Теория прав человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:07, курсовая работа

Описание

Цель – ознакомление с теоретическим курсом «Права человека в России»
Задачи курсовой работы: 1) раскрыть понятия прав человека;
2) определить классификацию прав человека;
3) рассмотреть механизм защиты прав человека.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

                                                         Введение

          Кто и как определяет права и свободы личности и определяет их границы? Где кончается их правомерное ограничение и начинается ущемление?

          Проблема взаимоотношений государства и личности будоражила умы сотням поколений. Уже античные философы излагают идеи, теории, концепции различных правовых явлений: Аристотель – о власти закона как сочетании силы и права; Демокрит – о соотношении естественного и волеустановленного права; римские юристы – о равенстве людей по естественному праву; Н. Макиавелли видел цель государства в обеспечении безопасности для каждого; Д. Дидро – обеспечение неотъемлемых прав граждан и их счастья; Б. Спиноза связывает государство правом, что бы обеспечить действительные права и свободы человека. В государстве Дж. Локка верховенствует закон, соответствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида. Публичное право И. Канта – это право народа требовать своего участия в установлении право порядка путем принятия конституции. Человек, по Канту – не только природное существо, но и моральное. В качестве морального существа человек способен сам себя определять, следуя закону, данному собственным разумом. Кант был одним из самых значительных в Новое время защитников идеи не прикосновенности личного достоинства человека.

          Одним из первых теоретиков естественного права, права в отечественной политико-правовой мысли был А.П. Куницын. Он утверждал обусловленность свободы человека в естественном и гражданском состояниях разумным началом его природы, подчинением человека законам собственного разума.

          Правовед, историк, политический и общественный деятель России  второй половины XIX века Б.Н. Чичерин считал, что перспективы развития российского общества сопряжены с утверждением свободы, должны формироваться под влиянием убеждения, разумного осознание закона, знания человеком границ предоставленной ему свободы. Чичерин поднимал вечный вопрос о взаимоотношении большинства и меньшинства в народном представительстве. Основаниями конституционного и общественного порядка видел общую свободу, обеспечении всех прав, взаимные уступки и соглашения, уважение к закону, связанное сознанием своего и чужого права. Главной гарантией свободы может служить только независимый суд. Среди приоритетных личных прав и свобод Чичерин называл: признание неприкосновенности лица в физическом и духовном смыслах; свободу совести как основу человеческого достоинства; право союзов; право защиты чести; право действовать по своему усмотрению, не нарушая чужого права и общих постановлений; право распоряжаться своей собственностью.

          В правовом государстве, по мнению другого российского правоведа Б.А. Кистяковского, возникает проблема примирения интересов государства и личности, создание таких принципов организации, которые бы позволили разграничить сферы самостоятельной деятельности государства и личности. При этом основанием для разграничения должны быть гражданские права и общественные свободы, неотъемлемые у граждан иначе, как по суду. Принцип взаимодействия государства и общества в правовом государстве должен выражаться, в понимании Кистяковского, в единении власти с народом, общности их целей, задач и интересов.

          Освобождение личности от поглощения ее обществом явилось ведущем элементом правового идеала И.А. Покровского. Это освобождение могло быть достигнуто благодаря признанию личности самостоятельной силы в обществе и государстве. Прогресс личности как субъекта прав ведет к появлению новых потребностей человека – в праве на индивидуальность и достойное существование. Так же Покровский отмечал потребность человека в охране тех или иных его прав: в охране жизни, телесной неприкосновенности, свободы, других природных прав человека; в охране прав на тайну переписки, собственного изображения, т.е. прав на утверждение индивидуальности; права личности на судебную защиту своих прав и свобод и права на возмещение убытков; появляется идея об охране права на достойное существование.

         Из вышесказанного видна историческая преемственность представлений о правах человека. Современная постановка вопроса о правах человека опирается на богатый предшествующий опыт человечества, прежде всего в области правовых форм организации общественной и государственной жизни людей. Можно сказать, что степень и характер развитости прав человека определяются уровнем развития права в соответствующем обществе. Право вообще и права человека – это «явление принципиально одного порядка и одного типа».1 

          История прав человека свидетельствует о том, что представления о прирожденных и неотчуждаемых правах человека лежат в основе и современных положений о правах человека и гражданина современных концепций о правовом статусе личности, о господстве права и верховенстве закона, о правовом государстве.

          По мнению доктора политических наук С.И. Глушковой многовековой путь России к праву еще не завершился, что требует постоянного поддержания духа законности, верховенство права, разработки и реализации правовой политики, способной противостоять атавизмом тоталитарного режима. К ним она относит многоликое насилие над личностью, которое находит выражение в государственном и международном терроризме; «домашнем» насилии.2

          Предметом данной курсовой работы являются права человека.

          Цель – ознакомление с теоретическим курсом «Права человека в России» 

          Задачи курсовой работы: 1) раскрыть понятия прав человека;

                                                 2) определить классификацию прав человека;

                                                 3) рассмотреть механизм защиты  прав человека. 

 

                                 ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

          1.1. Понятие прав человека.

          На сегодняшний день в истории юридической мысли имеются два известных подхода к пониманию природы и сущности, прав человека – позитивистский и естественно-правовой.

