Социальные нормы, нормативы и стандарты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание

В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как правильно поступить в различных ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласован свои поступки с интересами общества, государства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, желательном и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых в общей форме аккумулируется опыт многих поколений людей. Среди них моральные, правовые, политические, эстетические, корпоративные, религиозные обычаи, традиции, привычки, нравы, деловые обыкновения, обряды, ритуалы, требования этикета, корректности, приличия и др. Нормы – это определенные стандарты, образцы, эталоны, мо­дели поведения участников социального общения. Без них не­возможно никакое человеческое общежитие, тем более функционирование таких сложных образований, как государство, общество.

Содержание

Вступление.
1.Социальные нормы и нормативы.
1.1. Понятие социальной нормы. Виды социальных норм и их особенности.
1.2. Значение социальных норм в обществе.
2.Социальные стандарты.
2.1. Понятие социальных стандартов.
2.2. Классификация социальных стандартов
2.3. Мнение экспертов.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

ГРЭ самост.раб.docx

— 47.79 Кб (Скачать документ)

 

   Мораль или моральные нормы представляют собой правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном и тому подобных этических требованиях и принципах. Значительная часть моральных норм вырабатывается и поддерживается обществом в целом или же большинством его членов.

 

Современное общество распадается  на различные социальные группы в  зависимости от рода занятий, профессии, возраста, пола и иных социальных характеристик. Неоднородность и даже противоречивость моральных норм, принадлежащих разным социальным слоям общества, составляет один из характерных признаков этого  вида социальных норм.

 

Для морали характерны еще два следующих  специфических признака. Моральные  нормы закрепляют по преимуществу должное  поведение человека, иных лиц. Мораль является наиболее изменчивым, динамичным видом социальных норм. Контроль за исполнением норм морали осуществляет либо общество в целом, либо отдельный социальный слой.

 

Разновидностью социальных норм выступают  обычаи, традиции и обыкновения. Подобно  моральным нормам они устанавливаются  и охраняются от нарушений обществом  либо признающим обычай, традицию отдельным  социальным слоем. В то же время этот вид социальных норм имеет и свои особенности.

 

Обычай представляет собой правило  поведения, сложившееся в далеком  прошлом, а в современном обществе поддерживаемое в силу привычки. Обычай не имеет связи с оценочными категориями  типа «добро и зло», «плохое и  хорошее».

 

Критерий разграничения обычаев  и норм морали, действующих в современном  обществе, видится в том, что они  регулируют разные виды общественных отношений. Моральные нормы определяют должное, обязательное отношение одного лица к другому. По аналогии с правом можно сказать, что это материальные нормы. Сохранившиеся же и применяемые  в настоящее время обычаи являются по преимуществу процессуальными нормами, они регулирует процедуру, порядок  реализации моральных норм. Можно  найти ряд примеров, когда реализация моральных норм, вроде христианских заповедей «не убий», «не укради», идущих от седой старины, стала потребностью всего общества. И тем не менее эти заповеди остаются моральными нормами, а не обычаями.

 

В пользу понимания обычаев как  сохранившихся от древних времен процедурных норм свидетельствует  их объединение в один вид, одну группу с традициями. Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни  человека, предприятий, организаций, государства  и общества. В отличие от обычаев  традиции могут применяться сравнительно короткий период. Они возникают в  силу какого-либо единичного примера, поддержанного общественным мнением.

 

В настоящее время широкое распространение  получил такой вид социальных норм как нормы общественных объединений, политических партий, закрепленные их уставами. Иногда в юридической литературе эти нормы называются корпоративными. Специфика корпоративных норм состоит  в том, что они имеют документальную, письменную форму выражения —  формально закрепляются письменным источником — уставом, принимаемым  в установленном порядке. Документальная, письменная форма выражения корпоративных  норм сближает их с правом, правовыми  нормами. Но корпоративные нормы  не обладают и не могут обладать свойствами права, поскольку регулируют отношения общественных образований, которые в силу их специфики не подлежат нормативно-правовому регулированию.

