Теория рациональной бюрократии Макса Вебера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 23:50, творческая работа

Описание

Макс Вебер, крупнейшая фигура в немецкой и мировой гуманитарно-социальной мысли XX в., считал наиболее эффективной формой организации бюрократию. Данный термин он использовал для структуры, в которой доминирует такой тип власти, как рационально-легальный. Занимаясь исследованием типов господства, мыслитель определил для одного из них, именно для рационально-легального, характер рациональности, который выражается в следующем: средства создаются для достижения конкретных целей.

Работа состоит из  1 файл

ЭССЕ.doc

— 56.50 Кб (Скачать документ)

    Федеральное агентство по образованию 

    Государственное Образовательное Учреждение

    Высшего Профессионального Образования 

    «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ» 
 
 

    Кафедра Менеджмента 
 
 
 
 

    ЭССЕ

    по  дисциплине «Теория организации» 

    НА  ТЕМУ: «Теория рациональной бюрократии Макса Вебера» 
 
 
 
 

Выполнила: Руководитель:

Михайлина Н. В. 

студентка 3 курса доцент

направления Менеджмент Вашко Т. А.

группы М (б) 08-6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    КРАСНОЯРСК, 2010 г. 

 

    Макс  Вебер, крупнейшая фигура в немецкой и мировой гуманитарно-социальной мысли XX в., считал наиболее эффективной формой организации бюрократию. Данный термин он использовал для структуры, в которой доминирует такой тип власти, как рационально-легальный. Занимаясь исследованием типов господства, мыслитель определил для одного из них, именно для рационально-легального, характер рациональности, который выражается в следующем: средства создаются для достижения конкретных целей. Отличительной чертой этого типа господства служит наличие системы формальных правил, регулирующих деятельность управленческого персонала. Эти формальные правила могут быть изменены в соответствии с принятыми процедурами. Таким образом, предполагается, что повиноваться следует формальным правилам, а не лицу, обладающему властью. Исходя из всего сказанного, вполне можно иметь представление о сущности структуры с таким типом власти.

    Вебер сформулировал ряд  характеристик идеальной  бюрократии, которые  отражают ее суть:

    • личности, входящие в состав бюрократического правления, должны быть лично свободны, не зависеть от других личностей;
    • бюрократические структуры должны быть полностью «безличны», действовать согласно своему статусу, а не желаниям входящих в них личностей;
    • должно существовать четкое разделение функций между членами бюрократического правления;
    • все члены бюрократического правления должны быть наемными работниками;
    • отбор индивидов в органы бюрократического управления осуществляется согласно их квалификации;
    • людям, занимающим бюрократические должности, выплачивается заработная плата, которая зависит от занимаемого ими уровня в бюрократической иерархии;
    • должность, занимаемая индивидом в организации, рассматривается как единственное или, по крайней мере, главное занятие;
    • бюрократия представляет собой карьерную структуру, в которой продвижение производится по заслугам или по старшинству, независимо от суждения руководителя;
    • деятельность представителей бюрократии основана на четкой служебной дисциплине и подлежит контролю [5].

    Интересен тот факт, что Вебер  уподоблял бюрократию отлаженной машине, в которой каждая деталь (работник) занимает свое место и функционирует при этом максимально точно, быстро и с минимальными потерями. В его концепции эффективность бюрократии выступает ее сущностной характеристикой, а само это понятие приобретает позитивное значение.

    Однако идея Макса Вебера, на мой взгляд, не отражает всей полноты истины. При слове «бюрократия» у меня в памяти возникают не очень приятные картины, связанные с канцелярской волокитой, многочасовыми очередями, длительном заполнением форм и получением справок, постоянным ссыланием на кого-то из «соседнего кабинета». Основываясь на этом, не могу полностью согласиться по поводу того, какое значение несет в себе это понятие. Мнение о том, что бюрократия несет позитивное значение, я разделяю, но, считаю при этом, что только всесторонний анализ может раскрыть сущность этого понятия. И надо признать, что негативные черты здесь все же имеются.

    Бесспорно, существуют позитивные аспекты бюрократической организации, благодаря которым она играет весьма важную роль в современном обществе. К ним можно отнести следующие:

    • Разделение труда, обусловленное правилами или законами. Например, в коммерческой фирме имеется описание обязанностей всех – от директора до продавца.
    • Порядок подчиненности представляет собой иерархию выше- и нижестоящих должностных лиц. В тех же современных коммерческих фирмах существует система вертикальной зависимости (сверху вниз).
    • Публичный офис (канцелярия или “бюро”) – основа бюрократии, где собраны документы, содержащие сведения о деятельности учреждения.
    • Официальная процедура подготовки должностных лиц в организации.
    • Штатные сотрудники.
    • Правила, достаточно общие, устойчивые, регулирующие режим работы. Их нетрудно усвоить, хотя зачастую они весьма детальны.
    • Лояльность каждого работника по отношению к организации, стремление следовать устойчивым правилам [2].

