Тенденции развития системы права и системы законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:11, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность понятия системы права и рассмотреть ее структуру и принципы построения. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: раскрыть сущность понятия "система права" и ее отличия от понятий "правовая система" и "система законодательства"; изучить принципы построения системы права, основные ее элементы и их взаимосвязь. При помощи раскрытия поставленных задач в курсовой работе выявляется сущность и особенности структуры системы права.

Содержание

Введение 4
1 Понятие и сущность системы права 6
1.1 Система права и правовые системы 10
1.2 Соотношение системы права и системы законодательства 11
2 Структурные элементы системы права 14
3 Тенденции развития системы права и системы законодательства 26
Заключение 29
Библиографический список 31

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 147.00 Кб (Скачать документ)

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение 4
1 Понятие  и сущность системы права 6
  1.1 Система права и правовые системы 10
  1.2 Соотношение системы права и  системы законодательства 11
2 Структурные  элементы системы права 14
3 Тенденции  развития системы права и системы  законодательства 26
Заключение 29
Библиографический список 31
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Введение 
 

     Актуальность  и значимость темы работы определяется в первую очередь тем, что система  права – это весьма сложный  многоуровневый комплекс, который включает не менее сложные структурные элементы: нормы права, институты, отрасли. Изучение понятия "система права" является основной целью курсовой работы. Для юристов своего рода аксиомой является положение о том, что право по своему содержанию должно не только соответствовать природе социально-экономического строя, быть воплощением национальной и мировой культуры и образа жизни народа, но и выступать универсальным регулятором поведения и деятельности людей. Оно по своей форме должно надлежащим образом быть организовано, внутренне устроено и согласовано, чтобы не опровергать себя в силу внутренних противоречий. Право с этой точки зрения должно представлять специфически-юридическую регулятивную систему, или обладать свойством системности. Для выражения этого качества права в юридической науке используется категория "система права".

     Объект  исследования система права. Предметом  исследования является анализ системы  права и ее элементов.

     Цель  курсовой работы – раскрыть сущность понятия системы права и рассмотреть  ее структуру и принципы построения. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: раскрыть сущность понятия "система права" и ее отличия от понятий "правовая система" и "система законодательства"; изучить принципы построения системы права, основные ее элементы и их взаимосвязь. При помощи раскрытия поставленных задач в курсовой работе выявляется сущность и особенности структуры системы права.

     Методологическую  основу исследования составляет совокупность научных приемов и методов исследования явлений и процессов, в том числе,  формально-логический, структурно-функциональный методы, метод сравнительных исследований.

     В соответствии с целью и задачами работа разделена на три главы. В первой главе рассматриваются теоретические понятия системы права, ее отличия от правовой системы и системы законодательства. Во второй главе проанализированы основные элементы системы права, принципы и особенности ее построения, рассмотрено частное и публичное право. В третей главе раскрываются тенденции развития системы права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Понятие и сущность  системы права 
 

     Начнем  с того, что термин "система" является универсальным, используемым в самых различных отраслях человеческих знаний.

     Система права – объективное, обусловленное  системой общественных отношений, многоуровневое строение национального права, заключающееся в разделении единых по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями, подотраслями и институтами права.

     Система права выступает как внутренняя форма права, отражающая реально существующие в той или иной стране и опосредуемые им общественные отношения и часто раскрывается как результат систематизации юридических норм, т.е. как продукт рациональной деятельности государственных органов. Подобный взгляд хорошо вписывался в общую теорию научного коммунизма, которая объявлялась концепцией планомерного движения общества к своему коммунистическому будущему.

     Рационально строится здание светлого будущего, рационально  строится и система права. Не в меньшей мере это мнение соответствовало и пониманию права как функции государства. Если государство творит право, то оно творит и его систему, то есть сознательно создает его в виде системы.

     Поскольку подобная трактовка права характерна отнюдь не только для советской науки, убежденность в рациональной природе системы права проникла и в мировую юридическую мысль.

     Наше  правопонимание исключает характеристику системы права как искусственной  конструкции и результата построения государством логически стройной структуры. Если право - продукт естественно-исторического развития, то и объективно присущая ему системность - того же самого происхождения. Оно изначально структурировано, упорядочено, и рассматривать его структуру (системность) в отрыве от него самого, можно только условно, понимая, что речь идет лишь об искусственном препарировании для частных познавательных целей. После их достижения придется снова вернуться к рассмотрению системности как стороны, момента самого права. Ведь изучать право - значит изучать его систему, а изучать его систему - значит изучать право с одной из его существенных сторон. Поэтому любой тип права обладает таким свойством, как системность. Системность указывает на то, что право является не случайным набором разрозненных юридических норм, а целостным устойчивым образованием1.

     В основе этой целостности и единства лежат многочисленные объективные  и субъективные факторы. Среди субъективных факторов можно выделить стремление и прилагаемые усилия законодателя к созданию и развитию такой системы права, которая бы отличалась не только монолитностью и органическим единством, но и элементарной слаженностью и непротиворечивостью составляющих ее частей. К объективным факторам, способствующим формированию целостности и единства системы права, следует отнести те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые определяют не только процесс возникновения и существования системы права, но и объективную необходимость ее слаженного и эффективного функционирования.

