Типы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:49, контрольная работа

Описание

В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество разнообразных типов государств, да и сейчас их немало. В связи с этим, важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией.
Актуальность данной работы заключается в необходимости изучения исторических типов государств, с целью оценить типы государств с современной точки зрения. Изучение данной темы также дает возможность сделать выводы о преимуществах и недостатках каждого из типов государства.

Содержание

1. Введение
2. Понятие типологии государства
3. Характеристика формационного подхода к типологии государства
4. Цивилизационные подходы к типологии государства (типология А. Тойнби, Г.Еллинека, Г. Кельзена, У. Ростоу.)
5. Заключение
6. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсач Лисицкой.doc

— 103.00 Кб (Скачать документ)

Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно - классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство – организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно - экономической формации. Важнейшая функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов.

Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно - экономической формации. Такое государство, согласно марксистский теории, есть оружие классового господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.

Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров.

Социалистический тип  государства возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Социалистическое государство – орудие политической власти трудящихся масс (классов), выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.

Социалистический тип  права – это высший тип правовой системы общества, диаметрально противоположный  всем типам эксплуататорского права. Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся масс, служит классовым регулятором общественных отношений. По мере перехода социалистического общества к высшему, коммунизму, государство и право во всех своих элементах и признаках постепенно перерастают в систему общественного коммунистического самоуправления и социальных норм коммунистического общежития. В марксистском понимании исторический тип государства определяется зависимостью классового содержания государственной и правовой организации общества от типа экономического базиса классового общества. В этой связи вводится понятие переходной государственности.

Переходное  государство – представляет собой государственность, возникающую в результате национально – освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства, капиталистическому или социалистическому. Многоукладность экономики при преобладании примитивных форм собственности (родоплеменной, полуфеодальной, смешанной, капиталистической с элементами общественной собственности) – экономическая основа этих государств. Концепцию переходного государства разработал В. И. Ленин. В контексте развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности перехода отдельных стран к социализму, минуя капиталистическую стадию.

Главной задачей  государства социалистической ориентации считалось создание экономических, социальных, политических, идеологических, культурных предпосылок для перехода к социализму.

Государства капиталистического пути развития по мере формирования производственных отношений должны перейти к буржуазному типу государства. Первопричина смены исторических типов государств считается социально – экономическое развитие общества. Социальная революция уничтожает старую общественную систему и кладет начало господству нового способа производства, новым производственным отношениям, которым соответствует новый тип государственности и права. Смена одного исторического типа государства другим происходит в результате социальной революции. Смена исторических типов государств неизбежно влечет за собой ликвидацию устаревшей государственной машины и создание нового механизма государства, отвечающего новым условиям социально – экономического развития общества. Преемственность между историческими типами государств заключается, главным образом , в использовании структуры, форм и методов организации государственной власти прошлого , которые в своем развитии отражают общечеловеческий прогресс и в меньшей мере зависят от конкретной сущности государства.  
              Наиболее четко черты преемственности прослеживаются основоположниками марксизма – ленинизма в эксплуататорских типах государств, которые роднит их общая эксплуататорская сущность, необходимость установления государственности, позволяющей держать в повиновении подавляющее большинство населения страны. Одновременно подчеркивается, что преемственная связь при смене исторических типов государства и права по - разному проявляется и при переходе от эксплуататорского общества к социализму.

Анализируя  все известные эксплуататорские типы государств, марксистско –  ленинская теория выделяет их следующие  общие признаки:

  1. Все эти государства являются политической надстройкой над такими производственными отношениями  которые базируются на частной собственности и эксплуатации человека человеком .
  2. Они представляют организацию политической власти эксплуататоров, подавляющей большинство населения.
  3. Все эксплуататорские государства стоят над обществом и все более отчуждают себя от него.
  4. По мере возрастания неустойчивости эксплуататорской социально – экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в этих государствах концентрируется в руках все уменьшающейся, незначительной части людей.

В отличие от эксплуататорских государств социалистическое государство представляет собой организацию политической власти трудящихся. Отсюда основные черты государства социалистического типа:

  1. Все государства данного типа базируются на общественной собственности на орудия и средства производства, на отношениях товарищеской взаимопомощи сотрудничества свободных от эксплуатации людей.
  2. Социалистическое государство – это политическая организация подавляющего большинства населения, а по мере преодоления классовых антагонизмов , и всего народа.

Классово –  формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным. Типом государства называется "совокупность государств, развивающихся в рамках одной и той же общественно – экономической формации классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и экономической основы"1

 

Цивилизационные подходы к типологии государства (типология А. Тойнби, Г.Еллинека, Г. Кельзена, У. Ростоу.)

 

Цивилизационный подход представляет собой типологизацию, построенную с учетом многоукладности  экономического базиса, сложности социального  состава каждого периода, культурно - исторических особенностей.

