Место и роль правоохранительных органов в современном государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:05, курсовая работа

Описание

Процесс формирования в России правового государства, провозглашающего человека, его права и свободы высшей ценностью в обществе, предполагает создание отвечающего изменяющимся социальным условиям законодательства и строжайшего обеспечения его исполнения.
Уровень воплощения в жизнь воли законодателя, реализации права показывает не только степень авторитетности государства, но и эффективность деятельности его органов по обеспечению прав и свобод граждан. В правовом государстве признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Понятие, основные черты и функции правоохранительных органов……………....5
1.1. Понятие и основные черты правоохранительных органов………………………..5
1.2. Функции правоохранительных органов………………………………….
2. Правоохранительные органы: общая характеристика и система…………..10
2.1. Характеристика правоохранительных органов…………………………
2.2. Система исполнения правоохранительных органов……………………
3. Основные принципы деятельности правоохранительных органов в Российской Федерации………………………………………………………………….17
3.1. Правовая основа деятельности правоохранительных органов………
3.2. Основные принципы деятельности правоохранительных органов…..
Заключение……………………………………………………………………….24
Глоссарий…………………………………………………………………………26
Список используемых источников………………………………………………29
Приложение………………………………………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

Место и роль правоохранительных органов в современном государстве.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3

1. Понятие, основные черты и функции правоохранительных органов……………....5

1.1. Понятие  и основные черты правоохранительных  органов………………………..5

1.2. Функции  правоохранительных органов………………………………….

2. Правоохранительные органы: общая характеристика и система…………..10

2.1. Характеристика  правоохранительных органов…………………………

2.2. Система  исполнения правоохранительных  органов……………………

3. Основные  принципы деятельности правоохранительных  органов в Российской Федерации………………………………………………………………….17

3.1. Правовая  основа деятельности правоохранительных  органов………

3.2. Основные  принципы деятельности правоохранительных  органов…..

Заключение……………………………………………………………………….24

Глоссарий…………………………………………………………………………26

Список  используемых источников………………………………………………29

Приложение………………………………………………………………………30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Процесс формирования в России правового  государства, провозглашающего человека, его права и свободы высшей ценностью в обществе, предполагает создание отвечающего изменяющимся социальным условиям законодательства и строжайшего обеспечения его исполнения.

     Уровень воплощения в жизнь воли законодателя, реализации права показывает не только степень авторитетности государства, но и эффективность деятельности его органов по обеспечению прав и свобод граждан. В правовом государстве признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

     Правоохранительная  деятельность является одним из видов  государственной деятельности. Статья 1 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство.[1] Это означает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан.

     В ст. 2 Конституции России права и  свободы человека провозглашаются  высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются  обязанностью государства.[1] Таким  образом, государство обязывает все свои органы, учреждения уважать и соблюдать законные права и свободы граждан. Все органы законодательной, исполнительной и судебной власти должны принимать меры для поддержания законности и правопорядка в государстве. Строго соблюдая законы, обеспечивая реализацию своих прав гражданами, отстаивая законные государственные интересы, государственные органы тем самым косвенно участвуют в правоохранительной деятельности, то есть способствуют охране права от нарушений. Однако это важная, но далеко не единственная сторона деятельности большинства государственных органов. В основном, они решают конкретные хозяйственные, культурные, социальные задачи, для достижения которых они и создаются. А для постоянной охраны права от нарушений, для выявления, пресечения и предупреждения правонарушений, применения различных санкций к правонарушителям государство создает специальные органы, для которых правоохранительная деятельность является главной. Эти органы уполномочиваются особыми законами осуществлять правоохранительную деятельность в установленной законом форме.

     Таким образом, можно говорить о правоохранительной деятельности в широком и узком  смыслах. В широком смысле - это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок. В узком смысле - это деятельность специально управомоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме, в соответствии с компетенцией того или иного органа. 

     Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118 Конституции РФ). Правоприменительные органы играют особую роль в системе властных государственных структур, поскольку являются важнейшим инструментом реализации принципов законности, справедливости и гуманизма. 

     Актуальность  темы: я выбрала эту тему, потому что правоохранительные органы являются одним из основных элементов государства, именно от них деятельности зависит  порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России.

     Цель  курсовой работы: Показать правоохранительную деятельность государства как гарантию принципов законности, справедливости и гуманизма.

     Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

     Исследовать структуру и функции правоохранительных органов.

     Определить  характеристику правоохранительных органов  и их систему.

     Выявить принцип деятельности правоохранительных органов. 
 
 
 
 

     1. Понятие, основные  черты и функции  правоохранительных  органов

     1.1. Понятие и основные черты правоохранительных органов

     В соответствии со ст.1 Конституции Российской Федерации “Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления”. Одним из обязательных признаков правового государства является то, что в нем человек и гражданин признается высшей ценностью, а государство принимает на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать его права и свободы. Этот признак закреплен в ст.2 Конституции РФ. Вместе с тем, чтобы быть гарантом прав и свобод своих граждан государство должно осуществлять собственную защиту.[1]

     Деятельность  государства, осуществляемую с целью  обеспечения законности и правопорядка, защиты прав и свобод граждан, в теории государства и права принято именовать правоохранительной функцией.

