Теории возникновения и происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:47, курсовая работа

Описание

Происхождение государства в современной отечественной теории государства и права относится к числу основных и в то же время достаточно дискуссионных тем. Она посвящена вопросам возникновения государства и позволяет узнать, когда и в силу каких причин появляются государство и возникает ли оно одновременно с человеческим обществом или же только на определенной ступени его исторического развития.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА.doc

— 278.00 Кб (Скачать документ)


 

Введение.

 

     Происхождение государства в современной отечественной теории государства и права относится к числу основных и в то же время достаточно дискуссионных тем. Она посвящена вопросам возникновения государства и позволяет узнать, когда и в силу каких причин появляются государство  и возникает ли оно одновременно с человеческим обществом или же только на определенной ступени его исторического развития.

     Уяснение этого вопроса необходимо в связи с тем, что ни в мировой, ни в отечественной юриспруденции не существует единообразных взглядов на происхождение государства и права.

     Наряду с главной причиной возникновения права и государства (появление частной собственности) и главной закономерностью (раскол общества на классы) в разных странах и регионах, у разных народов действовали самые разнообразные факторы и условия (основные из них - территориальные, климатические и демографические), так или иначе оказывавшие влияние - ускорявшие и замедлявшие процесс образования права и государства.

     Понятие актуальности исследуемой проблемы предполагает собой ее злободневность, насущность именно в настоящий момент времени. Актуальность проблемы не может существовать в прошедшем или будущем времени, так как проблема либо уже получила свое решение (прошедшее время), либо проблема еще не возникла (будущее время).

     Актуальность выбранной темы вызвана, прежде всего, тем, что обобщение теорий происхождения государства позволяет четче определять все свойственные ему функции - основные направления его деятельности, точнее установить место и роль в жизни общества и политической системы.

     Что такое государство сегодня? Ответить на этот вопрос и просто и сложно  одновременно, так как, с одной стороны, государство – это объективная реальность в которой мы живем, с которой ежедневно связаны и которая, нравится нам это или нет, заставляет с собой считаться и диктует нам законы, по которым мы живем. Но с другой стороны, государство не есть материальная субстанция, с философской точки зрения, а продукт человеческого сознания и деятельности. В этом заключается дуалистический характер государства, проявляющийся в зависимости гражданина от государства и государства от его граждан.  Государство есть социальный институт, регулирующий внутригосударственные отношения на основе государственного права и отношения с другими государствами на основе международного права.

     Трудно сегодня представить человека живущего вне государства, но представить себе государство, функционирующее отдельно от граждан, невозможно. Государство и право выступают как определенное выражение гражданской общности, приобретая при этом ту, или иную степень относительной самостоятельности. Они начинают функционировать, во многом подчиняясь своей внутренней закономерности развития. Каждая страна, имея свой набор, свое сочетание предпосылок исторического развития, формирует неповторимый, индивидуальный образ национальной государственности. Общие же закономерности развития государства и права в каждой стране проявляются неоднозначно.

     Любое государство – это динамическая система с более или менее сложной иерархической структурой, с большей или меньшей степенью стабильности, зависящей от целого ряда как внутренних, так и внешних причин.

     На протяжении всей истории человечества государства возникали, разрушались, и на их месте возникали новые государства, что показывает необходимость существования государства как такового, независимо от формы или типа государственного устройства.

     Современная эпоха не является исключением. Мы живем во время политической нестабильности и становимся  свидетелями событий, которые изменяют политическую карту мира, наблюдая как процессы интеграции, направленные на объединение различных национальных государств, так и обратные процессы, приводящие к расколу государственных образований казавшихся незыблемыми. Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Она лишь новая, важная веха в истории, она есть новейшая история. Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, подчас противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее и дает нам возможность увидеть перспективу и войти в будущее с учетом исторического опыта. Таким образом, чтобы понять современное государство и уж тем более прогнозировать возможные будущие события,  нужно знать как оно возникло, какие основные этапы прошло в своем развитии, какие причины влияли на образование, становление, развитие, изменение его основных форм и содержания.

     Мыслители прошлых времен и современные исследователи по-разному определяют момент возникновения государства и права, по-разному объясняют причины их возникновения. Существует достаточно много теорий происхождения государства и права.

     Видимо, нет смысла рассматривать те точки зрения, которые исходят из непознаваемости путей возникновения и сущности государства и права, а также концепции, отождествляющие государство и общество, полагающие, что государство и право - явления вечные, присущие любому социуму, поскольку возникают вместе с ним. Рассмотрим теории, которые различают государство и общество, и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.

     Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из теорий отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс, или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.

     Объектом исследования данной работы являются теории происхождения государства, предметом – выделение сходств и различий восточного и западного направлений происхождения теорий государства, выявление общих закономерностей в различных теориях относительно происхождения государства, а также определение причин и основ возникновения государства.

      Целью данной работы является обобщение теорий государства и права и их всесторонний анализ, выделение различных направлений в эволюции науки теории государства и права, закономерностей и форм возникновения государства.

      Цель работы предполагает постановку и решение следующего круга задач:

- выделить причины и основы происхождения государства,

- рассмотреть социальные взаимоотношения в рамках первобытного общества,

- указать сходства и различия восточного и западного направлений эволюции государства,

- рассмотреть основные теории возникновения государства и права, их роль в системе развития государства.

- обобщить общие закономерности возникновения государства и права.

