Судебная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 03:26, контрольная работа

Описание

Судебная система – это совокупность всех судов России, созданных на основании Конституции РФ и ФКЗ РФ «О судебной системе Российской Федерации», и уполномоченных посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного судопроизводства в пределах своей компетенции осуществлять судебную власть.

Работа состоит из  1 файл

03 Судебная система РФ Общая характеристика.doc

— 103.00 Кб (Скачать документ)

 

Федеральный арбитражный суд округа – суд кассационной инстанции. Кассационная проверка в арбитражном судопроизводстве осуществляется в отношении решений нижестоящих судов, вступивших в законную силу. Производство возникает по жалобе любого лица, участвующего в деле. Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения. Жалоба, поданная с соблюдением требований, принимается к производству. Арбитражный суд кассационной инстанции рассматривает дело в судебном заседании коллегиальным составом судей, проверяя законность решений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права и исходя, как правило, лишь из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

 

В Российской Федерации действуют десять арбитражных судов округов (по одному в каждом округе):

1) Федеральный арбитражный  суд Волго-Вятского округа;

2) Федеральный арбитражный  суд Восточно-Сибирского округа;

3) Федеральный арбитражный  суд Дальневосточного округа;

4) Федеральный арбитражный  суд Западно-Сибирского округа;

5) Федеральный арбитражный  суд Московского округа;

6) Федеральный арбитражный  суд Поволжского округа;

7) Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа;

8) Федеральный арбитражный  суд Северо-Кавказского округа;

9) Федеральный арбитражный  суд Уральского округа;

10) Федеральный арбитражный  суд Центрального округа.

 

8. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 127 Конституции РФ).

 

Высший Арбитражный  Суд может выступать в качестве первой и надзорной инстанций, а также пересматривать судебные акты по вновь открывшимся обстоятельствам.

В первой инстанции он рассматривает лишь определенные категории дел:

1) дела об оспаривании  нормативных правовых актов Президента  Российской Федерации, Правительства  Российской Федерации, федеральных  органов исполнительной власти, нарушающих права и законные  интересы организаций и граждан  в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;

2) дела о признании недействительными  (полностью или частично) ненормативных  актов Президента Российской  Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

3) экономические споры  между Российской Федерацией  и субъектами Российской Федерации,  между субъектами Российской  Федерации;

В порядке надзора Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации. А также Высший Арбитражный Суд РФ пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

 

Кроме того, Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации:

1) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации законов, иных нормативных актов и договоров;

2) изучает и обобщает  практику применения арбитражными  судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

3) разрабатывает предложения  по совершенствованию законов  и иных нормативных правовых  актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

4) ведет судебную статистику  и организует работу по ее  ведению в арбитражных судах;

5) осуществляет меры  по созданию условий для судебной  деятельности арбитражных судов,  в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;

6) решает в пределах  своей компетенции вопросы, вытекающие  из международных договоров Российской  Федерации;

7) решает вопросы образования  постоянных судебных присутствий арбитражных судов;

8) осуществляет другие  полномочия, предоставленные ему  законом.

Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации принадлежит  право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

Наиболее важным полномочием Пленума  Высшего Арбитражного Суда РФ является изучение и обобщение судебной практики и дача на этой основе разъяснений судам по правильному толкованию и применению законов и иных нормативных актов. Тем самым реализуется конституционная функция Высшего Арбитражного Суда – дача разъяснений арбитражным судам (ст. 127 Конституции РФ) и обеспечивается единство судебной практики всех арбитражных судов Российской Федерации.

Высший Арбитражный Суд имеет свой печатный орган – журнал «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации». В нем публикуются постановления Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, судебная практика. Также сведения о деятельности арбитражных судов размещаются на официальном web-сайте Высшего Арбитражного Суда РФ: www.arbitr.ru.

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1. Конституционный Суд  РФ — судебный орган конституционного  контроля, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Его организация и деятельность регулируются:

- Конституция РФ – ст. 102, 125, 128;

- ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ;

- ФКЗ «О судебной  системе РФ» от 31 декабря 1996 г.  № 1-ФКЗ;

- Регламент Конституционного  Суда РФ от 1 марта1995 г. № 2-1/6.

 

2. Конституционный Суд  РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации тайным голосованием по представлению Президента РФ. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке. Судья считается назначенным на должность при получении в результате голосования большинства голосов от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Срок полномочий судьи Конституционного Суда РФ не ограничен.

 

3. Полномочия Конституционного Суда РФ закреплены в ст. 125 Конституции РФ:

 

1) Конституционный Суд РФ по  запросам Президента Российской  Федерации, Совета Федерации,  Государственной Думы, одной пятой  членов Совета Федерации или  депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных  актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных  актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных  договоров Российской Федерации.

 

2) Конституционный Суд Российской  Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной  власти;

б) между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

 

3) Конституционный Суд Российской  Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции  Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

 

4) Конституционный Суд Российской  Федерации по запросам Президента  Российской Федерации, Совета  Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации,  органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

 

5) Конституционный Суд Российской  Федерации по запросу Совета  Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

 

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права; при осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и объединений (ст. 6 Закона о Конституционном Суде РФ).

 

4. Деятельность Конституционного  Суда РФ по рассмотрению и разрешению дел осуществляется в пленарных заседаниях и заседаниях двух палат, включающих соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат определяет путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда РФ.

В пленарных  заседаниях участвуют все судьи Конституционно Суда РФ, на которых может быть рассмотрен любой вопрос, входящий в компетенцию Суда. Вместе с тем закон выделяет такой круг вопросов, которые могут разрешаться исключительно в пленарных заседаниях:

 разрешение дел о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ;

 дача толкования  Конституции РФ;

 дача заключения  о соблюдении установленного  порядка выдвижения обвинения  Президента РФ в государственной  измене или совершении иного  тяжкого преступления;

 принятие послания  Конституционного Суда РФ;

 решение вопроса  о выступлении с законодательной  инициативой по вопросам своего  ведения.

 

5. Решения Конституционного Суда РФ:

Постановление — это итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу любого из вопросов, перечисленных в п.п. 1, 2, 3 и 4 ч. 1 ст. 3 Закона о Конституционном Суде РФ; дела о соответствии Конституции РФ; споры о компетенции; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; по толкованию Конституции РФ.

Заключение — это итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Определение — это все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, например, об избрании Председателя Суда, его заместителя и судьи-секретаря, о формировании палат Суда, о принятии к своему производству конкретных дел, о приостановлении и прекращении полномочий судьи и др.

 

Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения (ст. 79 Закона о Конституционном Суде РФ).

Официальным изданием Конституционного Суда РФ является «Вестник Конституционного Суда РФ», в котором публикуются принимаемые Судом решения и иные материалы.

 

КОНСТИТУЦИОННЫЕ (УСТАВНЫЕ) СУДЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации являются судебными органами конституционного (уставного) контроля, осуществляющими свои функции в качестве судов субъектов Российской Федерации как составной части единой судебной системы Российской Федерации.

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 27 закона «О судебной системе Российской Федерации»).

Информация о работе Судебная система РФ