Контроль за конституционностью нормативных правовых актов Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:37, контрольная работа

Описание

Целью работы является исследование системы нормативных правовых актов в Республике Беларусь. Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
- изучить Конституцию Республики Беларусь;
-изучить принципы деятельности Конституционного суда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ…………………………………………………..……………4
2. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА (ПОНЯТИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПЫ)……………………………………………………………………6
3.РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ………………………………………………..…………………………8
4. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ……...11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....13

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Республики Беларус1.docx

— 33.69 Кб (Скачать документ)

     Конституционный Суд в соответствии со статьями 40, 116 (часть первая) и 122 (часть четвертая) Конституции, устанавливающими, что каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы, а также в судебном порядке обжаловать решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие права, свободы и законные интересы граждан, рассматривает такие обращения и при необходимости выносит решения об устранении противоречий или пробелов в законодательстве.

     Конституционный Суд проверяет на соответствие Конституции не только акты общегосударственного уровня, в том числе законы о ратификации международных договоров, регламенты палат Парламента, но и нормативные акты министерств, государственных комитетов, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов. Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституционности указанных актов как в целом, так и отдельных их положений.

     Конституционный Суд вправе вносить Президенту, в палаты Парламента, Совет Министров и другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов. Эти предложения подлежат обязательному рассмотрению. Конституционный Суд имеет право также вносить в государственные органы другие предложения, вытекающие из его компетенции.

     Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются конституционность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон. Конституционный Суд при исполнении своих функций независим. Какое бы то ни было воздействие на Конституционный Суд или на его членов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону.

     Нормативные правовые акты, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции либо актам, обладающим более высокой юридической силой, чем проверяемый акт, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом. Заключения Конституционного Суда по вопросам конституционности нормативных актов являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

     Конституционный Суд - единственный орган судебной власти, чьи основные полномочия и порядок формирования прямо определены в Конституции. При этом, как отмечено в части седьмой статьи 116 Конституции, компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются специальным законом. [7]

     В связи с тем что Конституционным Судом проводится проверка акта на его соответствие не только Конституции, но и другим актам, обладающим более высокой юридической силой, чем проверяемый акт, возможна проверка конституционности всех норм по вертикали. Поэтому, проверяя конституционность оспариваемого нормативного акта, Конституционный Суд может в своем решении (заключении) указать на неконституционность и другого, обладающего более высокой либо более низкой юридической силой, чем нормативный акт, о проверке которого поступило предложение.

     Решения Конституционного Суда обязательно публикуются в официальных изданиях, в том числе в двух газетах - "Звязда" и "Народная газета". Решения в форме запроса, требования, по вопросам процедурного характера публикуются в порядке, устанавливаемом Конституционным Судом.

     Конституционный Суд постоянно наращивает свою деятельность по контролю за конституционностью нормативных актов. Динамика рассмотренных дел Конституционным Судом с момента его создания следующая: 1994 год - 5 дел, 1995 - 17, 1996 - 12, 1997 - 6, 1998 - 11, 1999 - 17, 2000 - 28, 2001 - 48, 2002 - 40. Это не считая работы специалистов и судей Конституционного Суда с обращениями граждан, в которых ставятся вопросы правового характера. В 2001 году в Конституционный Суд поступило более 1500 обращений. Из них свыше 1300 - индивидуальных, более 200 - коллективных обращений, которые подписали около 3,5 тысячи человек. В 2002 году поступило около 1300 обращений, которые подписали более 4 тысяч граждан. Если в них идет речь о проверке конституционности нормативных актов, то в силу требований статьи 40, части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд разрешает возникающие проблемы путем вынесения соответствующих решений. При этом он исходит из общественной значимости поставленных вопросов и исключает вторжения в политические споры.

     Дела Конституционным Судом рассматриваются на пленарных заседаниях всем составом судей по правилам конституционного производства, предусмотренным законом о Конституционном Суде и Регламентом Конституционного Суда. Заседание Суда является правомочным при наличии не менее восьми судей. [7]

     По завершении исследования материалов дела председательствующий на заседании объявляет об окончании слушания дела и сообщает дату и время оглашения итогового решения. При этом итоговое решение должно быть оглашено не позднее 15 дней с момента окончания слушания дела. Председательствующий голосует последним. Судьи голосуют "за" или "против" и не вправе воздержаться или не участвовать в голосовании. Заключение Суда считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава судей. Если же голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. [7]

     Принимая заключения и иные решения, имеющие обязательный характер, Конституционный Суд оказывает влияние на развитие правовой системы страны, на формирование национального законодательства и на правоприменительную деятельность. При вынесении решений Конституционный Суд учитывает положения международных правовых актов. Наряду с использованием универсальных международных правовых актов Конституционный Суд ориентируется на европейские международные акты, в том числе на Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, что способствует укреплению Беларуси как демократического социального правового государства.

