Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 22:34, курсовая работа

Описание

Целью работы является проведение общего обзора конституционного регулирования прав и свобод человека в современной России, сопоставление по возможности с зарубежным и предшествующим отечественным опытом. Основой исследования является анализ конкретных положений действующей Конституции РФ.

Содержание

Введение 3
1. Сущность правового статуса человека и гражданина 6
1.1 Основы правового статуса человека и гражданина 6
1.2 Понятие гражданства 11
2. Современный этап развития правового статуса человека и гражданина 19
2.1 Права и свободы 19
2.2 Политические, социально-экономические и личные права 23
2.3 Конституционные гарантии прав и свобод человека 32
2.4 Обязанности человека 35
Заключение 39
Библиография 41

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа конституционное право.docx

— 91.05 Кб (Скачать документ)

Для демократического государства, каким провозгласила  себя Россия, характерно признание  субъектом права любого физического  лица, находящегося на его территории. Однако, в зависимости от того, является ли это лицо гражданином, иностранцем  или лицом без гражданства, определяется характер, устойчивость, объем прав, свобод и обязанностей данной личности, основы ее отношения с обществом  и государством.

Нормы конституционного права закрепляют и регулируют не все, а наиболее важные права и  обязанности личности, составляющие основы ее правового статуса.

Конституционные права, свободы и обязанности  являются основой правового статуса гражданина и человека.

    • Конституционные права, свободы и обязанности носят всеобщий характер, они присущи всем гражданам – членам общества, независимо от их положения. Что касается иностранцев, лиц без гражданства, то их права, являются более узкими, особенно в области политической жизни данного общества, государства. Конституция, закрепляя права и обязанности за человеком и гражданином, ряд норм относит только к гражданину.
    • Конституционные права, свободы и обязанности предоставляются гражданам (так же как и иностранцам и лицам без гражданства), независимо от пола, расы, национальности, религии, служебного и материального положения. Они носят стабильный характер. Недаром нормы гл. 2 Конституции РФ не подлежат изменению.
    • Конституционные (основные) права, свободы и обязанности неотделимы от личности, многие из них принадлежат человеку от рождения и выражают всю систему взаимоотношений человека и государства.

Конституционный статус личности базируется на наиболее общих принципах (всеобщность, равноправие, неотъемлемость, гарантированность) и  должен учитываться при закреплении  и реализации определенных прав и  свобод другими отраслями права.

Конституционный статус является основой индивидуального  статуса человека, который не постоянен  и зависит от профессии, общественного, семейного и иного положения  каждого конкретного человека. Индивидуальный статус не может противоречить конституционному, отменять или изменять предоставленные  Конституцией права, свободы и обязанности. Именно поэтому конституционный статус называют базовым.

Таким образом, правовой статус (правовое положение) личности, основу которого составляют конституционные права, свободы и обязанности, влияет на положение личности в обществе, что, в свою очередь, раскрывает характер самого общества, данного социального  строя. Правовой статус включает в себя не только права и свободы, но и  обязанности человека и гражданина как перед государством, так и  перед другими физическими лицами.

1.2 Понятие гражданства

Важной  составной частью института, закрепляющего  основы правового статуса личности, является совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные  с гражданством.

Обладание гражданством является предпосылкой полного  распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

В настоящее  время все отношения, связанные  с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом  о гражданстве Российской Федерации  от 31 мая 2002 года, с изменениями, внесенными Законом от 11 ноября 2003 г.

На основе данного Закона Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г13. утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Действует Положение об Управлении Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан14.

Отношения, связанные с гражданством республик  Российской Федерации, регламентируются в соответствующих законодательных  актах.

Действующая Конституция расширила число  норм, регулирующих гражданство Российской Федерации. Причем наиболее важные нормы  в этой область отнесены к основам  конституционного строя.

