Конституционно-правовой статус личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:27, курсовая работа

Описание

Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции). Статья 11 Конституции предоставляет право осуществления государственной власти Президенту Российской Федерации. Федеральному собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и судам Российской Федерации.

Содержание

Ведение ……………………………………………………………………..………….….3
Глава 1. Конституционно-правовой статус судей в Российской Федераци……...5
1. 1. Специфика правового статуса судей в Российской Федерации…...……...............5
1.2. Порядок назначения и требования, предъявляемые к судьям и кандидатам на должность судьи ……………………………………………………………………….…6
1.3. Правовой статус судей в Российской Федерации и его обеспечение .…………..11
Глава 2. Судебная система Российской Федерации………………………………..15
2.1. Судебная система Российской Федерации. Понятие и основы построения ……15
2.2. Судебное звено и судебные инстанции …………………………………………...16
2.3. Перспективы развития Российской судебной системы ………………………….18
Глава 3. Гарантии независимости судей…………………………………………… 23
Заключение…………………………………………………………………………….. 25
Глоссарий…………………………………………………………………………..…....27
Список используемых источников………………………………………………......30

Работа состоит из  1 файл

КР Конституционно-правовой статус судей РФ .doc

— 160.50 Кб (Скачать документ)

В качестве судов надзорной инстанции могут выступать: в системе судов гражданской юрисдикции – президиумы судов среднего звена, а также коллегии(Кассационная и судебные) и Президиум Верховного Суда РФ; в системе военных судов – Президиум окружного(флотского) военного суда и Военная коллегия Верховного Суда РФ; в системе арбитражных судов – Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

Производство в надзорной инстанции имеет целью исправление возможных ошибок, допущенных нижестоящими судами при вынесении ими любых решений.

 

2.3. Перспективы развития Российской судебной системы

В настоящее время реализу­ется федеральная целевая программа «Развитие судебной систе­мы России» на 2007-2011 годы.

Мероприятия программы затрагивают все субъекты судеб­ной власти, входящие в ее различные ветви, - Конституцион­ный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъек­тов РФ, федеральные суды общей юрисдикции и мировых су­дей, систему арбитражных судов, а также ряд федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъек­тов РФ. Это позволит проводить единую государственную по­литику в области развития судебной системы России и на этой основе решить имеющиеся в ней проблемы, устранить сложив­шиеся диспропорции в уровне материально-технического обес­печения различных судебных органов, преодолеть отставание в развитии структур, обеспечивающих безопасность в судах и их охрану.

Целями программы являются повышение качества осуще­ствления правосудия, совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций. В про­грамме приведены соответствующие целевые индикаторы и показатели. Программа предполагает комплексное решение проблем обеспечения доступности, открытости и прозрачности правосудия, повышения доверия общества к правосудию и эффективности рассмотрения дел, обеспечения независимости судей и повышения уровня исполнения судебных актов, а также проблем создания условий для осуществления правосудия.

Основной целью Программы является повышение качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Для реализации цели Программы необходимо решить следующие задачи:

-обеспечение открытости и прозрачности правосудия;

-повышение доверия к правосудию, в том числе путем повышения эффективности и качества рассмотрения дел;

-создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности;

-обеспечение независимости судей;

-повышение уровня исполнения судебных решений. Для достижения цели и решения задач Программы необходимо, в частности, совершенствовать судоустройство.

В рамках задачи обеспечения открытости и прозрачности правосудия приоритетным направлением модернизации инфраструктуры судов является информатизационное обеспечение деятельности судебной системы, в том числе:

-создание электронного архива, формирование информационно-коммуникационной системы Конституционного Суда Российской Федерации и электронной специализированной общедоступной библиотеки Конституционного Суда Российской Федерации;

- реализация проекта электронного обеспечения правосудия в системе арбитражных судов; введение информационной системы судов общей юрисдикции "Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Правосудие"; создание информационно-коммуникационной системы Верховного Суда Российской Федерации, интегрированной с информационной системой судов общей юрисдикции "Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Правосудие";

-формирование необходимой телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения эффективного взаимодействия арбитражных судов, судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

 В целях повышения доверия к правосудию, в том числе путем повышения эффективности и качества рассмотрения дел, предусматривается создание в районных судах общей юрисдикции структурных подразделений по приему заявлений и обращений граждан (приемных).

