Автор работы: s********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 19:43, курсовая работа
Трудность понимания такого явления, как гражданство, заключается в том, что оно, такое простое на первый взгляд, на самом деле является сложным и многогранным. Более того, в этом заключается его природа. Гражданство может быть национальным и двойным, федеративным и республиканским, прирожденным и приобретенным. Гражданство может быть почетным. Его можно предоставить, пожаловать, лишить, утратить. Гражданство некоторых стран можно купить. Как правило, гражданство определяется в виде связи индивида с государством, но очевидно, что в то же время оно представляет собой и определенное состояние общества.
Введение 3
Глава 1. Становление института гражданства в России 6
1.1. Институт гражданства в досоветский период 6
1.2. Законодательство о гражданстве в советский период 8
1.3 Современное законодательство о гражданстве 13
Глава 2. Конституционно-правовые основы института гражданства 18
2.1. Понятие и принципы института гражданства 18
2.2. Приобретение и прекращение гражданства 26
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.
Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.
Гражданство
- это неотъемлемый атрибут государственного
суверенитета, который определяет принадлежность
лица к государству, обуславливающий совокупность
его прав и обязанностей и их защиту со
стороны государства. Исследование принципов
гражданства может вестись по двум направлениям:
выявления общих политикоправовых принципов,
которые «пронизывают все составные части
права и служат отправными моментами в
регулировании общественных связей и
отношений, и особенных, специфических,
свойственных только данному правовому
институту, значение которых особенно
велико в процессе их практического применения.16
Общие (конституционные) принципы включают
в себя народовластие, подлинный суверенитет,
равноправие, гуманизм, защиту и гарантии
прав человека, незыблемость свободы личности,
единство прав, свобод и обязанностей,
сочетание интересов личности и государства,
законность и другие.
Во всем мире общепризнано положение о
регулировании гражданства преимущественно
нормами национального права. Внутренним
законодательством определяется институт
гражданства и основы правового положения
граждан. Государства в своей политике
основываются на общечеловеческих интересах
и существующих международных нормах.
При решении вопросов гражданства всегда
затрагиваются одновременно общечеловеческие
и национальные интересы людей. Встает
вопрос о существовании и развитии человека
как личности и гражданина, имеющего равные
возможности с другими людьми. Поэтому
представляется разумным в такие моменты
отодвинуть националистические устремления
на второй план, а выдвинуть традиционные
- как новые методы разрешения сугубо человеческих
проблем. Также следует поступать при
определении приоритета между международными
и национальными нормами.
Анализ законодательства о гражданстве
государств СНГ приводит к выводу об увеличении
числа специфических, особенных принципов
гражданства. Из них можно выделить отдельную
группу, о которых раньше наше законодательство
лишь упоминало, а глубоким научным исследованиям
они не подвергались. Они являются опорными
для других специфических принципов, характеризуют
само явление гражданственности и ориентируют
на необходимость существования как гражданства
отдельного человека, так и гражданства
в целом суверенного государства.17
Таким образом, данная группа разбивается
на две подгруппы. В одну из них включаются
принципы, связанные непосредственно
с правами индивида-признания за каждым
человеком права на гражданство, свободы
и добровольного выбора гражданства, а
в другую - признания гражданства неотъемлемым
институтом (атрибутом) суверенного государства,
самостоятельности каждого государства
в регулировании отношений, связанных
с гражданством, государственного правопреемства
в отношении гражданства, приоритета общечеловеческих
интересов и международных норм над национальными
при регулировании гражданства и разумного
компромисса между ними, учета интересов
отдельных наций и народностей в регулировании
вопросе гражданства.
Конституция
РФ и Закон о гражданстве
1.
Гражданство Российской
Единое гражданство в федеративном государстве - необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности.
2.
Гражданство Российской
3.
Гражданство Российской
В Законе установлено, что ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства, является ее гражданином.
Во-вторых, свободный характер гражданства Российской Федерации выражается в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен. Присущая гражданству устойчивость связей лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве. Это ущемляло бы его свободу.
4.
Гражданин Российской
Все предшествующее советское законодательство, вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 г., закрепляло лишение гражданства как форму его утраты. Лишение гражданства - это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина.20
Лишение гражданства широко использовалось советским государством на протяжении всей истории его развития, являлось средством борьбы с инакомыслием, формой репрессий, непризнания за советскими гражданами права проживать за границей. Характерно, что законодательные акты о гражданстве до Закона СССР 1978 г. не содержали никаких указаний на основания, по которым могло применяться лишение гражданства, оставляя полный простор в решении этих вопросов компетентным органам.
Закон о гражданстве СССР 1978 г. впервые установил такие основания. К ним относились "действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР".21
Закон
о гражданстве СССР 1990 г., закрепляя
положение о лишении
Практика лишения гражданства в первые годы существования советского государства имела свою специфику. Лишение гражданства распространялось не на конкретных лиц, а на целые категории граждан. Гражданства лишались подданные бывшей Российской империи, покинувшие пределы государства без разрешения компетентных государственных органов, так называемые невозвращенцы, и др. Когда окончательно опустился "железный занавес", подобного рода основания для массового лишения гражданства утратили значение. Стал применяться в основном индивидуальный подход к решению вопросов о лишении гражданства. Оно касалось по преимуществу так называемых диссидентов. Однако в период "оттепели", когда "железный занавес" немного приоткрылся и советские граждане получили право выезжать на постоянное место жительства за границу, лишение гражданства в массовом порядке было реанимировано, хотя и под видом "выхода" из гражданства.
Президиум Верховного Совета СССР в 1967 году принял Указ "О выходе из гражданства лиц, переселяющихся из СССР в Израиль". Они считались выбывшими из гражданства с момента их выезда из СССР. Указ носил закрытый характер, не был опубликован, на него нельзя было ссылаться. Покровы секретности с этого Указа были сняты только в начале перестройки по заключению Комитета конституционного надзора СССР, на основе которого упомянутый Указ был официально опубликован через 24 года после его принятия.22
Запрет
в Конституции РФ и в Законе
о гражданстве лишать человека гражданства
вытекает из права человека на гражданство,
двустороннего характера связи
между человеком и
5.
Гражданин Российской
Ранее
такое право в Советском
Граждане РФ, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации. Прохождение ими военной или альтернативной службы регулируется международными договорами РФ и федеральными законами.
6.
Российское законодательство
7.
Гражданство Российской
8.
Российская Федерация
В
настоящее время порядок
Согласно статистике число желающих получить гражданство Российской Федерации постоянно увеличивается с момента вступления в силу ФЗ «О гражданстве РФ» в 2002 году.
Основной Закон РФ (Конституция РФ) предусматривает свободу в выборе гражданства РФ. Существуют различные способы приобретения гражданства, каждый способ имеет ряд особенностей, которые в той или иной мере касаются субъектов, имеющих право воспользоваться данным способом.
В отличие от Закона, регулирующего порядок получения гражданства, способов стало меньше, соответственно и ужесточились требования, предъявляемые к лицам, стремящимся стать гражданами РФ. Этот закон признает следующие способы получения гражданства:
• По рождению;
• В результате приема в гражданство РФ;
• В результате восстановления в гражданстве РФ;
• По иным основаниям.26