Конституция РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:18, реферат

Описание

Каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.Исключений сегодня практически не существует. Даже Великобритания, в которой нет единого и кодифицированного основного закона, располагает комплексом юридических актов, начиная с “Хабеас корпус акт” и “Билля о правах” (оба приняты еще в XVII в.), а также традиций, составляющих в совокупности ее Конституцию. Более того, для XX столетия, особенно его второй половины, характерно обновление конституционного строя многих стран, включая Францию, Германию, Италию, Японию, Грецию, Португалию, Испанию. Это продиктовано серьезными политическими и социальными переменами, происшедшими в названных странах и во всем мире, условиями нового времени. Принятие новой Конституции в Казахстане тоже является отражением серьезнейших общественных потребностей.

Содержание

Введение
Глава 1. История становления Конституции РК:
1.1.Первая Конституция независимого Казахстана 1993 год
1.2.Вторая Конституция РК 1995 год
1.3.Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» 1998 года
1.4.Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» 2007года
Глава 2.Структура и содержание Конституции
2.1.Общее описание всего содержания Конституции
2.2.Подробное описание Конституции по разделам:
2.2.1.Общее положение
2.2.2.Человек и гражданин
2.2.3.Суды и правосудие.
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Срс по ОП.docx

— 40.46 Кб (Скачать документ)

По единодушному решению  парламентариев первому Президенту Республики Казахстан и общенациональному  лидеру Н.Назарбаеву, предоставлено  исключительное право и возможность  баллотироваться на пост главы государства  сверх законодательно установленных  двух сроков, естественно, на альтернативной основе. Уточнены полномочия Президента в отношении Парламента, Правительства, Верховного суда, Центральной избирательной комиссии, Национального банка и акимов - глав местных исполнительных органов.

Так, Президент теперь назначает  выборы не только в Парламент в  целом, но и в его Палаты по отдельности. Для обеспечения представительства  в Сенате национально-культурных и  иных значимых интересов общества глава  государства утверждает 15 депутатов  вместо прежних 7.

Президент наделяется правом законодательной инициативы и роспуска Мажилиса в отдельности, а не всего  Парламента. Премьер-министра руководитель республики назначает теперь с согласия только нижней Палаты, а министров иностранных и внутренних дел, обороны и юстиции, председателя и двух членов Центральной избирательной комиссии - самостоятельно. На утверждение Президентом председателя Национального банка необходимо одобрение Сената.

Маслихаты же станут давать Президенту согласие на назначение акимов областей, города республиканского значения и столицы. Нижняя Палата Парламента получает большее влияние на судьбу исполнительной власти.

Отныне Премьер-министр  обязан ставить перед вновь избранным  Мажилисом вопрос о доверии Правительству, а для вотума недоверия теперь достаточно простого большинства голосов  депутатов. Устанавливаемая ответственность Правительства не только перед Президентом, но и всем Парламентом, что, по сути, знаменует начало перехода от президентской к президентско-парламентской форме правления.

Численность Парламента увеличивается  с нынешних 116 до 154 депутатов. Исключена норма о том, что парламентарий не связан каким-либо императивным мандатом.

Во-вторых, обеспечивается более  широкое участие общества в управленческих процессах путем укрепления роли политических партий. 

Вводится система пропорционального  представительства для избрания депутатов Мажилиса.  Одновременно для дальнейшего развития общественного консенсуса и обеспечения представленности этнических групп в высшем законодательном органе страны, дальнейшей консолидации полиэтнического общества Ассамблея народа Казахстана получила статус конституционного органа и фиксированную квоту мест - 9  мандатов в нижней Палате Парламента. 

Осуществлен переход к  процедуре формирования Правительства  партией парламентского большинства, которая будет нести ответственность  за действия Кабинета. В зависимости от итогов выборов вводится частичное бюджетное финансирование политических партий.

В-третьих, создаются новые  возможности для формирования демократических  институтов и новой демократической  культуры.

Отныне маслихаты становятся основой местного самоуправления, которым, в соответствии со специальным законом, может быть делегировано осуществление государственных функций. В числе их новых полномочий  - сопричастность при назначении акимов, право выражения им вотума недоверия простым большинством голосов. Для обеспечения стабильности власти на местах срок, на который избираются маслихаты, увеличен с 4 до 5 лет.

В-четвертых, усиливается  независимость и эффективность  судебной системы, расширяется объем  гарантий защиты конституционных прав и свобод человека.

Усиливается роль Высшего  судебного совета, к которому переходят  функции упраздняемой квалификационной коллегии юстиции. Этот же независимый  орган будет на конкурсной основе осуществлять отбор на должности  судей, выполнять иные полномочия по совершенствованию судебной системы. 

