Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 08:33, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".

Работа состоит из  1 файл

Билеты ТГП-печать.doc

— 373.50 Кб (Скачать документ)


Билет № 18. Субъекты правоотношений.

Субъекты правоотношений - это обладатели прав и носители обязанностей в правоотношении. Субъектами правоотношений могут выступать физические и юридические лица.

Физические лица - это индивидуальные субъекты, т.е. граждане государства, иностранцы, апатриды, бипатриды. Характер и степень субъектов, участвующих в правоотношениях, регламентируются правосубъектностью, которая включает следующие компоненты:

Правоспособность - это способность лица быть носителем прав и обязанностей.

Дееспособность - это способность физического лица как субъекта правоотношений своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и обязанности.

Деликтоспособность - это способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение (деликт).

Юридические лица - это коллективные субъекты: государство, государственные органы и учреждения, предприятия, организации, национально-государственные образования, избирательные округа, церковь и т.д.

По имеют сложную

структуру: 1) субъект; (участники ПО; 2) объект (то, на что направлены правоотношения); 3) субъективное право и юр.обязанность. Виды: 1) в зависимости от предмета правового регулирования (конституционные, административные, уголовные); 2)от характера- материальные(финансовые, трудовые) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные); 3) от функциональной роли -регулятивные (возникают на основе норм права или договора) и охранительные( связаны с госуд. принуждением и реализацией юр.обязанностей; 4)от природы- пассивные(правоотношения собственности), активные(займа); 5)от состава участников- простые(2 субъекта) сложные (много); 6)от продолжительности действия- кратковременные(мены) долговременные (гражданства).

Юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п.1 ст.48 ГК РФ).

Субъектом правоотношений является также и само государство. Государство - субъект политический, властный, суверенный. Оно не зависит от других субъектов права, само устанавливает юридический статус всех участников правовых отношений и выступает в качестве субъекта международного права. Государство в целом как субъект права выступает в международных отношениях, конституционно-правовых, гражданско-правовых и уголовно-правовых отношениях.

ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ - способность иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности.

 

Билет № 20. Юридические факты.

Юридические факты - это такие жизненные факты, с которыми норма права связывает возникновение, изменение либо прекращение юридических отношений. Юридические факты предусматриваются в гипотезах норм. Наступление юридического факта вызывает предусмотренные нормой юридические последствия. Большинство юридических фактов необходимо доказать (в суде), хотя некоторые факты презумируются (презумпция знания закона, презумпция невиновности).

Классификация юридических фактов:

В зависимости от порождаемых юридических последствий: 1) Правообразующие юридические факты - такие факты влекут возникновение правоотношений; 2) Правоизменяющие юридические факты - изменяют правоотношения; 3)Правопрекращающие юридические факты - соответственно, прекращают правоотношения.

По волевому признаку юридические факты делятся на: 1) События - это такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношения, но порождают определённые юридические последствия (пожар от удара молнии, истечение срока и т.д.); 2) Действия - волевые акты поведения людей (действие или бездействие), внешнее выражение их воли и сознания, с которыми нормы права связывают юридические последствия. Действия делятся на: а) Правомерные действия - такие действия, которые отвечают требованиям закона; б) Неправомерные действия - правонарушения, т.е. совершение действий, запрещённых нормами права (преступления и проступки).

По целевой направленности: 1) Юридические акты - это правомерные действия, которые изначально преследуют целью наступление, изменение или прекращение правоотношения; 2) Юридические поступки - это действия, которые независимо от намерений лица влекут возникновение юридических последствий (опубликование автором своего произведения).

По характеру воздействия: 1) Позитивные юридические факты - это обстоятельства, влекущие возникновение правовых отношений. При вступлении в брак необходимо соблюдение определённых требований: возраст, согласие и добровольность, т.е. позитивные факты; 2) Негативные юридические факты - это обстоятельства, препятствующие возникновению правовых отношений. Если использовать пример с браком, то это: близкое родство, недееспособность, состояние в другом браке.

По характеру действия: 1)Действия однократного характера, 2)Юридические факты-состояния, которые носят как волевой (состоит в браке), так и неволевой характер (состояние в родстве).

Понятие и классификация юридических (фактических) составов

Юридический (фактический) состав - есть система юридических фактов, предусмотренных нормами права в качестве основания для наступления правовых последствий (возникновение, изменение, прекращение правоотношения).

Классификация юридических составов.

По функциям: 1)Правообразующие, 2)Правоизменяющие, 3)Правопрекращающие.

По процессу накопления фактов: 1)Завершённые, 2)Незавершённые.

По способу накопления фактов: 1)Простые - юридические составы с независимым накоплением элементов; 2)Сложные - юридические составы с последовательным накоплением элементов; 3)Смешанные - одна часть с независимым, а другая с последовательным накоплением элементов.

 

 

 

Билет № 22. Применения норм права.

Применение права - это властная деятельность уполномоченных на то государственных или иных органов, состоящая в рассмотрении конкретного юридического вопроса, дела и вынесения по нему индивидуального решения, обязательного для его адресатов. Обычно реализация права происходит без участия государства, его органов. Вместе с тем в некоторых типичных ситуациях возникает необходимость государственного вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной. Правоприменение это решение конкретного дела, жизненного случая, применение закона к конкретным лицам.

Признаки:

Осуществляется уполномоченными на то государственными органами и в пределах их компетенции.

Имеет индивидуальный характер (выносится в отношении конкретного юридического дела).

Указанное решение является обязательным для субъектов, которым оно адресовано, и для тех органов, которые должны его исполнять.

Правоприменительная деятельность носит властный характер, который проявляется не только в обязательности указанного решения для его адресатов, но и в обязательности требований правоприменителя к лицам, так или иначе причастным к рассмотрению дела (например, обязательность явки в суд свидетеля, ответчиков, экспертов по вызову суда, предоставление документов по его требованию).

Регламентируется процессуальными нормами.

Необходимо, когда:

Права позитивного характера не могут возникнуть без властного решения.

В случаях конфликтов сторон.

В случаях совершения правонарушения.

Когда иным способом нельзя установить, подтвердить наличие факта, имеющего юридической значение (юридического факта).

