Конституционный контроль в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:57, доклад

Описание

Конституционный контроль – особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативно-правовых актов, а также действий органов и должностных лиц, конституции данной страны независимыми от законодательной и исполнительной власти судебными или специализированными контрольными органами по обращениям уполномоченных на то лиц или по инициативе самого контролирующего органа.

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 20.52 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

        Основные данные о работе

        Содержание

        Основная часть

            Конституционный контроль в зарубежных странах

Основная  часть

  Конституционный контроль в зарубежных странах

 

Введение.

 Конституционный контроль  – особый вид правоохранительной  деятельности в государстве, заключающийся  в  проверке соответствия законов  и иных нормативно-правовых актов,  а также  действий органов  и должностных лиц, конституции  данной страны независимыми от  законодательной и исполнительной  власти судебными  или специализированными  контрольными органами по обращениям  уполномоченных на то лиц или  по инициативе самого контролирующего  органа.

 Конституционный контроль  является одним из необходимых  институтов государства, претендующего  на то, чтобы именоваться правовым, стремящимся к системе строгой  законности и защиты интересов  граждан.

 

Впервые идея конституционного контроля появилась в Великобритании в XVII в., конституционный контроль в  нынешнем понимании возник в США  в 1803 г. (дело У. Мэрбюри против Дж. Мэдисона), был заимствован многими странами, а после Первой мировой войны  появилась европейская модель конституционного контроля.

По американской модели конституционный контроль выполняется  всеми судами общей юрисдикции (США, Аргентина) или только Верховными судами общей юрисдикции (Австралия, Индия). В соответствии с американской конституционной  доктриной в рамках системы издержек и противовесов конституционализм. Такие политические условия, при которых конституция функционирует, как достаточно эффективный ограничитель государственной власти может быть поддержан практикой судебного надзора, когда судьи любого суда (нет конституционного правосудия как отдельной самостоятельной отрасли судебной деятельности, осуществляемой специальным органом), в разумной степени независимо от других ветвей правления, имеют право объявлять неконституционными законы Конгресса, нормативные акты правительства на том основании, что они противоречат Конституции. Интересно отметить, что сама Конституция США открыто, не предусматривает конституционный контроль.

По европейской модели конституционный контроль осуществляется специальными судебными (Конституционный  трибунал в Испании) или квазисудебными (Конституционный совет во Франции) органами конституционного контроля. . Самая характерная черта органов конституционного правосудия европейских стран состоит в том, что Конституционный Суд является независимым и самостоятельным элементом судебной власти, не входящим в общую систему судебных органов, т.к. он имеет задачей контролировать конституционность актов и действий каждой из властей, в том числе и судебной.

         Конституционному Суду принадлежит  монополия на разрешение дел  о конституционности актов и  действий органов власти, в первую  очередь, законодательных актов  парламента, которые, будучи признаны  неконституционными, прекращают действовать.  Без этих полномочий не может  быть и речи о конституционном  правосудии.

Субъектами конституционного надзора могут выступать физические и юридические лица, государственные  органы, наделенные правом запроса  о конституционности нормативного акта. Круг субъектов конституционного надзора устанавливается законодательством  и надзорной практикой соответствующей  страны.  Объекты конституционного контроля:  Нормативно-правовые акты  Регламенты Парламентов  Акты исполнительной власти  Акты органов самоуправления  Частноправовые акты (договоры, завещания), которые могут заключать пункты, нарушающие конституционные принципы (равноправие религии, нарушение  прав национальных меньшинств) Нормативно-правовые акты должностных лиц  Законы, принятые путем референдума по проверки на конституционность обычно не подлежат, поскольку представляют собой волеизъявление народа. В большинстве странах  Конституциями устанавливается  превосходство международного над национальным правом. Если выявилось расхождение между вновь принятой Конституции и ранее заключенным международным договором, в этом случае подлежит применению международный договор до тех пор, пока расхождение не будет устранено, либо путем изменения в соответствии с международным правом международного договоров, либо путем внесения изменения в Конституцию.

  Функции конституционного  контроля (надзора).

Функции конституционного контроля в зарубежных странах осуществляются различными государственными органами:

 • парламентами  – в процессе законодательной  деятельности;

  • главами государств  –  при промульгации законодательных  актов, принятых парламентом; 

 • специальными  независимыми государственными  органами.  Так,  Счетная палата  Италии предварительно контролирует  акты, издаваемые правительством,  и докладывает парламенту,  который   политико-правовыми средствами реагирует  на выявленные нарушения конституции; 

• квазисудебными государственными органами и должностными лицами –  Конституционным советом во Франции, Конституционным трибуналом Польши, Канцлером юстиции Эстонии. Эти  и подобные им органы уполномочены высказываться о соответствии рассматриваемых  ими актов текстам конституции  и давать рекомендации соответствующим  органам о пересмотре неконституционных  положений;

 • религиозными  охранительными учреждениями, предназначенными  для юридической защиты Корана,  играющего роль основного закона  в ряде мусульманских государств.  Это –  Консультативный совет  (аш-шура) в Иране, Высший консультативный  совет исламской идеологии в  Пакистане.  Общей тенденцией  является расширение сферы конституционного  контроля и надзора.  Контролю  подвергаются международные договоры,  деятельность политических партий (Польша, ФРГ), процедура выборов  и референдума (Франция), отношения  Республики и областей (Италия). 

Виды конституционного контроля.

