Разделение властей в правовом государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:38, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование «разделения властей», как теории и принципа, оказывающих фундаментальное влияние на представление о цивилизованном устройстве человеческого общежития.
Для того, чтобы поставленная цель была раскрыта необходимо решить следующие задачи:
1.Раскрыть понятие государственной власти и её ветвей, а также понятие правового государства.
2.Рассмотреть исторические предпосылки и сам процесс возникновения теории о разделении властей;
4. Изучить развитие принципа разделения властей в современной российской государственно-правовой действительности.
5. Определить систему и функции органов законодательной, исполнительной и судебной властей Российской Федерации

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Разделение властей
1.1.Истоки теории разделения властей……………………………………………………….5
1.2.Разделение властей как принцип организации государственной власти и
механизм реализации разделения властей........................................................................8
1.3. Система сдержек и противовесов.....................................................................................10
Глава 2. Правовое государство: понятие и признаки....................................................................11
Глава 3. Разделение властей в Российской Федерации, как правовом государстве…………...17
Заключение…………………………………………………………………………………………23
Библиографический список……………………….……………………………………..………..25

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ТГП .doc

— 209.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

Юридический институт

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра гражданского права

 

 

 

 

 

Разделение властей  в правовом государстве

 

 

 

                                                               

 

                                              

                          

Защищена "____"____________2012 г.          

с оценкой __________________         

Подписи:___________________                    

                ___________________     

 

 

 

            

ИРКУТСК  2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………………………….....3

Глава 1. Разделение властей

       1.1.Истоки теории разделения властей……………………………………………………….5

       1.2.Разделение властей как принцип организации государственной власти и

              механизм реализации разделения властей........................................................................8

       1.3. Система сдержек и противовесов.....................................................................................10

Глава 2. Правовое государство: понятие и признаки....................................................................11

Глава 3. Разделение властей в Российской Федерации, как правовом государстве…………...17

Заключение…………………………………………………………………………………………23

Библиографический список……………………….……………………………………..………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Всякая власть исходит от народа.

И никогда уже к нему не возвращается.

Габриэль Лауб

 

Тема курсовой работы «Разделение властей в правовом государстве» выбрана мною не случайно, поскольку она несет в себе двусмысленное значение:

  • С одной стороны, «разделение властей» можно рассматривать, как теорию организации гражданского общества;
  • С другой, «разделение властей» - одна из основных черт современного правового государства.

Разделение  властей — это принцип или  теория, исходящая из того, что для  обеспечения процесса нормального  функционирования государства в  нем должны существовать относительно независимые друг от друга власти. Это — законодательная, исполнительная и судебная власти. Законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная — правительству. И судебная — суду.

Комплексный анализ принципа разделения властей как  основы механизма осуществления государственной власти в Российской Федерации позволит решить практические проблемы взаимодействия и взаимоотношения органов государственной власти, в целях обеспечения баланса между ветвями власти.

Актуальность  курсовой работы связана в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила своего отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшейся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели — создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права.

Целью курсовой работы является исследование «разделения властей», как теории и принципа, оказывающих фундаментальное влияние на представление о цивилизованном устройстве человеческого общежития.

Для того, чтобы поставленная цель была раскрыта необходимо решить следующие  задачи:

1.Раскрыть понятие государственной власти и её ветвей, а также понятие правового государства.

2.Рассмотреть исторические предпосылки  и сам процесс возникновения  теории о разделении властей;

4. Изучить развитие принципа  разделения властей в современной  российской государственно-правовой  действительности.

5. Определить систему и функции органов законодательной, исполнительной и судебной властей Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Разделение властей

 

1.1 Истоки  теории разделения властей

 

Идея самоограничения  власти возникла в результате долгой эволюции научных, теологических и бытовых представлений о сущности власти, ее становление и развитие происходило на основе всего социально-политического опыта человечества.

В Древней Греции Солон, будучи архонтом, кроме ареопага создал ещё Совет 400, которые по своим полномочиям уравновешивали друг друга, являясь, по словам Солона, двумя якорями, предохраняющими государственный корабль от бурь.

В IV в. до н.э., Аристотель в «Политике» уже говорил, что  в любом государстве необходимы три элемента: законодательно-совещательный орган, магистратуры и судебные органы.1

Спустя два  века видный греческий историк и  политический деятель Полибий (210–123 гг. до н. э.) отметил преимущество такой  формы правления, при которой  эти составные элементы (см.выше), противодействуя, сдерживают друг друга. В пример он приводил легендарного спартанского законодателя Ликурга, который установил такую форму правления, которая соединяла «все преимущества наилучших форм правления, дабы ни одна из них не развивалась без меры и не превращалась в родственную ей обратную форму, дабы все они сдерживались в проявлении свойств взаимным противодействием и ни одна не тянула бы в свою сторону, не перевешивала бы прочих, дабы таким образом государство неизменно пребывало бы в состоянии равномерного колебания и равновесия наподобие идущего против ветра корабля».2

Теоретическое развитие принцип разделения властей  получил в Средние века в труде  «Два трактата о государственном  правлении» (1690 г.) английского философа-материалиста Джона Локка (1632 -1704), который, стремясь предотвратить узурпацию власти одним лицом или группой лиц, разрабатывает принципы взаимосвязи и взаимодействия ее отдельных частей. В механизме разделения властей Локк отдает  приоритет законодательной власти. Она верховна в стране, но не абсолютна. Остальные власти занимают по отношению к законодательной власти подчиненное положение, однако они не пассивны по отношению к ней и оказывают на нее активное воздействие.3

Столетие спустя после опубликования «Двух трактатов  о государственном правлении» Декларация прав человека и гражданина, принятая 26 августа 1789 г. Национальным Собранием Франции, провозгласит: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции».