     Основываясь на изученных и рассмотренных материалах, Конституционный Суд ежегодно направляет Президенту и палатам Парламента страны послания о состоянии конституционной законности в республике. [7]

 

  1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ.

 

     Юридическое верховенство конституции предполагает контроль за ее соблюдением. Существуют специализированные и неспециализированные органы, которые обязаны не допускать применения законов и других актов, противоречащих конституции, а в некоторых странах — воспрепятствовать и изданию. Специализированный конституционный контроль (надзор) — важнейший способ защиты конституции юридическими средствами. Наряду с ним есть и другие: прокурорский надзор за законностью, роль президента как гаранта конституции, деятельность уполномоченных парламента (омбудсманов и др.). Вместе с тем возможны непосредственные, неюридические способы защиты конституции. [9]

     Существует ответственность должностных лиц за нарушение конституции (рассматриваемые ниже импичмент, предание высших должностных лиц особому суду), возможны репрессивные меры с целью пресечения нарушений конституции (запрещение по суду деятельности политических партий, подрывающих конституционный строй, введение чрезвычайного положения). Особую роль игра ет конституционный контроль — судебный, специальных органов, a некоторых странах — контроль со стороны административных судов (особенно их высшего органа). [9]

     Наконец, в практике самих органов конституционного контроля бывают случаи, когда в принятых ими решениях неверно истолковываются положения конституций. Косвенно об этом свидетельствуют особые мнения членов конституционных судов, довольно частое принятие решений при минимальном перевесе голосов.

     Тем не менее институт конституционного контроля (надзора) — важнейший демократический институт. Его правильное функционирование обеспечивает соблюдение основного закона, в котором выражается соотношение социальных сил в обществе и который призван поддерживать необходимую стабильность. Среди органов, осуществляющих конституционный контроль, есть учреждения и должностные лица, которые занимаются этим наряду с выполнением других обязанностей, а есть и специально созданные для этой цели органы конституционного контроля. [9] 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

     В ходе исследования темы следует сделать вывод о том, что Конституционный Суд - особый орган судебной власти, орган конституционного правосудия.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются:

- законность; 

- независимость;

- коллегиальность;

- открытость (гласность);

- устность;

- равноправие;

- состязательность сторон.

     Конституционный Суд Республики Беларусь как единственный судебный орган конституционного контроля призван решать исключительные вопросы права (в соответствии со ст. 116 Конституции Республики Беларусь). Это исходное положение закона направленно не на то, чтобы отрицать всякую связь права и политики, а та то чтобы не подменять право политикой.

     Конституционному Суду Республики Беларусь, несомненно, приходится рассматривать в той или иной мере и политические вопросы и выносить решения имеющие и политическое значение. Другой дело, что Конституционный Суд  Республики Беларусь рассматривает только правовую, конституционную стороны этих вопросов (например, конституционность актов различных ветвей политической власти или споры о компетенции между различными органами государственной власти, как субъектами политики) и выносит свои решения, опираясь исключительно на конституционное законодательство, на право,  а не на политическую целесообразность и другие политические факторы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

  1. Арановский А.В. Государственное право зарубежных стран. - М.: «Инфра-М», 1998.
  2. Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь/ Г.А.Василевич. Серия «Право», приложение к журналу «Право и экономика» - Мн., 1999.
  3. Василевич, Г.А. Конституционность (законность) актов органов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь / Г.А. Василевич // Конституционное и муниципальное право. – 2010.
  4. Демичев Д.М. Конституционное право. Учеб. пособие / Д.М. Демичев. - Мн.: Выш. шк., 2004.
  5. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. -- М.: Норма, 2004.
  6. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. -- М.: Норма, 2004.
  7. Конституционный Суд Республики Беларусь // [ электронный ресурс ]. – 2005.  – Режим доступа: http://library.by/portalus/modules/belorussianlaw/readme.php?subaction=showfull&id=1106210464&archive=&start_from=&ucat=1& . – Дата доступа : 21. 02. 2012.
  8. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями). Мн. 2005.
  9. Понятие и значение конституционного контроля Беларусь // [ электронный ресурс ]. – 2009 - 2011.  – Режим доступа: http://lawtoday.ru/razdel/biblo/kpzs/DOC_026.php . – Дата доступа : 28. 02. 2012.

 

 

 

 

 


Информация о работе Контроль за конституционностью нормативных правовых актов Республики Беларусь