Вводится судебное санкционирование ареста.  Из текста Конституции исключена статья, согласно которой дознание и предварительное следствие были отделены от суда и прокуратуры.

Поправка, внесенная в  статью 15 Конституции, гарантирующая  право человека на жизнь, фактически отменяет данный вид наказания в  Казахстане, так как, согласно ей, смертная казнь может предусматриваться  законом, как исключительная мера наказания  лишь за особо тяжкие преступления, совершаемые в военное время  и террористические преступления, сопряженные  с гибелью людей, с предоставлением  приговоренному права ходатайствовать  о помиловании.

Таким образом, конституционная  реформа стала конкретным шагом  в сторону реальной демократизации Казахстана. 

 

Глава 2.Структура и содержание Конституции

2.1.Общее описание всего содержания  Конституции 

Конституция Казахстана является довольно краткой  и включает всего 98 статей. Она имеет  структуру, вполне стандартную для  конца 20 века, состоящую из небольшой  преамбулы и 9 разделов. Разделы последовательно посвящены основам общественного строя, правам и свободам, высшим органам государственной власти (начиная с Президента и заканчивая Конституционным советом и судами), местным органам власти, заключительным и переходным положениям.

В структуре преамбулы  можно выделить три составных  части.

Первая часть закрепляет суверенитет казахстанского народа в виде формулы

«Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой…», указывая

на народ, своей коллективной волей принимающий Конституцию, и на те его свойства,

которые выражены в Конституции (он многонационален, объединен общей 

судьбой на исконной казахской  земле).

Вторая часть включает в себя перечисление принципов, которые провозглашает народ при принятии Конституции, и целей, которые он стремится достигнуть. Народ-законодатель принимает Конституцию, «созидая государственность на исконной казахской земле», «сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия», «желая занять достойное место в мировом сообществе», «осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями».

Третья часть преамбулы имеет волевое нормативно-правовое значение, которое выражается в словах «принимаем настоящую Конституцию».

Нормативное значение преамбулы  проявляется и в том, что она  от имени народа Казахстана фактически вводит Конституцию в действие, придает  ей высшую юридическую силу.

Раздел 1. «Общие положения» посвящен принципам, определяющим основы государственного устройства.

Ст.1. Республика Казахстан  является демократическим, светским, правовым и социальным государством.

Ст.2. Республика Казахстан  является унитарным государством с  президентской формой правления.

Ст.3. Единственный источник государственной власти - народ; закреплен  принцип разделения государственной  власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Ст.4. Дается определение действующего права в Республике Казахстан  и за Конституцией признается высшая юридическая сила.

Ст.5. Отражается принцип политического  и идеологического плюрализма, также  регламентируется деятельность общественных объединений.

Ст.6. Признается и защищается государственная и частная собственность.

Ст.7,8. Государственный язык - казахский язык и на основе принципов  международного права Республика Казахстан  проводит политику сотрудничества и  добрососедских отношений с другими  государствами.

Раздел 2. «Человек и гражданин» посвящен основам правового статуса личности, в этом разделе регламентируются права и свободы человека и гражданина, а также основы института гражданства.

Раздел 3. «Президент» в этом разделе закрепляется президентская форма правления, согласно статье президент не относится ни к одной ветви власти, а является главой государства, символом и гарантом единства народа и Конституции, и обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти.

Раздел 4. «Парламент» определяет правовой статус Парламента как высшего представительного органа, осуществляющего законодательные функции, закрепляет организационно-правовые формы деятельности Парламента и статус его депутатов.

Раздел 5. «Правительство» посвящен основам деятельности Правительства, осуществляющим исполнительную власть в Республике, закрепляет компетенцию Правительства и Премьер-министра.

Раздел 6. «Конституционный Совет» посвящен основам правового положения Конституционного Совета, одной из основных функций которого является дача официальных толкований норм Конституции.

Раздел 7. «Суды и правосудие» посвящен судебной системе, закрепляет возможность судов обращаться в Конституционный Совет с признанием нормативно-правового акта неконституционным. В этом разделе Конституция отделяет дознание и предварительное следствие от суда и прокуратуры.

Раздел 8. «Местное государственное управление и самоуправление» согласно ст.85 местное государственное управление осуществляется местными представительными и исполнительными органами. Согласно ст.89 в Республике Казахстан признается местное самоуправление, задача которого - обеспечение самостоятельности населения при решении вопросов местного значения.

Раздел 9. «Заключительные и переходные положения» (ст. 90-98), обеспечивающие процедуру реализации отдельных конституционных установлений.

