Сущность историко-материалистической теории происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 11:14, курсовая работа

Описание

Научные исследования свидетельствуют о том, что государственная организация приходит на смену родоплеменной организации. Право – на смену обычаям. И происходит это не в силу самого по себе изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов, а в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к разложению первобытнообщинного строя и к утрате способности первобытными обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………… с 3
Общая характеристика основных теорий о происхождении государства ... с 4
Сущность историко-материалистической теории происхождения государства ………………………………………………………………………. с 20
Заключение ………………………………………………………….………….... с 24
Приложение 1 ………………………………………………………..……………с 26
Приложение 2 ………………………………………………………..……………с 27
Список используемой литературы ……………………………….……………с 28

Работа состоит из  1 файл

Развитие теорий о происхождении государства.doc

— 193.50 Кб (Скачать документ)

Идеи, лежащие в основе расовой теории, широко использовались в послевоенный период в ходе ведения «холодной» войны между капиталистическими странами во главе с США и социалистическими во главе с СССР. В ответ на печально известную речь У.Черчилля в марте 1946 г. В городе Фултоне (США), положившую начало «холодной» войне, в советской прессе тут же последовала весьма примечательная реакция, подчеркивавшая богатый британский опыт использования расовой теории для оправдания колониальных войн. «Гитлер, - отмечалось в прессе, - начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Г-н Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации, говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира. Немецкая расовая теория привела Гитлера и его друзей к такому выводу, что немцы, как единственно полноценная нация, должны господствовать над другими нациями. Английская расовая теория приводит г-на Черчилля и его друзей к тому выводу, что нации, говорящие на английском языке, как единственное полноценные, должны господствовать над остальными нациями мира»20.

Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как «научная», академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.

 

Патримониальная теория. Представитель этой теории (Галлер). Представители этой теории считают, что государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет.

 

Диалектно-материалистическая (экономическая) теория. Она исходит из того, что государство возникает прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, а затем – раскола общество на классы с противоположными экономическими интересами. В результате этих процессов возникает государство, которое специальными, в том числе правовыми, средствами управления и насилия сдерживает борьбу противоположных социальных групп, защищая главным образом интересы экономически господствующего класса. Такой подход к объединению возникновения государства и права занимал центральное место в советской правовой литературе.

В настоящее время  многие исследователи полагают, что в разных исторических условиях в качестве причин появления государства и права решающее значение могут приобретать как классовый антагонизм, так и необходимость решения общих дел, совершенствования управления обществом.21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность историко-материалистической теории происхождения государства (Приложение 2)

 

 

  Принять в качестве некоторого образца можно историко-материалистическую теорию. Возникновения этой теории обычно связывают с именами К.Маркса и Ф.Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л.Морган. Обойти молчанием материалистические подходы непозволительно не только с научно-этической, но и с научно-содержательной точки зрения. Материалистическая теория государства и права породила огромный блок научной литературы. При определенных нюансах подходов различных авторов к оценке происхождения государства и права она в целом весьма последовательна и единообразна в базовой конструкции, в основных формулировках.

Смысл этой теории заключается  в том, что государство возникает  как результат естественного  развития первобытного общества, развития прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Историко-материалистическая концепция включает два подхода.

Один из них, исходит из того, что государство возникает прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, а затем – раскола общества на классы в противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными, в том числе правовыми, средствами управления и насилия сдерживает борьбу противоположных интересов, защищая экономически господствующий класс. Такой подход к объяснению возникновения государства и права занимал центральное местно в советской правовой науке.

Второй подход исходит  из того, что в результате исторического  развития усложняется само общество, его производительная и распределительная функции, дифференцируются его «общие дела». Это требует совершенствования, что и приводит к возникновению государства.

Именно историко-материалистическая теория имеет под собой строго научные основы. При этом, как будет показано ниже, оба ее направления правомерны, поскольку в разных исторических условиях решающее значение в качестве причин появления государства могут приобретать как классовый антагонизм, так и необходимость решения общих дел, совершенствования управления обществом, специализации этого управления как формы разделения труда.22

 

Каким же было первобытное  общество и как оно менялось»?

Экономика этого общества была основана на общественной собственности. При этом неукоснительно реализовались два принципа (обычая): реципроктность (все, что производилось, сдавалось в «общий котел») и редистрибуция (все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю). На иных основаниях первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание.

В течение многих тысячелетий производительность труда была крайне низкой – все, что производилось, потреблялось. Естественно, что в таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных (но равных в бедности) людей.

Развитие экономики  шло по двум связанным между собой  направлениям:

  • совершенствование орудий труда (грубые каменные орудия, более совершенные каменные орудия, орудия из меди, бронзы, железа и т.д.);
  • совершенствование способов, приемов и организаций труда (собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и пр.), разделение труда.

Все это приводило к постепенному и все более убыстряющемуся повышению производительности труда.

Основной единицей общества была родовая община – объединение на основе родственных связей людей, ведущих совместную хозяйственную деятельность. На более поздних стадиях развития возникают племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племен. Укрепление общественных структур было выгодно обществу.

Однако сама возможность  объединения в решающей мере зависела от уровня развития экономики, от производительности труда, определявших, какое количество людей могла прокормить определенная территория.

