Типы государств. Понятие и признаки правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 02:36, реферат

Описание

Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Демократ, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества.

Содержание

Введение
1.Классификация типов государства.
2 Понятие и признаки правового государства
3. Практика становления правового государства в России
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Microsoft Office Word (2).docx

— 38.12 Кб (Скачать документ)

Московский  Институт Управления и Права 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

«Типы государств. Понятие и признаки правового  государства». 

 
 
 
 
 
 
 

Выполнила

Студентка 1 курса

Факультета  юриспруденции

Акперова Лейла. 
 
 
 
 
 

2012 год

Содержание

Введение

1.Классификация типов государства.

2 Понятие и  признаки правового государства

3. Практика становления  правового государства в России

Заключение

Список литературы

 

Введение

Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться  уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового  государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Демократ, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства. Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей считалась справедливой государственностью.

“Там, где отсутствует  власть закона, -- писал Аристотель, -- нет места и какой-либо форме  государственного строя”.

Цицерон говорил  о государстве как о “деле  народа”, как о правовом общении  и “общем правопорядке”.

Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние  на становление и развитие более  поздних прогрессивных учений о  правовом государстве.

 

1. Классификация типов государства.

По  отношению к религиозным  организациям

В светском государстве религиозные организации не входят в систему государственной власти. Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерны следующие особенности:

    1) государство  не вмешивается в определение  гражданином своего отношения  к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями  или лицами, их заменяющими, в  соответствии со своими убеждениями  и с учетом права ребенка  на свободу совести и свободу  вероисповедания;

    2) государство  не вмешивается в деятельность  религиозных объединений, если  не нарушается действующее законодательство;

    3) государство  оказывает содействие и поддержку(материальную, финансовую, какую-либо иную помощь) благотворительной деятельности  религиозных организаций, а также  реализации ими общественно значимых  культурно-просветительских программ  и мероприятий;

    4) государство  регулирует предоставление религиозным  организациям налоговых и иных  льгот, оказывает финансовую, материальную  и иную помощь религиозным  организациям в реставрации, содержании  и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории  и культуры, а также в обеспечении  преподавания общеобразовательных  дисциплин в образовательных  учреждениях, созданных религиозными  организациями;

    5) не возлагает  на религиозные объединения выполнение  функций органов государственной  власти, других государственных  органов, государственных учреждений  и органов местного самоуправления;

    6) светскость  государства не влечет за собой  ограничений прав членов религиозных  объединений участвовать наравне  с другими гражданами в управлении  делами государства, выборах в  органы государственной власти  и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других  общественных объединений.

Статус светского  государства конституционно закрепили Российская Федерация, Германия, Франция.

Не  светским считается государство, где та или иная религия имеет статус государственной. Статус государственной религии предполагает делегирование некоторых функций государства религиозным организациям, которые охватывают различные сферы общественных отношений. Для статуса государственной религии характерны следующие особенности:

    1)религиозные  организации получает от государства  различные субсидии регулярное финансирование и материальную помощь, налоговые льготы;

    2) религиозные  организации вправе иметь свое  представительство в государственных  органах;

    3) религиозные  организации осуществляют регистрацию брака, рождение, смерть, юридически признанную государством;

 
К не светским государствам могут быть отнесены
Великобритания, Греция, Норвегия, Швеция, Дания, Испания, Япония, Израиль и др.

Для теократических государств характерны следующие признаки:

    1) государственная  власть принадлежит религиозной  организации, которая имеет статус  государственной религии;

    2) религиозные  правовые нормы составляют основной  источник государственного публичного  законодательства;

    3) глава государства  одновременно является высшим  религиозным деятелем, верховным  священнослужителем, например в  городе-государстве Ватикане. Согласно  Конституции Ирана, государственное  управление страной находится  под контролем Факиха, стоящего выше Президента Исламской Республики Иран. Он же назначает по представлению государственных органов Генерального прокурора, председателя Верховного суда, утверждает в должности президента, объявляет амнистию и т. д. Послания Факиха имеет верховенство среди законов, и ими должны руководствоваться судебные органы.

Теократическими являются Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и др.

В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в частности, в том, что:

    1) атеизм становится  официальной государственной идеологией;

    2) религиозные  организации лишают необходимой  социально-экономической основы — имущества, собственности;

    3) религиозные  организации либо запрещаются,  либо находятся под жестким  контролем государства;

    4) религиозные  объединения не обладают правами  юридического лица и не могут  совершать юридически значимых  действий;

    5) священнослужители  и верующие дискриминируются  и репрессируются;

    6) запрещается  проведение в общественных местах  религиозных обрядов, ритуалов, издание  и распространение религиозной  литературы;

    7) запрещается  распространение веры, свобода совести  по существу сводится к свободе  пропаганды атеизма.

Государствами воинствующего атеизма были Французская  республика,СССР, а также некоторые бывшие социалистические государства, например,Албания.

В зависимости от уровня экономического развития

  • развивающиеся или страны третьего мира (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых то есть развита сырьевая промышленность и т. д.);
  • индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность);
  • постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научно-техническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).

В зависимости от политического  режима

  • демократические государства;
  • авторитарные государства;
  • тоталитарные государства.

Следует добавить, что это не единственная общепризнанная классификация, некоторые авторы «Авторитаризм» выделяют как один из видов «Тоталитаризма»  чаще именуемый «Автократия». Поэтому  выделяется только 2 типа государств: демократические  и антидемократические.

В зависимости от формы  правления государства

  • Монархия, то есть власть одного лица;
  • Республика:
    • Олигархия, то есть власть немногих лиц;
    • Полиархия, то есть власть большинства; другое название — либеральная демократия.
  • Джамахирия.

В зависимости от господствующей идеологии государства

  • идеологизированные;
  • деидеологизированные.

Деидеологизированные (светские) государства — здесь официальная идеология отсутствует. В идеологизированных государствах все функционирование государства определяется господствующей идеологией. В частности, возможность лица участвовать в деятельности государства и т. п. зависит от его взглядов на государственную идеологию. 
В деидеологизированных государствах провозглашается идеологический плюрализм, то есть возможность проповедовать, развивать любую идеологию. Государство может запрещать крайние формы идеологии, например, расистские.
 
 
 

  2. Понятие и признаки правового государства

Правовое государство -- многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало  все новые признаки, наполнялось  новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового  государства с правом. Правовое государство -- это такая форма организации  и деятельности государственной  власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями  на основе норм права. При этом право  играет приоритетную роль лишь в том  случае, если оно выступает мерой  свободы всех и каждого, если действующие  законы реально служат интересам  народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.

В правовом государстве  выделяют как минимум четыре основных признака:

· Разделение властей (каждая из трех существующих в государстве  властей (законодательная, исполнительная и судебная) должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону);

· Верховенство закона (государство и личность в  своих действиях прежде всего  должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушать закон);

· Строгое соблюдение прав и свобод человека (прежде всего  конституционные гарантии того, что  человек является свободным, а его  права -- невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано  защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство);

Информация о работе Типы государств. Понятие и признаки правового государства