Судебная реформа 1864 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:51, курсовая работа

Описание

Суд - орган государства, охраняющий от всяких посягательств на интересы
господствующего класса, путем осуществления правосудия, применения мер
государственного принуждения, с лицом, нарушающим установленный
правопорядок. Суд возникает вместе с государством, но выделяется в
самостоятельный орган по мере развития государственного механизма и
образования специального государственного аппарата.

Содержание

I. Обзор исторического развития судопроизводства в России до 1864 года.
II . Причины реформы и ее подготовка.
1. Причины реформы.
2. Подготовка судебной реформы 1864 года.
а) Дореформенный суд в Российской империи.
б) Участие дворянских комитетов в подготовке судебной
реформы.
III. Судебные органы после реформы 1864 года.
1. Принцип несменяемости судей.
2. Изменение судебных органов.
а) Мировые суды.
б) Волостные суды.
в) Окружные суды.
г) Суд сословных представителей.
д) Суд присяжных.
е) Судебные палаты.
ж) Верховный суд.
з) Военные суды.
IV. Реорганизация прокуратуры.
1. Возникновение института прокуратуры в Российской империи.
2. Прокуратура после судебной реформы 1864 года.
V. Адвокатура
VI. Судоустройство.
1. «Учреждение судебных установлений».
2. «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями».
3. «Устав уголовного судопроизводства».
4. «Устав гражданского судопроизводства».
VII. Заключение.
Сноски.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Судебная Реформа 1864 года.rtf

— 262.27 Кб (Скачать документ)

рассматривались полковыми судами. Они также проверяли обоснованность

апелляционных жалоб на приговоры последних.

 

Высшим военным судом был Главный военный суд. Он действовал в составе

председателя и постоянных членов, из числа военных юристов, а также

временных членов. Все они назначались по представлению военного министра «с

Высочайшего изволения». Временными членами этого суда могли быть по меньшей

мере два генерала, проходивших службу в Санкт-Петербурге. На Главный

военный суд возлагались в основном те же функции, что и на

Правительствующий сенат в его взаимоотношениях с общегражданскими судами.

 

По приведенным данным видно, что судебную реформу 1864 года и ее основные

результаты нельзя оценивать односторонне, изображать все только в розовых

или черных тонах. Было и то и другое. Что-то удалось реализовать, а что-то

полностью или в значительной мере осталось лишь добрым намерением. Как

отмечено выше, это случилось с мировой юстицией. Не повезло и суду

присяжных. К началу Первой мировой войны он более или менее прочно

«обосновался» лишь в центральных губерниях. Его не могли внедрить на

большей части территории Российской империи - в Прибалтике, Варшавском

округе, на Северном Кавказе и в Закавказье, Среднеазиатском регионе,

Восточной и Западной Сибири и других местностях. Судебные уставы 1864 года

обеспечивали целостность судебной системы Российской империи. Принципы и

институты судебной реформы действовали как единый механизм, дополняли друг

друга. Отказавшись от хаотичной системы сословных судов, судебные уставы

ввели стройную систему судебных органов со строго ограниченной

компетенцией: параллельно действовали система мировых судов и гражданских

дел, замыкавшихся на уровне уезда, и система общих судебных установлений -

окружные  суды, охватывающие территориально несколько уездов, и судебные

палаты, юрисдикция которых распространялась на несколько губерний. Венчал

систему судебных органов Сенат - единственная в империи кассационная

инстанция. Были провозглашены: равенство всех перед судом, независимость

суда от администрации, несменяемость судей, гласность, состязательность,

право обвиняемого на защиту, презумпция невиновности, оценка доказательств

по внутреннему убеждению судьи.

 

IV. Реорганизация прокуратуры.

 

Большое значение для утверждения новых демократических принципов

судопроизводства после судебной реформы 1864 имела и реорганизация

прокуратуры.  Но прежде чем вести разговор о реорганизации прокуратуры,

необходимо взглянуть на историческое возникновение института прокуратуры в

Российской империи.

 

1. Возникновение института прокуратуры в Российской империи.

 

Институт прокуратуры в России возник после указа Петра I от 12 января 1722

года «О должности Генерал-прокурора». Петр I замыслил прокуратуру как

особый институт контроля за деятельностью чиновников всех мастей, отнюдь не

чуждых казнокрадства, и ведомств, пресечения безнаказанного своевольства

столичных и местных правителей. Известный российский историк В.О.

