Сущность и принципы выборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:54, курсовая работа

Описание

Главные задачи курсовой выявить насколько эффективны выборы в Республике Беларусь, избирательное поведение населения в условиях свободных выборов.
При написании работы использовались научные методы:
Исторический – выявляет фактическое развитие знаний о выборах и их преобразование со временем.
Обобщение полученных теоретических знаний.
Анализ политологической литературы.

Работа состоит из  1 файл

GLAVA_1_SUSchNOST_I_PRINTsIP_V_BOROV.docx

— 46.94 Кб (Скачать документ)

В соответствии с законодательством  Республики Беларусь выборы депутатов  Палаты представителей Национального  собрания являются:

Свободными - никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к  участию либо неучастию в выборах, а также то, что каждый избиратель должен сам решать: будет ли он участвовать  в выборах и за кого отдаст свой голос. В ряде стран (Австрия, Бельгия, Голландия, Италия, государства Латинской  Америки) выборы являются обязательными [ 11, c.15].

Всеобщими - в выборах  могут принимать участие все  граждане, обладающие избирательным  правом. Какое-либо ограничение избирательных  прав граждан запрещено и преследуется в судебном порядке. 

В соответствии с Конституцией и Избирательным кодексом все  лица, достигшие 18 лет, имеют право  избирать. В выборах не участвуют  граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании  не принимают участия лица, в отношении  которых в порядке, установленном  уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - содержание под стражей.

Равными - все граждане республики, удовлетворяющие установленным  требованиям и не отстраненные от участия в выборах на законных основаниях, имеют равные права избирать: то есть один избиратель - один голос, и  избираться - каждый имеет равные возможности  для выдвижения. Причем, свободный  доступ к регистрации  должен быть обеспечен как для избирателей, так и для кандидатов.

Прямыми - избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов непосредственно. Прямые выборы позволяют  гражданам без каких-либо посредников  вручать свой мандат тем лицам, которых  они знают и которым они  данный пост доверяют. Прямые выборы как  наиболее демократичные способствуют усилению непосредственных связей избирателей  с кандидатами, повышению ответственности  народных избранников и установлению прямого контроля за их деятельностью со стороны граждан, обладающих избирательным правом.

Тайными - недопустимо использование  любых методов, позволяющих раскрыть тайну волеизъявления голосующего. Это гарантия свободного волеизъявления, исключающее постороннее влияние  и контроль. Избирательные бюллетени  не подлежат нумерации, никто не вправе пытаться идентифицировать использованный бюллетень, т.е. установить личность избирателя.

Принципиальное значение придается, прежде всего, прозрачности избирательного процесса: все мероприятия (формирование округов, избирательных  комиссий, выдвижение кандидатов, их регистрация, широкое и свободное обсуждение предвыборных программ, соблюдение собственно процедуры выборов, участие национальных и международных наблюдателей, свобода  СМИ) открыты для общественности, соответствуют принципам гласности, нацелены в первую очередь на демократизацию выборов.

При проведении выборов могут  участвовать как отечественные, так и зарубежные наблюдатели. Независимое  наблюдение за ходом голосования  в процессе выборов помогает объективно установить истину. Поэтому белорусское  государство всегда заявляет о своей  готовности к сотрудничеству с различными международными наблюдателями, создает  все необходимые условия для  их работы.

 

 

Выборы в Беларуси проходят в соответствии с Конвенцией о стандартах демократических выборов,избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств. Некоторые из этих стандартов звучат так :

1. Демократические выборы  являются одним из высших непосредственных  выражений власти и воли народа, основой избираемых органов государственной власти и местного самоуправления, иных органов народного (национального) представительства, выборных должностных лиц.

2. Стороны признают, что  стандартами демократических выборов  являются: право гражданина избирать  и быть избранным в органы  государственной власти, органы  местного самоуправления, в иные  органы народного (национального)  представительства; принципы периодичности  и обязательности, справедливости, подлинности и свободы выборов  на основе всеобщего равного  избирательного права при тайном  голосовании, обеспечивающие свободу  волеизъявления избирателей; открытый  и гласный характер выборов;  осуществление судебной и иной  защиты избирательных прав и  свобод человека и гражданина, общественного и международного  наблюдения за выборами; гарантии  реализации избирательных прав  и свобод участников избирательного  процесса.

