Суверенитет государства в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 21:16, курсовая работа

Описание

Цель исследования данной работы – дать ответ на вопрос «Что такое суверенитет государства в современных условиях?».
Объектом исследования являются внешние и внутренние взаимоотношения государства, предметом – суверенитет государства.
При подготовке работы поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию суверенитет;
- проанализировать тенденции развития государственного суверенитета;
- изучить основы государственного суверенитета Российской Федерации.
В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:
- изучение научной литературы;
- анализ и обобщение отечественной и зарубежной практики;
- анализ нормативно – правовых документов регулирующих вопросы суверенитета России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....3
1 Суверенитет государства как категория юридической науки………………...6
1.1 Государство и его признаки…………………………………………………...6
1.2 Юридические признаки суверенитета государства………………………...10
2 Суверенитет государства в современных условиях…………………………..16
2.1 Проблемы суверенитета в федеративном государстве……………………..16
2.2 Государственный суверенитет в условиях глобализации………………….21
Заключение………………………………………………………………………..26
Глоссарий………………………………………………………………………….28
Список использованных источников……………………………………………30
Приложения………………………………………………………………………..31

Работа состоит из  1 файл

Мязитов - Суверенитет государства в современных условиях.doc

— 212.50 Кб (Скачать документ)

Глобализация является объективным процессом, но его нельзя использовать в узконациональных и транскорпоративных интересах. Между тем анализ событий, происходящих во внутренней жизни государств и на международной арене, позволяет отметить очевидные расхождения между их нормативным и фактическим суверенитетом. По разным политическим, экономическим, социальным и духовным причинам одни государства можно считать абсолютно независимыми в своей деятельности, допуская добровольную «связанность» только международными обязательствами, другие - зависимыми в политическом отношении, в экономическом отношении, в духовном плане (мощное влияние правовой идеологии и т.п.), наконец, как частично аннексированные (наличие чужих военных баз, контингентов, прямое давление на национальное правительство). [6, C. 68]

Глобализацию как процесс всемирной универсализации нельзя оценивать только в положительном смысле. Ее отрицательные проявления и последствия очевидны уже сегодня и на них нужно своевременно реагировать. В сжатом виде можно вести речь:

а) о жестком давлении транснациональных корпораций на развитие национальных экономик, на процессы принятия политических и экономических решений;

б) об акценте на сугубо финансово-прибыльной стороне и недооценке социальных аспектов. Это ведет к массовым протестам и движению антиглобалистов, обеспокоенных перемещением центров принятия решений;

в) о подавлении основ национального права и даже сокрушении отдельных институтов и отраслей законодательства под давлением "мировых императивов";

г) об ослаблении суверенитета государств путем ограничения возможностей их свободной деятельности;

д) о жестких требованиях уставов межгосударственных объединений к национальным законодательствам. [9, C. 339]

Проблема заключается в том, чтобы обеспечение суверенных прав государств сопровождалось своего рода ее международно-правовой компенсацией. Имеются в виду, во-первых, дополнительные гарантии государствам вследствие их участия в межгосударственных объединениях, во-вторых, широкие возможности внесения проектов общих решений, в-третьих, поддержка сообществом действий государств-членов. Данная формула должна действовать.

Суверенное государство вправе устанавливать нормы, определяющие учреждение и ликвидацию иностранных инвестиций на его национальной территории; оно вправе устанавливать нормы, определяющие учреждение и ликвидацию инвестиций, осуществляемых его гражданами на территории иностранного государства.

Государственный суверенитет является фундаментом в регулировании международных отношений и создании международных организаций и межгосударственных объединений. Это признано нормами международного и национального права.

Глобализация не ведет к отмиранию института государства, а выставляет к государству гораздо более высокие требования, связанные с переплетением и столкновением национальных интересов различных государств. Государства включаются в более сложные структуры международных отношений, само время ставит перед ними требования об усиленной международной ответственности за свои внутренние дела. [10, C. 201]

Таким образом, по мере усложнения международных экономических отношений в условиях глобализации роль государства не уменьшается, а, наоборот, увеличивается. При этом современная мировая экономика требует от государств более сильной мобилизации своих внутренних экономических сил и ресурсов.

Заключение

 

Понятие «государственный суверенитет» сложилось в конце средних веков. Оно потребовалось для того, чтобы в государстве – именно в государстве, в сфере государственной жизни! – отделить государственную власть от власти церкви и придать ей в этой сфере исключительное, монопольное значение. Суверенитет – один из показателей совершенства государства, того, что оно становится развитым. На современной стадии цивилизации суверенитет есть неотъемлемое свойство государства.

