“План государственных преобразований”: история разработки и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:53, реферат

Описание

После сближения Сперанского с Александром (1806 г.), он сосредоточил свои силы на разработке механизмов правового регулирования власти, создав свое «Введение к Уложению государственных законов». Сперанский определяет предмет законов как «установление (правовых) отношений между людьми к общей безопасности лиц и имуществ », различая государственные законы (определяющие отношения частных лиц к государству) и гражданские законы (определяющие отношения лиц между ними.

Работа состоит из  1 файл

План государственных преобразований.doc

— 30.00 Кб (Скачать документ)


“План государственных преобразований”: история разработки и содержание

Разработка проекта М. М. Сперанским

После сближения Сперанского с Александром (1806 г.), он сосредоточил свои силы на разработке механизмов правового регулирования власти, создав свое «Введение к Уложению государственных законов». Сперанский определяет предмет законов как «установление (правовых) отношений между людьми к общей безопасности лиц и имуществ », различая государственные законы (определяющие отношения частных лиц к государству) и гражданские законы (определяющие отношения лиц между ними.

Идея фундаментальных законов, корпус которых составляет основание и структуру политической системы, реализуется в проекте Сперанского с возможной полнотой и юридической разработанностью. Прослеживается преемственность данного проекта с предшествующими памятниками русского конституционализма. Однако в нём, несомненно, присутствуют и новые либеральные идеи. Речь идёт не только о государственных законах, определяющих отношение личности к государству, но и законах гражданских, определяющих отношение частных лиц между собой.

В декабре 1808 г. Александр I поручил Сперанскому составление Плана государственного преобразования России. Сперанский принялся за разработку проекта с присущими ему энергией и обстоятельностью, веря в возможность осуществления разрабатываемой им реформы. Он весь ушёл в дело, отдавая ему всю силу своего ума. Александр передал ему все материалы Негласного комитета, проекты и записки, поступившие в Комиссию составления государственных законов. Сам Сперанский, по его свидетельству, “изучил все существующие в мире конституции” и ежедневно встречался с императором, с которым обсуждал каждый параграф плана.

Основные положения “Плана государственных преобразований”

Поскольку для Сперанского главное, это безопасность и свобода, то все законы, воспринимаемые им, служат для их защиты. Поэтому Сперанский ставит вопрос о коренных законах, которые неподвижны и неизменны. Утверждая, что законы существуют для пользы и безопасности людей, им подвластных, Сперанский говорит, что “во всяком благоустроенном государстве должны быть начала законодательства положительные, постоянные непреложные, неподвижные, с коими бы все другие законы могли быть соображаемы, то есть, разговор идёт о создании конституции.

По «конституции» Сперанского все население страны разделялось на два сословия: высший класс и низший класс. Эти классы должны быть устроены так, чтобы высший класс стоял между правительством и низшим классом, но имел с последним выгоды. Сперанский устанавливает следующее “разделение состояний”: 1) дворянство, как владельцы недвижимой собственности, 2) “среднее состояние” (купцы, мещане, государственные крестьяне) и 3) “народ рабочий” (помещичьи крестьяне, “домашние слуги, ремесленники и рабочие люди и поденщики”). Разделение шло по обладанию гражданскими и политическими правами. Гражданскими правами обладали все тир категории, но политическими только те, кто владел недвижимостью. Был возможен переход из различных состояний.

В основу государственного устройства России Сперанский положил идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высшим органом судебной власти должен был стать Сенат, исполнительной - министерства, законодательной - Государственная дума. Однако выше всех этих высших органов учреждался Государственный совет в качестве совещательного органа при царе. Как и прежде, окончательно утверждал или отклонял любой законопроект, даже принятый Государственной думой, Его величество император.

Суть же принимаемой конституции сводилась к следующему: 1) Устанавливается разделение властей, 2) мнения законодательной власти совершенно свободны и должны точно отражать народные желания, 3) судебная власть независима от исполнительной, 4) исполнительная власть ответственна перед законодательной.

Идеи реформы Сперанского в законодательстве царской России

Из Плана государственного преобразования Сперанского были реализованы те его части, которые касались введения Государственного совета и завершения министерской реформы. Были также предложены мероприятия к ограничению чиновничества: чин коллежского асессора, предоставляющий право на потомственное дворянство, давать только лицам, окончившим университеты. Для канцелярских чинов оставить только первые три чина, и лицам имеющим их, предоставить право на одно личное дворянство “с правом владеть землёю в крепость, а людей селить по условиям”, т. е. без права владения крепостными. “Последующие осьмиклассные чины” давать преимущественно тем чиновникам, которые “предъявят свидетельства в их учении”. Чин статского советника “открыть … единственно для людей, испытанных и в службе довольно уже упражнявшихся”. Предлагаемые Сперанским меры внесли бы изменения в существующее законодательство о чинах. Они ограничили бы количество высших чиновников, начиная от статского советника. Они затруднили бы для лиц, находящихся на государственной службе, получение звания потомственных дворян и вместе с тем и право на владение крепостными. Наконец, они изменили бы принцип, лежащий в основе табели о рангах. Если бы проект Сперанского был проведён в жизнь, то к требованию заслуги, до сих пор единственному при чинопроизводстве, было бы прибавлено ещё одно - образование.



Информация о работе “План государственных преобразований”: история разработки и содержание