 

Билет № 24. Акты применения норм права: понятие и виды

Акты применения права – индивидуальные властные предписания, обращённые к конкретным участникам общественных отношений и обязательные для исполнения ими. Они гарантируются государством, и их неисполнение влечёт за собой принудительные меры.

Различия актов применения права и юридических норм:

Адресаты актов применения права поимённо персонифицированы, в отличие от юридических норм.

Юридические нормы рассчитаны на неоднократное применение (пока они официально не отменены), акты применения права рассчитаны на урегулирование одной конкретной ситуации.

В некоторых случаях акты применения права издаются в развитие норм права.

Особенности: 1) Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление); 2) Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам; 3) Направлены на реализацию требований юридических норм; 4) Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.

Классификация актов применения права:

По субъектам принятия: 1)Акты представительных органов - постановление Совета Федерации о назначении Генерального прокурора РФ. 2)Акты органов управления - приказ об увольнении конкретного лица. 3)Акты судебных органов - приговор суда. 4)Акты контрольно-надзорных органов - постановление санитарной инспекции о наложении штрафа. 5)Акты органов местного самоуправления - распоряжение мэра города о назначении главы районной администрации.

По характеру воздействия правоприменительного акта на правоотношения: 1) Регулятивные - являются конкретизацией регулятивных юридических норм, т.е. основанием для их возникновения является правомерное поведение людей (решение суда по гражданскому делу), 2) Охранительные - являются конкретизацией охранительных юридических норм, т.е. основанием для их возникновения является неправомерное поведение людей (приговор суда).

По значению в правоприменительном процессе: 1) Основные - решение суда по гражданскому делу, постановление комиссии отдела социального обеспечения о назначении пенсии и т.п, 2) Вспомогательные - определение суда о назначении экспертизы.

По порядку принятия: 1) Акты коллегиальных органов - постановление Совета Федерации, 2) Единоначальные акты - распоряжение мэра.

По форме изложения: 1) Устные - наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте (спорный вопрос – существует ли такая форма), 2) Письменные - приговор суда.

Конклюдентные или знаковые - также спорный вопрос, но есть исследователи, которые считают, что существует такая форма изложения, они относят к ней: цветовые, звуковые сигналы, либо специальные жесты (регулировщик дорожного движения), они могут фиксироваться в законодательстве.

В некоторых случаях используются смешанные формы выражения правоприменительных актов (решение, приговор суда - фиксируются письменно, а затем оглашаются).

Билет № 25. Толкования норм права.

Толкование норм права - это особый мыслительный процесс, связанный с уяснением и разъяснением юридических норм. Толкование, это не обычный мыслительный процесс, а деятельность, процесс, протекающий во времени. Он включает в себя два самостоятельных компонента:

Уяснение - процесс понимания содержания норм "для себя".

Разъяснение - объяснение, доведение усвоенного содержания для других.

Особенности: 1)Толкование связано с интерпретацией не любых письменных источников, а правовых актов. 2) Выступает необходимым условием правового регулирования.

В установленных законом случаях толкование осуществляется компетентными государственными органами. 3) Результаты толкования, могут закрепляться в специальных правовых (интерпретационных) актах.

Признаки, обусловливающие толкование норм права: 1)Общественные отношения динамичны, а правовые нормы статичны, поэтому иногда требуется применять старую норму в новых условиях. 2) Юридические нормы абстрактны, а отношения, которые они регулируют, всегда конкретны, поэтому правоприменитель должен определить - подходит ли норма к отношениям. 3) Нормы могут содержать изъяны, в силу низкой юридической техники. 4) Многозначность юридических терминов, которые используются в правовой норме.

Виды толкования норм права по объёму и юридической силе результатов толкования

В зависимости от юридической силы результатов толкования выделяют: 1)Официальное - такое разъяснение, которое является обязательным для всех субъектов, к которым оно обращено. 2)Неофициальное - такое толкование, которое не обязательно для использования.

Официальное толкование также подразделяется на виды в зависимости от наличия в результатах толкования юридических норм: 1) Нормативное - официальное толкование, в результате которого издаются юридические нормы. 2) Казуальное - толкование, которое является обязательным лишь для конкретного данного случая.

Нормативное толкование, в свою очередь, подразделяется на виды в зависимости от субъекта, его осуществившего: 1)Аутентичное - осуществляется органом, издавшим толкуемую норму. 2) Легальное - осуществляется органом, официально уполномоченным давать толкование.

Неофициальное толкование также имеет подвиды и может быть: 1)Обыденное - когда норма толкуется органом, не имеющим специальной юридической подготовки. 2) Компетентное (доктринальное) - когда толкование дают субъекты, обладающие профессиональной юридической подготовкой.

Для юридической практики важное значение имеет выяснение соотношения истинного содержания нормы с её текстуальным выражением, т.е. толкование по объёму. "Смысл" закона не всегда точно выражается в его "букве".

По объёму результатов толкования выделяют: 1)Буквальное – когда результат полностью совпадает с текстом толкуемой нормы. 2)Расширительное – когда результат толкования шире, чем текст толкуемой нормы (смысл толкования нормы шире, чем его изложение). 3)Ограничительное - когда результат толкования уже, чем текст толкуемой нормы.

Способы толкования норм права - это совокупность приёмов и средств, используемых для установления содержания правовых актов.

Различают следующие способы толкования: 1)Языковой (грамматический) – содержание толкуемой нормы выясняется путём анализа текста на основе правил грамматики, правописания и т.д. 2)Систематический – помогает выявить содержание нормы на основе её анализа в системе других норм. 3)Исторический – содержание нормы уясняется при помощи анализа её исторического развития.4)Телеологический – содержание нормы уясняется путём выяснения цели, с которой она была издана. 5)Специально-юридический - содержание нормы уясняется с помощью раскрытия специальных юридических терминов.

 

Билет № 27. Понятие, признаки и виды правонарушения.

Правонарушение — это виновное, противоправное деяние (действие, бездействие) лица, которое причиняет вред обществу, государству или отдельным лицам.