    2.2.Подробное описание Конституции по разделам:

2.2.1.Общие положения

Раздел I - "Общие положения" Конституции Республики Казахстан - посвящен характеристике формы правления  и устройства государства, принципам  его организации и деятельности, социальной направленности действующего права. Конституция определяет перспективы  и направления развития общества и государства.Демократический характер государства Казахстан закреплен в конституционных положениях. Одним из основополагающих принципов организации государства является выборность президента, депутатов парламента, местных представительных органов. Другим основополагающим принципом является решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами (проведение референдума, процедура голосования в парламенте и т.д.).Конституция Республики Казахстан предусматривает демократический политический режим. Во-первых, он выражается в установлении институтов представительной и непосредственной демократии, во-вторых, в закреплении широких гражданских прав и свобод и обеспечении гарантии их реализации; в-третьих, Конституция создает условия для формирования независимых средств массовой информации; в-четвертых, политический плюрализм, признанный Конституцией, позволяет создавать различные организации, в том числе оппозиционные. И это, безусловно, одна из гарантий от возможного отступления от демократических методов управления обществом.Одним из важнейших принципов демократической организации государства является принцип разделения властей. Конституция установила, что государственная власть в Казахстане осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви с использованием системы сдержек и противовесов.Конституция Республики Казахстан подводит правовую основу для формирования социального государства. С одной стороны, закрепляется широкий спектр социально-экономических прав и свобод граждан, позволяющих свободно трудиться в любой сфере общественной жизни и получать должное вознаграждение за труд, с другой - запрещается принудительный труд, использование собственности во вред обществу. Конституция возлагает на государство обязанность следить за установлением социальной справедливости в сфере производства и распределения.В КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ УКАЗЫВАЕТСЯ, ЧТО КАЗАХСТАН ЯВЛЯЕТСЯ СВЕТСКИМ ГОСУДАРСТВОМ. Светский характер государства проявляется в том, что в нем не существует официальной, государственной религии - ни одно из многочисленных вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В соответствии с Конституцией вероучения, их каноны и догматы, религиозные объединения, действующие в Казахстане, не вправе оказывать влияние на политику государства, государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц. Светский характер государства Казахстан обеспечивается отделением религиозных объединений от государства.Светский характер государства Казахстан выражается также в том, что не допускается деятельность политических партий на религиозной основе. Конституция говорит о недопущении деятельности политических партий на религиозной основе. Отделение религии от государства означает недопустимость участия религиозных объединений, их представителей в деятельности государственных органов, государственных учреждений. Светский характер Республики Казахстан выражается и в том, что не допускается государственное финансирование религиозных объединений.

         2.2.2.Человек и гражданин

В разд. II "Человек и  гражданин" Конституции Республики Казахстан регулированию личных прав посвящена по меньшей мере треть статей.

Важнейшее из провозглашаемых  личных прав — право на жизнь (ст. 15), которое принадлежит каждому. Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь устанавливается  законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления с предоставлением приговоренному лицу права ходатайствовать о  помиловании.

В середине 90-х гг., по данным общественной организации "Международная  амнистия", Казахстан занимал  четвертое место в мире после  Китая, Саудовской Аравии и Нигерии  по соотношению числа казненных с численностью населения. В 1995 г. при населении Казахстана, не достигавшем 17 млн. человек, в республике был казнен 101 осужденный.

Принятый в 1997 г. новый  Уголовный кодекс предусмотрел возможность  назначения смертной казни лишь за убийство или посягательство на жизнь  людей при отягчающих обстоятельствах (террористический акт, захват заложников и т. п.). Альтернатива расстрелу —  пожизненное заключение.

Согласно Конституции (ст. 16) каждый имеет право наличную свободу. Арест и содержание под стражей  допускаются только в предусмотренных  законом случаях и лишь с санкции  суда или прокурора, с предоставлением  арестованному права судебного  обжалования. Без санкции прокурора  лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более 72 часов.

Каждый задержанный, арестованный, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, ареста или предъявления обвинения. Очевидно, что эти весьма прогрессивные нормы нуждаются не только в законодательном, но и в материальном обеспечении, которое в условиях посттоталитарного общества не всегда бывает возможно реализовать в необходимой мере. Например, Казахстану (как, впрочем, и России) еще потребуется время, чтобы подготовить необходимое число адвокатов.

В ст. 17 Конституция провозглашает  неприкосновенность достоинства человека. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или  унижающему человеческое достоинство  обращению или наказанию.

Конституция гарантирует  каждому неприкосновенность частной  жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства (ст. 18). В связи  с этим каждый имеет право на тайну  личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных  и иных сообщений.

Ограничения этого права  допускаются только в случаях  и в порядке, прямо установленных  законом. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации; как отмечалось, последнее относится только к гражданам.

Информация о работе Конституция РК