 

Под религиозными нормами понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Такие нормы  содержатся в религиозных книгах: Библии, Евангелии, Коране, Талмуде  и др. либо в сознании верующих, исповедующих языческие, многобожеские культы. Религиозные нормы имеют различное содержание. Одни из них определяют порядок организации и деятельности, религиозных объединении, общин, монастырей, братств, другие регламентируют отношение верующих людей к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни, третья группа религиозных норм закрепляет порядок отправления религиозных обрядов. Религиозные нормы выступают источником права в ряде государств, исповедующих ислам. Охрана и защита от нарушений этих социальных норм осуществляется самими верующими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

 

 

                                    

                                     2.Социальные стандарты.

                         2.1 Понятие социальных стандартов.

 

Как замечает С.В. Калашников в своем труде «Становление социального  государства в России», наряду с  качественными характеристиками социального  государства существуют и количественные индикаторы выраженности его свойств. К ним относятся различного рода индексы и стандарты. Количественные социальные показатели имеют не только сравнительное значение и несут  функцию нормативов социальной политики, но и являются ориентирами качественного  развития и задающими уровни структуры  факторами.

 

Одним из наиболее используемых интегральных количественных показателей  является принятый в системе ООН  индекс развития человеческого потенциала.

 

Индекс развития человеческого  потенциала (Human Development Report, ИРЧП) – индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны. Индекс был разработан в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком (Mahbub ul-Haq) и с 1993 года используется ООН в ежегодном отчёте по развитию человеческого потенциала.

 

При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:

 

Средняя продолжительность  предстоящей жизни при рождении (СППЖР) – оценивает долголетие.

 

Уровень грамотности взрослого  населения страны (2/3 индекса) и совокупная доля учащихся (1/3 индекса).

 

Уровень жизни, оценённый  через ВВП на душу населения при  паритете покупательной способности (ППС) в долларах США.

 

В настоящее время по данному  индексу возможно сравнение большинства  стран мира. В течение последних  лет среди 174 стран мира Россия занимает 71 место (табл. 1, 2). В 1992 Россия занимала 52 место, 1995 – 114, в 2004 – 57, в 2005 – 62 с  индексом 0,795, в 2006 – 65 с индексом 0,797, в 2007 году – 67 место с индексом 0,802. (Однако, следует учитывать, что индекс составляется с отставанием в два года, поэтому цифры, опубликованные ООН в 2009 году на самом деле относятся к 2007).

 

Помимо интегральных показателей  качества жизни, в практике социального  управления важное значение имеют конкретные индикаторы развития отдельных составляющих социальной сферы. К таким индикаторам, прежде всего следует отнести:

 

– прожиточный минимум;

 

– среднедушевой доход;

 

– размеры социальных выплат, пенсий, стипендий, заработной платы;

 

– индекс потребительских  цен;

 

– уровень безработицы;

 

– коэффициент Джини (соотношение  децилей наиболее и наименее обеспеченного  населения);

 

– минимальная заработная плата;

 

– первый разряд единой тарифной сетки (ЕТС);

 

– пенсионный возраст;

 

– ставка единого социального  налога или суммарные платежи  в государственные социальные фонды;

 

– доля коммунальных платежей по отношению к суммарным доходам.

 

Этот перечень можно было бы существенно расширить, поскольку, с одной стороны, каждое направление  социальной политики может быть конкретизировано более частными нормативами, а с  другой, существует тенденция, еще со времен СССР, подменять принципиальные, характеризующие реальную социальную политику, определяющие и позволяющие  контролировать ответственность государства  показатели на технические индикаторы.

 

Примечательно, что тактику  подмены реальных социальных параметров среднестатистическими техническими показателями с начала 90-х годов  и до сегодняшнего дня успешно  использует Правительство Российской Федерации, всячески блокируя закон  «О государственных минимальных  социальных стандартах», внося в  его проект в случае усиливающихся  требований к его принятию чисто  технические нормативы.

 

С позиции социального  государства существует принципиальная разница, используются ли в качестве стандартов технические характеристики или сущностные социальные показатели.

 

В первом случае отсутствуют  реальные критерии успешности социальной политики и исчезают ориентиры социальной деятельности государства. Во втором случае социальная деятельность государства  приобретает конкретную направленность и становится доступной для контроля со стороны общества.