Признаки: а) противоправное поведение человека, которое выражается в действии или бездействии. Правонарушениями не могут быть мысли, чувства, помыслы, так как они не регулируются правом. Бездействие является правонарушением в том случае, если человек должен был совершить определенные действия, но не совершил их (не оказал помощь лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии);
б) виновное поведение субъекта права, т.е. лицо должно осознанно совершать правонарушение, отдавать себе отчет в своих действиях. Вина - это психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению. Различают две формы вины: умысел и неосторожность. Умысел (умышленная вина) имеет место тогда, когда лицо, совершающее правонарушение, предвидит и желает наступления общественно вредных последствий своего поведения (например, совершение кражи, неподчинение распоряжениям администрации и т.п.). Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность, когда лицо предвидит общественно вредные последствия своего поведения, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их (например, водитель выезжает в рейс на технически неисправной машине и, если происходит авария, то налицо вина в форме самонадеянности); небрежность - когда лицо не предвидит общественно вредных последствий своего поведения, но может и должно их предвидеть (например, если водитель перед рейсом не проверил техническое состояние машины и затем совершил аварию);

в) причинение вреда обществу, государству, гражданам. 

2) Юридический состав правонарушения – это комплекс его взаимосвязанных компонентов. Он складывается из следующих составляющих: 1)субъекта; 2) субъективной стороны; 3) объективной стороны; 4) объекта.

Субъект правонарушения уже нами охарактеризован. Проанализируем другие компоненты юридического состава правонарушения.

Субъективная сторона охватывает три элемента: цель, мотив и вину.

Цель – идеальное предвосхищение результата.

Мотив – это те внутренние побуждения, которыми руководствовался правонарушитель.

Сердцевиной субъективной стороны является вина. Вина – это психическое отношение субъекта права к совершенному им противоправному деянию. Она подразделяется на умысел и неосторожность.

Умысел означает, что лицо, совершившее правонарушение, сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело и желало наступления его последствий или сознательно допускало их.

Прямой умысел как разновидность умысла характеризуется тем, что субъект правонарушения желал наступления противоправных последствий своего деяния.

Косвенный умысел не преследует цель наступления таких последствий, но сознательно допускает их.

Неосторожность как разновидность вины отличается от умысла тем, что субъект правонарушения либо предвидит наступление противоправных последствий своего деяния, но вследствие легкомыслия надеется их предотвратить, либо не предвидит их, хотя мог и должен был их предвидеть. В зависимости от этого неосторожность подразделяется на самонадеянность и небрежность.

Самонадеянность представляет собой такую форму неосторожности, когда субъект правонарушения проявляет легкомыслие по отношению к последствиям своего противоправного деяния.

Небрежность – это форма неосторожности, которая характеризуется тем, что субъект правонарушения не предвидел наступление противоправных последствий своего деяния, хотя должен был и мог их предвидеть.

Таким образом, субъектом правонарушения может быть лишь вменяемое лицо, то есть лицо, сознававшее противоправный характер своего деяния. Разумеется, оно должно достигнуть определенного возраста и быть способным руководить своими поступками.

В гражданском, административном, налоговом и другом законодательстве им может быть не только физическое, но и юридическое лицо - учреждение, организация, предприятие и т. д.

Объективная сторона правонарушения состоит из следующих элементов:

1) противоправного деяния; 2) вреда, причиненного общественным отношениям; 3)причиной связи между совершенным противоправным деянием и наступившими последствиями.

Помимо указанных компонентов объективной стороны состава правонарушения следует еще указать и на факультативные элементы – время и способ совершения противоправного деяния.

Под противоправным деянием понимается поведение лица, нарушающее предписание норм права. Оно может быть совершено путем активных поступков (действия) или путем бездействия. Иногда в одном правонарушении совмещаются действие и бездействие, влекущие юридическую ответственность.

- продолжение на след. стороне.

Билет № 28. Виды правонарушений.

По характеру и степени общественной опасности:

Преступления - это наиболее тяжкий вид правонарушения, зафиксированный только в уголовном законодательстве и влекущий самую суровую ответственность - в виде наказания.

Проступки - это остальные правонарушения, именуемые в совокупности проступками, они делятся на виды, в зависимости от отраслевой принадлежности:

а) Административные - под административным проступком понимается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (ст. 10 КоАП РСФСР).

б) Дисциплинарные - представляет собой противоправное и виновное неисполнение либо ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей.

в) Гражданско-правовые - противоправное деяние, направленное на нарушение имущественных или личных неимущественных прав других лиц. Основным юридическим фактом, порождающим гражданско-правовые отношения, выступают сделки (акты свободного волеизъявления лиц), а среди них чаще всего - договоры (двух- и многосторонние сделки).

г) Процессуальные - выражаются в намеренном или неосторожном отходе от процедурных стандартов в области правоприменительной деятельности государства и особенно - в сфере правосудия.

д) Экологические - состоят в виновном противоправном деянии, наносящем вред окружающей среде и здоровью людей.

е) Другими разновидностями правовых проступков считаются международные, налоговые, финансовые и другие правонарушения.

По объективной стороне:

Действия

Бездействия.

По субъективной стороне:

Умышленные правонарушения.

Неосторожные правонарушения.

 

 

 

Билет № 30. Виды юридической ответственности

Юридическая ответственность - особое охранительное отношение, которое возникает между субъектом или иным уполномоченным субъектом с одной стороны, и правонарушителем, с другой и связано это охранительное отношение с претерпеванием нарушителем мер карательного характера за правонарушение.

Юридическая ответственность делится на виды в зависимости от целей, которые преследует то или иное наказание, установленное санкцией нарушенной нормы на:

Карательную - т.е. имеющую целью общую и частную превенцию правонарушений. Делится на отраслевые виды ответственности (в зависимости от отраслевой принадлежности):

а) Уголовная - устанавливается только законом, полномочиями привлечения к уголовной ответственности обладает только суд.

б) Административная - наступает за совершение административных проступков, предусмотренных КоАП.

в) Гражданско-правовая - наступает за совершение гражданско-правового деликта. Возложение этого вида ответственности осуществляется судебными или административными органами.

г) Дисциплинарная - возникает вследствие совершения дисциплинарных проступков. Привлекать к дисциплинарной ответственности может лицо, осуществляющее распорядительно-дисциплинарную власть над конкретным работником.

д) Материальная - основанием этого вида ответственности является нанесение ущерба во время работы предприятию, с которым работник находится в трудовых отношениях.