 В этой связи необходимо внести изменения в законодательство Российской Федерации.                                             

 Для исследования общественного мнения в целях подготовки предложений по улучшению функционирования судебной системы России предусматривается проведение на постоянной основе общественного мониторинга качества работы судов, а также проведение исследований в области анализа практики рассмотрения дел Европейским Судом по правам человека в целях выявления причин обращений и выработки предложений по их устранению.

 Приоритетной задачей является создание необходимых условий для эффективного осуществления правосудия и обеспечения его доступности. В рамках Программы предусматривается выделение средств Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на строительство, реконструкцию или приобретение зданий судов общей юрисдикции и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в размере 25 874,2 млн. рублей.

В целях повышения уровня исполнения судебных актов необходимо создать условия для работы судебных приставов. В настоящее время Федеральная служба судебных приставов при штатной численности более 49 тыс. человек занимает здания и помещения общей площадью 591,55 тыс. кв. метров, в том числе 1,9 тыс. кв. метров в зданиях судов и 224,55 тыс. кв. метров в арендуемых помещениях.

 Требуется принять меры по улучшению размещения подразделений Федеральной службы судебных приставов, находящихся в арендуемых зданиях и помещениях, а также в зданиях судов. Кроме того, в связи с увеличением численности Службы в 2007 году на 15,5 тыс. человек потребуются дополнительные служебные площади. На эти цели в Программе предусматриваются средства в размере 1296,3 млн. рублей.

В целях повышения уровня принудительного исполнения судебных актов предусматривается внедрение единой информационной системы, охватывающей всю систему Федеральной службы судебных приставов и обеспечивающей ее взаимодействие с судебными органами.

 Таким образом, программа направлена на дальнейшее про­движение судебной реформы в Российской Федерации, которая предусматривает укрепление самостоятельной и независимой судебной власти как одной из ветвей государственной власти в Российской Федерации, развитие организационных основ су­дебной системы, совершенствование ее кадрового и финансо­вого обеспечения, усиление гарантий самостоятельности и независимости судей как непременных условий обеспечения функционирования демократического правового государства, обновление законодательства и приведение его в соответствие с нормами международного права и международными стандартами в области прав человека, что в конечном счете должно обеспечить расширение сферы судебной защиты прав и свобод граждан, повышение доступа к правосудию. Как видно, ряд основных направлений программы носит выраженный организационный характер и связан с оптимиза­цией деятельности судов общей юрисдикции.

 Выступивший на VII съезде судей, проходившем в декабре 2008 года, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что одним из самых важных вопросов является повышение доверия и уважения граждан к суду. «Это исключительно важная тема — тема доверия граждан к объективности и справедливости судебных решений», — сказал Президент.     Кроме того, Президент отметил, что судебная система нуждается в совершенствовании, в частности, для повышения качества подготовки судей нужно законодательно определить статус экзаменационных комиссий, порядок их формирования, обновить требования к квалификационному экзамену, включив в него вопросы права, судебной практики и письменных форм подготовки процессуальных документов. Касаясь недавнего покушения на председателя самарского областного суда Любовь Дроздову, Медведев потребовал его раскрытия в кратчайшие сроки. Медведев сообщил, что дал поручение проработать вопрос о передаче на федеральный уровень деятельности мировых судей, а также отметил, что считает необходимым увеличить оклады сотрудников аппаратов судов.
                    Таким образом, Дмитрий Медведев действительно признал, что судебная реформа далека от завершения.

