Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:40, контрольная работа
Судебная система Российской Федерации организационно состоит из нескольких уровней. На федеральном уровне это высшие судебные инстанции: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ. В республиках в составе РФ – конституционные, верховные и арбитражные суды республик. В других субъектах – краевые, областные, городов федерального значения и автономной области и автономных округов народные и арбитражные суды. На местном уровне – районные и городские народные суды.
1.Основы конституционного строя РФ ………………………………..…..3
2.Основы государственного устройства РФ……………………………….9
3.Тест…………………………………………………………………….…..19
4.Список используемой литературы………………………………………20
В соответствии с Конституцией России, равноправными субъектами Федерации впервые стали обычные (именовавшиеся ранее административными) края и области (например, Ставропольский, Красноярский края, Смоленская, Рязанская, Псковская и другие области). Повышение их статуса до уровня республик и автономных образований в составе России отражает как исторические особенности образования самой Российской Федерации, так и правовое признание роли русского народа в укреплении государственности. Дело в том, что Россия, как известно, традиционно, с самого начала своего существования включает и территории с коренным русским населением, и территории республик, автономных образований, где компактно проживают иные нации и народности. И если раньше национальные (автономные) образования пользовались достаточной самостоятельностью в решении многих вопросов, то новая Конституция Российской Федерации предоставила аналогичные права и краям, и областям, на территории которых проживает в большинстве своем русское население. Надо отметить справедливость данного решения: русские люди на территории единого федеративного государства вправе пользоваться не меньшими правами и возможностями, чем представители других братских наций и народностей.
Государственная целостность Российской Федерации гарантируется тем, что суверенитет России распространяется на всю ее территорию, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Эту свою обязанность она, как суверенное государство, вправе осуществлять и с применением пограничных войск, Вооруженных сил и других государственных военных организаций.
Власть народа в любом государстве не может осуществляться вне организационных форм, посредством которых народ реализует свой суверенитет. Народ управляет государством, свободно выражает свою волю и придает ей общеобязательный характер путем закрепления в законодательных актах. Общим понятием «суверенитет» (в переводе – «верховная власть») подчеркиваются два свойства власти – единство и верховенство. В науке этим термином принято охватывать три вида суверенитета: народный, национальный и государственный. В органическом сочетании характерных особенностей каждого из видов суверенитета центральное место принадлежит суверенитету народа. Именно он – многонациональный народ – является источником всей государственной власти. Это ключевое положение надо понимать таким образом, что все полномочия на осуществление государственной власти институты и должностные лица государства приобретают в той или иной форме в результате свободно выражаемой воли народа. Только она делает власть в государстве легитимной, правомерной. В масштабе Российской Федерации государственная власть есть наиболее общая форма выражения суверенитета народа, его верховной воли. Государственная власть имеется и у каждого субъекта Федерации. Конституция Российской Федерации предусматривает, что субъекты Федерации вне пределов предметов ее ведения и полномочий «обладают всей полнотой государственной власти». Эта государственная власть есть выражение общей воли народа республики в составе Федерации, населения края, области, автономии и т.д. В системе местного самоуправления власть принадлежит населению соответствующего города, села, поселка, а это - часть народа. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, но обязаны соблюдать Конституцию и законы, акты, выражающие государственную волю народа.
Реализация народовластия в Российской Федерации осуществляется в различных формах: через систему государственных органов, общественные организации и партии, через институты непосредственной демократии, местное самоуправление. Единство, взаимосвязь и функционирование этих форм составляют политическую систему общественного строя. Под политической системой, таким образом, понимается совокупность государственных и общественных объединений, через которые народ реализует принадлежащую ему по Конституции власть, управляет государством, определяет и проводит в жизнь внутреннюю и внешнюю политику.
Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. «Народ, - подчеркивается в пункте 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации, - осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (схема 1). Классический принцип разделения властей на современном этапе развития России осуществляется с особенностями, которые заключаются в выведении Президента из системы исполнительной власти на самостоятельное место в системе высших органов государственной власти.
Схема 1
Правительство Российской
Российской Федерации
Органы государственной власти Российской Федерации строят свою деятельность на следующих конституционных принципах:
- формирование государственных органов народом или по его поручению соответствующим органом власти;
- территориальная организация властных структур;
- законность в деятельности 
органов государственной 
- употребление в органах 
государственной власти 
- самостоятельность органов 
законодательной, 
- разграничение предметов 
ведения и полномочий между 
органами государственной 
- осуществление своих 
полномочий в интересах 
Российская Федерация осуществляет свои многообразные функции через государственные органы. Государственный орган (орган государства) – это составная часть государственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке и наделенная государственно-властными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти.
