Нормативность 
формируется как результат обобщения 
и фиксации устойчивых, повторяющихся 
социально полезных отношений 
и поступков людей. 
 Действие 
права основано на принципе 
применения равных мер к участникам 
общественных отношений независимо 
от их индивидуальных особенностей 
(физической силы, умственных способностей, 
социального положения и т. 
п.), то есть к фактически неравным 
субъектам (принцип формального 
равенства). 
 Нормы 
права должны быть объективированы 
вовне, закреплены в определенных 
официальных формах (источниках 
права в формальном смысле): нормативно-правовых 
актах, правовых обычаях, юридических 
прецедентах и др. 
 С 
точки зрения внутренней организации 
право есть система (целостность), 
состоящая из элементов, связанных 
целесообразными отношениями (структурой) 
и взаимодействующих друг с 
другом. 
 Определений 
права существует множество. И 
это вполне закономерно, поскольку 
никакое определение не может 
охватить всех признаков понятия. 
Тем более такого понятия, как 
«право», к характеристике которого 
существуют самые разнообразные 
подходы. В то же время в 
какой-то мере такое многообразие 
определений права полезно, так 
как оно позволяет рассмотреть 
право с разных позиций, под 
разными углами зрения и на 
этой основе составить о нем 
многомерное, объемное представление. 
 С 
учетом названных признаков можно 
сказать, что право есть оформленная 
в официальных источниках и 
гарантированная государством единая 
в масштабе общества нормативная 
система, призванная регулировать 
социально значимое поведение 
участников общественного процесса 
на основе баланса интересов, 
согласования воль и правовых 
притязаний всех слоев общества. 
 А 
вообще более плодотворным в 
этом направлении является не 
формулирование каких-либо определений, 
а совершенствование правопонимания 
на основе углубленного изучения 
свойств права. 
 
2. РОЛЬ 
ЭКОНОМИКИ В ВОЗНИКНОВЕНИИ И 
РАЗВИТИИ ПРАВА 
 
ВОЗНИКНОВЕНИЕ 
ПРАВА ПО МЫСЛИ МАРКСА 
 
 Слово 
«экономика» греческого происхождения 
и буквально означает искусство 
ведения домашнего хозяйства. Определяющую 
роль в сфере экономики играют отношения 
собственности. Понятие собственности 
многогранно. Маркс подразделяет развитие 
собственности на несколько уровней.  
 В 
начале исторического процесса 
понятие собственности охватывало 
собою практически все стороны 
жизнедеятельности общества. По 
мысли Маркса, собственность означала 
первоначально отношение человека 
к природным условиям производства 
как принадлежащим ему. К формам 
природных условий он относит «существование 
человека как члена какой-либо общины… 
и его отношение к земле через посредство 
общины».  
 Категорией 
собственности охватывается здесь 
как материальный, так и социальный 
процессы производства (воспроизводства) 
индивида и общества. Вектор обычаев, 
мифологии направлен на единство 
и целостность коллектива с 
его непосредственными личными 
связями и отношениями. Говорить 
о праве индивида не приходится. 
Его как атрибута свободы нет. 
Однако уже здесь есть общественная 
власть, координирующая все стороны 
общественной жизни коллектива 
и регулируемая обычаями.  
 Рабство 
и феодализм являются дальнейшими 
ступенями развития той же 
собственности, на которой покоится 
и племенной строй (см. выше). Природные 
неорганические условия существования 
индивида пока сохраняют свою силу. Экономическая 
власть не играет здесь самодовлеющей 
роли, ибо способом ее движения выступает 
политическая власть.  
 «Непосредственному 
принудительному труду, - указывает 
Маркс, - богатство противостоит 
не как капитал, а как отношение 
господства», поэтому на основе 
принудительного труда воспроизводится 
только отношение господства. Оно 
же является и существенным 
отношением присвоения.  
 Как 
видно, политическая власть становится 
основной и определяющей формой 
движения отношений собственности. 
Она (собственность) предстает 
синтезом равнодействующих социальных 
сил, который получает оформление 
в законе. Последний в принципе 
сочетает два взаимоопределяющих 
момента: момент права, справедливости 
и момент политической силы, но 
в условиях внеэкономического 
принуждения (рабство, феодализм) 
закон практически не содержит 
права и справедливости и закрепляет 
главным образом политическую 
силу. Эта самая политическая 
сила и является для господствующего 
меньшинства способом движения 
их «права». 
 В 
раннеклассовых обществах политическая 
власть закрепляла не только 
крайне хрупкое единство классовых 
полярностей, но была одновременно 
и проводником экономических 
интересов господствующей элиты. 
В этих условиях принудительное 
государство - решающее средство 
удержания общества в рамках 
порядка. 
 Государственная 
власть уже в этот период 
непосредственно осуществляет (в 
незначительных, правда, масштабах) 
конструктивную функцию управления, 
вытекающую из общесоциальных, а 
не классовых интересов. Все 
рассмотренные процессы ранних 
классовых обществ относятся 
к выделенной Марксом первой ступени 
зависимости индивидов в обществе - отношениям 
личной зависимости. 
 Капиталистическое 
общество открывает вторую историческую 
ступень зависимости индивидов 
в обществе, или вещную зависимость, 
образующую систему всеобщего 
обмена вещей, всеобщего овеществления 
отношений. На первый план теперь 
выдвигается экономическая власть 
и интерес.  
 «Итак, 
перед нами, - указывает Маркс, - два вида 
власти: с одной стороны - власть собственности, 
т.е. собственников, с другой стороны - 
власть государственная5». 
 Появление 
экономической власти как обособленной 
силы - факт исторический. Индивиды 
подчинены теперь производству 
не продуктов, а вещей, товаров 
и общественных связей. Экономическая 
власть оказывает существенное 
воздействие на политическую 
власть, государство и право. Последнее 
как таковое своим рождением 
обязано экономической власти.  
 В 
вещной фазе развития общества 
юридическое понимание собственности 
сводится к экономической власти, 
взятой как сущность. Иными словами, 
экономическая власть охватывает 
волевые отношения собственности 
и всевозможные формы их движения 
(власть арендатора, титульного владельца 
и т.п.). Собственность как экономическую 
власть на этом этапе ее 
развития можно представить через 
отношение определенного субъекта 
к вещным предпосылкам производства 
как к своим. 
 В 
то же время Маркс и Энгельс 
не рассматривали определяющее 
значение экономики по отношению 
к праву прямолинейно, не упрощали 
его: учитывалось влияние на 
право других факторов, других 
частей надстройки («культурного 
развития общества») и подчеркивалось, 
что базис оказывает влияние 
на право лишь в конечном счете. Под 
базисом здесь понимают экономическую 
структуру общества («экономический строй»), 
которая складывается независимо от воли 
и сознания людей. 
3.ПРАВО 
И ЭКОНОМИКА 
 
