Стратегия управления государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 23:35, курсовая работа

Описание

Проблема государственного долга является в настоящее время одной из важных для российской экономики. Тяжелое бремя накопленной как внутренней, так и внешней государственной задолженности ставит перед правительством задачу стабилизации государственного долга и повышения платежеспособности России в долгосрочном периоде. Успешное решение этой задачи может стать одним из ключевых факторов устойчивого долгосрочного экономического развития нашей страны. Поэтому любая экономическая политика, проводимая правительством, должна обязательно оцениваться с точки зрения ее влияния на состояние государственного долга и перспективы платежеспособности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1. Сущность и значение государственного долга.………………………………4
Экономическое содержание государственного долга..…………………….4
Классификация государственного долга России……..……………………..7
2. Структура управления государственным долгом…………………..............10
2.1 Методы и способы управления государственным долгом…………….....10
2.2 Анализ динамики и структуры внешнего и внутреннего государственного долга России………………………...……………………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...22
Приложение 1. Объем государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований на 01.04.2011…………….23
Приложение 2. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 а

Работа состоит из  1 файл

Курсовая гос регулирование.doc

— 280.50 Кб (Скачать документ)
 

Кафедра экономической теории 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине « Государственное регулирование  национальной экономики» 

на тему «Стратегия управления государственным долгом» 
 
 
 

            Выполнила:, студентка 3-го курса очной формы  обучения экономического факультета,

             Подпись    ___________________________

                   

            Научный руководитель

                         

            Подпись   ___________________________ 
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

Москва

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3

1. Сущность и значение государственного долга.………………………………4 

    1. Экономическое содержание государственного долга..…………………….4
    2. Классификация государственного долга России……..……………………..7

2. Структура управления государственным долгом…………………..............10

2.1 Методы и способы управления государственным долгом…………….....10

2.2 Анализ динамики и структуры внешнего и внутреннего государственного долга России………………………...……………………………………………12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...22

Приложение 1. Объем государственного долга субъектов Российской       Федерации и долга муниципальных образований на  01.04.2011…………….23

Приложение 2. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2010 года………………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Проблема  государственного долга является в настоящее время одной из важных для российской экономики. Тяжелое бремя накопленной как внутренней, так и внешней государственной задолженности ставит перед правительством задачу стабилизации государственного долга и повышения платежеспособности России в долгосрочном периоде. Успешное решение этой задачи может стать одним из ключевых факторов устойчивого долгосрочного экономического развития нашей страны. Поэтому любая экономическая политика, проводимая правительством, должна обязательно оцениваться с точки зрения ее влияния на состояние государственного долга и перспективы платежеспособности.

     Проблема  платежеспособности усугубляется из-за неточностей в измерении величины бюджетного дефицита и накопленного долга. В связи с этим в работе рассматриваются возможные направления корректировок бюджетного дефицита, способствующих более точному определению его величины.

     Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.

     Целью этой работы является выявление места  государственного долга в системе  экономических отношений и определение  проблем, связанных с его функционированием.

     Таким образом, для достижения цели работы необходимо:

- рассмотреть  общее состояние государственного  долга;

-определить механизм взаимодействия внутреннего и внешнего государственного долга;

- рассмотреть обслуживание и погашение долговых обязательств; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ДОЛГ.

     ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 
 

    1. Структура и формы государственного долга
 

     Результатом государственных заимствований  является внутренний и внешний долг.

     Государственный долг как экономическая категория представляет собой определенную систему отношений, возникающую между органами государственного управления, с одной стороны, частными лицами, негосударственными институтами, иностранными государствами - с другой, по поводу формирования и погашения задолженности органов государственного управления, возникающих в результате формирования дополнительных средств государства.

     С точки зрения материально-вещественного  содержания, государственный долг выступает  как сумма долговых обязательств государства по выпушенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам и процентам по ним, выданным государством гарантиям перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.1

     Государственный долг Российской Федерации полностью  и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной  собственности имуществом, составляющим государственную казну.

     Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств Российской Федерации и обслуживания государственного долга Российской Федерации.

     По  структуре государственный долг РФ состоит из нескольких групп долговых обязательств:

- задолженности владельцам ГКО-ОФЗ;

- задолженности Минфина перед ЦБ по кредитам на финансирование дефицита бюджета;

- задолженности, появившейся вследствие взятого на себя государством обязательства по восстановлению сбережений граждан;

- внешней  задолженности бывшего СССР, принятой на себя РФ;

- вновь возникшая задолженность РФ перед иностранными государствами, международными организациями и фирмами.