     Таким образом, юридические основы правоохранительной деятельности складываются как результат тесной взаимосвязи различных отраслей права, регламентирующих эту сферу функционирования государства.

     Правоохранительные  органы РФ - это государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. В расширительном толковании в понятие правоохранительные органы обычно включают также ряд негосударственных институтов, таких как адвокатура, частные нотариальные конторы и другие.[2] В российском законодательстве пока не сложилось четкого определения понятия “Правоохранительные органы”. В этих условиях к правоохранительным органам принято относить такие органы, которые обладают следующими признаками:

     - они уполномочены законом и  осуществляют свою деятельность  в соответствии с ними;

     - деятельность их процессуально  регламентирована и осуществляется  на основе соответствующих правил  и процедур, нарушение которых ведет к дисциплинарной административной или уголовной ответственности;

     - лица, стоящие на службе в этих  органах должны иметь специальную  подготовку;

     - в процессе своей деятельности  они имеют право применять  установленные законом меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение;

     - обязательность решений этих  органов для исполнения должностными  лицами и гражданами при условии  их законности и обоснованности.[3]

     К государственным правоохранительным органам относятся:

     - суд;

     - прокуратура;

     - органы юстиции;

     - органы внутренних дел;

     - органы предварительного расследования;

     - таможенные органы;

     - служба по контролю за наркотическими  средствами и психотропными веществами;

     - органы обеспечения безопасности.

     К негосударственным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относят адвокатуру, частный нотариат, а также частные детективные и охранные службы.

     Функции правоохранительных органов

     Организацию, структуру и компетенцию правоохранительных органов определяют функции, которые  на них возложены:

     - конституционный контроль;

     - осуществление правосудия;

     - прокурорский надзор;

     - расследование преступлений;

     - исполнение судебных решений;

     - оперативно-розыскная деятельность;

     - оказание юридической помощи;

     - профилактическая деятельность  по предупреждению правонарушений.[4]

     В совокупности эти функции характеризуют  разделение компетенции правоохранительных органов и в определенной степени  влияют на их структуру. От наличия или отсутствия функции зависит наличие или отсутствие соответствующего правоохранительного органа. Наиболее тесно связаны между собой функции, осуществляемые по уголовным делам: оперативно-розыскная, расследования, обвинения и прокурорского надзора, защиты и правосудия. Эти функции по конкретному уголовному делу могут следовать одна за другой, либо реализовываться одновременно. Последовательное осуществление характерно, например, для расследования и правосудия, одновременное - для обвинения, защиты и правосудия. Необходимо также отметить, что некоторые функции могут осуществляться и не правоохранительными органами, а другими участниками судопроизводства по уголовному делу. Например, потерпевший может выполнять функции обвинения, сам подсудимый - выполняет функцию защиты.

     Правоохранительные  органы могут осуществлять одну или  несколько функций. Так, функцией осуществления правосудия наделены исключительно судебные органы, функцией конституционного контроля - Конституционный Суд РФ, функцией прокурорского надзора - органы прокуратуры. В те же время оперативно-розыскная деятельность осуществляется как органами внутренних дел, так и органами обеспечения безопасности, службой по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами и некоторыми иными. Органы внутренних дел наделены одновременно функциями расследования преступлений, оперативно-розыскной, предупреждения правонарушений и другими. Функция отправления правосудия является приоритетной для деятельности правоохранительных органов занимает главенствующее положение. Именно суду принадлежит право осуществлять функцию правосудия и принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие функции являются обслуживающими по отношению к функции отправления правосудия.

     Каждой  функции соответствуют определенные закрепленные в законе средства и  процедуры ее реализации, которые предоставляются соответствующим правоохранительным органам.

     Вся деятельность правоохранительных органов  направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, поддержание  законности и правопорядка в государстве. Основным отличием правоохранительных органов от иных государственных структур является то, что правоохранительные институты специально наделены государством полномочиями осуществлять деятельность по охране прав человека и гражданина от нарушений в соответствии с указанным законом порядке. [2]

     От  функций необходимо отличать основные направления деятельности правоохранительных органов. Прежде чем рассмотреть  эти основные направления, необходимо уяснить, участвуют ли правоохранительные органы в политике и, если участвуют, то в чем это участие заключается.

     Данный  вопрос возникает в связи с  тем, что в последние годы много  говорится о деполизации правоохранительных органов. Во времена тоталитарного режима правоохранительные органы рассматривались в качестве проводника политики коммунистической партии. В связи с ликвидацией однопартийной монополии и утверждением в обществе многопартийности стало очевидно, что правоохранительные органы не могут находиться под влиянием какой-то одной или даже нескольких партий. В последнем случае они просто потеряли бы способность выполнять возложенные на них функции и превратились в арену межпартийных дискуссий или борьбы различных партийных интересов. Исходя из сказанного правоохранительные органы должны находиться вне политики различных партий и иных политических групп. В целях создания правового государства и гражданского общества в России (перспективная цель), сокращение преступности и всех правонарушений (ближайшая цель) будет достигнута путем направлений:

Информация о работе Место и роль правоохранительных органов в современном государстве