    Всё это вместе взятое делает поведение  сотрудников организации предсказуемым, помогает руководству координировать деятельность работников. А предсказуемость и координация – основные факторы, способствующие повышению эффективности в производительности труда.

    Вместе  с тем, на практике рассматриваемая теория выражается также и в некоторых негативных моментах:

    • Бюрократическая иерархия порождает губительные для управления противоречия между желаемым и действительным в оценке объективной реальности, а, следовательно, и между словом и делом, что в свою очередь является одной из важнейших характеристик бюрократизма в системе общественных отношений.
    • Отдельные чиновники – “винтики” огромной машины управления, объективно не в состоянии осознать цели, задачи и масштабы целого. В этих условиях система может функционировать лишь на основе подробных инструкций, определяющих компетенцию того или иного чиновника. Система инструкций изначально предполагает ограниченность действий чиновника определенными рамками. Отсюда важнейшим проявлением противоречий управления выступает бюрократический консерватизм.
    • Поскольку инструкции создаются на базе прецедента, документы, отражающие прошлый человеческий опыт, становятся для бюрократов единственной универсальной мерой, под которую подгоняются текущие дела. Поэтому, даже ясная, как день, действительность, кажется чиновнику иллюзорной по сравнению с действительностью, засвидетельствованной в актах [1].

    В то же время история  знает и многочисленные примеры, когда форма начинает главенствовать над содержанием деятельности, правила и задачи функционирования подчиняются целям их сохранения и укрепления. Негативные черты бюрократического правления получили название бюрократизма.

    Однако  же общество мирится с бюрократизмом, т.к. бюрократия в сознании миллионов людей отождествляется с “сильной властью”, которая воплощает в себе порядок и централизм. Никто не хочет бессильной власти. Но прежде всего повсеместное распространение бюрократии вызвано тем, что она оказывается более эффективной, чем любая другая форма управления. Все это делает бюрократию совершенно незаменимой в современном обществе.

    Как полагал Вебер, бюрократические организации, в большей или меньшей степени приближающиеся к чистому типу, можно обнаружить в самых различных сферах жизни современного общества: в аппарате государственного управления и в политических партиях, в университетах и больницах, в армии и на крупном капиталистическом предприятии. С этим нельзя не согласиться, можно лишь подчеркнуть, что наибольшее развитие бюрократизация получает в государстве и массовой политической партии.

    Впервые некоторые из признаков бюрократии проявились в системе государственного управления в странах Запада. В настоящее время в Германии сильнейший бюрократический аппарат в мире. Граждане этой страны достигли своего положения серьезным и ответственным отношением. Что касается России – государство всегда господствовало над обществом. Поэтому бюрократия обладала преимуществом по сравнению с другими, даже привилегированными сословиями. Экономические преобразования в значительной степени осуществлялись путем государственного принуждения, причем превыше всего ставились интересы государства, и эти интересы не всегда совпадали с интересами привилегированных сословий. Как следствие, государство подавляет социальную жизнь общества. Проще говоря, государство использует граждан в своих целях, и следит за тем, чтобы граждане не были слишком инициативны, и в большинстве своем были одинаковы. На этой почве формировалась бюрократическая традиция политической мысли и практики: гражданин есть собственность государства. Однако по сравнению с Германией, которую можно назвать образцом рациональной бюрократии, для нашей страны открывается возможность искать и другие пути развития, руководствуясь, конечно же, не только интересами государства, а принимать в расчет и интересы граждан разных социальных слоев, и российский менталитет.

    Таким образом, можно заключить, что выделенные Максом Вебером характерные  черты рациональной бюрократии на практике выражаются как с  позитивной, так и  с негативной стороны. Через нее осуществляется управление в большинстве  современных организаций. Прежде всего, это можно объяснить тем, что бюрократия является наиболее эффективной формой организации, как об этом повествует теория М. Вебера.

 

     Список используемой литературы 

    1. Жукова, В. И. Общая и прикладная политология : учеб. пособие / В. И. Жукова, Б. И. Краснова – изд-во ИНФРА-М, 2002. – 992 с.

    2. Добровольные ассоциации и учреждения тотального типа. Бюрократии (М.Вебер) – 2010. Электронный ресурс: http://gendersoc.ru

    3. Масловский, М. В.Теория бюрократии Макса Вебера и современная политическая социология. Электронный ресурс: http://www.ecsocman.edu.ru/

    4. Третьякова, В. П.  Теория организации  : учеб. пособие / Е.  П. Третьякова. –  М. : КНОРУС, 2009. – 224 с.

    5. Организация, специфика организации как социальной группы. Электронный ресурс: http://www.finteoria.ru

Информация о работе Теория рациональной бюрократии Макса Вебера