Контрольная работа по "Конституционному праву России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2011 в 15:06, контрольная работа

Описание

Основная проблема реформирования российской государственности – восстановление ее качества как важнейшего двигателя культуры и прогресса в условиях сохранения идентичности государства1. Речь при этом идет о безусловном характере государственной целостности и единства России. Для этого, в том числе следует признать безусловное право Федерации на применение всего комплекса мер по защите своего государственного, экономического и правового единства.

Работа состоит из  1 файл

конституция.doc

— 98.00 Кб (Скачать документ)

      

    Конституционные критерии правомерности введения чрезвычайного положения как одной из самых распространенных форм федерального вмешательства

     Законодатель, формулируя государственную волю, правоприменитель, реализуя ее, обязаны учитывать правомерность  и адекватность применения юридических  средств для достижения поставленной цели. Юридическим элементом формы выражения государственной воли выступает устанавливаемый определенный правовой режим12. Он устанавливается от имени государства Президентом РФ на определенной территории страны, в субъектах либо группе субъектов федерации в целях стабилизации и приведения институтов власти, организаций, политических партий, движений, граждан, субъекта Федерации в конституционное русло. Правовой режим устанавливается при возникновении угрозы стабильности конституционного строя, территориальной целостности и суверенитету страны.

     Понятие «режим» является многозначным, междисциплинарным  и используется в различных областях научного знания 13. Как юридический термин в переводе с французского он означает «образ правления государством»14. Вместе с тем правовой режим выступает неотъемлемым элементом государственного и политического режимов. «Политический режим – совокупность основных приемов, способов осуществления политической власти»15. Государственный режим – это так же совокупность методов, приемов, способов осуществления власти, но власти государственной. Поэтому только государство в лице законодателя имеет право устанавливать и обеспечивать своими гарантиями определенный правовой режим, который создает конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения все субъектов правоотношений16. Установление определенного правового режима обуславливается интересами государства в том или ином регионе для решения, обеспечения и устойчивого регулирования целого комплекса задач и достижения определенной цели. Поэтому процедура установления государством режима чрезвычайного положения или военного положения строго оговорена в Конституции, Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г., федеральных законах «О безопасности»17, «Об обороне»18.

     Являясь формой федерального вмешательства, чрезвычайное положение или установление режима чрезвычайного положения уже  предполагает действия государства, его  реакцию по устранению по устранению причин и обстоятельств, представляющих собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, конституционному строю страны, устранение которых обычными мерами федерального вмешательства невозможно.

     «Чрезвычайное положение, сказано в Федеральном  конституционном законе, означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным  конституционным законом на всей территории РФ или отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых норм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а так же возложение на них дополнительных обязанностей».

     Обстоятельства  и порядок введения режима чрезвычайного  положения детально оговорены в законе. Однако ситуации, при которой федеральная власть имеет право на федеральное вмешательство, различны по содержанию и правовым последствиям. К первой группе обстоятельств введения чрезвычайного положения относятся действия федеральных властей, направленные на защиту основ конституционного строй Российской Федерации, обеспечение территориальной целостности и единства государственной власти. Именно здесь можно говорить о том, что институт чрезвычайного положения является одним из механизмов федерального вмешательства.

     Итак, к первой группе обстоятельств ведение  чрезвычайного положения законодатель относит следующие: попытки насильственного  изменения конституционного строя  Российской Федерации; вооруженные  мятежи; массовые беспорядки; террористические акты; блокирование, захват особо важных объектов или отдельных объектов или отдельных местностей; подготовку и деятельность незаконных вооруженных формирований; межконфессиональные и межнациональные вооруженные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

     Ко  второй группе обстоятельств, дающих право  федеральной власти на ведение чрезвычайного положения, относятся чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, требующие проведения масштабных аварийно-спасательных работ.

     Таким образом, законодатель определил два  различных по содержанию, правовым действиям и последствиям для федеральных властей основания введения чрезвычайного положения. Мы имеем два самостоятельных правовых режима, объединенных в один институт чрезвычайного положения.

     Каждый  из эти режимов имеет собственную  причину, систему оснований и мер, применяемых федеральной властью для устранения оснований, повлекших федеральное вмешательство. Однако в любом случае при возникновении обоих обстоятельств можно говорить об особом режиме функционирования государственной власти и роли президента РФ по устранению возникших обстоятельств и соблюдению при этом всеми ветвями власти конституции РФ, федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» иных федеральных законов, а так же принципов и норм международного права, регламентирующих поведение центральных властей в указанном режиме.

