Современные проблемы взаимосвязи территории и государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:04, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является анализ современных проблем взаимосвязи территории и государства, территории и политического сознания. Для достижения цели анализируются конституции и конституционные законы различных государств мира, международные конвенции и договоры, а также практика их реализации.
Указанная цель достигается при разрешении следующего комплекса задач:
— определение понятия “территория государства”, отвечающее современному уровню знаний;
— изучение правовых отношений между государствами при изменениях их территории по различным основаниям, а также между государством и гражданином при изменении территории государства;
— представление путей разрешения территориальных споров между государствами, составлявшими ранее единый Советский Союз, механизмов реинтеграции на территории прежнего СССР.

Содержание

Введение 3
1. Территория государства: основные характеристики 5
2. Правовой режим территории государства 15
3. Территориальный фактор во внешних функциях государства 26
Заключение 36
Список литературы 38

Работа состоит из  1 файл

территория государства - правовые и политические проблемы.docx

— 68.71 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение 3

1. Территория государства: основные характеристики 5

2. Правовой режим территории государства 15

3. Территориальный фактор во внешних функциях государства 26

Заключение 36

Список литературы 38

 

 

 

 

 

 

Введение

Последнее десятилетие ХХ века по-новому поставило  проблему территории. Рассматривая территорию как один  из основных признаков  любого государства, следует подчеркнуть, что трагедия 1991 года заключается  не только в том, что некоторые  внутренние административные границы  стали государственными. Главное  состоит в том, что страна Россия, носившая в XX в. имя Советский Союз, единый организм, единая культура, единая цивилизация оказались разорванными на несколько частей. Не стало единой территории, единой российской или  русской земли.

Указанные проблемы не замыкаются только и исключительно  на вопросах правовой неопределенности и незавершенности территориального размежевания на востоке Европы после  гибели великого государства. Речь, несомненно, идет о некоем цивилизационном разломе, который пытаются искусственно углубить между русской и европейской  цивилизациями.

Социально-экономическая  и политическая интеграция государств, возникших на территории СССР —  один из острейших вопросов современного развития. Необходимо энергичное движение к воссозданию на территории прежнего СССР нового единого союзного государства, которое органично вобрало бы в себя весь лучший опыт государственного строительства, как дореволюционной  России и Советского Союза, так и  независимой Российской Федерации  последних лет, сочетало реалии конца  нынешнего века с задачами, которые  встанут перед страной в будущем. Потребности возрождения России, как, пожалуй, редко какого государства  в современную эпоху, требуют  развития в гражданском обществе территориального сознания как государственной  идеологии, предполагающей доминирование  в государствоведении понятия территории.

Особое  внимание теоретиков и практиков  государствоведения к проблематике территории обусловлено объективными потребностями государственно-правового  и международно-правового развития Российской Федерации:

во-первых, современный уровень разработки и понимания в правоведении вопросов территории  не соответствует потребностям  формирования взвешенной внутренней и внешней политики Российской  Федерации, не обеспечивает учет ее национально-государственных интересов в оперативной деятельности:

во-вторых, действующее федеральное законодательство, законодательство и нормативно-правовые акты субъектов Федерации  поставили  на повестку дня ряд важнейших  проблем, среди которых обеспечение  территориального единства России, ее территориальной целостности. Их разрешение невозможно без осознания территориального смысла развития государства.

Целью настоящей курсовой работы является анализ современных проблем взаимосвязи территории и государства, территории и политического сознания. Для достижения цели анализируются конституции и конституционные законы различных государств мира, международные конвенции и договоры, а также практика их реализации.

Указанная цель достигается при разрешении следующего комплекса задач:

— определение  понятия “территория государства”, отвечающее современному уровню знаний;

— изучение правовых отношений между государствами  при изменениях их территории по различным  основаниям, а также между государством и гражданином при изменении  территории государства;

—  представление  путей разрешения территориальных  споров между государствами, составлявшими  ранее единый Советский Союз, механизмов реинтеграции на территории прежнего СССР.

