Теория применения права в отечественной юриспруденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 11:42, курсовая работа

Описание

Общая теория применения права в отечественной юриспруденции получила значительную научную разработку. В частности, довольно основательно исследованы вопросы понятия и основных признаков правоприменения, его стадий и принципов, акты правоприменительной деятельности, ошибки правоприменения (см.: 1; 2, с. 317-349; 9; 14; 16; 17 и др.) и т. д. Вместе с тем продолжают оставаться дискуссионными и недостаточно исследованными понятие и виды правоприменительных производств, режимов и особенно способов правоприменительной деятельности, что требует, на наш взгляд, специального рассмотрения.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 42.38 Кб (Скачать документ)

Введение.

 

Общая теория применения права в отечественной юриспруденции получила значительную научную разработку. В частности, довольно основательно исследованы вопросы понятия и основных признаков правоприменения, его стадий и принципов, акты правоприменительной деятельности, ошибки правоприменения (см.: 1; 2, с. 317-349; 9; 14; 16; 17 и др.) и т. д. Вместе с тем продолжают оставаться дискуссионными и недостаточно исследованными понятие и виды правоприменительных производств, режимов и особенно способов правоприменительной деятельности, что требует, на наш взгляд, специального рассмотрения.

Понятие «способ применения права», или «способ правоприменения», не вполне устоялось в научной литературе и юридической практике. Чаще всего данное понятие употребляется для подчеркивания отраслевой специфики правоприменительной деятельности: гражданско-правовое, уголовно-правовое, административно-правовое и т. д. правоприменение. Действительно, большинство профилирующих отраслей системы права имеют свои собственные законодательно закрепленные процедуры властной реализации материальноправовых и процессуальных норм, и это позволяет различать, например, гражданско-правовой, уголовно-правовой и административноправовой способы применения права. Однако как только возникает необходимость применения норм конституционного, финансового, налогового и многих иных отраслей права, данный критерий (отраслевой) для выражения внутреннего своеобразия особого способа правоприменительной деятельности перестает работать. Тем более, если вспомнить о правоприменительной деятельности органов исполнительной и контрольно-надзорной власти, которые в пределах своей компетенции

осуществляют властную реализацию норм природоохранительного, жилищного, земельного, трудового, финансового  и прочих отраслей права, то специфика  отраслевых способов правоприменения окончательно утрачивается.

Анализ объективно сложившихся  и признаваемых в науке основных способов правоприменительной деятельности позволяет выделять в качестве таковых  следующие виды: юрисдикционный, исполнительно-распорядительный (исполнительно-разрешительный), контрольно-надзорный и поощрительный (см.: [8, с. 28-29; 14, с. 11; 21, с. 33-35]). Возникает в этой связи вопрос о критериях их выделения или, точнее, об основных признаках, которыми характеризуется способ правоприменения. Думается, что единого и универсального признака, достаточного для формирования особого способа правоприменения, не существует. Способ правоприменения определяется значительным комплексом фактических и юридических обстоятельств, характеризующих в совокупности однородный характер властной организующей деятельности по реализации права определенными субъектами. И.Я. Дюрягин справедливо заметил, что «способы характеризуются своеобразным сочетанием методов и процессуальных средств применения права, обусловленных назначением и компетенцией правоприменяющих органов» [14, с. 12]. Рассмотрение наиболее типичных способов правоприменения позволяет, на наш взгляд, выделить следующие основные признаки своеобразия основных способов:

а) комплексный характер их внутреннего содержания;

б) особый состав субъектов, участвующих в правоприменении;

в) своеобразие юридического процесса и процессуального урегулирования деятельности субъектов;

г) особый характер юридических  фактов, влекущих развитие правоприменительной  деятельности;

д) своеобразие цели и  конечного результата властной реализации права;

е) объективно сложившийся  однородный характер последовательной деятельности субъектов, составляющей внутреннее содержание способа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

 

Каждый объективно сложившийся  способ правоприменения характеризуется сложным комплексным характером своего внутреннего содержания. Это означает, что его структуру составляют обособленные по целям и последовательно совершаемые процессуальные действия и операции, объединяемые относительно самостоятельными правоприменительными производствами. Так, в рамках юрисдикционного способа выделяются производства по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских и административных дел, которые, в свою очередь, внутренне ориентированы и подразделяются на учитывание процессуального своеобразия рассмотрения определенных категорий правонарушений, споров, установление фактов и т. д. Существование контрольно-надзорного способа правоприменения, в свою очередь, объясняется наличием значительного числа органов, призванных осуществлять контроль и надзор за правильностью, эффективностью и законностью в деятельности подведомственных им организаций и граждан. И, как отмечают специалисты этой проблемы, в правоприменительной деятельности контрольно-надзорных органов просматриваются основанные на единстве целей комплексы правоприменительных производств принципов и режимов (см.: [6, с. 156-217]), дающие основание говорить о своеобразии особого способа применения права. Комплексный характер способов правоприменения позволяет теоретически обобщить управленческую деятельность многочисленных и разнообразных органов государства и унифицировать приемы и средства практического осуществления своих функций, что является необходимым условием совершенствования деятельности механизма государства. С другой стороны, как это верно отметил В.М. Горшенев, существование комплекса

процедурных и функциональных правоприменительных производств  является отражением объективной потребности  специализации юридической деятельности и необходимости совершенствования  профессиональной юридической работы (см.: [13, с. 196-200]).

