Международный механизм защиты прав и вобод граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 10:50, курсовая работа

Описание

Тема курсовой работы «Международные механизмы защиты прав и свобод граждан». Под термином «механизмы международной защиты прав и свобод человека» понимают систему международных (межгосударственных) органов и организаций, которые действуют с целью осуществления международных стандартов прав и свобод человека или их восстановления в случае нарушения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
Международно-правовая основа защиты прав и свобод граждан...…….6
1.1 Многообразие и характеристика основных международных документов в области защиты прав и свобод человека…………………….6
2. Международные органы по осуществлению международной защиты прав и свобод человека………………………………………………………16
2.1 Универсальные правозащитные органы и механизмы по международной защите прав и свобод человека……..16
2.2 Региональные правозащитные органы и механизмы по международной защите прав и свобод человека.....21
3. Заключение……………………………………………………………….......27
4. Список использованных источников……………………………………29

Работа состоит из  1 файл

курсовая Международный механизм защиты прав и свобод.doc

— 194.50 Кб (Скачать документ)

В Уставе ООН закреплены принципы, на основании которых в  последующих документах и были сформированы международно-правовые стандарты  в  области прав человека. Под такими стандартами понимаются, прежде всего, международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принципы уважения прав человека. Это обязательства государств не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но и не посягать на их права (например, не допускать национальной и другой дискриминации, применения пыток).

Все нормы и принципы международного права в области  прав человека носят всеобщий характер. Это значит, что права и свободы граждан подлежат обязательному соблюдению во всех государствах и действуют в отношении всех лиц без какой-либо дискриминации.

Первым международным  универсальным документом принятым Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 года была Всеобщая декларация прав человека, к выполнению которой должны стремиться все государства и народы.

В статье 1 Декларации был  сформулирован основной постулат: «Все люди рождаются свободными и равными  в своем достоинстве и правах». Статья 2 подтверждает, что «каждый  человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого-либо различия, как то, в отношении расы, цвета кожи, пола, религии, языка, политических и иных убеждений, национального и социального происхождения...».

Однако декларация носит лишь рекомендательный характер, поскольку не являлась международным договором. Кроме провозглашения общечеловеческих ценностей в области прав человека, Всеобщая декларация впервые закрепила конкретный перечень основных прав и свобод человека, которые подлежат обязательному соблюдению и защите всеми государствами без исключения. При этом Декларация исходит из теории естественного права, в соответствии с которой человек представляет собой самостоятельную ценность. Утвердив принцип равенства и уважения прав и свобод человека без различия расы, пола, языка, Декларация провозгласила в качестве высшей ценности право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность. В Декларации специально оговариваются положения, гарантирующие свободное волеизъявление, признание права человека на свободу мыслей, совести, участие в управлении своей страной непосредственно или через посредников, свободно избранных представителей.

Объявляя в качестве высшего блага человеческую жизнь, Декларация призывает власти не совершать действий, вредящих здоровью и свободе человека. В частности осуждается произвольный арест, задержание или исчезновение гражданина, необоснованное вмешательство в его личную или семейную жизнь, посягательства на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, ограничение свободы передвижения в пределах каждого государства.

Декларация послужила  основой для последующей разработки ряда международных правовых актов  в области прав и свобод человека: международных пактов о правах человека (1966г.); Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950г.) и др.

Имея лишь рекомендательный характер Декларация сыграла ключевую роль в дальнейшем развитии механизмов защиты прав и свобод человека и  стала основой, на которой была построены  как универсальная, так и региональная международные системы защиты и осуществления прав и свобод человека.5 

В 70-е годы прошлого века, комиссия по правам человека разработала  два важнейших документа: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1973г.) и Международный пакт о гражданских и политических правах (1976г.) Оба этих пакта вступили в силу лишь через 10 лет после того, как Генеральная Ассамблея открыла их для подписания, ратификации и присоединения.

В Международном пакте  об экономических, социальных и культурных правах делается серьезное предупреждение о том, что ни одно его положение не может трактоваться так, будто какая-либо группа или какое-либо лицо имеет право заняться какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на уничтожение любых прав или свобод, признанных в настоящем Пакте, или ограничивают их в большей мере, чем предусмотрено в настоящем документе. В Пакте закрепляются право человека на труд (ст. 6), право каждого на благоприятные и справедливые условия труда (ст. 7), право на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст. 9), право каждого на достойный уровень жизни (ст. 11), образование (ст. 13) и др.

