Суверенитет Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:22, курсовая работа

Описание

В древности понятие «суверенитет» не было связано с политическими и правовыми принципами. Борьба за власть велась не на правовой основе, а в зависимости от соотношения сил. В средние века произошло отделение государственной власти от церковной, назрела необходимость обоснования понятия «государственный суверенитет».
Суверенитет является неотъемлемой частью любого государства и можно сказать, относится к праву данного государства на существование.

Содержание

Введение…..………………………………………………………………..…3
1. Понятие суверенитета. Становление и развитие суверенитета Республики Беларусь……………………………………… 5
2. Виды суверенитета……………………………………………………….11
2.1 Государственный суверенитет……………………………………….11
2.2 Суверенитет народа………………………………………………….15
2.3 Национальный суверенитет……….…………………………………18
3. Гарантии суверенитета Республики Беларусь………………………….21
Заключение………………………………………………………...………..26
Список использованной литературы…………………………....…………28

Работа состоит из  1 файл

Готовая Курсовая.docx

— 52.63 Кб (Скачать документ)

В Конституции ставится задача сформировать в Беларуси демократическое социальное правовое государство, в котором  бы господствовал принцип верховенства права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВИДЫ СУВЕРЕНИТЕТА

 

В современной  юридической науке, в том числе  и в Республике Беларусь, проблеме суверенитета уделено значительное внимание. Однако существуют различные точки зрения на формы суверенитета и их взаимосвязь. Так, одни ученые придерживаются мысли, что, понятие суверенитета связано исключительно с существованием государства. Это объясняется тем, что народ реализует свою суверенную волю только через государственный механизм (за исключением революционного пути изменения власти) и иного способа нет [5, с.110]. Другие выделяют суверенитет народа и говорят что он неделим и проявляется в форме национального и государственного суверенитета. В современной науке конституционного права принято считать, что между различными видами суверенитета существует взаимосвязь, и они постоянно находятся в единстве. Здесь термин «суверенитет» употребляется в трех значениях: суверенитет государства, суверенитет народа и суверенитет нации. [9. с.45].

 

 

2.1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ

 

Суверенитет – это свойство государства самостоятельно, независимо от власти других государств осуществлять свои полномочия (функции) на его территории и за пределами, а также в международных отношениях [10, с.30]. Государственный суверенитет рассматривается как верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитических отношениях. Верховенство и независимость как суверенные свойства государственной власти выражают ее политико-правовую сущность и проявляются в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства.

Нельзя  согласиться с классификацией государственного суверенитета, встречающейся в печати, подразделяющей его на экономический, политический, идеологический, финансовый, международный, законодательный и  др. В данном случае можно говорить о спектре сфер проявления суверенитета или о его гарантиях (экономических, политических и др.), но не о самостоятельных  видах подобного рода государственных  суверенитетов. Суверенитет государства  един, а проявляется он в разнообразных  сферах государственной и общественной жизни. В реальности все эти аспекты  государственного суверенитета взаимосвязаны  и взаимообусловлены.

Государственный суверенитет может быть мнимым: он провозглашается, даже закрепляется законом, а фактически становится суверенитетом  кланов, отдельных лиц — олигархов  или не может быть обеспечен реальными  гарантиями.

Для государственного суверенитета характерны следующие признаки:

  • Верховенство как признак суверенности государственной власти состоит в правомочии устанавливать в обществе единый правопорядок, правоспособность государственных органов и общественных организаций; наделять правами и обязанностями должностных лиц; обеспечивать права человека и гражданина [9, с.46]. Верховенство государственной власти определено в ст.1 Конституции и проявляется в том, что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета является народ, которому и принадлежит данная власть. При этом власть не ограничена (с оговорками) ничем, кроме положений Конституции и норм естественного права. Второй признак верховенства власти заключается в том, что только соответствующие органы государственной власти вправе принимать Конституцию и другие законы, обладающие высшей юридической силой [12, c.59].
  • Независимость означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами, а также проявляется в самостоятельности при осуществлении внутригосударственных функций [10, с.30]. Независимость государственной власти в Республике Беларусь проявляется в том, что она вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный порядок. Власть независима и самостоятельна при осуществлении внутригосударственных функций. Республика Беларусь самостоятельна в отношениях с другими странами [11, с.59].
  • Единство государственной власти предполагает наличие такой системы органов, которая осуществляется единой государственной властью. Это обеспечивается единым источником (народ) власти (ст.3 Конституции), единством принципов и целей государственной власти (ст.ст. 7-8 Конституции; ст.3 Декларации), единством территории (ст.9 Конституции), единством законодательной базы (ст. 137 Конституции).