Правовосстановительную - т.е. направленную на устранение вреда, нанесённого правам и законным интересам участников правовых отношений. Содержание данного вида юридической ответственности заключается в восстановлении нарушенных прав или в принудительном исполнении невыполненной обязанности.

 


Билет № 26. Пробелы в праве и способы их устранения.

   Это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юр. норм. Важно учитывать 2 условия пробельности: 1) факт. обстоятельства должны находится в сфере правового регулирования; 2)должна отсутствовать конкретная норма права, призванная регулировать данные факт.обстоятельства. Существуют объек. и субъек. причины пробелов в праве. Они должны своевременно устраняться (путем принятия новой нормы права) и преодолеваться (с помощью правоприменительного процесса). Правоприменитель вынужден восполнять отсутствующие нормы путём аналогии закона и аналогии права. Аналогия закона – это решение конкретного юр.дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи. Аналогия права – это решение конкретного юр. дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ возможен лишь тогда, когда нет  нормы права, которая бы регулировала сходный случай. При таком применении важное значение  имеют справедливость, равенство перед законом и судом и т.д., что как правило устанавливается в конституции. Поэтому правоприменитель может ссылаться на Конституцию. В уголовном и административном праве аналогия исключается (действует принцип – деяние не считается преступлением, если не предусмотрено уголовным законом).

С развитием законодательства применение права по аналогии становится исключением, даже в тех отраслях, где оно допускается.

 

Билет № 27. (Продолжение)

Примером могут служить нормы права, предусматривающие административную ответственность за нарушение таможенных правил. В частности, здесь одновременно противоправное действие соседствует с аналогичным бездействием (неостановка прибывшего из-за границы или отправляющегося за границу транспорта в месте расположения таможенного учреждения; непредоставление таможенному учреждению в соответствующих случаях по прибытии из-за границы транспорта письменного показания, передаточной ведомости или таможенной декларации; отправление транспорта без разрешения таможенного учреждения; непоказание (сокрытие) мест, в которых находится оружие, взрывчатые или легковоспламеняющиеся вещества и т. д.

В тех случаях, когда нарушение норм права связано с воздействием непреодолимой силы, правонарушение отсутствует, ибо оно произошло помимо воли лица. Так, например, нередко проживание беженцев или вынужденных переселенцев без прописки и других правовых реквизитов связано с экстремальной ситуацией, вынудившей их покинуть места своего прежнего проживания и обустраиваться на новом месте.

Правонарушения, как правило, влекут за собой причинение вреда, нанесение определенного материального ущерба тем или иным лицам или государству в целом. Но в определенных случаях их совершение лишь создает возможность причинения того или иного вреда или нанесения ущерба охраняемым государством интересам. Такого рода правонарушения получили широкое распространение в области уголовного и административного права.

Так, в области уголовного права ответственность наступает не только за совершение преступления, но и за покушение на него. Например, если преступник бросает гранату в здание коммерческого предприятия с целью уничтожить содержащиеся в нем материальные ценности, но по независящим от него причинам граната не взрывается. И хотя вред не причинен коммерческому предприятию и нет имущественного ущерба, лицо, совершившее этот противоправный акт, привлекается к уголовной ответственности.

В области же гражданско-правовых отношений ответственность связывается, как правило, с причинением вреда.

Правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Преступление – это противоправное деяние, представляющее такую форму поведения субъекта права, которое посягает на общественные отношения, охраняемые государством. Оно носит общественно опасный характер, ибо не считается с правом вообще. «Кто совершает преступление (например, воровство), – пишет Гегель, – тот не только отрицает особенное право другого на эту определенную вещь, как это имеет место в гражданском споре, но отрицает и вообще его право, и вора поэтому не только обязывают отдать назад украденную им вещь, но и, кроме того, подвергают еще наказанию, потому что он нарушает право как таковое, то есть право вообще».

Иначе говоря, преступник свою особенную волю противопоставляет воле общества, то есть всеобщей воле, выраженной в правовых запретах, он как бы навязывает ее обществу путем посягательства на его устои, поэтому преступление влечет за собой уголовное наказание.

Проступок – это форма противоправного поведения субъекта права, причиняющая вред обществу. В отличие от преступления, проступок не представляет общественной опасности, хотя и нарушает правовые предписания государства. Но в этом нарушении он не посягает на право другого лица.

Действующее законодательство различает три вида проступков: гражданско-правовые, административно-правовые и дисциплинарные.

 

 

Билет № 29. Юридическая ответственность.

  Юридическая ответственность - особое охранительное отношение, которое возникает между субъектом или иным уполномоченным субъектом с одной стороны, и правонарушителем, с другой и связано это охранительное отношение с претерпеванием нарушителем мер карательного характера за правонарушение.

Юридическая ответственность реализует несколько функций:

Предупредительная - юридическая ответственность, предполагая меры карательного плана, побуждает следовать предписаниям юридических норм.

Карательная (репрессивная) - посредством юридической ответственности общество в лице государства налагает на нарушителей ответственность и возлагает дополнительные юридические обязанности.

Восстановительная - с помощью юридической ответственности восстанавливаются нарушенные правонарушителем правовые отношения и правовые связи.

Основания юридической ответственности

Обязательным основанием юридической ответственности является факт правонарушения – это фактическое основание.

Должна существовать юридическая норма, предусматривающая наказание за данное правонарушение – это юридическое основание.

Акт применения права, в соответствии, с которым за данное правонарушение конкретному субъекту применяется конкретное наказание.

Основания юридической ответственности исследовались в тот момент истории, когда государство вмешивалось во все сферы общественной жизни, теперь же эти положения пересматриваются. Например, получило развитие частное право, субъекты сами устанавливают нормы и ответственность за их нарушение, т.е. теперь необходимы следующие основания:

Юридическое основание - договор.

Фактическое основание - факт совершения правонарушения.

Акта применения права здесь не нужно.

Ещё может встречаться сочетание: юридическое основание - это юридическая норма + конкретизирующий её договор.

Принципы юридической ответственности

Законность - суть законности состоит в требовании строгой и точной реализации правовых предписаний. Привлекать к юридической ответственности могут только компетентные органы в строго установленном законом порядке и не предусмотренных законом основаниях.