Ключевский писал, что Петр I немало размышлял над будущим прокурорской

власти. Ему хотелось создать такой надзорный орган, который не спасовал бы

перед вельможными чинами и "сиятельствами", в том числе и перед Сенатом,

являвшимся высшим органом управления и контроля в России. Понадобились три

его указа, чтобы российская надзорная власть обрела сравнительно

завершенные очертания. Генерал-прокурор в плане надзора становился над

Сенатом и напрямую выходил на императора. В его обязанности входило "сидеть

в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всех

делах... истинно, ревностно и порядочно без потеряния времени по

регламентам и указам отправлял, а также смотреть, дабы Сенат в своем звании

праведно и нелицемерно поступал".

 

Российские прокуроры, в отличие от своих западноевропейских коллег того

времени, главные функции которых сводились к уголовному преследованию и

поддержанию обвинения, были изначально блюстителями законов, обладая

контрольно-надзорными полномочиями общегосударственного значения.

 

В последующий период российской государственности прокуратура переживала

далеко не лучшие времена. В 1726 году Екатериной I была фактически

упразднена должность генерал-прокурора и лишь в декабре 1741 года вновь

восстановлена императрицей Елизаветой Петровной.

 

И все же, несмотря на все перипетии истории и некоторые изменения в

статусе прокуратуры, ее надзорная роль сохранилась, а в царствование

Екатерины II даже заметно возросла. В частности, учреждение в России в 1775

году губерний и создание соответствующих губернских прокуратур, а также

прокурорских должностей при судах существенно укрепили надзор за

законностью в деятельности местных властей и в судопроизводстве. Таким

образом, образовался самобытный, строго централизованный, влиятельный орган

государства с уникальными функциями надзора, служители которого

опротестовывали незаконные распоряжения и действия любых учреждений и

чинов.

 

 

2. Прокуратура после судебной реформы 1864 года.

 

Серьезным изменениям статус прокуратуры подвергся в период судебной реформы

1864 года. После судебной реформы прокуратура освободилась от функции

общего надзора, ее деятельность ограничивалась только судебной сферой. Если

до судебной реформы прокурор должен был выступать в суде «как взыскатель

наказания и вместе с тем защитник невинности», то теперь главной его

задачей становился надзор за дознанием и следствием и поддержание

государственного обвинения в суде. Новая прокуратура создавалась при судах.

Принято считать, что её функции в тот период были сведены лишь к

деятельности, связанной с уголовным преследованием. Действительно,

судебными уставами 1864 года должность прокуроров предусматривалась только

при судебных учреждениях. Хотя авторы судебных уставов 1864 года ограничили

диапазон прокурорского надзора делами "судебного ведомства", контролем за

следствием и дознанием, на практике власти вынуждены были найти эквивалент

"общенадзорной" функции, сделав прокуроров полноправными членами губернских

административных комитетов - властных  контрольно-надзорных органов. Более

того, уже после введения судебных уставов в действие прокуроры продолжали

осуществлять "общенадзорные" функции за рамками судопроизводства по целому

ряду направлений административно-управленческой деятельности.

 

 

Должности прокурора судебной палаты и его товарищей учреждались в

соответствии с судебными уставами. Организация прокуратуры строилась на

принципах строгой иерархичности, единоначалия и взаимозаменяемости в

процессе. Прокурорский надзор осуществлялся под высшим руководством

министра юстиции как генерал-прокурор. Обер-прокуроры Сената и прокуроры

судебных палат непосредственно подчинялись генерал-прокурору, прокуроры

окружных судов действовали под руководством прокуроров судебных палат.

Число товарищей прокурора и распределение их обязанностей зависели от

размеров судебного округа. Безусловно, прокуроры находились в гораздо

большей зависимости от правительства и в силу их прямого подчинения

министру юстиции, и потому, что на них не распространялся принцип

несменяемости. Прокуратура ни в первые годы своего существования, ни в

последствии не была подвержена коррупции.

 

Первое поколение работников прокуратуры немногим уступало своим коллегам-

противникам - адвокатам и в соблюдении норм судебной этики, и в стремлении

установить в деле истину, а не доказывать вину подсудимого, во что бы то ни

стало.

 

V. Адвокатура

 

Одним из наиболее впечатляющих итогов судебной реформы 1864 года оказалось

создание мощной независимой адвокатуры. Судебная реформа 1864 года создала

совершенно новую профессиональную группу, которая окажется очень важной для

будущего Российской империи. Позднее её представителями станут Керенский и

Ленин. Речь идет об присяжных поверенных - адвокатах. Органами адвокатского

самоуправления стали общее собрание и советы присяжных поверенных.