Понятие гражданства сформулировано в преамбуле  Закона Российской Федерации «О гражданстве  Российской Федерации». Оно определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

В этой дефиниции  выделены главные сущностные черты, характеризующие гражданство. Правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в ее юридическом оформлении. Гражданство правовое, а не фактическое  состояние.

«Граждан  государства нельзя рассматривать  как совокупность лиц, проживающих  на его территории, ибо по этому  признаку последние образуют население  страны категорию демографическую. Таким понятием охватываются не только граждане, но и проживающие в стране лица без гражданства, иностранные граждане.

Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а  вследствие существования между  лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Последние основаны на юридическом оформлении отношений гражданства. Оно выражается, во-первых, в их общем правовом нормировании, и, во-вторых, в индивидуальном юридическом оформлении гражданства каждого данного лица»15.

В отношении  каждого человека гражданство юридически оформляется документами, подтверждающими  его гражданство. Такими документами  являются паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство. Государство регистрирует также такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.

Устойчивый  характер отношений гражданства  заключается в их постоянном характере, длящемся обычно от рождения до смерти гражданина, в установлении особого  порядка их прекращения, не допускающего расторжения гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на это органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.

Важнейшей юридической предпосылкой наиболее полного правового положения  личности является его принадлежность к гражданству данного государства. Это один из основных элементов правового  статуса личности, главное условие  полной правосубъектности лица.

Конституционно-правовой институт гражданства есть совокупность юридических норм, которые закрепляют устойчивую юридическую связь человека и государства.

Нормы, входящие в состав института гражданства, могут находиться:

  • в указах Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 768 О комплексной программе мер, о создании и сохранении рабочих мест на 1996-2000 гг.16);
  • в постановлениях Правительства Российской Федерации (например, Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г., утвердившее положение о паспорте гражданина Российской Федерации17).

В соответствии с вышеперечисленными нормами «состояние гражданства есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека»18.

Устойчивой  эта связь является потому, что  она не зависит от времени и  пространства и для подавляющего большинства граждан сохраняется  от рождения до смерти, причем независимо от того, находится ли гражданин  на территории своей страны или за ее пределами.

Правовой эта связь  называется:

  1. потому что закреплена в нормативных актах;
  2. потому что представляет совокупность взаимных прав и обязанностей человека и государства;
  3. потому что эта связь закрепляется соответствующими личными документами граждан: свидетельством о рождении, паспортом или заменяющими его удостоверениями.

Гражданство является предпосылкой наиболее полного  содержания право – и дееспособности личности, в частности их политического аспекта. Именно гражданин имеет политическую правоспособность, т.е. способность быть субъектом данных конституционно-правовых отношений, обладать всеми правами и нести все обязанности, предусмотренные нормами конституционного права. Это совокупность возможностей, предоставленных государством гражданину.

Политическая  дееспособность, как реализация этих возможностей, представляет способность  гражданина своими действиями вызвать  юридические последствия, предусмотренные  нормами конституционного права.

Институт  гражданства Российской Федерации  строится на соблюдении международных  принципов правового положения  личности, например, права человека на гражданство; запрета на лишение  его гражданства; признания права  на изменение гражданства, а в  некоторых случаях права на двойное  гражданство; запрета выдачи своего гражданина другому государству, кроме  как на основании закона или международного договора; равенства прав гражданина, независимо от способов приобретения гражданства. Заключение или расторжение  брака не влечет за собой автоматического  изменения гражданства.

Способы приобретения и утраты гражданства  регламентированы Федеральным законом  о гражданстве Российской Федерации, а оформление конкретных случаев  приобретения и утраты гражданства  производится указами Президента РФ или правовыми актами соответствующих  министерств и ведомств. Основания  и порядок приобретения гражданства  закрепляются в нормах гл. 2 Закона о  гражданстве России.