Правоприменительное производство в качестве основного элемента внутреннего содержания способа применения права представляет собой обусловленную единством цели качественно однородную группу процессуально-процедурных действий по властной реализации каких-либо качественно своеобразных материальных правовых норм. Это целенаправленная и ориентированная на конечный юридический результат процессуально урегулированная деятельность, обусловленная потребностями профессиональной специализации труда, соображениями о повышении эффективности правового регулирования. Такое значение, например, имеют: исковое производство в гражданском процессе, производства по делам несовершеннолетних и по применению мер медицинского характера в уголовном судопроизводстве, рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере административного права и т. д.

Комплексный характер основных способов правоприменения основывается также на своеобразии складывающихся в процессе юридической деятельности процессуальных режимов. Каждое правоприменительное производство имеет свой особый режим процессуального оформления прав и обязанностей сторон. Режим создает, таким образом, своеобразную процессуальную атмосферу право-реализации, характеризующуюся степенью или уровнем свободы выражения и осуществления субъективной воли участников процесса. Это особый внутренний настрой правового регулирования, выражающийся в сочетании правовых средств, дозволений, запретов, а также позитивных обязываний, создающих своеобразие правоприменительного производ-ства(см.: [3, с. 170]). Режимы правоприменительных производств основываются на определенных доминирующих идеях создания особой атмосферы деятельности и учитыва-ния своеобразия правового положения субъектов либо достижения конкретной цели деятельности и могут классифицироваться по различ-

ным критериям. В частности, можно различать: отраслевые и межотраслевые, упрощенные и усложненные, особые и иные режимы правоприменения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

 

Каждый основной способ правоприменения характеризуется особым составом субъектов и иных участников правоприменительной деятельности. Так, в классическом юрисдикционном производстве наблюдается преимущество судебных органов, рассматривающих гражданские споры, уголовные и административные правонарушения в соответствии со своей компетенцией. Соответственно, исполнительно-распорядительное правоприменение отличается от иных способов определяющей ролью органов исполнительной власти всех уровней механизма государства, которые в пределах своей компетенции выносят индивидуальные управленческие решения по своей инициативе, жалобам или заявлениям граждан и организаций. Результатом этого является правоконстатация, правонаделение, правопризнание, правопрекращение и иные юридические последствия. Особым своеобразием субъектов, выражающимся в их многообразии, характеризуется контрольно-надзорное правоприменение. В современной России принято выделять такие формы государственного контроля, как президентский, парламентский, Уполномоченного по правам человека, исполнительной власти, судебный, финансовый виды контроля, а также в качестве надзорных органов выделяются органы прокуратуры (см.: [7, с. 13-15]). В зависимости от компетенции контрольно-надзорных органов их правоприменительная деятельность может иметь как внутриведомственный характер, так и служить основанием для передачи юридического дела в иные, в частности судебные, органы. И это позволяет говорить о том, что контрольно-надзорное правоприменение может перерастать в юрисдикционное или исполнительно-распорядительное. Что же относится к поощрительному способу правоприменения, то можно заметить, что субъектами подобной властной распорядительной деятельности могут выступать в пределах своей компетенции все органы государства, должностные лица и руководящие органы общественных объединений, наделенные правом поощрения своих работников или служащих, а так-

же граждан за их полезную, превосходящую обычные результаты деятельность.

 

 

 

 

 

 

Глава 3.

 

Каждый способ правоприменения характеризуется своеобразием юридического процесса и процессуального урегулирования властной деятельности субъектов. Понятие юридического процесса для характеристики правоприменительной деятельности является ключевым. Данная теоретическая конструкция включает в себя правоприменительные производства, процессуальные режимы, принципы и стадии в которых выражаются однородной по своему содержанию деятельностью по применению правовых норм. В науке принято выделять такие виды юридического процесса, как правотворческий, учредительный, праворазъяснительный и т. д. (см.: [4, с. 4675; 9, с. 50; 12]). Правоприменительный процесс является наиболее разработанным в науке, но и он нуждается в исследовании с позиций унификации и дифференциации (специализации) своего содержания. В этой связи в теоретической конструкции правоприменительного процесса следует выделять и различать понятия: способ правоприменения, процессуальную форму и процедуру правоприменительной деятельности.