Однократность применения наказания - за одно противоправное деяние может быть назначено только одно наказание.

Объективность наказания - обеспечение состязательности судебного процесса, права обвиняемого на защиту, презумпция невиновности.

Неотвратимость наказания - важный фактор снижения уровня правонарушений.

Своевременность наказания - должна существовать исковая давность, наказывать надо своевременно, так как цель юридической ответственности - обеспечение общественного порядка, а несвоевременное наказание эту цель не выполняет.

Целесообразность и гуманизм - гуманизм должен проявляться в отношении раскаявшихся и т.п., а целесообразность в недопустимости освобождения от ответственности без законных оснований под предлогом политических, идеологических и иных неправовых мотивов.

Ответственность только за вину - ответственность может наступить только при наличии вины правонарушителя, которая означает осознание лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и вызванных им результатов.

Индивидуализация наказания - ответственность за совершенное правонарушение виновный должен нести сам.

 

Билет № 31. Основания освобождения от юридической ответственности.

Юридическая ответственность - особое охранительное отношение, которое возникает между субъектом или иным уполномоченным субъектом с одной стороны, и правонарушителем, с другой и связано это охранительное отношение с претерпеванием нарушителем мер карательного характера за правонарушение.

Сущность обстоятельств, исключающих юридическую ответственность, в том, что действия, причиняющие вред имуществу или здоровью, исключают противоправность деяния и ответственность за него. Выделяют следующие обстоятельства, исключающие юридическую ответственность: 1)необходимая оборона; 2)крайняя необходимость; 3)причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление; 4)исполнение приказа или распоряжения; обоснованный риск; 5)физическое или психическое принуждение; 6)случай; непреодолимая сила; невменяемость. Необходимая оборона - правомерное причинение вреда при защите интересов личности, общества и государства. Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны. Крайняя необходимость - это такая ситуация, когда предотвращается опасность, реально угрожающая интересам данного лица или иных лиц, интересам общества или государства, и причиняется вред интересам третьих лиц в связи с тем, что опасность не могла быть устранена другими средствами и причиненный вред менее значителен по сравнению с предотвращаемым. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление. Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным. Исполнение приказа или распоряжения. Под приказом и распоряжением следует понимать исходящее от соответствующего органа или наделенного определенными полномочиями лица правовое требование о совершении либо не совершении определенных деяний лицом или группой лиц. Обоснованный риск. Не является преступным причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели. Риск основывается на практическом опыте, знаниях, расчетах, которые впоследствии приведут к положительному результату; достижение поставленной задачи не может быть достигнуто иными методами; лицо должно предпринять все необходимые меры для предотвращения причинения вреда защищаемым интересам; вред причиняется действиями, направленными на достижение общественно полезной цели.

 


Билет № 32. Законность.

Законность - это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, соблюдении правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц.

2) Требования законности. К требованиям законности можно отнести: - гарантированность прав и свобод личности выражается в конституционной обязанности государства защитить права и свободы человека и гражданина; - неотвратимость наказания за нарушения законности состоит в том, что любое правонарушение должно быть раскрыто, а виновные в его совершении понести адекватное содеянному наказание;  - недопустимость противопоставления законности и целесообразности состоит в том, что субъектам права предоставляется возможность принять наиболее целесообразное решение в границах, определенных юридической нормой и категорически запрещается нарушать закон, руководствуясь требованиями целесообразности; - реальность законности - это достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.

Перечень требований законности не исчерпывается вышеназванными. Рассматривая вопрос о связи принципов и требований законности, можно прийти к выводу, что каждый из принципов может быть развернут в совокупность ее требований.

Так, принцип верховенства закона развертывается в следующие требования:

- все законы (и деятельность по их созданию) должны соответствовать конституции и другим вышестоящим законам;

- подзаконные нормативные акты (и деятельность по их созданию) должны соответствовать законам;

- акты правоприменения и правоприменительная деятельность должны соответствовать законам и основанным на них подзаконным нормативным актам;

- акты индивидуального поведения должны соответствовать законам, основанным на них подзаконным нормативным актам и актам правоприменения.

Важно, что каждое из этих требований, в свою очередь, может быть развернуто в совокупность положений, которые -либо прямо зафиксированы в законе, -либо вытекают из его текста:

- законы должны соответствовать конституции;

- законы республик, входящих в Федерацию, должны соответствовать законам Федерации в части, отнесенной к компетенции Федерации, и т.д.

Тем самым мы от принципа верховенства закона через соответствующие требования законности пришли к конкретным правовым предписаниям. Таким же способом, исходя из видов деятельности и ее результатов, можно развернуть и другие принципы законности в требования, а затем в определенные правовые нормы. Это позволяет определить четкий перечень ее требований и осуществить их нормативное закрепление и конкретизацию, что создает дополнительные возможности для укрепления законности и правопорядка. – продолжение на след. стороне.

 

Билет № 33. Правопорядок.

Правопорядок – 1) Правопорядок — состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка. это основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определённом этапе развития общества.

Особенности правопорядка:

Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни.

Это порядок, предусмотренный нормами права.

Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.

Он обеспечивается государством.

2) Признаки правопорядка

1.правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественных отношений;
2.это прядок, предусмотренный нормами права;
3.правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования;
4. он обеспечивается государством.
Правопорядок - это фактическое состояние урегулированных правом отношений. Модель правопорядка заложена в предписаниях правовых норм, пути построения правопорядка воплощены в реализации принципов и требований законности. В отличие от всех этих явлений правопорядок обладает наименьшей степенью абстракции, это реальная, фактическая характеристика общества.

3) Понятие правопорядка. Соотношение законности и правопорядка.

Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления - общественного порядка, который, как и правопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью общественных отношений. Однако в отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных норм и т.д. Следовательно, правопорядок является частью общественного порядка.
Общественный порядок - это состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.
Правопорядок представляет собой состояние упорядоченности общественных отношений, возникающее в результате реализации правовых норм на основе законности.
Правопорядок - это основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.

 

Билет № 35. Правовая культура: понятие и виды

Правовая культура - обусловленное все социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека. Правовая культура это не просто отношение к праву, а уважительное отношение к нему. Любое правовое государство должно стремится к повышению правовой культуры своих граждан. Правовая культура тесно связана с культурой общества в целом. Она средство укрепления законности и правопорядка.