Государственный суверенитет – «независимость государственной власти от всякой иной власти внутри страны и вне ее, выраженная в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои дела».

Выявление и анализ повторяющихся, т.е. закономерных связей, определяющих ход развития государства, позволяют, и увидеть настоящее, и заглянуть в будущее данного феномена.

Государству как относительно самостоятельному явлению присущи собственные закономерности развития. Однако главные импульсы к движению вперед оно получает от взаимодействия с динамично развивающимся обществом.

Однако из основных закономерностей эволюции государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации и развитие демократии оно превращается из примитивного, «варварского» образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей.

Под воздействием научно-технической революции и начавшегося процесса мировой интеграции, создания мирового рынка в развитие государства появилось новая закономерность – сближение различных государств, их взаимообогащение в результате взаимодействия. Так, в свое время западные государства в той или иной мере восприняли от социалистических государств социальную направленность их деятельности, планирование. Сегодня Россия учится у западных государств разделению властей, парламентской культуре, строительству правового государства. Под влиянием данной закономерности уходят в прошлое острая конфронтация, идеологическая война, недоверие и подозрительность.

Правда, названные закономерности представляют собой общие тенденции, главные линии эволюции государств нашей планеты. Развитие конкретного государства нередко бывает весьма противоречивым. Зигзаги, повороты назад, непредсказуемые шараханья из крайности в крайность, особенно когда государственная власть используется в личных, групповых, клановых интересах, подчиняются узкопартийным целям и задачам, иной раз делают это развитие весьма противоречивым.

В современном мире «суверенитет ни одного государства не означает, что оно не связано ни с чем внутри страны и абсолютно независимо от других государств, от мирового сообщества в целом. Любое демократическое государство внутри страны должно постоянно к мнению граждан, социальных групп и их негосударственных образований» [9, С. 45]. В международных отношениях государство берет на себя обязательства, считается с общепризнанными нормами международного права, с заключенными им договорами. Однако это не ущемляет добровольный характер, договоры устанавливаются по взаимному или по всеобщему согласию.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Государственная территория

Часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства.

2

Интеграция

Объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними.

3

Компетенция

совокупность полномочий, которыми обладает или должны обладать определенные органы и лица согласно законам, нормативным документам, уставам, положениям.

4

Конвенции

международные договоры на уровне правительств стран, предусматривающие соблюдение общих, согласованных правил торговли, денежного обращения, трудовых отношений, взимания налогов и пошлин, ценообразования на экспортируемую и импортируемую продукцию (товары и услуги).

5

Конфликт

Несогласие между двумя или более сторонами (лицами или группами), когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели, и помешать др. стороне сделать то же самое.

6

Монополия

Исключительное право одного или группы лиц, государства на что-либо (например, на землю), на производство или приобретение чего-либо, торговлю определенными товарами.

7

Научно-технический прогресс

Использование передовых достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, в производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребности людей.

8

Национальное богатство

Совокупность созданных трудом материальных благ, накопленных обществом за весь период предшествующего развития, а также природных ресурсов, вовлеченных в хозяйственный оборот.

9

Политика

Деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других классовых организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями

10

Ратификация

Утверждение верховным органом государственной власти международного договора, подписанного уполномоченным представителем государства.

 

Референдум

обращение к избирательному корпусу с целью принятия окончательного решения по тем или иным внутриполитическим и внешнеполитическим вопросам.

 

Суверенитет

один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций).

Список использованных источников

1

Конституция Российской Федерации [Текст] (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета, № 7, 21.01.2009

2

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст] от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 06.04.2011) // СЗ РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301

3

Алексеев, С.С. Государство и право [Текст]. – М.: Проспект, 2008. - 152с.

4

Арбузкин, А.М. Конституционное право зарубежных стран [Текст]. – М.: Юристъ, 2005. - 666с.

5

Исаев, И.А. История государства и права России [Текст]. – М.: Проспект, 2008. - 336с.

6

Катков, Д.Б. Конституционное право России [Текст]. – М.: Юриспруденция, 2010. - 288 с.

7

Кулапов, В.Л. Теория государства и права [Текст]. – М.: НОРМА, 2008. - 384с.

8

Малько, А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях [Текст]. – М.: Проспект, 2008. - 144с.

9

Марченко, М.Н. Теория государства и права [Текст]. – М.: Зерцало, 2010. - 800с.

10

Перевалов, В.Д. Теория государства и права [Текст]. – М.: Высш. обр., 2008. - 379с.

11

Рассказов, Л.П. Теория государства и права [Текст]. – М.: РИОР, 2008. - 463с.

Приложения

А

Б

 

2

 



Информация о работе Суверенитет государства в современных условиях