Способ правоприменения выражает организационные особенности деятельности компетентных субъектов по властной реализации норм права. Он производен от компетенции специально созданных для этого субъектов и юридически закрепленных за ними правомочий в сфере правоприменительной работы. Его юридические параметры определяются нормами материального и процессуального права, закрепляющими правовой статус субъектов и процедуру их деятельности. Возникающие в процессе осуществления данными субъектами своих функций правовые отношения, преимущественно процессуального характера, выражают организационные особенности правоприменения и составляют основания и специфику того или иного способа правоприменения. Следовательно, организационные возможности и особенности деятельности властных субъектов по рассмотрению и разрешению индивидуальных юридических дел, выражающиеся в системе типично однородных правовых отношений, образуют своеобразные способы правоприменения. Все

организаторы деятельности по применению права (следователи, судьи, дознаватели, контролеры, инспекторы и  т. д.) используют особые методы, средства, приемы, решения правоприменительных  задач в рамках типично складывающихся в каждом способе правовых отношений.

Наряду с организационными особенностями способ правоприменения существенно характеризуется процессуальной формой своего осуществления. С точки зрения общей теории права под процессуальной формой следует понимать «единство совокупности необходимых, однородных требований, предъявляемых к действиям (деятельности) участников процесса и нацеленных на оптимизацию достижения конкретного материально-правового результата» [11, с. 10]. Назначение процессуальной формы состоит в том, чтобы закрепить специфику правового регулирования процессуальной деятельности, основных требований, предъявляемых к порядку и процедуре ее осуществления, оформления и закрепления в процессуальных актах (см.: [10, с. 64]). Это означает, что каждый способ правоприменения основывается на своеобразии внутренне единых процессуальных требований и действий по достижению конечного материального результата. Процессуальная форма внешне дифференцирует и внутренне унифицирует основные способы правоприменения. Именно в этом смысле принято говорить о применении права в форме уголовного судопроизводства, гражданского, административного как наиболее типичных формах процессуальной деятельности. Результатом использования той или иной процессуальной формы в правоприменительной деятельности является объективно складывающийся порядок осуществления субъектами субъективных прав и юридических обязанностей, выражающийся в понятии процедуры. Она акцентирует внимание на процессуальной последовательности правоприменительной деятельности, результатом которой является установленный нормами права порядок выполнения действий и операций по властной реализации права. Процедура в качестве особого понятия иногда употребляется как тождественная юридическому процессу и выражающая его внутреннюю организационную

сторону либо в качестве родового понятия, включающего в  себя процессы правотворчества и  юрисдикционной деятельности (см.: [18, с. 29-31]). Это последнее мнение, высказанное В.Н. Протасовым, ведет к признанию существования как процессуальных, так материальных процедур и усложняет и без этого достаточно сложную теорию юридической деятельности. Поэтому применительно к теории способов правоприменения целесообразно исходить из понимания процедуры как упорядоченного нормами процессуального права процесса осуществления прав и обязанностей участниками правоприменительных отношений. И в этой связи каждый способ правоприменения характеризуется наличием собственных процедур по властной реализации права, выражающихся в своеобразии процессуальных требований и возникающих на их основе отношений. Процедуры, следовательно, всегда являются процессуальными в том смысле, что они устанавливают своими требованиями необходимый порядок юридически значимой деятельности субъектов в рамках определенных правоприменительных производств, регламентируя тем самым последовательность действий, ведущих к промежуточным и конечным целям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4.

 

Для характеристики отдельных  способов правоприменительной деятельности важное значение имеют юридические факты, влекущие возникновение и развитие правоприменительных отношений. Они изначально предопределяют общую юридическую природу и содержание конкретного способа правоприменения. В научной литературе подчеркивается, что правоприменительные отношения, возникнув на основе материально-правовых норм, по своему содержанию и функциональной направленности имеют процедурно-процессуальный характер, определяемый своеобразием юридических фактов. При этом сами юридические факты отличаются тем, что:

а) имеют сложный юридический  состав; б) охватывают или включают в себя соответствующие материально-правовые отношения;

в) выглядят в виде действия или события;

г) могут проявляться в  виде юридических состояний; д) особой их формой могут быть процессуальные акты - документы (см.: [20, с. 108]). Данный перечень особенностей про-

цессуальных юридических фактов можно дополнить указанием на то, что они могут служить основанием для выделения особых видов правоприменительных способов. Так, например, юрисдикционный способ можно разделить на правоохранительный и исковой в зависимости от обстоятельств, влекущих их возникновение. В правоохранительном правоприменении таким основанием является факт совершенного правонарушения, а в исковом - волеизъявление заинтересованных субъектов, обратившихся с заявлением в судебный орган.

Информация о работе Теория применения права в отечественной юриспруденции