     Система права обладает следующими признаками:

  1. Объективный характер, т.е. отражает реально существующую систему общественных отношений;
  2. Целостность, т.е. согласованность, непротиворечивость и взаимодействие всех норм права;
  3. Дифференцированность, т.е. подразделяется на относительно самостоятельные части – отрасли, подотрасли, институты права;
  4. Наличие связей между элементами системы права;
  5. Устойчивость и динамизм.

     Исторически все системы права условно  включают в себя право частное  и публичное. Такое деление возможно только в сфере реализации права, то есть в сфере правоотношений. Как система норм, исходящих от специфической организация общества, право призвано охранять интересы всего общества, всемерно учитывая интересы составляющих его индивидов. Охраняя собственные интересы, государство посредством правовых установлений охраняет в первую очередь интересы своих граждан. В идеальном случае частные и публичные интересы, отраженные в праве, должны совпадать.

     Тем не менее в жизни цивилизованного  общества имеется определенная градация между общественным и частным интересом, которая находит объективное отражение в системе права. Право в субъективном смысле рассматривается как частное или публичное в зависимости от того, принадлежит ли оно частному лицу, самостоятельному индивиду или члену государственной организации. В первом случае речь идет о праве частном (праве собственности); во втором случае — о праве публичном (праве участвовать в выборах). В обоих случаях лицо обладает правом как член известного общественного целого. Однако в сфере частного права лицо действует по собственному праву, а не по праву какого-нибудь общественного целого. Понятно, что не существует вообще прав, которые принадлежали бы лицу как изолированному индивиду. Все права, в том числе и частные, принадлежат лицу по отношению к другим лицам, по отношению к государству.

     Мировая юридическая наука считает деление  права на частное и публичное  в известной мере условным, но необходимым. Естественным основанием для деления права на частное и публичное является характер правовых взаимоотношений между индивидуумом и государственно-организованными стуктурами общества. Всякое право, будь оно частное или публичное, заключает в себе отношения конкретного лица не только к другим лицам, но и к государству и обществу в целом. В зависимости от того, каково отношение субъекта права к общим государственным интересам, право будет частным или публичным. Те права, где индивидуальное лицо является независимым, самостоятельным субъектом права, — это права частные. Если же субъект выступает как часть социального целого, ему подчиненная, — это права публичные. В правовом государстве частные и публичные права гармонически сочетаются. 2

     Интересны в этом отношении суждения Г. Ф. Шершеневича. Он считал, что обеспечение интересов  отдельных лиц при помощи права достигается двояким путем. С одной стороны, государство очерчивает круг свободного проявления личности и осуществления ее интересов, охраняя от посторонних вторжений. С другой стороны, государство определяет устройство и порядок деятельности своих органов, имеющих целью принудительное выражение интересов отдельных лиц. В первом случае нормы права удовлетворяют частным интересам непосредственно, во втором — косвенно. В этом плане для частника главным является не только признанное законом право собственности, но и то, как правоохранительные органы, государство в целом охраняют его собственность. По мнению Шершеневича, интересу правильной общественной организации следует противопоставлять не институт права собственности, а права собственников.

     Традиционно к частному праву относят те отрасли, которые призваны обеспечивать интересы частных лиц (гражданское, банковское, страховое, патентное право и другие). К публичному праву относятся отрасли государственного, административного и уголовного права.

     Реальным  содержанием системы права выступают  правовые нормы, объединяющиеся в правовые институты и отрасли права. Поскольку  содержанием права являются его  нормы, то, следовательно, и систему  права представляют определенным образом  структурированные и взаимосвязанные друг с другом нормы права. Объективно складывающаяся между отдельными нормами (или группами норм) связь, придает им определенное структурное единство.

     Таким образом, нормы объединяются в более  общее нормативно-юридическое образование  – институты права, а те, в свою очередь, – в подотрасли и отрасли права, которые в своем единстве и есть система права.

     1.1 Система права и правовые системы

     В теории государства и права акцентируется  внимание на том, что следует различать  понятия "система права" и "правовая система".

     Система права - это обусловленная экономическим  и социальным строем структура права, выражающая внутреннюю согласованность  и единство юридических норм, и  одновременно их разделение на соответствующие  отрасли и институты. Система  права - это его сугубо внутреннее строение, выступающее составным компонентом правовой системы.

     Правовая  система – целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый  людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.

     По  этому, системы права следует  отличать от правовых систем. Это понятие  используется в теории права как  раз для того, чтобы охарактеризовать историко-правовые и этнокультурные отличия системы права разных государства, разных народов3.

     В основу кладутся такие критерии, как  соотношение и использование  источников права, роль суда в создании прецедентов, а более крупно –  в правотворческом процессе, происхождение  и развитие системы права, некоторые другие характеристики. По существу эти критерии и обозначают те системообразующие факторы, которые формируют правовые системы.

Информация о работе Тенденции развития системы права и системы законодательства