Теории происхождения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 08:36, курсовая работа

Описание

Объектом исследования данной работы являются теории происхождения государства и права.

Предмет- анализ происхождения теорий государства и права, а также определение причин и основ возникновения государства.

Целью данной работы — выявить особенность происхождения государства и права.

Цель моей курсовой работы предполагает исследование и решение следующего круга задач:

•выделить причины и основы происхождения государства и права,
•рассмотреть научные труды выдающихся русских ученых, которые внесли значительный вклад в исследовании теорий происхождения государства и права,
•рассмотреть основные теории возникновения государства и права, их роль в системе развития государства и проблемы познания.

Содержание

Введение …………………………………………………………..3

Глава I. Причины многообразия теорий происхождения государства и права……………………………………………………………….....6

Глава II. Основные теории происхождения государства…............12

Глава III. Основные теории происхождения права………………..20

Заключение……………………………………………………………26

Список использованной литературы…………………………………29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа готовый вариант.docx

— 69.56 Кб (Скачать документ)

   Важной  предпосылкой происхождения права  и государства является утверждение публичной власти, которая постепенно приходит на смену первобытной демократии. Публичная власть выполняет разнообразные общесоциальные функции: способствует экономическому развитию общества, осуществляет управление всей территорией данного государственного образования, издает обязательные для всех предписания, применяет публичное принуждение, защищает и расширяет свою территорию.

   Существенное  влияние на процесс происхождения  права и государства оказала  религия, религиозные воззрения. Во многих случаях все отношения в зарождающихся государственных образованиях регулировались религиозными нормами, которые впоследствии создали основу правовых норм или протекали параллельно. Религия обосновывала происхождение и необходимость государственной власти, принципы построения государства, определяла его функции. Другое дело, что в одних случаях она определяла прогрессивные тенденции развития общества, а в других носила репрессивный характер.

   В процессе формирования государств, когда  осуществлялось территориальное обустройство, резко возросла борьба за перераспределение  территорий, участился их насильственный захват, а в связи с этим возросла необходимость защиты традиционно  принадлежащих определенной родовой  общине территорий. Возросшее значение приобретают войны, военные организации, которые в определенной степени послужили основой образования государств, оказали влияние на особенности установления общеобязательных правил поведения в обществе.

   В рамках объективных факторов происхождения  права и государства в отдельных  частях мировой территории существовали значительные особенности. Эти особенности  достаточно подробно рассматриваются  в истории государства и права  как России, так и зарубежных стран.

   Наряду  с процессами первоначального происхождения  права и государства следует  различать формирование источников права и образование новых государств вместо "отживших свой век государств и правовых систем"15. Образование вторичных, третичных государств во многом зависит от субъективного фактора. История знает многочисленные способы образования новых государств и правовых систем. Это - распад колоний, широкомасштабные войны, разнообразные перевороты, мирное объединение нескольких или двух государств и т.д. 

     Чем объясняется многообразие теорий происхождения  государства?

     Многообразие  теорий происхождения государства  можно объяснить так:

  1. Во-первых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи, и, разумеется, использовали разный объем накопленных человечеством знаний;
  2. Во-вторых, объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей регионы земли, в которых они проживали, игнорируя другие регионы;
  3. В-третьих, зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным, и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства. Причем делали они это подчас так увлеченно, что не замечали влияния на развитие общества других факторов. Одним словом, мыслили односторонне;

     И, наконец, нельзя исключит и того, что  на взгляды авторов теорий очень  часто сильно влияли их философские  и идеологические пристрастия.

     Подводя итог, хочется также отметить, что  наряду с процессами первоначального происхождения права и государства следует различать формирование источников права и образование новых государств вместо "отживших свой век государств и правовых систем"16. История знает многочисленные способы образования новых государств и правовых систем. Это - распад колоний, широкомасштабные войны, разнообразные перевороты, мирное объединение нескольких или двух государств и т.д.,

 

Глава II. Основные теории происхождения государства

Договорная  теория

   Договорная  теория (теория договорного происхождения государства и права) объясняет происхождение государства общественным договором - результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Отдельные положения этой теории развивались в V - IV  веках до н. э. софистами в Древней Греции.17

   Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех»; Руссо считал, что это есть мирное идиллистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека - в его неограниченной свободе.

   Гольбах, например, определял общественный договор как совокупность условий для организации и сохранения общества. Дидро суть своего понимания общественного договора изложил .18

   Классическое  обоснование договорная теория получила в трудах Руссо. Исходя из исторического опыта он пришел к выводу, что правители стали смотреть на государство как на свою собственность, а на граждан как на рабов. Они стали деспотами, угнетателями  народа.19

   Обосновывая договорную теорию, Руссо отмечает: «Каждый из нас отдает свою личность и всю свою мощь под верховное  руководство общей воли, и мы вместе принимаем каждого члена как  неразделимую часть целого»20.