Все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием его членов. Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса. Для осуществления оперативного управления избирался старейшина – наиболее уважаемый член рода. Должность была не только выборной, но и сменяемой. Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, уважении к нему других членов рода.

Племя управлялось советом  старейшин, представляющих соответствующие  роды. Совет избирал племенного вождя.

С развитием общества постепенно осознавалась важность хорошего управления, руководства, и постепенно происходила его специализация, а то обстоятельство, что лица, осуществлявшие управление, накапливали соответствующий опыт, постепенно привело к пожизненному отправлению общественных должностей.

Возникают устойчивые обычаи, которые передаются из поколения  в поколение и соблюдаются  в подавляющем большинстве добровольно, в силу привычки. В случае же нарушения  они поддерживаются всем обществом, в том числе и мерами принуждения, вплоть до смерти или равносильного ей изгнания виновного. Первоначально закрепляется, видимо, система запретов (табу), на основе которых постепенно появляются обычаи, устанавливающие обязанности и права. Изменения в обществе, усложнение социальной жизни приводят к появлению и закреплению новых обычаев, увеличению их числа.

Первобытное общество многие тысячелетия практически не менялось. Его развитие шло крайне медленно, и те существенные изменения в  экономике, структуре, управлении и  проч., о которых говорилось выше, начались сравнительно недавно. При этом, хотя все эти изменения происходили параллельно и были взаимообусловленными, тем не менее главную роль играло развитие экономики: именно оно создавало возможности для укрепления общественных структур, специализации управления и других прогрессивных перемен.

Важнейшей ступенью человеческого  прогресса явилась неолитическая  революция.

Именно в этот период, в эпоху неолита, начались разложение первобытнообщинного строя и  постепенный переход к государственному организованному обществу.

В это время наряду с развитием экономики происходят и социальные изменения. Поскольку, как и прежде, все произведенное  обобществлялось, а затем перераспределяется и это перераспределение осуществляется вождями и старейшинами, то именно в их руках оседает и скапливается общественное достояние. Возникают родо-племенная знать и такое социальное явление, как «власть-собственность», суть которого в распоряжении общественной собственностью в силу нахождения на определенной должности. Управлять становится выгодным. А поскольку наряду с зависимостью всех от вождей и старейшин «по должности» появляется и экономическая зависимость, то продолжающая существовать «выборность» этих лиц становится все более формальной. Это приводит к дальнейшему закреплению должностей за определенными лицами, а потом к появлению наследования должностей.

Постепенно возникают  особая стадия развития общества и  форма его организации, которая  получила название «протогосударство».

Для этой формы характерны: общественная форма собственности, существенный рост производительности труда, оседание накопленных богатств в руках родо-племенной знати на основе «власти-собственности», быстрый рост населения, его концентрация, появление городов, становящихся административными, религиозными и культурными центрами. И хотя интересы верховного вождя и его окружения, как и ранее, в основном совпадают с интересами всего общества, однако постепенно появляется социальное неравенство,  приводящее ко все большему расхождению интересов управляющих и управляемых.

Именно в этот период, который у разных народов по времени  не совпадает, произошло «разделение» путей развития человечества на «восточный»  и «западный»23. Причины такого разделения заключались в том, что на «востоке» в силу ряда обстоятельств (главное заключалось в том, что в большинстве мест были необходимы крупные ирригационные работы, что было не под силу отдельной семье) сохранились общины и, соответственно, общественная собственность на землю. На «западе» же таких работ не требовалось, общины распались и земля оказалась в частной собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

В заключение необходимо отметить – что ни одна значительная теория происхождения государства  и права не возникла на пустом месте  как просто рациональный плод абстрактной мысли. Все они были так или иначе, в большей или меньшей степени порождены социальными и политическими условиями своего времени, как бы они внешне ни казались от них отвлеченными. Ведущая роль в политической системе общества принадлежит государству. Овладение его «рычагами» позволяет пришедшей к власти партии (группе) полномасштабно осуществить интересы тех социальных слоев, которые она представляет.

Однако существовало оно не всегда. Государство не было в первобытном обществе. На вопрос почему и как оно возникло, в истории общественно-политической мысли существовали разные ответы. Исторически первой является теологическая концепция происхождения государства. Она утверждает, что государство и право имеют Божественное происхождение: государство создано Богом, право – это божественная воля, а правители – посланники небес. Патриархальная теория понимает государство как разросшуюся семью. Власть монарха вырастает из власти отца над членами семьи. Согласно договорной теории, государство возникло в результате договора между людьми для обеспечения их общей безопасности и пользы. Сторонники теории насилия полагали, что государство есть результат войн и насильственных действий, завоевания одних племен другими и т.д.

К.Маркс и Ф.Энгельс разработали классово-экономическую концепцию возникновения государства. Государство, согласно их воззрениям, появилось вместе с частной собственностью, разделением общества на классы имущих и неимущих, и в связи с их борьбой между собой. Государство потребовалось в качестве инструмента для защиты интересов экономически господствующих слоев общества.

В каждой теории происхождения  государства есть свой резон. Все  они связаны с мировоззрением своей эпохи, своего времени и  являются его органической частью.

Информация о работе Сущность историко-материалистической теории происхождения государства