     Особо зримо правовой статус и политическая роль Президента РФ, его не только формально  декларированные в Конституции  полномочия, но и реальные политические возможности, способность быть «гарантом  Конституции, прав и свобод человека и гражданина» проявляется в кризисных ситуациях, возникающих в стане19. При такой концентрации власти в руках Президента РФ его конституционное право на применение силы при одновременном ограничении прав и свобод граждан, право создавать органы с чрезвычайными полномочиями, как и изначально само конституционное полномочие российского президента вводить по собственному усмотрению (хотя и с незамедлительным сообщением об этом Государственной Думе и Совету Федерации) чрезвычайное положение, объективно создает большую опасность не только отдельным демократическим институтам, но и самим основам конституционного строя Российской Федерации. Следовательно, сточки зрения конституционного права одна из главных задач, которую должен решить законодатель, - это обеспечении правовых гарантий при реализаций правомочий Президента РФ вводить на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайных положений (ст. 88 Конституции РФ), которые исключали бы возможные злоупотребления эти правом со стороны самого главы государства. Такие злоупотребления могут иметь катастрофические последствия для гражданского общества, правового государства и демократии в России.

     Трагические события в ряде регионов Российской Федерации – Чеченской республике, Северной Осетии, Ингушетии, непосредственно связанные с введением в отдельных регионах России чрезвычайного положения со значительным, а в отдельных случаях массированным применением вооруженной силы, требуют незамедлительной правовой экспертизы действующего механизма реализации ст. 88 Конституции РФ на предмет соответствия составных частей этого механизма, форм и методов его действия требованиям и критериям, изложенным в гл. 1 Конституции РФ, в которой речь идет о незыблемости основ конституционного строя (ст. 16).  

 

     Заключение

     Были  расмотрены следующие характеристики и черты федерального вмешательства в Российской Федерации:

     - институт федерального вмешательства  необходим как средство сохранения  единства государства и пресечения  сепаратистках тенденций;

     - Приходится констатировать, что  в российской Конституции 1993 г.  практически нет упоминаний о  контрольной функции государства,  об институте федерального вмешательства.  При всем этом контрольные  механизмы за деятельностью субъектов  федерации в России все же существуют, хотя они должным образом не закреплены в законодательстве и нуждаются в совершенствовании.

     - Федеральное вмешательство как  институт конституционного права  является одним из элементов,  форм конституционной ответственности  в целом, применяемой ко всем участникам, субъектам конституционно-правовых отношений.

     - В литературе последнего времени,  посвященной данной проблематике, к мерам ответственности субъекта  обычно относят: импичмент, отстранение  главы исполнительной власти, снятие с должностей других руководителей субъектов; отмену актов органов власти субъекта федеральными органами власти или признание их не действительными федеральными судами; изъятие и перераспределение предметов ведения и полномочий в пользу федеральной власти; назначение спец-представителя для управления субъектом; ввод полицейских или военных подразделений на территорию субъекта; меры бюджетно-финансового воздействия;

     - Среди видов федерального принуждения,  которые уже есть или могли  быть введены в правовую систему России, выделим: режим чрезвычайного положения; президентское правление; институт федеральной интервенции  в компетенцию субъекта; ликвидация субъекта Федерации путем присоединения его территории к другим субъектам или превращения его в федеральную территорию.

Задачи 

2.  В Совет Федерации Федерального Собрания из Государственной Думы Федерального Собрания РФ поступил принятый ею ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» и через семь дней вынес его на свое заседание. Рассмотрев вопрос об отклонении данного закона, Совет Федерации принял по нему положительное решение. Однако через два дня, вновь вернувшись к названному закону, Совет Федерации одобрил его и направил Президенту России. Президент РФ оставил закон без рассмотрения, поскольку с его точки зрения закон был отклонен Советом Федерации по итогам первого голосования, а второе голосование значения не имеет.

Прокомментируйте  сложившуюся ситуацию.

 Ст. 107

1. Принятый  федеральный закон в течение  пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент  Российской Федерации в течение  четырнадцати дней подписывает  федеральный закон и обнародует  его.

3. Если  Президент Российской Федерации  в течение четырнадцати дней  с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

      Конституция РФ 1993 г. не указывает перечня оснований для отклонения. Однако Президент, возвращая закон, обосновывает в своем письме причины такого решения, называет мотивы отклонения закона. В случае отклонения федерального закона Президент предлагает свои замечания или предложения, которые могут касаться федерального закона в целом или его отдельных разделов, глав, статей. Правда, это вето трудно назвать выборочным, поскольку Конституция говорит о праве Президента отклонить закон, не уточняя это.

      На  мой, взгляд первый раз Совет Федерации  проголосовал единогласно или большинством против принятия федерального закона, а при повторном голосовании проголосовало ¾ членов Совета Федерации, чего по закону считается достаточным что бы принять его. Но президент посчитал это не достаточным, так же он может отклонить его для пересмотрения закона полностью или отдельных пунктов с рассмотрением поправок. 

3. В  избирательный фонд кандидата  в депутаты Государственной Думы  Федерального Собрания РФ Федорова  П.Ю. предложили внести свои  пожертвования:

а) местная  церковь;

б) муниципальное  предприятие «Стройиндустрия»;

в) индивидуальный частный предприниматель;

г) смешанное  российско-итальянское предприятие  с 45% российского капитала;

д) командование войсковой части;

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву России"