Государственные органы в Российской Федерации составляют единую систему государственной власти. Такое единство определяется федеративным устройством России, ее государственной целостностью (статья 5 пункт 3 Конституции РФ) и производно от полновластия многонационального народа Российской Федерации и его возможности формировать государственные органы (статьи 3, 32 Конституции РФ).
Под структурой государственных органов 
Российской Федерации понимается способность 
высших и местных органов 
Органы законодательной власти (представительные органы государственной власти) состоят из парламента Российской Федерации, парламентов республик в составе России, представительных (законодательных) органов государственной власти других субъектов Федерации и местных представительных органов государственной власти – собраний депутатов, муниципальных Советов, органов на уровне сельских и городских районов (схема 2).
Схема 2
В систему органов исполнительной 
власти входят: правительства, министерства 
и иные органы исполнительной власти субъектов 
Федерации, главы администраций городов, 
сельских и городских районов. Главной 
задачей органов исполнительной власти 
является реализация (претворение в жизнь) 
положений Конституции Российской Федерации, 
федеральных законов, нормативных указов 
Президента России, а также решений соответствующих 
вышестоящих (федеральных, республиканских, 
областных и т.д.) органов исполнительной 
власти. В силу того, что эти органы обладают 
не только исполнительной, но и распорядительной 
властью, их именуют также исполнительно-
Схема 3
Система исполнительной власти включает в себя министерства, службы, агентства. Правительство РФ состоит из Председателя, его заместителя (-ей), федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств (схемы 4,5).
| Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам | |
| · Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации: - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; - Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития; - Федеральная служба по труду и занятости; - Федеральное агентство по  - Федеральное агентство по  | · Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации: - Федеральная служба по надзору 
  за соблюдением  - Федеральное архивное  - Федеральное агентство по  - Федеральное агентство по  | 
| · Министерство образования и науки Российской Федерации: - Федеральная служба по  - Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; - Федеральное агентство по  - Федеральное агентство по  | · Министерство природных ресурсов Российской Федерации: - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; - Федеральное агентство водных ресурсов; - Федеральное агентство лесного хозяйства; - Федеральное агентство по  | 
| · Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации: - Федеральное агентство по  - Федеральное агентство по  - Федеральное агентство по  - Федеральное агентство по  | · Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации: - Федеральная таможенная служба; - Федеральное агентство по  - Федеральное агентство  - Федеральное агентство по  | 
| · Министерство транспорта Российской Федерации: - Федеральная служба по надзору в сфере транспорта; - Федеральное агентство  - Федеральное дорожное  - Федеральное агентство  - Федеральное агентство  - Федеральное агентство  | · Министерство сельского хозяйства Российской Федерации: - Федеральная служба по  - Федеральное агентство по  - Федеральное агентство по  | 
| · Министерство финансов Российской Федерации: - Федеральная налоговая служба; - Федеральная служба страхового надзора; - Федеральная служба финансово- - Федеральная служба по  - Федеральное казначейство (федеральная служба) | · Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации: - Федеральная служба по надзору в сфере связи; - Федеральное агентство по  - Федеральное агентство связи | 
Схема 5
| Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации | |
| · Федеральная антимонопольная служба | · Федеральная служба по тарифам | 
| · Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | · Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору | 
| · Федеральная служба по финансовым рынкам | · Федеральная служба государственной статистики | 
| · Федеральное агентство по атомной энергии | · Федеральное космическое агентство | 
Однако в структуре 
федеральных органов 
Схема 6
| Федеральные 
  министерства, федеральные службы и 
  федеральные агентства, руководство 
  деятельностью которых  | |
| · Министерство обороны Российской Федерации: - Федеральная служба по военно- - Федеральная служба по  - Федеральная служба по  - Федеральное агентство  | · Министерство юстиции Российской Федерации: - Федеральная служба исполнения наказаний; - Федеральная регистрационная служба; - Федеральная служба судебных приставов. | 
| · Министерство внутренних дел Российской Федерации - Федеральная миграционная  | · Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий | 
| · Министерство иностранных дел Российской Федерации | · Федеральная служба безопасности Российской Федерации | 
| · Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации | · Служба внешней разведки Российской Федерации | 
| · Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ | · Федеральная служба охраны Российской Федерации | 
| · Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) | · Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство) | 
Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Судебная система Российской Федерации организационно состоит из нескольких уровней. На федеральном уровне это высшие судебные инстанции: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ. В республиках в составе РФ – конституционные, верховные и арбитражные суды республик. В других субъектах – краевые, областные, городов федерального значения и автономной области и автономных округов народные и арбитражные суды. На местном уровне – районные и городские народные суды (схема 7).
Схема 7
Тест
1.-3
2.-1
Список используемой литературы:
Информация о работе Конституционные основы государственного устройства РФ