Предмет курсовой работы охватывает вопросы территориальных режимов и территориального разграничения.

1.Территория государства: основные характеристики

 

Развитие  человечества идет через пространственное (территориальное) утверждение отдельных  цивилизаций, их взаимовлияние и  интеграцию.  Объективно представляя  собой пространственные пределы  осуществления государственной  власти, территория закономерно ассоциируется  либо с могуществом и величием государства, либо с его слабостью  и уязвимостью. Но территория — не просто особого рода пространство. Для нее характерны не только специфические  пространственные критерии, но и многие другие характеристики. В их числе: размеры, то есть общая площадь; протяженность  с севера на юг и с востока на запад; компактность, то есть сконцентрированность в единое целое;  географическое положение на карте мира, в том  числе наличие рек и выхода к морю;  населенность (численность  и плотность населения, его распределение  по отдельным участкам территории); климатические условия, на которые  оказывают влияние приближенность к экватору или к одному из полюсов  Земли, к морям или другим большим  водоемам, нахождение в глубине или  на краю континента; особенности ландшафта (горы или низменности, болота или  пустыни); характер недр и степень  их разработки (наличие полезных ископаемых, их доступность для разработки); характер границ (юридически оформленные  или фактически существующие, естественные или произвольные, надежно укрепленные  или беззащитные); характер сопредельных территорий (государственные или  международные, с миролюбивыми или  агрессивными политическими режимами); время существования.

Как видим, ряд параметров имеют явно внепространственный  характер. Не случайно главным показателем территории, позволяющим различать ее виды, был и остается существующий на ней правовой режим (или механизм осуществления государственной власти).

Пространство  включает в себя как собственно физическое пространство, так и его географическое поле (географические взаимосвязи). Если физическое пространство может характеризоваться дискретностью (прерывистостью), то географическому полю свойственна континуальность (непрерывность). Это, в частности, позволило Л.И.Грачу сделать вывод о том, что слишком узок перешеек, соединяющий Крым с Украиной, и еще более узок пролив, отделяющий его от России1. В международном праве территория выступает не только как юридическая категория, но и как естественная географическая среда, в которой существует данное человеческое общество.

Вопрос  о качестве территории всегда был и остается в центре любого территориального урегулирования, при жесткой альтернативе — качество территории или ее размеры — предпочтение всегда отдается первому. Соединение населения и государственной власти рождает феномен определенного типа общества, а вся триада создает государство и означает то, что верховная и единая государственная власть распространяется на всю данную территорию и на всех людей, составляющих ее население. В случае совершения действий, направленных на нарушение этого триединства, посягательств на верховенство государственной власти, государство имеет право и обязано обеспечить безусловное подчинение своим распоряжениям. Закрепление основных положений составляющих этого права производится в основных законах государств.

Нетрудно  заметить, что в данном контексте  территория представляется не только в виде пространственных пределов функционирования общества, некоей основы существования  социального организма, но и как  своего рода политическое, экономическое  и культурное пространство, пределы  осуществления власти внутри страны и пределы, за которыми государство  выступает как иностранная, внешняя  сила.

Останавливаясь на  формально-юридических свойствах территории государства,  выделим следующие аспекты:

1) без  разрешения со стороны властного  аппарата государства никакая  другая власть не имеет права  осуществлять на ней свое господство;

2) все  находящиеся в пределах территории  государства граждане (подданные), а  также другие лица (исключение  составляют лица, обладающие дипломатическим  иммунитетом) подчинены власти  государства и его законам. 

Из первого  пункта вытекает, что на одной и  той же территории (то есть территории, находящейся под юрисдикцией  одного государства) может осуществлять власть только одно государство. Второй означает, что, не имея пространственных границ, государство не имело бы возможности воздействовать на своих  граждан (подданных, гражданское общество, социальные группы). То есть государство  не могло бы обладать качествами целостного субъекта, не будь оно оформлено  в своих границах.