Правовая культура зависит от:

Уровня развития правового сознания населения.

Уровня развития правовой действительности - последняя состоит из теоретической, образовательной и практической деятельности.

Уровня развития всей системы юридических актов.

Виды:

Индивидуальная - складывается из элементов:

а) знание правовых знаний - утверждение о том, что надо знать тексты законов - фикция, основная масса людей "черпает" правовые знания из окружающей среды или личного опыта.

б) уважительное отношение к праву - также необходимо, так как знание это не всё; обычно это хорошее отношение, хотя оно и имеет в своей основе различную мотивацию.

Групповая - правовая культура отдельных социальных групп, подвергается воздействию индивидуальной и общественной правовой культуры.

Общественная - правовая культура общества, это составная часть созданных им духовных ценностей.

 

Билет № 37. Основные теории происхождения государства

Теологическая - государство результат божественной воли. Авторы: Тертуллиан, Аврелий Августин. Постигнуть природу государства невозможно в силу его божественного происхождения. Эта теория имела в основе реальные факты, так как первоначально государства возникали как правила в религиозной форме. В современных условиях эта теория несколько видоизменилась, и выражается в христианско-демократической концепции государства.

Патриархальная - государство это большая семья. Авторы: Аристотель, Конфуций.

Договорная - в основе создания государства лежит общественный договор, люди для обеспечения естественных прав соглашаются создать государство. Если договор заключается между уже правящими и остальной частью населения, то это - договор подчинения; если между населением, то - договор объединения. Эта теория предполагает социальное предназначение государства.

Марксистская - появление прибавочного продукта, образование частной собственности приводит к неравенству в обществе, оно раскалывается на антагонистические классы. Экономически господствующий класс создаёт государство для подчинения неимущих. Эта теория предполагает первичность экономики, что игнорирует общесоциальное предназначение государства.

Теория насилия - государство возникает на основе насилия, которое бывает 2-ух видов: внутреннее насилие (Дюринг, Каутский) и внешнее насилие (Гумплович). Но многие учёные придерживаются мнения, что навязать государственность никакой силой невозможно, если само население ещё "не созрело".

Психологическая - государство итог психологической потребности человека в общении. Автор: Петражицкий.

Расовая - существуют высшие и низшие расы, высшие призваны управлять низшими, так возникает государство. Автор: Жозеф Артур де Гобино.

Органическая - эта теория переносит законы природы на человеческое общество.

На процесс возникновения государства оказывает воздействие множество факторов. Каждая из теорий абсолютизирует роль одного из факторов. Лишь их объединение может дать ответ.

 


Билет № 32. Продолжение.

3) Гарантии правовой законности и правопорядка

Чтобы законность и правопорядок реально существовали, необходимы соответствующие условия и определённый комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, т.е. гарантии законности.

Гарантии законности и правопорядка - это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности и правопорядка.

Гарантии можно разделить на две группы:

Общие условия - это объективные (экономические, политические и т.д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. а) Экономические - состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т.д. б) Политические - основным политическим условием стабильности законности является сильная государственная власть. в) Идеологические - состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. г) Социальные - законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его предписаний во многом зависит от положения, сложившегося в социальной сфере. д) Правовые - состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства.

Специальные средства - это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии (средства): а) Организационные гарантии - различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относят кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов. б) Юридические гарантии - совокупность закреплённых в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод: б-1) Средства выявления (обнаружения) правонарушений. б-2) Средства предупреждения правонарушений. б-3) Средства пресечения правонарушений. б-4) Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений. б-5) Юридическая ответственность. б-6) Процессуальные гарантии. б-7) Правосудие.

 

Билет № 34. Правосознание

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. У людей всегда присутствует какое-то отношение к праву, следовательно, правосознание существует непрерывно.

Особенности:

Правосознание вступает во взаимодействие с другими формами общественного сознания, моралью, политическими взглядами, нравственным сознанием, причём все они тесно связаны, т.е. изменение одного, существенно отражает на другом.

Правосознание характеризуется преемственностью (через поколения, народ).

Возможно также обратное воздействие правосознания на общественные отношения (жилищная реформа в РФ, из-за негативного отношения к ней масс, значительно затормозилось её проведение во многих городах России).

Правосознание может отражать не только наличное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития.

Существуют две диаметрально противоположные точки зрения на проблему сущности правосознания:

Марксистско-ленинская (объективная) - правовые воззрения людей определяются прежде всего их классовым положением. Но это учение не может ответить на вопрос, почему могут изменяться правовые воззрения людей, которые сохраняют своё классовое положение.

Большинство немарксистских учений (субъективная) - правосознание определяется индивидуальными предпочтениями субъекта, уровнем его культуры, религиозными взглядами и т.д. Однако также нет ответа на вопрос, почему люди с разным уровнем культуры объединяются для защиты одних и тех же правовых принципов.

В итоге по вопросу о сущности правосознания можно сказать, что недостаточно рассматривать только объективные или субъективные факторы, следует исходить из того, что на деле имеет место их взаимодействие.

Элементы правосознания – это те психологические формы, которые возникают в результате общественных отношений, в частности, правоотношений.

Структура правосознания:

Правовая идеология – это отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий и т.п., осуществляемое на рациональной основе, т.е. оно связано с логическим мышлением, а не с чувственным опытом. Это рациональный компонент структуры правосознания.

Правовая психология - совокупность настроений, чувств, переживаний, в которых выражено отношение к праву. Это эмоциональный компонент структуры правосознания. Правовая психология также состоит из нескольких элементов:

а) Стойкие компоненты - обычаи, традиции, привычки (отрицательное отношение к преступлениям против личности).

б) Подвижные компоненты - настроения.

Виды правосознания

По уровню отражения правовой действительности:

1)Обыденное - присуще основной массе людей, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями. 75% такого правосознания составляет правовая психология. 2)Профессиональное - складывается в ходе специальной подготовки, в процессе осуществления практической юридической деятельности. 75% такого правосознания составляет правовая идеология. 3)Теоретическое (научное) - характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.

По субъектам: 1)Индивидуальное - складывается под влиянием, как внешних, так и внутренних факторов, что и объясняет диаметральное различие такого правосознания. 2)Групповое - т.е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ. 3)Массовое - характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа). 4)Общественное - правосознание макроколлективов (население страны, континента, исторической эпохи; наций и народностей; общества в целом).

 

Билет № 36. Правовая система общества.

Правовая система общества – это взаимосвязанные объективное право, правовая идеология, юридическая практика, характер единства которых определяет своеобразие правовой жизни данного общества.

Понятие "правовая действительность" шире понятия "правовая система". Первый термин охватывает любые проявления правовой жизни общества. Второй - акцентирует внимание исключительно на таких ее фундаментальных функциональных элементах как объективное право, правовая идеология, юридическая практика. И только в плане анализа их единства - установления той качественной определенности характера их взаимосвязи, взаимодействия, в котором выражается своеобразие правовой жизни данной страны.

Из вышесказанного следует, что нельзя отождествлять понятия "система права" и "правовая система". При характеристике правовой системы конкретной страны говорят о ее "национальной правовой системе" (США, Пакистана, Франции и т. д.).

Основные правовые системы современности:

а) романо-германского типа;

б) англосаксонского типа;

в) заидеологизированного, религиозно-традиционного типа.

Нередко используют несколько иную терминологию обозначения такого рода правовых систем. Например, говорят о "романо-германской правовой семье", "англо-американской правовой семье" т. д.

В правовых системах романо-германского типа в правовой жизни общества (преимущественно в странах континентальной Европы) ведущим является объективное право (писаное право, т. е. законодательство).

В правовых системах англосаксонского типа в правовой жизни общества (например, в США, Великобритании) основное значение имеет юридическая практика - административная, судебная, и, прежде всего, - судебная, судебный прецедент.

В правовых системах заидеологизированного, религиозно-традиционного типа в правовой жизни общества ведущей является правовая идеология. В современных мусульманских государствах это религиозная идеология, выраженная, например, в Коране – одном из источников мусульманского права. В СССР содержание советского права во многом выражало партийную идеологию компартии (правящей, единственной в политической системе).

Романо-германский, англо-американский, религиозно-традиционный тип правовых систем (общая характеристика)

Правовая система романо-германского типа (Германия, Франция, Италия, Россия, Украина) характеризуется делением права на частное и публичное, материальное и процессуальное, отрасли права. Основной субъект правотворчества - государственные органы. Подчеркивается различие правотворческих и правоприменительных (правоисполнительных) органов государства. Право имеет преимущественно писаный характер, т.е. основная форма права - законодательство. Главное в содержании права - права человека и гражданина,защищаемые судом.

Правовая система англо-американского типа (Англия, США, Канада и др.) характеризуется отсутствием деления права на частное и публичное, Процессуальное право по отношению к материальному имеет доминирующее значение. Основной субъект правотворчества - суды. Основной источник права - судебный прецедент. Главное в содержании права - права человека и гражданина, защищаемые судом.

В странах, образующих «семью религиозного права» (мусульманские страны: Иран, Ирак, Пакистан и др.; индусские общины Индии, Малайзии и др.), отсутствует деление права на частное и публичное. Есть законодательство, но нормативно-правовые акты как источник права имеют вторичное значение, поскольку не государство, общество, а Бог является главным творцом права, которым нормы даны раз и навсегда. Основной источник права для мусульман - Коран, Сунна и др., для индусов - Шастры, Веды и др. Главное в содержании права - обязанности, а не права ( их идея ).

В странах,образующих «семью традиционного права»(Мадагаскар, ряд стран Африки, Дальнего Востока), отсутствует деление права на частное и публичное. Основной субъект правотворчества - само общество. Ведущий источник права - обычаи и традиции (неписаные, архаичные). Главный адресат обычаев и традиций - социальная группа (сообщество), а не отдельный член общества. Основа судебных решений - идея восстановления согласия в общине ( этого требует «общинное сознание»).

 

Билет № 38. Понятие и признаки государства.

Государство - это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельностью людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для осуществления своих функций. Признаки:

Государство - единственная универсальная организация на территории страны. Охватывает всё население, устанавливает административно-территориальное деление, институт гражданства и негражданства.

Суверенитет - верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране и независимость её в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами.

Налоги - это взимаемые государством с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата.

Публичная (государственная) власть - власть, не совпадающая с населением, но выступающая от его имени, обеспечивает государственное принуждение.

Легализованное принуждение (насилие) - государство (его органы) вправе применять принуждение ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства.

Право - государство немыслимо без устанавливаемого им права.

Сущность государства - смысл, главное в нём, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным в государстве является власть. Вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто её осуществляет и в чьих интересах. Теории государства и права известно множество теорий по вопросу о принадлежности государственной власти определённой массе:

Теория элит - предполагает, что государственная власть должна принадлежать определённому кругу лиц, элите, которая и должна управлять остальными "безмозглыми" массами.

Технократическая теория - предполагает, что процесс управления очень сложен, и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны управлять массами. Эти две теории носят явно антидемократический характер.

Демократическая доктрина - первоисточником и носителем власти является только народ.

Марксистская теория - власть принадлежит господствующему классу, который осуществляет её в своих интересах. Из этой теории вытекает классовая сущность государства, и это верно, поскольку классовая сущность - основное начало любого государства, которая явно доминирует в недемократических государствах, хотя даже и в таком случае, господствующий класс действует и в интересах угнетённых, поскольку стремится сохранить стабильность и порядок в государстве.

В демократических же государствах классовая сущность отступает на второй план, государство выступает гарантом общественного компромисса, и на первое место, таким образом, выходит общесоциальная сторона, то есть общесоциальная сущность. В результате можно сделать вывод, что сущность государства складывается из классовой и социальной сущности. Классовая сторона присутствует всегда, просто если "у руля" находится средний класс, то и государство действует в интересах среднего класса, то есть в интересах практически всех.

 


Билет № 39. Место и роль государства в политической системе общества.

Политическая система общества - это совокупность всех государственных органов, коммерческих организация, общественных объединений и отдельных граждан, принимающих участие в политической жизни общества. Государство занимает в политической системе общества центральное место.