Глава 3. Гарантии независимости судей

Среди гарантий независимости судей,  обозначенных в ст. 9 Закона о статусе судей, на первый план вынесено предусмотренная законом процедура осуществления судопроизводства. Такая процедура регламентируется законодательством, которое принято именовать процессуальным. К нему относятся в первую очередь ГПК, АПК, УПК и КоАП. В этих, довольно крупных по объему и многоплановых по содержанию актах тщательно излагается все то, что должно совершаться при производстве по рассматриваемым судами делам. Среди предписаний такого рода немало тех, которые прямо или косвенно нацелены на обеспечение независимости судей и помогающих им присяжных и народных заседателей.

В Законе «О статусе судей» гарантии независимости судей закреплены в ст. ст. 9-10. в соответствии с этими статьями независимость судьи обеспечивается: «предусмотренной   законом   процедурой   осуществления   правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было  вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным  порядком  приостановления  и  прекращения  полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества;     предоставлением  судье   за   счет   государства   материального   и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Судья, члены его  семьи  и  их  имущество  находятся  под  особой защитой государства. Органы внутренних дел  обязаны  принять  необходимые меры к обеспечению безопасности  судьи,  членов  его  семьи,  сохранности принадлежащего им  имущества,  если  от  судьи  поступит  соответствующее заявление».

Судья имеет право на хранение и  ношение  служебного  огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его  заявлению  в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об оружии". Министерство юстиции Российской Федерации,  министерства  юстиции республик  в  составе  Российской  Федерации  и  другие  органы   юстиции осуществляют  меры  по  созданию  условий,   необходимых   для   судебной деятельности, ее кадровому, организационному  и  ресурсному  обеспечению.

Высший арбитражный суд Российской Федерации осуществляет меры по созданию условий, необходимых для  деятельности  арбитражных  судов.  Деятельность военных  судов  обеспечивается  в  порядке,  предусмотренном  федеральным законом о военных судах.

Гарантии независимости судьи, включая меры его  правовой  защиты, материального  и  социального  обеспечения,   предусмотренные   настоящим Законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации.

Всякое  вмешательство  в  деятельность  судьи  по  осуществлению правосудия преследуется по закону. Судья  не  обязан  давать  каких-либо  объяснений  по   существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления,  иначе  как  в  случаях  и  порядке, предусмотренных процессуальным законом.

Закон, гарантируя независимость судей, уделяет также, большое внимание гарантиям личной безопасности и неприкосновенности судей.

В частности, это определено в ст. 16 Закона о статусе судей. Личность   судьи   неприкосновенна.   Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение,  используемые им транспорт и средства связи,  его  корреспонденцию,  принадлежащие  ему имущество и документы.

                   Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности.   Судья   не   может   быть   привлечен   к   какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении  правосудия  мнение  и принятое решение, если вступившим в  законную  силу  приговором  суда  не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.

Уголовное дело в отношении судьи  может  быть  возбуждено  только Генеральным прокурором Российской Федерации или  лицом,  исполняющим  его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей  квалификационной коллегии судей.

Судья  не  может  быть  привлечен  к  уголовной  ответственности,

заключен под стражу,  подвергнут  приводу  без  согласия  соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу  допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора  Российской  Федерации  или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда. «Судья не может быть в каком бы то  ни  было  случае  задержан,  а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства  по  делам  об  административных  правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении  преступления,  задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный  орган  в порядке производства по делам  об  административных  правонарушениях,  по установлении его личности должен быть немедленно освобожден».

Проникновение в жилище или служебное помещение  судьи,  в  личный или используемый им транспорт,  производства  там  досмотра,  обыска  или выемки, прослушивание его телефонных переговоров, личный досмотр и личный обыск судьи, а равно  досмотр,  изъятие  и  выемка  его  корреспонденции, принадлежащих ему  имущества  и  документов  производятся  с  соблюдением Конституции Российской Федерации, федеральных законов и только в связи  с производством по уголовному делу в отношении этого судьи.

Информация о работе Конституционно-правовой статус личности