 Слово 
«экономика» греческого происхождения 
и буквально означает искусство 
ведения домашнего хозяйства. В данном 
же случае под экономикой следует понимать 
определенную социальную сферу, а именно 
- диалектическое сочетание социальных 
отношений и социальной деятельности, 
связанных с производством, обменом и 
распределением материальных благ. Определяющую 
роль в сфере экономики играют отношения 
собственности. 
 В 
марксистской теории соотношение 
права и экономики трактуется 
исходя из общих закономерностей 
связи базиса - экономической структуры 
общества («экономического строя»), 
которая складывается независимо 
от воли и сознания людей, 
и надстройки - идеологических отношений 
и институтов, которые не могут 
возникнуть без опосредования 
общественным сознанием. Экономика 
как явление базисного порядка 
имеет определяющее значение 
по отношению к праву как 
к части надстройки. Базис общества, 
во-первых, обусловливает необходимость 
правового регулирования в целом, 
то есть существование права 
как такового, во-вторых, определяет 
тот или иной тип права, а 
также, в-третьих, определяет конкретные 
черты права той или иной 
страны в данный исторический 
период. Маркс отмечал, что «право 
никогда не может быть выше, 
чем экономический строй и 
обусловленное им культурное 
развитие общества». 
 В 
то же время Маркс и Энгельс 
не рассматривали определяющее 
значение экономики по отношению 
к праву прямолинейно, не упрощали 
его: учитывалось влияние на 
право других факторов, других 
частей надстройки («культурного 
развития общества») и подчеркивалось, 
что базис оказывает влияние 
на право лишь, в конечном счете. 
 В теории 
марксизма указывается на относительную 
самостоятельность права по отношению 
к базису, которая проявляется, прежде 
всего, в возможности обратного воздействия 
права на экономику. Так, Энгельс в одном 
из писем к Конраду Шмидту писал о том, 
что право может как способствовать экономическому 
развитию, так и тормозить его. 
 Разработанные 
Марксом и Энгельсом теоретические 
положения о закономерностях 
связи экономики и права, в 
принципе, достоверны. Однако в дальнейшем 
обратное влияние права на 
экономику было сильно преувеличено 
в теории и практике «социалистического 
строительства». Это было обусловлено 
тем, что главным собственником 
в социалистическом обществе 
было государство, которое планы 
своей экономической деятельности 
объявляло юридическим законом, 
а необходимость достижения тех 
или иных результатов в экономике 
формулировало как юридические 
требования. 
 Оценку 
связей права и экономики следует 
проводить как с учетом необходимости 
государственно-правового регулирования 
экономических процессов, так и с учетом 
необходимости соблюдения прав и свобод 
человека в экономической сфере. Теоретические 
модели соотношения права и экономики 
исторически формировались в поисках 
оптимального соотношения между экономической 
свободой и экономическим равенством 
людей. Экономическую и личную свободу 
индивида считали главным Адам Смит, Джон 
Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк, 
хотя и понимали, что она в конечном счете 
порождает неравенство. Приоритет же равенства 
перед индивидуальной свободой отстаивал 
Жан-Жак Руссо. 
 В 
современный период концепцию 
невмешательства государства и 
права в экономику обосновывают 
сторонники либеральной школы 
(Ф. Хайек и др.). Вместе с 
тем и они отмечают, что государство 
не должно бездействовать: власть 
должна создавать условия для 
инициативной деятельности граждан 
и развития их индивидуальных 
способностей. 
 В 
современном мире через идею 
социального государства находится 
баланс в соотношении между 
экономикой и правом, государственно-правовым 
регулированием экономики (особенно 
в сфере распределительных отношений). 
Важное значение правовое регулирование 
экономики имеет для такого переходного 
периода, в котором оказалась Россия. 
 В 
условиях рыночной экономики 
и перехода к рынку отмечают 
следующие направления использования 
правовой формы: 
 а) 
определение целей экономического 
развития; 
 б) 
закрепление равноправия всех 
форм собственности; 
 в) 
определение круга субъектов 
рыночных отношений; 
 г) 
вытеснение порочных средств 
ведения хозяйства и коммерции; 
 д) 
продуманная налоговая политика; 
 е) 
формирование правовых механизмов 
и процедур разрешения конфликтов 
в сфере экономики; 
 Таким 
образом, соотношение и взаимосвязи 
права и экономики определяются 
необходимостью: 
 а) 
создания правовыми средствами 
условий для нормального развития 
рыночной экономики;