В настоящее время  международным сообществом уже  признаны следующие положения Пакта:

1. Все права и свободы  человека включая социально-экономические  права неразделимы и взаимосвязаны  и образуют неотъемлемую часть  международного права.

2. Пакт налагает юридические  обязательства на участников. Государства-участники  должны незамедлительно предпринять все необходимые меры включая законодательные и административные для осуществления прав, закрепленных в этом международном договоре. Более того, должно быть предусмотрено право каждого на судебную защиту социально-экономических прав.

3. Государства - участники  Пакта независимо от уровня  экономического развития обязаны  обеспечить социально-экономические  и культурные права для всех, хотя бы в минимальной степени.

Пакт о гражданских  и политических правах закрепил принцип  современного международного права, согласно которому определенные фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая периоды вооруженных конфликтов.

Все эти права, как  и многие другие, закрепленные в  Пакте, в настоящее время приобрели  характер «jus cogens» (неоспоримое право) и должны соблюдаться всеми государствами мира, независимо от того, являются ли они участниками Пакта.

В последующие годы работа по созданию и совершенствованию  международных документов по защите прав и свобод человека продолжилась. Была принята Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации против женщин (1981 г.), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих видов обращения или наказания (1987 г.), Второй факультативный протокол к Международному Пакту о гражданских и политических правах, целью которого ставилась отмена смертной казни и др. Во всех указанных документах провозглашается в качестве высшей ценности равенство людей между собой, содержатся обязательства государств по реализации положений указанных документов.

Важнейшим региональным договором в области прав человека, принятым в рамках Совета Европы, является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года и 14 протоколов к ней.

Европейская конвенция  представляет собой базовый документ Совета Европы, преследующий одну из главных целей данной организации- защиту прав и свобод человека. Европейская конвенция является первым международным договором регионального характера, направленным на обеспечение европейскими государствами основных прав и свобод, сформулированных во Всеобщей декларации прав и свобод человека 1948 г.6

Три основные черты придают  Конвенции особое значение:

- права и свободы каждого человека гарантированы участвующими государствами, или, как они именуются на международно-правовом языке, "Договаривающимися Сторонами";

- впервые в рамках международного договора о защите прав человека был создан конкретный механизм их защиты;

- парламенты и судебные органы получили прочную основу в области прав человека для принятия и толкования законов.

Европейская конвенция  и протоколы к ней не только закрепили гражданские и политические права и свободы, но и создали  действенный механизм их защиты. Данный договор повлиял на дальнейшую разработку и принятие универсальных договоров в области прав человека. Россия, став членом Совета Европы, ратифицировала Европейскую конвенцию 5 мая 1998г. и взяла на себя обязательства соответствовать закрепленным в Конвенции стандартам.

Важнейшим достоинством этого документа является то, что, во-первых, она вобрала в себя практически все нормы, касающиеся личных прав человека, содержащиеся в документах универсального характера, детализировала их и предусмотрела юридические механизмы их реализации, ограничительные меры по отношению к государству и властям. Во-вторых, она очерчивает определенные границы деятельности государства, предостерегает его органы от неоправданного вмешательства в сферу личных прав и свобод человека от всевластия и произвола.

Европейская Конвенция  и протоколы к ней гарантируют:

Право на:

- жизнь, свободу и неприкосновенность личности;

- справедливое судебное разбирательство по гражданским и уголовным делам;участие и выдвижение своей кандидатуры на выборах;

          - свободу мысли, совести и религии; свободу выражения мнения (включая свободу средств массовой информации);

            - имущество и свободу распоряжаться собственностью;свободу собраний и объединений.

Запрещаются:

- пытки и бесчеловечное и унизительное обращение;

- смертная казнь;

- рабство и подневольный труд;дискриминация в реализации гарантированных конвенцией прав;

- выдворение из страны  собственных граждан или отказ  им во въезде в страну;

-коллективное выдворение иностранцев.