Присяжные поверенные были объединены в присяжную адвокатуру - коллегию

адвокатов, членом которой можно было стать только на основании

профессиональных знаний, что должно было гарантировать высокий

профессиональный уровень. Присяжные поверенные занимались частной

практикой. Адвокаты имели помощников - как правило, начинающих юристов,

которые объединялись в соответствующие комитеты. Объединения присяжных

адвокатов были основаны, к сожалению, только в трех городах Российской

империи, в Санкт Петербурге, Москве и Харькове[10]. Кроме присяжных

поверенных и их помощников существовали «второсортные» адвокаты - частные

поверенные, которые не были объединены в какую-либо организацию и

существовали при судах, выдавших им свидетельства на ведение судебных дел.

 

Профессия адвоката приобрела в результате обострения внутриполитического

положения и в связи с усилением давления полиции и цензуры, особый

политический и социальный вес. Так как в рамках заключительной речи перед

судом можно было сказать значительно больше чем  в общественности. Из-за

риторики блестящих адвокатов они имели особый авторитет в России. Судебные

процессы, которые носили политический характер и в которых принимали

участие знаменитые адвокаты, становились общественными событиями первого

ранга.[11]

 

Адвокатура имела огромное значение в качестве охранника законов, а так же

третья сторона участников процесса. Они были одной из немногих

профессиональных групп с четким интересом соблюдения государственности.

Кроме того, судебные залы были в России единственным местом, где постоянно

защищалось право свободы слова. Известный адвокат В.Д. Спасович говорил:

«Мы, рыцари живого слова и свободней чем сегодняшняя пресса».[12]

 

Между обвинением и защитой происходили публичные состязания в правильном

понимании и применении закона, в остроумии, в блеске фраз и в постижении

тончайших зигзагов человеческой души. Прокуратура щеголяла

«беспристрастием», а защита брала изворотливостью и патетикой.

 

Таким образом, судебная реформа создала не только новый суд, но и новую

систему правоохранительных органов, более того, новое понимание и

представление о законности и правосудии.

 

VI. Судоустройство.

 

Судебные уставы, в России законодательные положения, принятые 20 ноября

1864 года составили основу судебной реформы 1864 года.

 

Судебные уставы - в дореволюционной России официальное название законов,

утвержденных 20 ноября 1864 года: «Учреждение судебных установлений»,

«Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями», «Устав уголовного

судопроизводства», «Устав гражданского судопроизводства». Судебные уставы

оформили проведение судебной реформы 1864 года.

 

1. «Учреждение судебных установлений».

 

Согласно «Учреждению судебных установлений» - закон  о судоустройстве,

судебная власть принадлежала мировым судьям, съездам мировых судей,

окружным судам, судебным палатам и Сенату - верховный кассационный суд.

Мировые судьи решали дела единолично. Они находились при мировом округе -

уездном или городском, делившиеся на несколько участков. В мировом округе

состояли также почетные мировые судьи, которые совместно с мировыми

участковыми судьями данного округа образовывали высшую инстанцию - съезд

мировых судей. В окружной суд, учреждавшийся на несколько уездов, входили

председатель и члены суда.

 

Судебная палата учреждалась в округе, объединявшем несколько губерний или

областей - по особому расписанию. Она делилась на департаменты, которые

состояли из председателя и членов департамента. Для заведования судебной

частью в Сенате были сохранены в качестве верховного кассационного суда

кассационные департаменты по уголовным и гражданским делам. Прокурорский

надзор вверялся обер-прокурорам, прокурорам и их товарищам и осуществлялся

под наблюдением министра юстиции как генерал-прокурора.

 

2. «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями».

 

«Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» являлся кодексом, в

который были выделены из «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных»

менее серьезные преступления, подведомственные мировым судьям.

 

Устав состоял из 13 глав. Глава 1-я содержала общие положения и перечень

наказаний за преступления, предусмотренные уставами. Главы 2-9 были

посвящены мелким преступлениям против общественного и политического строя,

проступкам против порядка управления и т.д. В главах 10-13 говорилось о

проступках против личной безопасности, против семейной чести и т.д.

 

3. «Устав уголовного судопроизводства».

 

«Устав уголовного судопроизводства» (уголовно-процессуальный кодекс)

определял компетенцию судебных органов по рассмотрению уголовных дел, общие

положения, порядок производства в мировых установлениях, порядок

производства в общих судебных местах, изъятие из общего порядка уголовного

судопроизводства.

 

Согласно уставу, мировой судья рассматривал уголовные дела в пределах

Информация о работе Судебная реформа 1864 года