Государственный суверенитет –  основное условие международной  правосубъектности.

 В современной системе межгосударственных  отношений понятие государственного  суверенитета имеет два основных  аспекта внутренний и внешний.  Речь идет, с одной стороны,  о свободе государства избирать  свой путь экономического развития, политического режима, гражданского  и уголовного законодательства  и т.п., а, с другой, о невмешательстве  государств во внутренние дела друг друга, об их равенстве и независимости. Различают внешний и внутренний суверенитет. Внешний суверенитет означает, что государство контролирует территорию внутри своих границ и никакое другое государство не может контролировать эту территорию или войти на нее. Внутренний суверенитет означает, что государство должно контролировать все формы внутренней жизни страны. Внутренний суверенитет связан с возможностью государства распоряжаться своей территорией и ресурсами, а также с изданием законов и принуждением подданных к их исполнению. Внешний — с возможностью проводить независимую политику, устанавливать дипломатические отношения с другими государствами, объявлять им войну и заключать мир.

Суверенитет государства предполагает наличие стабильной организационно-правовой его управляемости на всей территории. На территорию суверенного государства не должна распространяться власть других государств мира, что закреплено в принципе — “Par in parem non habet imperium” — “Равный над равным власти не имеет”. Большинство государств мира, формально имея суверенитет, не обладают им реально, так как на них распространяется экономическая и политическая экспансия более сильных государств [7].

 Обладая государственным суверенитетом государства, получают возможность независимо проводить внутреннюю и внешнюю политику. Но и здесь не все безгранично. Международное сообщество выработало принципы цивилизованных отношений между государствами. Государства обязаны придерживаться этих принципов. Состояние дел с соблюдением прав и свобод в отдельно взятом государстве может быть предметом международной защиты.

Суверенитет РБ впервые был закреплен  в Декларации Верховного Совета 27 июля 1990г. Статья 1 Декларации провозглашала  Республику Беларусь суверенным государством, утвердившимся на основе осуществления  белорусской нацией ее неотъемлемого  права на самоопределение, верховенстве народа в определении судьбы, а  также государственности белорусского языка. Согласно этой же статье, Республика Беларусь имеет свой герб, флаг и гимн.

В ст. 3 Декларации заявлено, что государственный суверенитет утверждается во имя высшей цели – свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения права личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и её международными обязательствами.

Важнейшей конституционно-правовой формой появления, закрепления и реализации государственного суверенитета является гражданство. Его  содержание и форма выражения  обусловлены самим государственным  суверенитетом. Вместе с тем гражданство  тесно связано с человеком, гражданином  государства, если он обладает широкими правомочиями, дающими ему возможность  контролировать деятельность органов  государства, участвовать в их работе. В ст. 4 Декларации говорится, что  республика принимает в гражданство  и решает вопросы о выходе из гражданства. Республика берёт под свою охрану честь, здоровье, права и законные интересы всех граждан, обеспечивает их социальную защищенность.

Таким образом в «Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь'' нашли отражение и юридическое оформление практически все основные вопросы становления государственного суверенитета Республики Беларусь: это и независимость государства в проведении внутренней политики (ст. 5), территориальные вопросы (ст.6), принцип разделения властей (ч.3 ст.7) и др.

Можно выделить следующие сферы проявления государственного суверенитета Республики Беларусь :

  • Государственное строительство и правотворчество;
  • Экономическое и социально-культурное строительство;
  • Оборона страны, государственная безопасность;
  • Внутриполитическая деятельность;
  • Внешнеполитическая деятельность [9, с.48].

25 августа  1991г. был издан закон «О предании  статуса конституционного закона  Декларации о государственном  суверенитете», который просуществовал  до 15 марта 1994г. (принятие Конституции). Эта Декларация не отменена, но  ее положения практически полностью  перекочевали в Конституцию Республики  Беларусь. Принятие 15 марта 1994г. Основного Закона стало результатом многовековой истории Беларуси и базисом для дальнейшего развития государственного суверенитета. На сегодняшний день на Конституции основана вся система правового регулирования. Основные аспекты развития Республики Беларусь как суверенного государства закреплены в Конституции Республики Беларусь.