 По времени  исполнения  конституционный контроль может  быть предварительным или последующим.  Для предварительного контроля  характерна проверка акта  до  его вступления в силу (закон  – до санкционирования и промульгации, но уже после принятия парламентом). Последующий контроль распространяется  на действующие, официально опубликованные  акты.  По месту осуществления  конституционный контроль может  быть внутренним и внешним.  Внутренний контроль проводит  самим орган, который издает  акт, внешний – другим органом,  к примеру, главой государства,  к которому на подпись или  для промульгации поступил принятый  парламентом закон. Внутренний  контроль, как правило, – предварительный,  хотя есть примеры и последующего  внутреннего контроля. Часто   этот контроль носит консультативный  характер и не исключает внешнего  контроля. Внешний контроль в  большинстве случаев – последующий,  но может быть и предварительным.  Например, все законопроекты французского  Правительства, вносимые на рассмотрение  Парламента, в обязательном порядке  предварительно рассматриваются  в Государственном совете –  высшем органе административной  юстиции, одновременно выполняющем  функции юридического советника  Правительства. Законопроекты обсуждаются  в Совете министров по принятию  заключения Государственного совета  и вносятся в бюро одной  из палат.   С точки зрения  правовых последствий конституционный  контроль может быть консультативным  или постановляющим. Решение в  порядке консультативного контроля  обладает моральной, а не юридической  силой – юридически оно никого  не обязывает и не связывает.  Напротив, решение, принимаемое в  порядке постановляющего контроля, обязательно, даже общеобязательно:  если оно объявляет акт соответствующим  конституции, никакие претензии  к нему в этом плане больше  не принимаются; если же акт  объявлен неконституционным, то  теряет юридическую силу или,  реже, возвращается на рассмотрение  органа его издавшего. Чаще  всего под конституционным контролем  понимается именно постановляющий  контроль.  По обязательности  проведения конституционный контроль  может быть обязательным или  факультативным. В первом случае  акт обязательно подвергается  конституционному контролю, обычно  предварительному. Так, во Франции  Конституционный совет обязательно проверяет на соответствие Конституции органических законов и регламентов палат Парламента до их вступления в силу. Факультативный контроль осуществляется только в случае заявленной инициативы управомоченного субъекта. Наиболее часто конституционный контроль бывает факультативным: проводится по требованию управомоченного органа или должностного лица либо же индивида, у которого возникли сомнения по поводу конституционности акта.   По форме конституционный контроль бывае абстрактным  или конкретным.  Абстрактный контроль обозначает  проверку конституционности акта или нормы вне связи с каким-либо делом. Предварительный контроль бывае только абстрактным (но не наоборот). Конкретный же контроль осуществляется только в связи с каким-то, в большинстве случаев судебным, делом, при разрешении которого подлежат применению определенные норма или акт, оспариваемые с точки зрения конституционности. Он, следовательно –   всегда  последующий. Абстрактный контроль имеет, определенные преимущества перед конкретным: позволяет шире взглянуть на проблему соотношения оспариваемого акта с конституцией, обеспечивает единство и непротиворечивость контроля и, в конечном счете, лучше отвечает идее разделения властей. Правда, конкретный контроль создает лучшие возможности для более или менее оперативной защиты прав человека.  По объему своему конституционный контроль может быть полным или частичным. Полный контроль охватывает всю систему общественных отношений, урегулированных конституцией. Частичный же контроль распространяется лишь на определенные их сферы, например на права человека и гражданина, на федеративные отношения и т.д.  По содержанию конституционный контроль бывает формальным или материальным. При формальном контроле проверяется соблюдение конституционных условий и требований, относящихся к изданию акта, то есть, входило ли издание акта в компетенцию издавшего органа, соблюдены ли процедурные требования при этом, в надлежащей ли форме издан акт. Материальный же контроль имеет дело с содержанием акта и означает проверку соответствия этого содержания положениям конституции.  С точки зрения действия во времени, а точнее говоря – обратной силы, также наблюдаются две формы конституционного контроля. Первая форма – ex tunc – означает, что решение о признании неконституционности имеет обратную силу и норма или акт, объявленные неконституционными, считаются недействительными с самого начала: с момента их издания или с момента вступления в силу конституционной нормы, которой они стали противоречить. Можно сделать вывод, что должны быть восстановлены отношения, существовавшие до этого момента, возмещен ущерб, причиненный их изданием, и т.д. Это очень сложно, а порой просто невозможно, особенно когда неконституционные норма или акт действовали продолжительное время. Поэтому чаще всего применяется вторая форма – ex nunc, – означающая, что решение о неконституционности действительно только на будущее, а все прежние последствия действия неконституционной нормы или неконституционного акта остаются в силе. Конституция Румынии   устанавливает: «Решения Конституционного Суда являются обязательными и имеют силу только на будущее.

Заключение.     

Конституция закрепляет весьма широкий спектр прав и свобод, включая социальные, экономические  и культурные, а также политические и гражданские. Все эти права, в равной мере важны и существенны  для развития человека и обеспечения  его свободы. Отсюда, несомненно, что  все права и свободы подлежат равной конституционно-правовой защите со стороны государства и тех  органов, к функциям которых это  непосредственно отнесено.

Исключительная значимость регулируемых Конституцией общественных отношений, необходимость обеспечения  ее юридического верховенства в системе  правовых актов и их норм требует  и особой правовой защиты Основного  закона, направленной, прежде всего  на достижение незыблемости общественного  и государственного строя, стабильности правового статуса личности и  неуклонное выполнение конституционных  положений всеми субъектами конституционного права.

 

 

 

 




Информация о работе Конституционный контроль в зарубежных странах