Управление  государством может осуществляться, как правило, лишь в пространственных пределах его территории. Действие самих нормативных предписаний  государства оправданно рассматривать  как “процесс существования права  во времени, в пространстве и среди  широкого круга лиц”2. Только здесь, используя свою власть, оно может беспрепятственно в полном объеме повелевать людьми, и в первую очередь — своими гражданами. Особые случаи (территория посольств, консульств и т.п.) лишь подтверждают правило. Иными словами, государственность как таковая тесно связана с территориальными ресурсами.

Юридически  корректное определение государства дано в ст. 1 Конвенции Монтевидео 1933 г. о правах и обязанностях государств: “Государство как субъект международного права, — говорится в Конвенции, — должно обладать следующими чертами:

а) постоянным населением,

б) определенной территорией,

в) правительством,

г) способностью вступать в сношения с другими  государствами”.

Это определение  используется при решении вопроса  о том, соответствует ли то или  иное образование критериям государства. Факт территориального контроля реализуется в международной практике через признание. Территориальные организмы со стабильными и эффективными правительствами защищаются международным правом.

В сущности, аналогичные идеи были выдвинуты  еще Г.Гроцием, который считал, что  “власти обыкновенно подчинены  двоякого рода предметы: во-первых, лица — этот предмет иногда достаточен сам по себе, как, например, толпа  переселенцев на новые места —  мужей, жен и детей; во-вторых, пространство, называемое территорией”.

Характеризуя формы территориальной организации общества, выделим семейную территорию, территориальную общину, государственную и надгосударственную территориальные организации.

Рассматривая  различные классификации территории по видам,   отметим шесть видов территории:

а) каноническая территория, совмещающая любую форму  территориальной организации с  определенной религией и не подразумевающая  единых государственно-властных отношений;

б) государственная  территория, которая “находится под  суверенитетом определенного государства, то есть принадлежит определенному  государству, осуществляющему в  ее пределах свое территориальное верховенство”3. С позиций международного права государственная территория выступает как пространство осуществления верховной власти государства, подчиненное его исключительному господству4, как принадлежащая данному государству и находящаяся под его исключительной властью часть земного пространства, состоящая из суши с ее недрами, вод и воздушного пространства над сушей и водами;

в) международная  территория — это пространство, на которое не распространяется суверенитет  какого-либо государства. Она определяется также как территория, принадлежащая всем;

г) территория со смешанным режимом — территория, которая не входит в состав государственной территории, является объектом суверенных прав одновременно нескольких государств. Речь идет о континентальном шельфе и морских экономических зонах;

д) территория с переходным (временным)  режимом, которая так же, как и предыдущая, относится к сфере международного права. К этой разновидности территорий относятся несамоуправляющиеся  территории, подмандатные и подопечные территории, территории с неопределившимся статусом, ничейные территории, а также  территории, в отношении которых  осуществляются совместные суверенитеты, прежде всего кондоминиум. К территориям с переходными режимами относятся существовавшие ранее колониальные территории, протектораты и доминионы;

е) административная территория как часть государственной.

Территориальный суверенитет рассматривается в  работе как компетенция государства в отношении его территории. Территория не находится и по своему содержанию не может находиться в неких правовых отношениях с государством. Правоотношения возможны только по поводу территорий. Как юридическое понятие территория государства может рассматриваться лишь опосредовано, через правовой режим, установленный в отношении территории на основании принципа территориального верховенства.

Юридическая природа государственной  территории раскрывается в соответствующих властных установлениях государства и в отношениях одного государства с другими государствами по поводу территории.

Территориальная юрисдикция всегда имеет территориальный характер, выражающийся в прямой зависимости предмета юрисдикции от его пространственного местонахождения, режима территории и разумности интересов той юрисдикции, которую стремятся осуществить. Наиболее ярко это проявляется в уголовной юрисдикции, где непреложно признается принцип принадлежности юрисдикции судам того места, где совершено преступление.

Информация о работе Современные проблемы взаимосвязи территории и государства