     Предоставляя  для Российской Федерации право  приобретения обязательств в режиме внутреннего и внешнего долга, Бюджетный кодекс устанавливает при этом порядок определения количественных пределов таких обязательств и порядок их выполнения.

     Для федерального уровня долговых обязательств государства Бюджетный кодекс устанавливает  верхний предел государственного внутреннего  долга, верхний предел государственного внешнего долга и отдельно предел государственных внешних заимствований на очередной финансовый год. Указанные предельные показатели долговых обязательств устанавливаются для всех уровней бюджетной системы. На федеральном уровне конкретные цифры предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, а также отдельно предельные показатели внешних заимствований устанавливаются федеральным законом о бюджете на очередной год, в котором показатели долговых обязательств подлежат конкретизации по формам обеспечения.

     Долговые  обязательства Российской Федерации  могут существовать в форме:

- кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

- государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

- соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Модели  оценки последствий  государственного долга
 

     Большинство экономистов считает бюджетный  дефицит и сопровождающий его  государственный долг серьезнейшей экономической проблемой. Существует и альтернативная точка зрения: некоторые экономисты полагают, что бюджетный дефицит и государственный долг не имеют большого значения.

     Традиционный  подход к оценке последствий государственного долга сформулирован в рамках схемы неоклассического синтеза в работе. Он интегрирует взгляды экономистов классического и кейнсианского направлений и подразумевает обсуждение положительных и отрицательных последствий государственного долга в экономике. В качестве положительных последствий отмечается его стимулирующий эффект для закрытой и большой открытой экономик в краткосрочном периоде, в качестве отрицательных - вытеснение инвестиций и чистого экспорта.3

     В соответствии с традиционной точкой зрения на государственный долг, финансируемое за счет займов снижение налогов стимулирует рост расходов потребителей и приводит к сокращению национальных сбережений. Этот рост потребительских расходов повышает в краткосрочночном периоде совокупный спрос и доход, но в долгосрочном плане ведет к снижению объемов накопленного капитала и дохода.4

     Часть экономистов не разделяет традиционный взгляд на государственный долг. Они полагают, что бюджетный дефицит, финансируемый за счет долга, не оказывает существенного влияния на экономику. Аргументы в поддержку подобной точки зрения были впервые отмечены Д. Риккардо. В настоящее время его идеи развил представитель новой классической школы Роберт Барро.

     Согласно  гипотезе Барро-Рикардо финансирование государственных расходов за счет долга и за счет налогов приведет к одинаковым последствиям для экономики. Идея Р. Барро состоит в следующем. Если государство сегодня продает облигации для финансирования бюджетного дефицита, возникшего, например, из-за снижения налогов, то в будущем оно увеличит налоги, чтобы выплатить образовавшийся долг.

     Таким образом, снижение государственных сбережений будет в точности компенсировано увеличением частных сбережений, текущее потребление и национальные сбережения не изменятся, поэтому никакого влияния на экономику снижение налогов не окажет.

     Изменения в бюджетно-налоговой политике могут повлиять на макроэкономические показатели, только если государство объявит о будущем снижении государственных расходов. Тогда потребители, ожидая соответствующего снижения налогов в будущем, могут уже сегодня увеличить объем потребления. Сторонники традиционной точки зрения опровергают утверждение о нейтральности долга для экономики. Критика рикардианского подхода с их стороны основана на доказательствах невыполнимости в действительности его ключевых предпосылок относительно поведения потребителей. Так, наиболее часто подвергаются сомнению предпосылки о рациональности потребителей, совершенном предвидении, неискажающих налогах и совершенстве финансового рынка.

     Выводы  эмпирических исследований неоднозначны, так как трудно выделить воздействие изменения государственного долга на потребительский спрос. Таким образом, проблема последствий государственного долга остается актуальной и окончательное решение спора между сторонниками традиционных взглядов и приверженцами теории Барро—Рикардо пока не найдено.5 

     ГЛАВА 2. ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ДОЛГ 
 

2.1 Величина и структура внутреннего государственного долга России.

Государственный долг субъекта Российской Федерации 

     Классификация видов государственных внутренних долгов представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляемых в валюте РФ.

     В объем государственного внутреннего  долга РФ включаются:

- основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, субъекта РФ, муниципальным ценным бумагам;

- объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием;

- объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием, от бюджетов других уровней;

Информация о работе Стратегия управления государственным долгом