Типология современного правопонимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:10, лекция

Описание

С одной стороны подразумевают научную категорию, которая включает в себя общность идей, концепций, взглядов о сущности, смысле, природе права. С другой стороны подразумевают некий волевой мыслительный процесс, который включает в себя познание права, его восприятие и оценку и отношение к нему.
Т.о. правопонимание – интеллектуальная познавательная деятельность, которая включает в себя восприятие, процесс познания и систему интерпретируемых правовых явлений.

Содержание

1.Типология современного правопонимания.
2.Позитивистское правопонимание.
3.Психологическое правопонимание.
4.Естественно-правовое правопонимание.
5.Философское правопонимание.
6.Интегративное правопонимание

Работа состоит из  1 файл

Типология современного правопонимания.doc

— 37.00 Кб (Скачать документ)

Типология современного правопонимания

1.Типология современного  правопонимания.

2.Позитивистское  правопонимание.

3.Психологическое  правопонимание.

4.Естественно-правовое  правопонимание.

5.Философское  правопонимание.

6.Интегративное  правопонимание. 

 

 

 

1.Понимание права – такое состояние сознания, которому открыт смысл и способность выражать обоснованность определенного поведения людей.

С одной стороны подразумевают  научную категорию, которая включает в себя общность идей, концепций, взглядов о сущности, смысле, природе права. С другой стороны подразумевают некий волевой мыслительный процесс, который включает в себя познание права, его восприятие и оценку и отношение к нему.

Т.о. правопонимание – интеллектуальная познавательная деятельность, которая включает в себя восприятие, процесс познания и систему интерпретируемых правовых явлений.

Типология правопонимания – метод  научного юридического познания. По способу  построения подразделяются на виды:

1)эмпирические  

2)теоретические

Вернадским были предложены следующие виды эмпирической:

1)теологическая – сущность права  состоит в божьей воле

2)натуралистическое – сущность  права состоит в естественном  разуме

3)объективно-идеалистическое –  сущность права выводится из  некого духа, сверхчувственного  начала

4)мистическое – сущность права определяется существованием неких духовных сил

5)экономическое – сущность права  зарождается в экономических  отношениях

6)политическое – право зарождается  в политических отношениях

7)социальное – право связано  с социальными процессами, происходящими в обществе

Выделяют классические подходы  к пониманию права:

1)нормативный подход – основа  правил поведения – норма

2)психологический – наряду с  понятием норм права существует  и понятие правосознания

3)социологический – под правом  понимают применение закона, так называемое живое право

4)естественно-правовой подход –  право даруется человеку от  рождения

5)исторический – рассматривается  национальные, культурные, исторические  особенности права

Алексеев предложил теоретическую  типологию, выделял 3 основных подхода к пониманию права:

1)юридическая догматика

2)юридический социологизм

3)теория естественного права 

 

2.Согласно данному типу понимания  право мыслится как государственное  порождение. Сущность позитивистского  подхода в том, что оно не  возникает как результат естественного исторического процесса. Право всегда позитивно, т.е. дано какой-либо силой. В данном случае право отождествляется с законом. Позитивизм выводит формулу закон есть закон не зависимо от его содержания. Отрицательные стороны данного понимания – тот факт, что данная формула может привести к произволу в области правотворчества и в государственном управлении. Также к недостаткам относится трактовка прав человека как конституционных, данных государством и закрепленных в законодательстве. Такой подход помогал государствам не только давать, но и забирать права. Положительным является то, что разработчики разработали учение о правовой норме, виды толкования норм права, понятие субъекта права, верховенство закона.

Позитивизм может быть разделен на несколько групп:

1)государственно-институционный

2)этотический

3)социологический

4)психологический

5)биологический

Этотический рассматривает  право как систему предписаний  государства. Единственной силой государства  является аппарат принуждения.

Социологический позитивизм – существует связь общества и государства. Законодатель не создает права, а лишь его открывает. Согласно данному подходу появились 2 понятия: правовой плюрализм и свобода судейского усмотрения.

Правовой плюрализм –  у государства нет монополии  на права, наравне с номами права  государства может существовать и обычай.

Свобода судейского усмотрения – суд может выйти за рамки  закона, который по мнению суда является не справедливым. 

 

3.Сторонники данной концепции представляют право как некое психическое явление. В разработку внес большой вклад Петражицкий. Он исходил из того, что право и мораль являются психическими феноменами и отличаются лишь по типу эмоций. Выделял 2 типа эмоций:

1)эмоции, направленные на конкретный объект

2)абстрактные эмоции, которые  могут являться стимулом для  различных действий

Петражицкий выделял право  позитивное (официальное) и право  интуитивное, которое определяется психологическим отношением к позитивному  праву. 

 

4.Согласно данному типу право понимается как некое естественное право, данное человеку от рождения. Основа естественного права – справедливость. В данном случае закон не отождествляется с правом. В 17-18 вв. теория естественного права получает развитие в трудах Спинозы, Гоббса, Локка, Вольтера, Монтескье, Руссо, Радищева. В отличии от позитивного права, естественное право представляет собой объективно существующее природное право, оно отражает представление людей о справедливости, свободе.

Особенности:

1)право не сводимо к закону, закон лишь одна из форм его выражения, не всякий закон является выражением права, господствовать должен лишь правовой закон

2)право первично по  отношению к государству

Одним ярким представителем является Ж. Морите. Он участвовал в  разработке Всеобщей декларации прав человека. Источником естественного права по его концепции является бог, который обладает абсолютным суверенитетом, не несет никаких моральных обязанностей. Бог – самый главный принцип естественного права. Морите предложил собственную классификацию прав человека и разделил на 3 вида:

1)фундаментальные права  личности (право на жизнь, право  на личную свободу, на вступление  в брак, право частной собственности,  право на стремление к счастью)

2)политические права  или права гражданина – определяются законодательством страны, но косвенно зависят от естественного права (право народа устанавливать Конституцию, определять форму правления, осуществлять право на активное участие в политике, свобода высказываний и дискуссий, равенство граждан перед законом и судом)

3)социальные права или  права трудящегося (право на  труд, право на объединение в  профсоюзы, право на з/п., на  социальное обеспечение) 

 

5.Философское правопонимание  предназначалось для философов  и законодателей. Философское  понимание носит идеальный     характер, т.е. исходит не из действующего права, а из того, каким оно должно быть. Понятие права – чистое, но направленное на практику право. 

 

6.Интегративное правопонимание – тип правопонимания, который основан на представлениях о праве как о неком едином целом, т.е. представляет собой единство правовых идей. С позиции интегративного подхода все типы правопонимания важны. Этот подход представляет собой платформу для сближения различных концепций правопонимания, позволяет более полно подвергнуть право научному анализу, определить источники, механизмы и закономерности развития права, общества.


Информация о работе Типология современного правопонимания