Взгляды Локка теоретически осмыслил и развил в классическую теорию разделения властей (практически в современном ее понимании) французский философ и просветитель Шарль Луи Монтескье в главном труде своей жизни — «О духе законов», над которым Монтескье работал 20 лет и который был опубликован в 1748 г.  Под «духом» законов Монтескье понимал то рациональное, закономерное в них, что обусловлено разумной природой человека, природой вещей и т. д. Наличие и функционирование системы разделения властей в государстве должно, по замыслу Монтескье, оберегать общество от злоупотреблений государственной властью, узурпации власти и концентрации ее в одном органе или одним лицом, что неминуемо приводит к деспотизму. Основную цель разделения властей Монтескье видел в том, чтобы избежать злоупотребления властью. «Если, — писал он, — власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц». Монтескье принадлежит также развитие положения о системе сдержек различных властей, без которой их разделение не было бы действенным. Он утверждал: «Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». 4

Большой вклад  в творческое развитие идеи сдержек  и противовесов и воплощение ее на практике внес американский государственный деятель  Джеймс Мэдисон (1751–1836 гг.). Он изобрел такую систему сдержек и противовесов, благодаря которой каждая из трех властей является относительно равной. Этот механизм сдержек и противовесов Мэдисона до сих пор действует в США.

В России среди  ряда других государственных деятелей и ученых теория разделения властей  занимала особое внимание М.М.Сперанского. В своем "Введении к уложению государственных  законов" (1809г.) он писал в связи  с попыткой использования этой теории для "преобразования" самодержавия и стремлением поставить ее в рамки закона, что "нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет и составлять закон и исполнять его". Необходимо ее разделение. Необходимо, чтобы одни "установления" действовали в процессе составления закона, а другие - при их исполнении... Из троякого порядка государственных сил возникает "троякий порядок сил установлений". Одно из них "должно действовать в образовании закона, другое - в исполнении, третье - в части судной. Разум всех сил установлений может быть различен".5

М.М. Сперанский предлагал "два различных устройства" самодержавной власти на основе закона и принципа разделения властей.

Первый вариант  состоит в том, чтобы "облечь правление  самодержавное" всеми "внешними формами закона, оставив в существе его ту же силу и то же пространство самодержавия". Главные черты и особенности такого устройства следующие:

  1. "Установить сословие, которое бы представляло силу законодательную, свободную", которая на самом деле была бы "под влиянием и в совершенной зависимости от власти самодержавной".
  2. Силу исполнительную "так учредить, чтобы она по выражению закона состояла в ответственности, но по разуму его была бы совершенно независима".
  3. Власти судной "дать все преимущества видимой свободы, но связать ее на самом деле такими учреждениями, чтобы она в существе своем всегда состояла во власти самодержавной".

Сам Сперанский считал, что такой вариант самодержавного устройства “будет лишь казаться "во мнении народном" действующим, но на самом деле он никогда не будет таковым”.

Второй вариант сводится к тому, чтобы не только "внешними формами покрыть самодержавие", но и ограничить его "внутреннею и внешнею, существенною силою установлений. Нужно учредить державную власть на законе не словами, но самим делом".

Сам Сперанский склонялся к осуществлению второго  варианта, понимая, однако, что  тогда  все "установления" должны быть "расположены  на иных правилах", а именно:

  1. Законодательное сословие должно быть так устроено, чтобы оно не могло совершать своих положений без державной власти, но чтобы мнения его были свободны и выражали бы собою мнение народное".
  2. Сословие судебное должно быть так образовано, "чтобы в бытии своем оно зависело от свободного выбора, и один только надзор форм судебных и охранение общей безопасности принадлежали правительству".
  3. Власть исполнительная "должна быть вся исключительно вверена правительству", а чтобы она "распоряжениями своими под видом исполнения законов" не могла бы "ни обезобразить", "ни совсем уничтожить" их, то она должна быть поставлена под "ответственность власти законодательной"

В современном  мире разделение властей — характерная  черта, признанный атрибут правового  демократического государства.6

 

1.2. Разделение властей как принцип организации государственной власти и механизм реализации разделения властей

 

Государственная власть представляет собой систему  особых общественных отношений и деятельности государственных органов, которая осуществляется посредством установленных законом форм и методов и направлена на создание демократического режима в обществе, защиту прав и свобод человека и гражданина и обеспечение эффективного государственного управления и контроля. Это власть государства, имеющего конкретные цели, функции и правовые средства воздействия на общественные отношения. Разнообразные и многочисленные функции государства обусловливает наличие как специальных органов государства, так и применение специальных форм и методов воздействия на общество, на само государство, на граждан, благополучие и безопасность которых составляют основную цель государственной деятельности.7

Функции государственного управления присущи всем государствам на протяжении их развития, их реализуют  все государственные органы, составляющие единую государственную власть.

В самом общем виде функции государства и его органов — это основные направления деятельности  государства, обеспечивающие его социальное благосостояние, гарантирующие реализацию прав и свобод человека и гражданина, стабильное и эффективное управление государством и обществом, их связывает организационное единство субъекта управления.  Различают три группы функций по их содержанию:

Информация о работе Разделение властей в правовом государстве