   Теория  общественного договора подвергается критике по различным причинам.21 Так, Коркунов полагал, что договорные начала в образовании общества и государства приводят к крайне индивидуалистическому пониманию общественной жизни. При этом личность «признавалась над всеми господствующей и все определяющей. Не личность считалась обусловленной общественной средой, а наоборот, общественный порядок являлся всецело определяемым произволом отдельных личностей».22

   Сторонники  других концепций происхождения  общества и государства, как правило, относятся к ней критически, находят  в ней существенные изъяны. И это  вполне естественно, так как любая  существовавшая и существующая теория происхождения государства представляет собой лишь субъективный взгляд человеческой мысли на процессы объективного порядка. Познать закономерности общественного  развития, возникновения и функционирования государства - задача, как подтверждает история, чрезвычайно сложная. Ее решение  возможно на основе одновременной интеграции и дифференциации научных усилий различных школ и направлений, занимающихся вопросами происхождения государства  и права.

   Несмотря  на то, что научность договорной теории оценивалась достаточно неоднозначно и противоречиво, вплоть до полного  отрицания ее исторической самостоятельности, тем не менее некоторые аспекты  данной концепции нашли свое реальное воплощение в практике государственного строительства.23 Примером этого могут служить Соединенные Штаты Америки, которые в своей конституции юридически закрепили договор между народами, входящими в их состав, и определили цели этого договора: утверждение правосудия, охрана внутреннего спокойствия, организация совместной обороны, содействие общему благосостоянию.

        Теологическая теория

    Рассматриваемая теория не является научной, поскольку  заведомо опирается не на знания в их обычном понимании, а на веру в бога.  Её нельзя ни доказать, ни опровергнуть без решения вопроса о существовании бога. 

    Первоначальные  религиозно-мифические представления  о божественном происхождении государства  и права характеризуются крайне широким многообразием. Это вполне объясняется особыми историческими  условиями существования религий  и ранних государственных образований, как Древнего Востока, так и Древнего Запада, Месопотамии  или Африки. Только впоследствии эти воззрения  были переработаны на почве различных  течений христианства в относительно цельную теологическую доктрину, выделились доктрины иудаизма, мусульманства (ислама), буддизма и других.

    В теологической теории - учении богослова  Фомы Аквинского (1225- 1274), которая  в  более позднее время, именовалось  как  «томизм», процесс возникновения  государства  и  права рассматривался  аналогично сотворению Богом мира.24 Религия, по учению Ф. Аквинского, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства от Бога. В свою очередь государство обязано защищать религию. Освящение (монарх - помазанник божий) государственной власти божественным ореолом придавало такой власти и авторитет, и безусловную обязательность  неограниченной  власти монарха.

    В  древней Греции ученик Сократа (469-399 до н.э.), потомок знаменитого законодателя Солона, - Аристокл, под прозвищем  Платон (427-347 до н.э.), основал в пригороде  Афин школу, где учил, что источником происхождения государства и  права является божество. Ученик Платона  и воспитатель Александра Македонского - Аристотель (384-322 до н.э.) – также  является сторонником божественного  происхождения  государства  и  права. Сократ, Платон и Аристотель выражали позицию, заключающуюся в  том, что наряду с законами, порожденными людьми, существуют вечные, неписанные законы, "вложенные в сердца людей  самим божественным разумом". В  основе этих законов лежит вечный, незыблемый  божественный порядок, который господствует не только в человеческих ощущениях, но и "во всем строе мироздания". Однако наряду с ним на возникновение и развитие государства и права решающее влияние оказали жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты.

     Своего  рассвета  теологическая  теория  достигла  в  эпоху  средневековья.  На  стадии   перехода  народов  к  феодализму и в  феодальный  период  на  рубеже  XII-XIII веков в Западной  Европе получила  развитие  теория  «двух мечей». Основной смысл её состоял в том, чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской (государством) и доказать, что нет государства и права "не от бога".  

         Марксистская  теория

     До  недавнего времени, в годы советской  власти, эта теория рассматривалась  как единственно приемлемая и  верная для описания процесса происхождения  государства.25 В наши дни, когда всё, связанное с советским прошлым России подвергается, как правило, яростной критике, эта теория не совсем заслужено отметается теоретиками государства и права. По мнению автора, каковы бы ни были недостатки данной теории, она всё же представляет собой большое достижение теоретической мысли, отличающееся порой гораздо большей четкостью и ясностью исходных положений и логической стройностью, нежели некоторые из рассматриваемых в настоящей работе иных теорий возникновения государства. Поэтому, она вполне имеет право на существование, наравне со всеми остальными концепциями и точками зрения.

     Наиболее  полно материалистическая теория изложена в работе Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.), само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение изучаемого феномена.

     Для классовой теории характерен последовательный материалистический подход. Она исходит  из того, что государственная власть приходит на смену родоплеменной организации общества в силу коренных изменений в экономической сфере, крупнейших разделений труда, связанных с отделением скотоводства от земледелия, ремесла от земледелия и с появлением торговли и обмена (класса купцов), которые привели к быстрому росту производительных сил, к способности человека производить больше, чем это было нужно для поддержания жизни. В результате в обществе сначала наметилось, а затем, по мере разделения труда, быстро усилилось имущественное расслоение. Имущественное неравенство повлекло за собой неравенство социальное: «…возникло общество, которое в силу своих экономических условий жизни должно было расколоться на свободных и рабов, на эксплуататоров-богачей и эксплуатируемых бедняков, – общество, которое не только не могло вновь примирить эти противоположности, но должно было всё больше обострять их. Такое общество могло существовать только в непрекращающейся открытой борьбе этих классов…Родовой строй отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием – расколом общества на классы. Он был заменен государством».

Информация о работе Теории происхождения государства и права