Конституционные обязанности человека и гражданина в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:00, курсовая работа

Описание

Цель и задачи. Целью данного исследования является изучение и анализ правового института конституционных обязанностей.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Определить сущность основных обязанностей;
Проанализировать эволюцию развития конституционных обязанностей человека и гражданина в РФ;
Раскрыть содержание основных обязанностей, а так же квалифицировать их;
Провести анализ закрепленных конституционных обязанностей человека и гражданина в Конституции 1993 года;
Выявить проблемы связанные с реализацией данного правового института.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ОСНОВНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ…………….......5
1.1 Сущность конституционных обязанностей человека и гражданина……........5
1.2 Становление и развитие института конституционных обязанностей человека и гражданина в России ……………………………………………….......................7
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ……………………………………………………………...12
2.1 Классификация и содержание конституционных обязанностей человека и гражданина РФ………………………………………………………………….......12
2.2 Содержание конституционных обязанностей в соответствии с Конституцией 1993 года ……………………………………………………………………………14
2.3 Проблема реализации конституционных обязанностей…..............................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..26

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа 1.docx

— 57.46 Кб (Скачать документ)

Данная обязанность является и долгом, и присуща только гражданам  РФ. Защита отечества предполагает каждого военнообязанного гражданина «встать под ружье» в случае военных действий.

 Гражданин несет военную  службу в соответствии с законом  «О воинской обязанности и  военной службе»14. Он определяет условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил РФ, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и др. Призыву подлежат все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение и отсрочку от призыва. Срок службы составляет 12 месяцев. Но у граждан, в случае если их убеждениям или вероисповеданию противоречат несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, имеется право на замену ее альтернативной гражданской службой. Право служить в армии на контрактной основе получили иностранные граждане, которые после этого могут приобрести российское гражданство.15

За неисполнение данной обязанности  существует уголовная ответственность.

 

Обязанность заботиться о сохранении исторического  и культурного наследия

 

Ч. 3 ст. 44, закрепляет обязанностью каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Ведь культурное наследие нашей страны очень богато. Это и материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, памятники и историко-культурные территории и объекты которые значимы для сохранения и развития самобытности РФ, всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.16

Но данная обязанность  не может лежать только на государстве, к тому же многие культурные ценности находятся в частной собственности  у граждан.

Данная конституционная  обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей  многонационального народа России, развитие его культуры.

 

Забота о  детях и нетрудоспособных родителях

 

Данная обязанность включает в себя две составляющие: это обязанность  родителей заботиться о своих  детях и их воспитании, и обязанностей совершеннолетних трудоспособных детей  заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти обязанности отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности.17 Носит больше высокоморальное содержание, и имеет охрану со стороны государства, в виде применение санкций за неисполнение обязанности.

Подробно регламентированы данные обязанности в Семейном кодексе  РФ.18

 

Получение основного  общего образования

 

Конституция, а в частности  ч.4 ст. 43, устанавливает такую обязанность как получение основного общего образования. Это обязанность возлагается на каждого гражданина РФ, а обязанность получения образования возлагается на родителей или лиц их заменяющих.

Основное общее образование  – это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы. Осуществляется обучение на базе 11 классов, но прием учащихся в 10 и 11 производится только по их желанию. И с достижением подростком 15 лет данная обязанность теряет силу.

Эта обязанность представляется нам несколько особой в сравнении  с уже перечисленными, так как  за ее нарушение ответственности  не предусмотрено. Но необходимо отметить, что последствие несоблюдение данной обязанности имеется – это невозможность поступления без аттестата в высшие учебные заведения и занятия ряда должностей.

Правовой смысл сводится к разумному напоминанию людям  о необходимости получить их детьми основное общее образование, без  чего их жизненная адаптация окажется затрудненной.

Таким образом, в Конституции  РФ к числу основных обязанностей отнесены:

• Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15);

• Уважение прав и свобод других лиц (ст. 1);

• Обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

• Обязанность сохранять природу и окружающую среду (ст. 58);

• Обязанность защищать отечество (ч. 1 ст. 59);

• Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия (ч. 3 ст. 44);

• Обязанность заботиться о детях и нетрудоспособных родителях (ч. 2 и 3 ст. 38);

• Обязанность получения основного общего образования (ч. 4 ст. 43);

Необходимо отметить, что  представленный нами перечень не является исчерпывающим.

Конституционные обязанности  это важная оставляющая любой  конституции, они отражают наиболее важные вопросы в жизни государства. В конституции же 1993 года отсутствует  отдельная глава, посвященная только обязанностям, они представлены хаотично порядке, в связи, с чем теряется их четкость и логичность.  Отсюда не всегда правильно понимание своих обязанностей. Нам представляется это законодательным пробелом, который необходимо устранять.

 

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ  ОБЯЗАННОСТЕЙ

Реализация конституционных  обязанностей в современном российском обществе имеет свои проблемы. В  основном они связаны с несовершенством  законодательства и низким уровнем  правосознания у населения. Это  выражается в игнорировании гражданами своих обязанностей, их несоблюдении или появлении противоречий между  гражданами и органами исполнительной власти при попытке их осуществления.19

Не будет преувеличением полагать, что у реализации каждой обязанности имеются свои проблемы. Ими могут быть отсутствие нормативных актов конкретизирующих саму обязанность и порядок ее выполнения, а так же установление меры ответственности за её невыполнение. Помимо этого преградой может служить нежелание граждан исполнять обязанность или вовсе уклонение от её исполнения.  Так же широкая нормативная регламентация является проблемой, так как это делает исполнение обязанности трудновыполнимой задачей.