3. Право гражданина избирать  и быть избранным закрепляется  в конституции и (или) законах,  а порядок его осуществления  определяется законами и иными  нормативными правовыми актами. Законодательное регулирование  права избирать и быть избранными, порядка выборов (избирательные  системы), а равно ограничения  избирательных прав и свобод  не должно ограничивать или  отменять общепризнанные права  и свободы человека и гражданина  и конституционные и (или) законодательные  гарантии их реализации или  носить дискриминационный характер.

4. Назначение, подготовка  и проведение выборов осуществляется  на основе конституции и законов. 

5. Избранные лица, получившие  необходимое число голосов, определенное  конституцией, законом, вступают  в должность в порядке и  сроки, установленные законами, тем  самым признавая свою ответственность  перед избирателями, и остаются  в должности до истечения срока  своих полномочий или до их  прекращения иным образом, который  регулируется конституцией, законами  в соответствии с демократическими  парламентскими и конституционными  процедурами.

6. Легитимный и публичный  характер выборов, защита и  реализация избирательных прав  и свобод граждан, кандидатов, политических партий (коалиций), участвующих  в выборах, воплощение в правоприменительной  практике конституционных принципов  организации избирательного процесса  обеспечивается судебными, административными  и иными средствами защиты.

7. Не допускается какое-либо  прямое или косвенное участие  иностранных граждан, лиц без  гражданства, иностранных юридических  лиц, международных общественных  движений, международных организаций  в осуществлении деятельности, способствующей  либо препятствующей подготовке  и проведению выборов в органы  государственной власти и местного  самоуправления, иных органов народного  (национального) представительства, выборных должностных лиц [8, c.100]

Отдельно хотелось бы отметить порядок финансирования выборов  в Республике Беларусь. Этот порядок  закреплен в избирательном кодексе  РБ , в частности в ст. 48: «Расходы по подготовке и проведению выборов  Президента Республики Беларусь, депутатов  Палаты представителей, членов Совета Республики, депутатов местных Советов  депутатов, республиканского референдума, отзыва депутата Палаты представителей, члена Совета Республики осуществляются за счет средств республиканского бюджета. Расходы на эти цели могут осуществляться также за счет средств организаций, общественных объединений и граждан  Республики Беларусь, которые могут  вносить свои денежные средства во внебюджетный фонд, создаваемый Центральной  комиссией для дополнительного  финансирования расходов по подготовке и проведению выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных  Советов депутатов, республиканского референдума.

Расходы по подготовке и  проведению местного референдума, повторных  выборов депутатов местных Советов  депутатов и выборов депутатов  вместо выбывших, отзыва депутата местного Совета депутатов осуществляются за счет средств местного бюджета в порядке, установленном соответствующим местным Советом депутатов.

Расходы по подготовке и  проведению местного референдума могут  осуществляться также за счет средств  организаций, общественных объединений, расположенных на территории соответствующего местного Совета депутатов, и граждан, проживающих на этой территории, которые  могут вносить свои денежные средства во внебюджетный фонд, создаваемый  местным Советом депутатов, назначившим  референдум.

Порядок распределения и  использования денежных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, республиканского референдума, отзыва депутата Палаты представителей, члена  Совета Республики из республиканского бюджета и добровольно внесенных  во внебюджетный фонд, устанавливается  Центральной комиссией.

Средства, выделенные из бюджета  и внебюджетного фонда для  проведения предвыборной агитации, распределяются поровну между всеми кандидатами  в Президенты Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей, в депутаты местных Советов депутатов  и расходуются по их требованию в  порядке, установленном Центральной  комиссией. О размере средств, выделенных из бюджета кандидатам на предвыборную агитацию, Центральная комиссия сообщает через средства массовой информации не позднее чем через три дня  после окончания срока регистрации  кандидатов.

Центральная комиссия информирует  Палату представителей о расходовании выделенных из республиканского бюджета  средств на подготовку и проведение выборов, республиканского референдума  не позднее шести месяцев со дня  избрания Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов  местных Советов депутатов, проведения голосования по референдуму, отзыву депутата Палаты представителей, члена  Совета Республики, а также публикует  отчет о расходовании средств  внебюджетного фонда.