Основу этого подхода  составляют взаимоотношения человека и государственной власти.

Суть цивилизационного подхода состоит в том, что  при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать  не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно - культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, мировоззрения, исторического развития, географического расположения, своеобразие обычаев, традиций и т. д. В совокупности эти факторы образуют понятие культуры, которая служит специфическим способом бытия того или иного народа. Совокупность родственных культур образует цивилизацию.

Замечено, что духовно - культурные факторы способны:

• полностью блокировать  влияние того или иного способа производства;

• частично парализовать его действие;

• прервать поступательное формационное движение;

• усиливать социально - экономическое развитие.

Таким образом, согласно цивилизационному подходу экономические  процессы и факторы цивилизации  тесно взаимодействуют, стимулируя друг друга.

Сложным является вопрос о критериях типологии цивилизаций. Английский историк Арнольд Джон Тойнби в качестве типа цивилизации  называл религию, образ мышления, общность историко - политической судьбы и экономического развития и др. Применяются и другие основания типологизации. Так, используется географический критерий, по которому выделяют южные, северные и средние цивилизации. По основанию отношения церкви, государства и права выделяют следующие типы: теократический, клерикальный, атеистический, светский. Признак самостоятельности позволяет разделять цивилизации на первичные и производные. Имеются и другие основания и, как следствие, тип государства и права. Рассмотрим характерные особенности отдельных типов.

Исторический процесс  привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов.

Выделяют следующие виды цивилизации:

• локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская и др.);

• особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.);

• всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется на основе принципа глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.

Выделяют также первичные  и вторичные цивилизации, государства  которых отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли.

Для государств первичных  цивилизаций характерно то, что они  являются частью базиса, а не только надстройки. Это объясняется ключевой ролью государства в развитии социально – экономической сферы. Государство связано с религией в единый политико - религиозный комплекс. К первичным относят, в частности, древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую цивилизации.

 

Государство вторичной  цивилизации не так всесильно, оно  не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно - религиозный комплекс. К таким цивилизациям относят западноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

Возможна классификация  государств по их отношению к религии. Выделяют светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.

В светском государстве  все виды религиозных организаций  отделены от государства, они не вправе выполнять ни политических, ни юридических  функций, не могут вмешиваться в  дела государства. В свою очередь, государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии. Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если она не нарушает действующее законодательство. Государство не оказывает ни одной из конфессий ни материальной, ни какой - либо иной помощи.

В светских государствах религиозные организации не выполняют  по государственному поручению юридических  функций. Конфессии занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением  религиозных потребностей населения. Церковь не выполняет политических функций и, следовательно, не является элементом политической системы общества. Светское государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если она не нарушает действующее законодательство, однако оно вправе регулировать наиболее важные с точки зрения общего интереса аспекты.

Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство религиозных организаций перед законом.

Промежуточный вариант между светским и теократическим государствами – клерикальное. Особенность данного государства в том, что оно не объединено с церковью, однако церковь через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику. Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений.

Для статуса государственной  религии характерны следующие особенности:

• признание за церковью права собственности на широкий  круг объектов – землю, здания, сооружения, предметы культа и др.;

• получение церковью от государства различных субсидий и материальной помощи, налоговых льгот;

• наделение церкви рядом  юридических полномочий, например, правом регистрировать брак, рождение, смерть и даже регулировать брачно - семейные отношения;

• право церкви иметь свое представительство в государственных органах;

• осуществление церковью контроля в области воспитания, введение религиозной цензуры в печатной продукции, кино, телевидении и т. п.

Клерикальными государствами  в настоящее время являются Великобритания, Дания, Норвегия, Израиль и некоторые другие. Так, в Великобритании представители высшего духовенства заседают в Палате лордов. Церковь занимается регистрацией актов гражданского состояния, иногда – регулирует брачно - семейные отношения. Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания подрастающего поколения и образования, ведет религиозную цензуру печатной продукции. Следует также отметить достаточно сильное экономическое положение церкви: она получает от государства различные субсидии, является крупным собственником, обычно пользуется льготным налогообложением.

Атеистические государства  вытесняют религию как мировоззрение, а церковь – как социальный институт из общественной жизни. Религиозные  организации либо запрещаются, либо ставятся в такие условия, в которых они не могут нормально функционировать. Церковнослужители подвергаются гонениям, у церкви изымается ее имущество, включая храмы и культовые предметы.

Религиозные объединения  не имеют прав юридического лица и  не могут совершать юридически значимых действий. Священнослужители и верующие могут быть репрессированы, запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание религиозной литературы и ее распространение. Свобода совести сводится к свободе пропаганды атеизма.

Информация о работе Типы государства