Далее рассмотрим проблемы законодательного регулирования и  обеспечения исполнения гражданами своих обязанностей. Этот анализ проведем на основе конституционной обязанности  заботиться о сохранении исторического  культурного наследия.

Эта обязанность закреплена в п. 3 ст. 44 Конституции РФ, а конкретизируется федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятников истории  и культуры)  народов РФ»20.  В нем подробно дано понятие и классификация объектов культурного наследия, полномочия в области его сохранения, использования, популяризации и охраны, финансирование, ответственность за нарушение и т.д.

Прочие отношения в  области культурного наследия регулируются гражданским законодательством, земельным  законодательством о градостроительной  и архитектурной деятельности, охране окружающей среды.

Именно в нормах земельного и градостроительного права зачастую можно найти ошибки законодателя связанных с реализацией данной обязанности. Зачастую это приводит к сносу памятников культуры. Так в частности этому служат нормативы, связанные с решением транспортных проблем. В связи с ними имеется обязанность проектировать новые дома с учетом размещения рядом с ними подземных и наземных парковок. Это норма направлена на разрешение транспортной проблемы, а на деле приводит к тому, что вокруг построенного комплекса попросту сносятся старые здания, что очевидно никаким образом не решает поставленные проблемы.

Иной причиной служащей сносу, является  принятие заключения об аварийности или ветхости жилья. Это представляется нам не верным, в связи с системой оценок зданий, которая весьма коррумпирована, так как независимую оценку зачастую производят именно лица заинтересованные в сносе здания. А так же в связи с самой системой признания здания ветхим жильем, от того что она определяется БТИ и рассчитывается при наличии износа более 70%, исходя из амортизации строения. Выходит, что большинство зданий старше 1950 года на сегодняшний день можно признать аварийными.

Основным органом, осуществляющим защиту памятников истории и культуры, является Министерство культуры РФ. До 8 августа 2011 года контроль за соблюдением  закона в этой области принадлежал Росохранкультуре,  но в связи с Постановлением правительства от ранее указанного числа, эти полномочия были переданы Министерству культуры. Это представляется нам не совсем правильным, так как одна из главных функций Министерства культуры это финансирование, за которым должен быть надзор, а теперь это полномочие так же принадлежит министерству. Таким образом, мы вновь возвращаемся к старой схеме советских лет, которая, как надо заметить, не совсем удачно справилась с поставленной задачей. Конечно, имеется и общественный контроль, представленный общественными организациями, но он представляется нам недостаточным.

В результате анализа обязанности  заботиться о сохранение исторического и культурного наследия, мы пришли к выводу, что законодатель допустил ряд ошибок в реализации данной обязанности, которые, к сожалению, приводят к сносу памятников культуры. Так же мы обеспокоены, передачей функций контроля Министерству культуры, так как предшествующий опыт советских времен был не удачен.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование института  конституционных обязанностей человека и гражданина РФ позволяет сделать  следующие выводы:

- Конституционная обязанность – это зафиксированное в тексте Основного закона правило поведения, выражающее личные и общезначимые интересы и представляет собой меру должного, общественно необходимого поведения личности, опирающееся на возможность применения мер государственного принуждения. Обладает характерными признаками: социальная направленность, всеобщий характер , высокий удельный вес нравственно-этических начал и высшее правовое закрепление.

- История формирования  и развития конституционных обязанностей  в России берет свое начало  с Конституции РСФСР 1917 года, когда  были закреплены всеобщая трудовая  и воинская обязанности. Анализ  последующих Конституций говорит  о развитии и расширении круга  данных обязанностей, что свидетельствовало  об укреплении роли государства  в жизни общества.

- Конституционные обязанности это важная составляющая любой конституции, они отражают наиболее важные вопросы в жизни государства. В конституции 1993 года закреплены такие основные обязанности: соблюдать конституцию, уважать права и свободы других лиц, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, защищать отечество, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, заботиться о детях и нетрудоспособных родителях, получение основного общего образования.

- Проблемы данного правового  института кроятся в: несовершенстве законодательства, низком уровне правосознания, отсутствие нормативных актов конкретизирующих саму обязанность  и порядок её выполнения, отсутствие меры ответственности за неисполнение, а так же широкая нормативная регламентация.

Конституция РФ лишь закрепляет основные обязанности, делая их конституционными, но раскрывается содержание этих обязанностей уже посредствам текущего законодательства, в котором на данный момент имеются пробелы. В связи, с чем имеется проблема реализации конституционных обязанностей, которую необходимо решать. А пути этого решения представляются нам такими:

  1. Особый контроль и ужесточение наказания за неисполнение возложенных обязанностей;
  2. Повышение уровня правосознания;
  3. А так же воспитание законопослушности граждан.

Применив данные указания законодателем, по нашему мнению, позволит намного усовершенствовать реализацию конституционных обязанностей человека и гражданина РФ.

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

2. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 13.

3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30.

4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1.

5. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 26.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31.

7. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 44

8. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47.

9. Градостроительный кодекс  Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации 2005 г. № 30.

10. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 2.

11. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 18.

12. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» // Российская газета. № 172. 31.07.1992.

 

Научная и учебная литература

1. Кабакова О.В. Конституционные обязанности граждан в России: эволюция правовой регламентации и практика реализации (теоретический и историко-правовой анализ). Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2006. - 26 c.

2. Рыбкина М.В. Конституционные  права, свободы и обязанности  человека и гражданина России  и гарантии их реализации: автореф.  дис. канд. юрид. наук: 12.00.02. Санкт-Петербург:  ун-т МВД России. СПБ., 2005. -203 с.

Информация о работе Конституционные обязанности человека и гражданина в РФ