Государственные органы, иные организации предоставляют бесплатно  в распоряжение комиссий необходимые  для подготовки и проведения выборов, референдума, голосования об отзыве депутата, члена Совета Республики помещения, оборудование, средства связи (кроме оплаты расходов по абонентной плате и за переговоры), а также  транспортные средства (с оплатой  расходов комиссиями за счет выделенных средств).

Государственные средства массовой информации, средства массовой информации, частично финансируемые из республиканского или местного бюджета, а также  средства массовой информации, одним  из учредителей которых выступают  государственные органы или организации, бесплатно обнародуют материалы, представленные комиссиями, и предвыборные программы  кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей.

Политические партии, другие общественные объединения, организации, граждане Республики Беларусь не вправе оказывать иную материальную помощь при подготовке и проведении выборов, референдума, кроме внесения денежных средств во внебюджетный фонд, предусмотренный  частью первой настоящей статьи.

Прямое или косвенное  участие иностранных государств, предприятий, организаций, иностранных  граждан, международных организаций, предприятий Республики Беларусь с  иностранными инвестициями в финансировании и другой материальной помощи при  подготовке и проведении выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики запрещается.

Использование лицом, выдвигаемым  кандидатом в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, или кандидатом в Президенты Республики Беларусь, в депутаты денежных средств или  другой материальной помощи в нарушение  требований части десятой настоящей  статьи влечет соответственно отказ  в регистрации кандидата или  отмену решения о его регистрации» [ 5, 44c.].

Таким образом выборы в  РБ можно назвать демократическими и свободными, так как они проводятся в соответствии с международными документами и стандартами. Помимо этих документов в Беларуси есть сформировавшаяся законодательная база, признанная со стороны мирового сообщества.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В любой стране гражданское  общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, в состоянии  обеспечить добровольное законопослушание граждан, избежать острых социальных взрывов  и кровавых столкновений, только если органы государственной власти будут  образованны на справедливой выборной основе с участием большинства граждан  этой страны. Получается, что выборы это хотя и недостаточный, но необходимый  признак демократического государства, один из факторов развития гражданского общества.

В период выборов создаются  наиболее благоприятные возможности  для осознания гражданами своих  интересов и включение их в  избирательные программы партий и отдельных кандидатов. Во время  выборов, стремясь получить массовую поддержку, кандидаты особенно восприимчивы к  запросам и пожеланиям населения. Это  активизирует процесс осознания  и представления гражданами своих  интересов.

При непосредственном участии  выборов в демократических государствах осуществляется представительство  интересов различных социальных групп населения в органах  государственной власти, достигается  соответствие политики и решений  органов государственной власти и управления интересам и потребностям различных социальных групп населения, происходит обновление политической элиты. Освещение демократических политико–правовых  ценностей участия в избирательном  процессе – важный элемент современной  государственной политики, общественных изменений в этой области. К сожалению, вслед за декларированием редко  наступают конкретные действия. Избиратель не доверяет институту выборов. Не редко  происходит срыв выборов в связи  с неявкой избирателей на свои участки, часто слышны оправданные  не одобрительные высказывания в  адрес кандидатов, непрекращающиеся применение «грязных» избирательных  технологий.

Немалую роль в предвыборных, избирательных кампаниях стали  играть средства массовой информации. Они умело формируют мнение граждан, подстегивают их к поддержки того или иного кандидата либо к  игнорированию выборов вообще. Контроль за центральными средствами массовой информации обеспечивает победу на выборах. Разумеется, такие выборы нельзя в  полной мере назвать демократичными. Очень часто выборы со стороны  представителей государственной власти ведутся отнюдь не демократичным  способом: осквернение чести и  достоинства возможных кандидатов; компрометирующие материалы; использование  госаппарата и государственных  средств массовой информации сугубо в одностороннем порядке для  выражения своих интересов. Создаются  опасные прецеденты манипулирования  мнением граждан , что отнюдь не идет на пользу престижа выборов, развития демократии и гражданского общества.

Информация о работе Сущность и принципы выборов