Базой написания работы послужили учебные пособия по данной проблематике, статьи периодических изданий.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Методологические подходы к проблеме происхождения государства.

 

     В философских, политических и юридических науках существует множество определений государства. Однако при всем их многообразии существует единство мнений о том, что государство есть одна из форм человеческого общежития, один из видов общественных союзов. Исторически известны различные формы социальной организации жизни людей: семья, род, племя, союз племен, община, селение, город-государство и, наконец, государство в его современном виде. Кроме того, весьма разнообразны виды общественных соединений на основе религиозных, политических, экономических и культурных связей. Особое место в социальной организации общества занимает государство, которое на определенной ступени общественного развития становится всеобъемлющей, универсальной организацией общественной жизни. Все остальные общественные образования в большей или меньшей степени поглощаются государством и в значительной степени зависят от него. Когда, где и в силу каких причин, появилось государство? Ответы на эти вопросы содержатся в многочисленных теориях происхождения государства: теологической, патриархальной, договорной, органической, историко-материалистической, теории насилия и др.

     Многообразие учений о происхождении государства объясняется следующими причинами. Во-первых, различными методологическими подходами к исследованию данной темы. Во-вторых, сложностью и многовариантностью самого процесса образования государства. В-третьих, уровнем развития естественных и социальных наук, которые дают материал для анализа и обобщения (история, социология, антропология, этнография, социальная психология и др.). Кроме того, разнополярность мнений по вопросу происхождения государства вызвана многими субъективными факторами (идеологическими установками, конъюнктурными соображениями и т.д.).

      Изучение генезиса любого социального института позволяет лучше понять его прошлое, настоящее и с высоты определенных знаний обозреть будущее. Сказанное в полной мере относится и к такому политическому феномену, как государство. Где искать истоки современной государственности? Одни отвечают – в материальных условиях жизни, другие в божественной воле, третьи – в общественном договоре, четвертые – в естественной эволюции общественных отношений, пятые – в насилии и т.д. Одно только перечисление концепций происхождения государства с достаточной определенностью показывает, что этот вопрос остается и по сегодняшний день весьма запутанным и нерешенным.

      В последние годы появилось много учебников, в которых рассматривается данная тема. Однако в большинстве из них многообразным и различным взглядам на происхождение государства посвящено несколько страниц или даже строк, а основное внимание уделено историко-материалистической концепции в ее ортодоксальном или модернизированном изложении. Главный недостаток такой позиции не в том, что тот или иной автор отдает предпочтение какой-либо доктрине, а в том, что субъективный взгляд на проблему выдается за истину. Создается иллюзия, что наряду с ошибочными теориями существует научно доказанная теория происхождения государства. Вместе с тем лишь взятые в совокупности концепции происхождения государства дают представления о сложном процессе зарождения государства как социального института.

     Множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства, можно с некоторой долей условности разбить на три группы. К первой относятся те, которые отвечают на такие вопросы: когда, где, в силу каких причин появилось государство как особая форма политической организации (патриархальная, историко-материалистическая). При этом с методологической точки зрения предполагается, что первоначально существовало первобытное общество в форме семейной общины или родового строя, которые на определенном этапе исторического развития трансформировались в государственную организацию.

     Ко второй группе относятся теории, которые по своей сути представляют собой идеологическое обоснование правомерности государства и государственной власти (теологическая, договорная). Для сторонников подобного рода концепций не столь важно, какое было догосударственное состояние общества. Главная задача состоит в том, чтобы определить первооснову государственной власти, обосновать ее легитимность и ответить на вопрос, почему нужно повиноваться государственной власти. Как отмечал известный российский правовед Г.Ф.Шершеневич, «не то важно, каково было в действительности государство, а как найти такое происхождение, которое способно было бы оправдать заранее предвзятый вывод». [1]

      К третьей группе относятся теории, которые рассматривают способы и формы возникновения государства (афинская, римская, древневосточная, образование государственности у славянских народов и др.). В данном случае теоретическая проблема происхождения государства переносится в плоскость науки истории государства и права.

      Поэтому с методологической точки зрения необходимо строго различать процесс первоначального возникновения государства как нового социального института в жизни общества и процесс становления государственности у тех или иных народов. В первом случае мы получаем ответ на вопрос, каким образом в недрах общества зародилось государство. Во втором случае проблема ставится иначе: каким образом в настоящее время, когда почти все человечество живет в государственном состоянии, возможны новые государственные образования. Таким образом, проблему генезиса государства нельзя подменять проблемой образования новых государств. Причины появления конкретных государств могут быть различны, причина же возникновения государства как нового общественного явления должна быть общая и именно к отысканию этой общей причины сводится теория происхождения государства.

      Таким образом, с методологической точки зрения следует четко различать теории происхождения государства и теории государства, объясняющие его сущность.

      Разнообразие теорий происхождения государства обусловлено, прежде всего, различными методологическими подходами к изучению государства. В ХVII и ХVШ вв. господствовало механистическое воззрение на природу общества и государства, согласно которому государство считалось продуктом сознательной деятельности человека. Государство рассматривалось как особого рода механизм, созданный людьми для того, чтобы с его помощью осуществлять свои жизненные цели. Подобно тому, как механик сооружает машину, которая должна облегчить труд человека, так и люди, убедившись в неудобстве догосударственного состояния, заключают между собой общественный договор, при помощи которого подчиняются общей власти и устанавливают разумный порядок общежития.

Информация о работе Теории возникновения и происхождения государства