Кроме того, в отличие  от Всеобщей декларации, Европейская  конвенция содержит прошедший проверку временем правовой механизм обеспечения соблюдения прав человека, довольно эффективную международно-правовую процедуру действий государств и отдельных граждан по защите своих прав. Данный механизм включал Европейскую комиссию по правам человека и Европейский Суд по правам человека, объединенные в 1998г. в единый орган - постоянно действующий Европейский Суд по правам человека. Европейский Суд по правам человека наделен правом толкования Европейской конвенции и тем самым создает прецедентное право, развивая уже признанные стандарты в области прав человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Международные органы по осуществлению международной защиты прав и свобод человека

 

    1.  Универсальные правозащитные органы и механизмы по международной защите прав и свобод человека

 

Универсальные правозащитные  механизмы – это органы и организации, распространяющие свою деятельность на весь мир, независимо от государственных и региональных границ. Цель данных механизмов состоит в разработке и принятии универсальных договоров в области прав человека, в обсуждении ситуации в области прав человека и принятии необходимых решений, а также в установлении механизма контроля за соблюдением государствами принятых обязательств по учредительным актам соответствующих организаций или по договорам, принятым в рамках или под эгидой данной организации.7 Эти механизмы в той или иной степени связаны  с основной международной организацией мира – ООН. Это не случайно: во-первых, ее членами являются почти все государства мира, во-вторых, в соответствии с Уставом ООН одной из основных целей деятельности этой организации является «утверждение веры в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности».

Функции и полномочия Организации Объединенных Наций  в области прав человека чрезвычайно  разнообразны. Ее структурные подразделения  принимают рекомендации, выносят  решения, созывают международные конференции, подготавливают проекты конвенций, проводят исследования, оказывают консультативную и техническую помощь отдельным странам. В ряде случаев они осуществляют и контрольные функции за соблюдением государствами — членами ООН обязательств, которые они взяли на себя по Уставу ООН и иным международным соглашениям.

Генеральная Ассамблея  ООН и под ее руководством Экономический и

Социальный Совет (ЭКОСОС). Вопросы прав человека обычно включаются в повестку дня Генеральной Ассамблеи на основании соответствующих разделов доклада ЭКОСОС и решений, принятых Генеральной Ассамблеей на предыдущих сессиях. Иногда они также предлагаются для обсуждения другими главными органами ООН, государствами — членами Организации и Генеральным секретарем.

Генеральная Ассамблея  ООН ежегодно на своих сессиях  в рамках Третьего комитета, специально занимающегося правами человека, а затем на пленарных заседаниях принимает большое число резолюций, имеющих рекомендательный характер, но обладающих значительным морально-политическим эффектом. Несомненно, резолюции, за принятие которых голосовали все или подавляющее большинство государств — членов Организации, могут свидетельствовать о существовании определенных принципов и норм международного права, обязательных для всех государств — членов ООН. Зачастую эти акты становятся базой для дальнейшей разработки международных договоров.

 Однако, несмотря на широкие полномочия и ту важную роль, которую играют в международных отношениях главные органы ООН, основные функции по защите прав и свобод человека выполняют вспомогательные и  специализированные правозащитные органы и организации.

Итак, все универсальные правозащитные органы делятся на три вида:

1. Постоянные органы, являющиеся частью аппарата ООН- Совет по правам человека, Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, Комиссия ООН по положению женщин, созданы в рамках ЭКОСОС для выполнения его полномочий в области защиты прав человека.

 В 1946 г. ЭКОСОС учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека.  Основные функции Комиссии состояли в проведении исследований, разработке международно-правовых актов по правам человека, рассмотрении нарушений прав человека, представлении рекомендаций ЭКОСОС.

В июне 2006г. Комиссия по правам человека была упразднена. Вместо нее был учрежден новый вспомогательный орган ГА ООН. В состав совета входят 47 государств, представляющих региональные группы государств и избираемых сроком на 3 года ГА ООН на основе справедливого географического распределения (Африка -13 государств, Азия -13 государств, Восточная Европа -6, страны Латинской Америки и Карибского бассейна- 8 , Западная Европа и другие-7).

Информация о работе Международный механизм защиты прав и вобод граждан