          Представители первого подхода исходят из того, что правами человека являются лишь признанные и гарантированные государством, а значит, фактически производные от него права и свободы. Права человека сводятся к нормативно закрепленным в праве возможностям, признаваемым и обеспечиваемым государством.

          Сторонники второго подхода берут за основу идею неотчуждаемости основных прав человека, их естественного характера. Права человека рассматриваются как прирожденные свойства, существующие независимо от их признания государством.

          По мнению В.Л. Казакова понятие «Права человека» до сих пор не получила единой трактовки.3

          Права человека – принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть права называют свободами) или получать определенные блага (это – собственно права).4

          Права человека – нормативная норма взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов на основе сочетания свободы индивида со свободой других людей, с нормальным функционированием общества и государства.5

         Основополагающее идея прав человека – это уважение к достоинству личности, признание ее высшей ценностью, более значимой, чем какие-либо иные, в том числе и материальные блага.

          В наши дни для большинства для большинства стран права человека являются неотъемлемым и высшей ценностью , признанной мировым сообществом. Сам термин «права человека» употребляются как в широком, так и в узком смыслах.

          В узком значении – это только те права, которые не предоставляются, а лишь охраняются и гарантируются государством, действуют независимо от их конституционного закрепления и государственных границ. К ним относятся равенство всех людей перед законом, право на жизнь и телесную неприкосновенность, уважение человеческого достоинства, свобода от произвольного, незаконного ареста или задержания, свобода веры и совести, право родителей на воспитание людей, право на сопротивление угнетателям и др.

          В широком значении права человека включают весь обширный комплекс прав и свобод личности, их различные виды.       

          1.2.Методологические аспекты развития.

          Большинство дискуссий, проводимых сегодня по поводу прав человека, вызвано тем, что авторы придерживаются не только разных политико-правовых взглядов, но и основываются на различных методологических подходах при объяснении прав.

          В настоящее время юридическая наука оперирует, по крайней мере, тремя теориями: классической, неклассической и постнеклассической. Описание и выводы каждой из различаются и в чем-то даже противоречат друг другу.

          Каждая теория возникла на определенном историческом этапе. Классическая теория зародилась в XVII – XVIII вв. в рамках философско-правовой доктрины Запада. В это время шло осмысление процессов индустриализации и модернизации общества, была востребована в силу становления капиталистических отношений самостоятельная личность и индивид-собственник.

          Неклассическая теория возникла в начале XX в. в результате процессов социализации и коллективизации общественных отношений и поставила проблему прав человека – в качестве общественной задачи, ввела в его состав новый класс прав – права, порождаемые совместными действиями ряда субъектов (социально-экономические права).

          В последней трети XX в. под давлением кризиса техногенной цивилизации, а также процессов глобализации, начала складываться постнеклассическая теория прав человека, основу которой образует методология целостности. Она демонстрирует черты комплектности, синтетичности.

          Сегодня все три теории прав человека сосуществуют рядом, продолжают свое развитие.

          Классическая теория. Тесно связывается с идеями индивидуализма, либерализма, естественно-правовых воззрений.

          Как исторически первая, классическая теория, дала толчок к формированию личности как производителя и потребителя техногенных ценностей. Классическая теория описывает права как принадлежащие человеку-индивиду, который имеет самостоятельное, помимо общества, существование. Права подключаются к формированию особых качеств личности – ее особенности, надежды на себя, увлеченности успехами, права пытаются «вытащить»6 индивида из массы, раскрепостить его самостоятельность и уникальность, самосознание и ответственность.

        В рамках классической теории права человека предполагаются естественными, неотчуждаемыми и священными, они существуют объективно как следствие факта рождения человека.

          Считается, что законодательное закрепление прав создает систему гарантий и обеспечивает их «беспрепятственное действие»7, что позволяет говорить о становлении гражданского общества, в котором государственная власть вынуждена упорядочивать свои отношения с гражданами на правовой основе. Классическая теория ограничивает масштаб действия прав отношениями государственной власти и индивида и не распространяет их на социальные связи индивида с другими властвующими субъектами, что позволяет оградить жизненное пространство людей от внешнего вмешательства и принуждения со стороны государственных структур.

          Недостаток классической теории в том, что права человека противопоставляются только государству. Но на «социальной арене»8 есть и другие властные субъекты, проявления которых могут быть опасны для человека, его жизни, свободы и прав. Лидируют в этом списке террористические группировки, опасны также родители, злоупотребляющие своими правами в отношении детей, врачи, использующие непроверенные лекарства и т.п.

          Классическая теория принижает духовную составляющую в правах человека, возвышая первейшее право – право частной собственности.

          Альтернативное, неклассическое представление о правах человека появились под влиянием процессов социализации, нараставших в обществе на рубеже XIX-XX вв. Классический подход, связанный с утверждением свободной и сильной личности, был подвергнут критике, ибо пользование свободой зависело от достатка материальных средств. Общество потребовало, чтобы государство взяло на себя часть социальных функций и оказало услуги социально незащищенным слоям населения. В результате гражданские и политические права стали способом защиты индивида от произвола государства, а социально-экономические – средством получения помощи от государства. Если гражданские и политические права связывались и требованием условий свободной самореализации личности, то социально-экономические права отождествлялись с возможностями индивида обладать социальными благами, которые могли обеспечить ему достойное существование.

Информация о работе Теория прав человека