосудие, опираясь на свои обычаи;

•       регулирование обычаями, как правило, поведение коллектива, а не отдельного индивидуума;

•       коллективная ответственность группы (племени, семьи) за правонарушение, совершенное ее членом;

•       осуществление правосудия непосредственно потерпевшим либо мудрецами, жрецами, вождями;

•       архаичность многих обычаев;

•       уклон в сторону примирения, а не наказания при незначительных правонарушениях;

• месть при тяжком преступлении ("око за око, зуб за зуб, кровь за кровь").


Информация о работе Типы права