 

 

2.2 СУВЕРЕНИТЕТ НАРОДА

 

Наиболее  широким понятием является суверенитет  народа, суть которого определена Конституцией Республики Беларусь (ст. 3): “Единым  источником государственной власти в Республике Беларусь является народ”. Это значит, что народ должен самостоятельно определять путь своего развития, установливать соответствующий строй, формы и методы реализации власт. Настоящее положение отражено и в ст. 1-4 Декларации Верховного Совета Республики Беларусь “О государственном суверенитете Республики Беларусь” от 27 июля 1990 г.

Под суверенитетом народа понимается верховенство народа при осуществлении  внутренней политики и независимость  народа при проведении политики на международной арене. Эта категория  относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической  конституции. Исторически она возникла в ходе демократических революций  против феодального абсолютизма (17-18 вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как  мандат, якобы полученный свыше [9, c.46]. Понятие суверенитета, разработанное Ж.Боденом, было использовано для утверждения демократической концепции государства и народовластия.

Фактическим источником последовательного обеспечения  суверенитета Республики Беларусь являются власть и суверенитет народа, покоящиеся на гуманном демократическом общественном и государственном строе. В демократическом  обществе никто не вправе навязывать народу свою волю. Основы общественного  и государственного строя составляют фундамент внутренней прочности  и внешней независимости государства. Настоящие теоретические основы являются весьма важными при формировании правового государства, так как его главный ценностный смысл состоит в создании условий, которые бы давали возможность утвердить суверенность народа как источника государственной власти и государственного суверенитета, гарантировать его свободы, подчинить государство обществу [7].

Нужно отметить, что народный суверенитет  по отношению к государственному является первичным, однако первый может  быть реализован лишь при условии  существования государственного суверенитета. В то же время народ выступает  гарантом государственного суверенитета, так как любое ущемление независимости  государства, умаление верховенства власти означает нарушение интересов народа. Это указывает на прямую взаимосвязь  между этими двумя формами  суверенитета.

Народный суверенитет означает народовластие, полновластие, т.е. обладание  народом социально-экономическими и политическими средствами, всесторонне  и последовательно обеспечивающими  реальное участие всех социальных слоев  и групп в управлении делами общества и государства., а также , что единственным источником власти в государстве  является народ, который осуществляет ее самостоятельно и независимо, как  непосредственно, так и через  представительные органы [5, с.113].Непосредственное осуществление власти происходит на референдуме, при проведении выборов в Парламент и местные Советы депутатов. Согласно ст.3 Конституции опосредованное осуществление власти происходит через представительные органы в формах и пределах определенных Конституцией. Более непосредственно народ определяет законодательную власть, т.к. представительные органы напрямую избираются гражданами. Для исполнительной и судебной властей воля народа является системообразующим фактором, поскольку они формируются представительными органами или президентом, которых избрал народ. Воля народа определяет курс государства во внешней и внутренней политике. Народ утверждает государственную власть, которая обязана служить исключительно интересам народа. Закрепленный в ст.3 Конституции Республики Беларусь принцип суверенитета народа напоминает государственным деятелям о том, кто дал им власть и во имя кого эта власть должна быть использована.

Представляют также интерес  положение о прямом проявлении суверенитета народа, закреплённое в статье 77 Конституции: “Решения, принятые референдумом, могут  быть отменены или изменены только путём референдума, если иное не будет  определено референдумом”. Если путём  референдума будет принят закон, его юридическая сила будет выше закона, принятого Парламентом, и  декрета Президента, имеющего силу закона. Закон, принятый путём референдума, может быть изменён или отменён  только референдумом, в чём также  проявляется и фактически закрепляется правовым путём верховенство власти народа, т. е. его суверенитет.

Таким образом, можно отметить что дух Основного  Закона Республики Беларусь - Конституции  Республики Беларусь – пронизан идеей  народного суверенитета. Именно народ, его воля являются первообразующим  фактором во всех сферах жизнедеятельности  Республики, что подтверждается словами Главы государства Александра Григорьевича Лукашенко: «Источником нашего суверенитета являются не бумажные декларации, не заявления так называемых национальных лидеров, а воля народа, его уважение к своей героической истории».

Информация о работе Суверенитет Республики Беларусь