Это обусловлено сущностью и некоторыми признаками государства как социального института. Назначение государства состоит в организации управления обществом. Иначе говоря, государство - это специальное учреждение, предназначенное для принятия управленческих, политических решений в масштабах всего общества. Никакой другой элемент политической системы не имеет такого специального назначения. Государство имеет значительную экономическую основу для своей политической деятельности. В собственности государства могут находиться целые отрасли промышленности, учреждения финансово-кредитной системы. Для организации управления обществом государство располагает специальным аппаратом управления, законодательными, исполнительными, судебными и контрольно-надзорными органами, т.е. особой публичной властью. Другие элементы политической системы не имеют таких разветвленных, всеобъемлющих публичных органов. Государство имеет право на сбор денежных средств с населения, организаций (налогов, займов и т.д.). Силой, объединяющей общество, разделенное на классы, слои, этнические, культурные, профессиональные группы, является государство с присущими ему такими специфическими признаками, как: 1)способность к интеграции общества при наличии социальных различий и вызываемой ими борьбы интересов. 2)государственность.

2) Политическая партия - организованная группа единомышленников, представляющая и выражающая политические интересы и потребности определенных социальных слоев и групп общества, иногда значительной части населения, и ставящая целью их реализацию путем завоевания государственной власти и участия в ее осуществлении.

Основным же признаком, отличающим партии от других организаций, является их ориентация на открытую, четко выраженную борьбу за государственную власть, за право формирования государственной политики и участие в осуществлении государственной власти.

Сущность политической партии зависит от следующих основных характеристик: социального состава и социальной базы партии; состава, интересов и целей руководства партии; программных установок организации; объективной направленности ее политических действий.

 

Билет № 41. Правовое государство: понятие и принципы.

Правовое государство - это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

Принципы: 1) Верховенство правового закона - всё в государстве должно соответствовать закону, но и закон должен быть правовым (соответствовать естественным правам). 2)Разделение властей. 3)Взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами. 4)Гарантированность прав и свобод граждан. 5)Соответствие национального законодательства общепризнанным международным нормам.

Сейчас во многих развитых странах мира сложились такие типы правовых и политических систем, которые во многом отвечают идее правового государства.

2) Особенности формирования правового государства в современной России

В постперестроечный период расширены политические права и свободы российских граждан, упразднена политическая цензура, сняты все ограничения с так называемых запретных, не всегда приятных для властей придержавших тем. Во вновь принятой Конституции Российской Федерации 1993 года были зафиксированы такие ассоциирующиеся с теорией правового государства принципы и положения, как принцип плюрализма в политической жизни и идеологии, верховенство закона, распределения и относительной самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной властей и другое.

Наконец, нельзя не упомянуть о том, что в Конституции 1993 года впервые в российской истории было закреплено положение, согласно которому российское государство представляется не иначе как социальное, правовое государство.

Разумеется, такое представление о российском государственном пространстве, где нынешним цветом расцветает криминал и мздоимство, сочетающееся с обнищанием и социально-экономическим бесправием трудовых масс, выглядит явным преувеличением. Для Конституции России 1993 года, «правовое государство», не являющее под собой реальной основы, это такой же политико-идеологический штамп, как никогда не существовавшее «государство диктатуры пролетариата» - для Конституции СССР 1936 года, или «общенародное государство» - для Конституции РСФСР 1978 года.

Современное правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно через народ). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит своё выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.

 

 

Билет № 43. Внутренние и внешние функции совр. гос.

Функции государства - особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления деятельности государства по управлению обществом. Функции государства тесно связаны с характеристиками государства, его типом и формой.

Классификация функций государства —

выделение основных направлений деятельности государства, которое осуществляется по следующим основаниям:

1) по сфере деятельности государства:

а) внутренние – функции, которые государство осуществляет на своей территории с целью решения внутриполитических задач:

– функция охраны прав и свобод человека и гражданина;

– функция обеспечения правопорядка;

– экономическая функция;

– функция налогообложения;

– функция социальной защиты;

– экологическая функция;

– культурная функция;

б) внешние – функции, которые государство осуществляет за пределами своей территории с целью решения внешнеполитических задач государства:

– функция обороны страны;

– функция поддержания мирового порядка;

– функция сотрудничества с другими государствами и т. п.;

 

 

Билет № 45. Орган государства.

Орган государства – юридически оформленная, организационно и экономически обособленная часть механизма государства, наделенная государственно—властными полномочиями и необходимыми средствами для осуществления в пределах своей компетенции задач и функций государства.

Признаки органа государства:

1) наличие юридически организационного и экономически обусловленного характера; 2) наличие собственной структуры; 3) наделение государственно—властными полномочиями; 4) предоставление возможности государственным гражданским служащим выступать от имени государства в целом; 5) наделение законодательно определенной компетенцией для управления конкретной сферой общественной жизни с учетом назначения и места в государственном механизме; 6) выполнение строго определенных государственных функций и задач; 7) наличие права на издание юридических актов; 8) наличие необходимых материальных средств; 9) образование и осуществление деятельности на основе нормативных правовых актов; 10) тесное взаимодействие с другими частями механизма государства и между собой.

Виды государственных органов:

1) в зависимости от порядка формирования: а) первичные – органы, которые формируются в установленном законом порядке и непосредственно населением (парламент, президент); б) производные – органы, которые создаются первичными органами государства (правительство);

2) в зависимости от объема полномочий: а) высшие – правительство, парламент и др.; б) центральные – министерства; в) местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.;

3) в зависимости от широты компетенции: а) органы общей компетенции – президент, правительство и др.;

б) органы специальной компетенции – министерства, службы, агентства;

4) в зависимости от числа государственных гражданских служащих: а) коллегиальные – правительство; б) единоличные – президент;

5) в зависимости от организационно—правовых форм деятельности: а) законодательные; б) исполнительные; в) судебные; г) контрольно—надзорные органы;

6) в зависимости от действия в пространстве: а) федеральные государственные органы; б) органы государственной власти субъектов федерации; 

7) в зависимости от длительности действия: а) постоянные; б) временные;  8) в зависимости от правовых форм деятельности: а) правотворческие; б) правоприменительные; в) правоохранительные.

 

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"