В юридической  литературе существует несколько классификаций  правового статуса, в соответствии с которыми выделяются, например, по сфере их действия и структуре  правовых систем следующие виды статуса: общий (международный) правовой статус; конституционный (базовый); отраслевой правовой статус; родовой (специальный) правовой статус; индивидуальный правовой статус. Кроме того, различают: а) общий, или конституционный, правовой статус гражданина; б) специальный, или родовой правовой статус определенных категорий граждан; в) индивидуальный правовой статус; г) правовой статус физических и юридических лиц; д) правовой статус иностранцев и лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев и др19.

Набор правовых статусов велик, но в теоретическом  плане наиболее существенное значение имеют: общий правовой статус, специальный  и индивидуальный правовой статус личности. Общий правовой статус – это статус лица как гражданина государства, члена  общества. Он определяется прежде конституцией и не зависит от различных текущих  обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности), является единым и одинаковым для всех. Содержание такого статуса составляют главным  образом те права и обязанности, которые представлены и гарантированны всем и каждому Конституцией РФ. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица.

Общий правовой статус является базовым, исходным. По нему можно судить о характере, социальной природе, степени демократичности  общества.

Специальный, или родовой статус отражает особенности  положения определенных категорий  граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, учителей, участников войны и т.д.). Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном  статусе гражданина, могут иметь  свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные  текущим законодательством.

Индивидуальный  статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей, ответственности, возможности – признак правовой культуры, юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.

Рассмотренные три вида статуса соотносятся  между собой как общее, особенное  и единичное. Они тесно взаимосвязаны  и взаимозависимы. Каждый индивид  выступает одновременно во всех указанных  качествах – гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к  определенному слою (группе) и, следовательно, обладает специальным статусом, и  он же представляет собой отдельную, неповторимую личность, т.е. имеет индивидуальный статус. Общий правовой статус у  всех один, специальных статусов множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан. Специальный и  индивидуальный статусы не могут  противоречить общему (конституционному). А напротив, они должны ему соответствовать.

По нашему мнению под правовым статусом личности следует понимать систему гарантированных  государством прав, свобод и обязанностей личности, выступающих в качестве юридических возможностей для удовлетворения тех или иных социальных притязаний личности, и, следовательно, выполняющих  роль юридического средства для удовлетворения этих притязаний.

Прав  Н. В. Витрук, определяющий правовой статус не только в качестве юридической основы и средства повышения социальной активности граждан, привлечение их к решению задач социалистического строительства, но рассматривающий правовой статус в его реализации в качестве одного из средств разрешения противоречий, возникающих между общественными, коллективными, групповыми, личными и иными интересами20. Выдвижение идеи прав и свобод человека как высшей ценности и закрепление ее в Конституции 1993 года было неизбежно для государства, объявившего о разрыве с тоталитарным прошлым. Но у власти, увы, впрочем, как и у общества, еще недостаточно внутренних нравственных ориентиров для признания и соблюдения прав и свобод личности. Для этого необходимо время. Требуется определенный исторический опыт, чтобы эти права и свободы начали определять смысл, содержание и применение законов, деятельность исполнительной, законодательной и судебной властей, местного самоуправления. Пока же должностные лица исполнительной власти, представительная власть, нарушающие права и свободы человека и гражданина, практически не несут за это никакой ответственности, несмотря на существующее законодательство. А судебная власть по-прежнему ждет команды «сверху».Главная причина такой ситуации – низкий уровень правовой культуры. И. Ильин замечает, что честным, верным, законопослушным можно быть только самому, по личной убежденности, в силу личного решения. Нет этого – нет и правосознания, человек превращается из гражданина в плута, в авантюриста, становится не опорой правопорядка, а живой брешью в нем. Ильин пишет, что каждый человек в глубине своего правосознания налагает на себя духовно-волевое самообязательство гражданина. Отсюда потребность воззвать к свободному самообязательству и к добровольной лояльности в душе гражданина. Государство держится только правосознанием граждан и власти. Нет необходимости доказывать, что в современном российском обществе еще недостаточно высок уровень правосознания. Увы, россиянин пока не утруждает себя и духовно-волевым самообязательством гражданина.

Информация о работе Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации