Становление и развитие правового государства в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 02:26, курсовая работа

Описание

Цель: Изучить становление и развитие правового государства в Республике Казахстан.

Задачи:
Рассмотреть понятие и признаки правового государства.
Рассмотреть принципы правового государства.
Исследовать идеи становления и развития правового государства в Республике Казахстан.
Исследовать этапы формирования правовой системы в Республике Казахстан
Рассмотреть систему разделения властей в Республике Казахстан.
Изучить Конституцию Республики Казахстан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3

I. Понятие правового государства…………………………………………………..5

1.1. Понятие и признаки правового государства………………………………5

1.2. Принципы правового государства………………………………………....8

II. Становление правового государства………………………………………….11

2.1. Идеи становления и развития правового государства………………… 11

2.2. Этапы формирования правовой системы в Республике Казахстан……13

III. Развитие правового государства в Республике Казахстан…………………17

3.1. Система разделения властей……………………………………………. 17

3.2. Конституция – как основной закон Республики Казахстан, как

правового государства…………………………………………………...21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….26

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 71.82 Кб (Скачать документ)

ценность.

    Конституция закрепляет основные положения всех сторон государственной и общественной жизни, поэтому для практической реализации ее норм, как правило, необходимы вторичные законодательные акты, детализирующие конституционные установления в такой мере, в какой это необходимо для их претворения в жизнь.

    Однако  в важнейших вопросах и сама Конституция  должна быть в достаточной степени конкретной, чтобы выступать в качестве источника норм прямого действия, обязательных для государственных органов, должностных лиц. К числу таким норм, относятся те, которые закрепляют основные права, свободы и обязанности граждан, реальность которых не должна увязываться с наличием или отсутствием специального акта, касающегося механизма реализации указанной группы конституционных норм. Тщательный подход к разработке законодательных актов, с одной стороны, и

готовность  внести в них необходимые исправления  и поправки, вызванные

реальной  жизненной практикой, с другой, —представляют  собой те правила,

которыми  должен руководствоваться законодатель. Законодательные акты, даже те, которые касаются важнейших сторон государственной и общественной

21

жизни, часто не отвечают требованиям нормативности и гарантированности. При таких условиях эти акты не становятся реальными регуляторами общественных отношений, не приводят к сколько-нибудь значительному социальному эффекту, несмотря на все призывы и даже борьбу за соблюдение и применение таких актов. Необходимо установить высокое качество законодательства, а также установить механизм самореализации правовых норм, которые будут способствовать становлению правового государства.

    Конкретно-исторический опыт становления и развития правовой государственности определяется социально-экономическими и политическими условиями, уровнем общественного правосознания, субъективными факторами, национальными и историческими традициями. Одним из таких условий является существование единого правового пространства в границах данного государства.

    Ученые-юристы, занимающиеся разработкой проблем правового государства и связывающие формирование его основ прежде всего с реализацией принципа верховенства закона как основной общедемократической ценностью, уделили внимание понятию

правового закона, необходимости придания законам, в том числе и Конституции, прямого действия, упорядочения ведомственного и локального нормотворчества, создания правовых механизмов, обеспечивающих их полное соответствие закону. Но реализация этих идей возможна лишь при наличии единого правового пространства как определяющего условия становления правовой  государственности. “Война законов”, начавшаяся с принятием бывшими союзными республиками Деклараций о государственном суверенитете, одним из положений которых провозглашался приоритет республиканского законодательства перед союзным, продолжается.

    В современном демократическом государстве  эффективность правового закона сопряжена с наличием единого правового пространства, в котором приоритетное значение имеет принцип верховенства законов, принимаемых от имени народа и выражающих его суверенную волю, над всеми действующими в стране нормативными актами. Подзаконные акты, включая ведомственные распоряжения, приказы, инструкции, подлежат конституционному контролю. Это означает, что они могут быть опротестованы, обжалованы и аннулированы по мотивам нарушения законности или, напротив, после определенной судебной процедуры подтверждены как соответствующие конституции и иным законам.

    Идея  единого правового пространства становится национальной. В странах

Западной  Европы концепция правового пространства наряду с концепцией

европейского  экономического пространства, получает все большее признание,и

выражается  в борьбе с терроризмом, защитой  прав человека, праве убежища,

отношениями между правоохранительными органами.

    В правовом государстве существуют определенные гарантии законности, которые

    22

    обеспечивают  соблюдение и исполнение закона. Это- социально-экономические, политические, юридические и международные гарантии.

    Политические  гарантии законности —это прежде всего демократизм общественного и государственного строя Республики Казахстан, политический и идеологический плюрализм, активное участие граждан в управлении делами государства.

      Социально-экономические гарантии законности —многообразие форм собственности, создание необходимых условий для их развития, обеспечение им равной защиты, свободное предпринимательство, право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду, справедливые условия найма, увольнения, оплаты и охраны труда и т.д.

    К юридическим гарантиям относятся следующие: нормативная урегулированность законами или подзаконными актами всех общественных отношений, нуждающихся в правовом закреплении, эффективная деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов, а также правоохранительных органов, привлечение к юридической ответственности должностных лиц, посягающих на права и свободы граждан.

    К международным гарантиям относятся: деятельность международных организаций, специализированных органов ООН по контролю за соблюдением прав человека в различных странах, инспекционные поездки их представителей в регионы, где нарушается законодательство, закрепляющее права и свободы граждан, право граждан обращаться в международные органы за защитой своих нарушенных прав.

    Законность и правовое государство - категории во многом тождественные, но у них несколько разные акценты. Законность требует безусловного соблюдения законодательства всеми субъектами правовой сферы, в то время как правовое государство предъявляет подобное требование к государственным структурам, выполняющим функции публичной власти. Поэтому реализация режима правового государства означает торжество закона прежде всего в деятельности властных структур — государственных органов власти, управления, суда и прокуратуры и их должностных лиц. В итоге законность и правовое государство ведут к превращению закона в самостоятельную, объективную силу жизнедеятельность которой не зависит от отношения к ней.

    Таким образом, Конституция Республики Казахстан — юридическая база всего законодательства, в которой закреплены основы экономической, социальной и политической организации общества, устанавливается механизм государственной власти и управления, основные права и обязанности граждан.

    Конституция закрепляет основные положения всех сторон государственной и общественной жизни, поэтому для практической реализации ее норм, как правило, необходимы вторичные законодательные акты, детализирующие конституционные установления в такой мере, в какой это необходимо для их претворения в жизнь. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей

территории  Республики.

23

Заключение 

В результате предпринятого исследования мною были сделаны следующие выводы:

  1. Правовое государство – государство, вся деятельность, которой подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Основными признаками правового государства являются: верховенство и господство права, принцип разделения властей, приоритет прав и свобод личности, социальная защищенность, социальная справделивость, и т.д.
  2. Принципы — это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами: уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы; нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в признании большинством населения справедливым, а значит, и правовым существующего государственного устройства; наличием или отсутствием стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности государственных органов; степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях и необходимых пределах им самим ограниченной. Основными принципами правового государства являются: верховенство закона, равноправие, выполнимость требований права, защита гражданских свобод. 
  3. Формирование и, в конечном счете, завершение создания правового государства связываются с максимальным обеспечением прав и свобод человека, ответственностью государства перед гражданином и гражданина перед государством, с возвышением авторитета закона и строгим  его соблюдением всеми государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, эффективной работой правоохранительных органов.[4, стр. 441]

    Для построения правового государства  необходимо, чтобы важнейшие принципы, характерные для правового государства, восторжествовали в реальной жизни.

  1. Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как противоядие от злоупотребления политической властью, как реакция на произвол, деспотизм, тиранию. Основные элементы идеи правового государства сформулированы античными мыслителями. Это были: Солон, Гераклит, Пифагор, Платон, Аристотель, Демокрит, Сократ, Цицерон, а также софисты, стоики и римские юристы.

24

  1. Разделение властей - это правовой принцип, суть которого заключается в недопущении сосредоточения всей полноты

    государственной власти в руках  какой-либо одной  из ее ветвей: законодательной, исполнительной или  судебной, чтобы тем  самым предотвратить  возможность злоупотребления  властью. С помощью разделения властей правовое государство организуется и

    функционирует правовым способом: государственные  органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть. Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, “рассредоточенность” государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть.

  1. Конституция Республики Казахстан — юридическая база всего законодательства, в которой закреплены основы экономической, социальной и политической организации общества, устанавливается механизм государственной власти и управления, основные права и обязанности граждан.

    Конституция закрепляет основные положения всех сторон государственной и общественной жизни, поэтому для практической реализации ее норм, как правило, необходимы вторичные законодательные акты, детализирующие конституционные установления в такой мере, в какой это необходимо для их претворения в жизнь. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей

        территории Республики. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    25

    Список  используемой литературы: 

  1. Теория  государства и права. Курс лекций/ под ред. Матузова Н.И., Малько А.В., М., 1997;
  2. Теория государства и права: Учебник/ под ред. А.У. Бейсеновой.-Алматы, Атамура, 2006 г.
  3. Теория государства и права. Учебное пособие. Ибраева А.С. 2-е издание, 2006 г.
  4. Теория права и государства. Учебник./ Под ред. проф. В.В.Лазарева.

2-е перераб.  и доп. издание. - М.: Право и  закон,2001.- 576 с.

  1. Сейтжанова Г. «На пути утверждения правового государства». /Мысль.-2001г.№9
  2. Аюпова З.К. «Какая правовая система нам нужна» 2003г.№3.
  3. Тлембаева Ж.О. «Роль конституционного закона в правовой системе Казахстана» Право и государство-2000г. №1-2
  4. Аюпова З.К. «Конституционно правовые основы построения национальной правовой системы Республики Казахстан». Саясат- Policy№9-10, 2002г.
  5. Сапаргалиев Г.С. «Конституционное право Республики Казахстан: Алматы: Жетi -Жаргы.1998.

Информация о работе Становление и развитие правового государства в Республике Казахстан