 

Примером технических  социальных стандартов, принятых еще  Постановлением Госплана СССР 1988 г. «О разработке социальных норм и нормативов», могут быть:

 

– количество коек в больничных учреждениях на 10 тыс. жителей;

 

– число жителей на одну аптеку;

 

– число дошкольных учреждений на 1000 детей дошкольного возраста;

 

– наполняемость классов  в общеобразовательных школе;

 

– число мест в клубных учреждениях на 1000 жителей;

 

– число экземпляров книг, газет, журналов на одну семью;

 

– обеспеченность населения  квартирами;

 

– потребление населением основных групп пищевых продуктов.

 

Реальный перечень технических  социальных стандартов был огромен, поскольку каждые категории детализировались по позициям до отдельного предмета. Определялось, сколько должно приходиться на семью  или человека сахара, картофеля, арбузов, носков, утюгов, телевизоров. И так  по всем категориям товаров и услуг.

 

Нетрудно заметить, что  при всей важности технических социальных стандартов они ни в коей мере не определяют содержание социальной политики. Можно и нужно бороться за количество коек в больнице, обеспеченность семей  жильем и количеством библиотек  на 10 тыс. населения, но сами эти показатели ничего не говорят о качестве медицинского обслуживания, реальной возможности  получить жилье и реальной потребности  людей к посещению библиотек.

 

По сути технические социальные показатели имеют только ограниченные задачи учета. Попытка считать их целями социальной политики является экономическим редукционизмом представлений о социальном или желанием уйти от решения реальных социальных проблем.

 

Социальные стандарты  являются ориентирами при выработке  социально-экономической политики, основой распределения ресурсов, формой социальных гарантий и обязательствами  государства перед народом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      2.2. Классификация социальных стандартов.

 

В установлении государственных  социальных стандартов существует два  подхода, в соответствии с которыми государственные социальные нормативы  разделяются на две группы. Первая – это стандарты, ориентированные  на обеспечение минимальных социальных гарантий. К ним относятся:

 

– прожиточный минимум  различных категорий населения;

 

– минимальный размер оплаты труда;

 

– ставка первого разряда  единой тарифной сетки;

 

– минимальный размер пенсий;

 

– минимальные значения ряда социальных пособий;

 

– нормы обеспечения бесплатными  образовательными и медицинскими услугами;

 

– нормативы социального  обслуживания инвалидов, престарелых, детей, оставшихся без попечения  родителей, и другие категории населения.

 

Ко второй группе относятся  «рациональные» или средние стандарты, являющиеся индикаторами реально сложившейся  социальной ситуации и нормами социального  благополучия. К этой группе стандартов относятся, например:

 

– средняя заработная плата;

 

– средний размер пенсий;

 

– средняя обеспеченность жильем;

 

– среднедушевой доход;

 

– средние значения показателей  качества жизни.

 

В отличие от нормативов первой группы стандарты второй группы, как правило, не являются нормами, а  выступают именно как индикаторы уровня удовлетворения социальных потребностей.

 

Различия между стандартами  первой и второй групп заключаются  в их разном предназначении.

 

Минимальные социальные стандарты  являются государственными гарантиями выживания людей. Закон «О прожиточном  минимуме в Российской Федерации», принятый в 1997 г., определяет, что прожиточный  минимум включает минимальный набор  продуктов питания, непродовольственных  товаров и услуг, необходимых  для сохранения здоровья человека и  обеспечения его жизнеспособности. Другими словами, потребительская  корзина, лежащая в основе прожиточного минимума (закон «О потребительской  корзине в целом по Российской Федерации» принят в 1999 г.), является минимальной  критической нормой жизнеобеспечения человека, она обеспечивает не достойную  жизнь, а физическое выживание. Очевидно, что минимальный размер оплаты труда, минимальный размер пенсий, минимальный среднедушевой доход, минимальная стипендия не могут быть ниже прожиточного минимума, поскольку, если этот уровень обеспечения не достигнут, физическое существование невозможно.

 

Особо необходимо отметить парадоксальность продолжающееся борьбы в течение всего последнего десятилетия  за минимальный размер оплаты труда, равный прожиточному минимуму. Прожиточный минимум не может обеспечить воспроизводство рабочей силы – по своему значению он изначально ниже. И этот лозунг левых сил и профсоюзов выглядит достаточно кощунственно. Хотя еще более кощунственной является государственная политика в области оплаты труда, которая и не стремится к приведению минимальной оплаты труда, минимальных пенсий и минимальных пособий к прожиточному минимуму.

Информация о работе Социальные нормы, нормативы и стандарты