Классификация гарантий прав человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 10:29, контрольная работа

Описание

В широком плане понятием гарантии прав человека охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на полную реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного соблюдения. Хотя эти факторы весьма разнообразны, но они выступают в качестве условий, средств, способов, приемов и методов правильного осуществления процесса реализации прав и свобод. Классификация гарантий необходима: она позволяет лучше и глубже проследить и раскрыть конституционные гарантии, указать на их достоинства и недостатки, сделать необходимые выводы и дать рекомендации.

Содержание

1.Классификация гарантий прав человека и гражданина.
2.Международно-правовое регулирование немеждународных вооруженных конфликтов.
3.Компетентные органы ООН в сфере защиты прав человека.
4.Механизм рассмотрения жалобы в Европейском суде по правам человека.
5.Проанализируйте решение Европейского суда по правам человека по ст. 5 «Право на свободу личную неприкосновенность».
6.Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Содержание работы.docx

— 39.59 Кб (Скачать документ)

Содержание работы

1.Классификация гарантий  прав человека и гражданина.

2.Международно-правовое  регулирование немеждународных  вооруженных конфликтов.

3.Компетентные органы  ООН в сфере защиты прав человека.

4.Механизм рассмотрения  жалобы в Европейском суде  по правам человека.

5.Проанализируйте решение  Европейского суда по правам  человека по ст. 5 «Право на свободу личную неприкосновенность».

6.Список использованной  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Классификация гарантий  прав человека и гражданина.

         В широком плане понятием гарантии прав человека охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на полную реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного соблюдения. Хотя эти факторы весьма разнообразны, но они выступают в качестве условий, средств, способов, приемов и методов правильного осуществления процесса реализации прав и свобод. Классификация гарантий необходима: она позволяет лучше и глубже проследить и раскрыть конституционные гарантии, указать на их достоинства и недостатки, сделать необходимые выводы и дать рекомендации.

         В правовом положении личности все ее элементы не только тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга, но каждый из них имеет свое назначение, сущность, выполняет определенную функцию. Каждое право может быть реализовано только тогда, когда ему соответствует обязанность государства или другого лица, органа (которых государство в случае их неправомерных действий привлекает к ответственности) его обеспечить. Гарантии призваны обеспечить такую благоприятную обстановку, в атмосфере которой зафиксированные в конституции и других законах положения о юридическом статусе личности, ее правах и свободах стали бы фактическим положением каждого человека. Гарантии нужны не сами по себе, а для наиболее полного претворения в жизнь прав и свобод.

         В широком плане понятием гарантии прав человека охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на полную реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного осуществления. Хотя эти факторы весьма разнообразны, но они выступают в качестве условий, средств, способов, приемов и методов правильного осуществления процесса реализации прав и свобод.

         Большинство гарантий в виде условий обеспечивает благоприятную обстановку, в атмосфере которой гражданин может эффективно пользоваться своими конституционными правами и свободами. Такие условия образуют внешнюю среду деятельности каждого человека и гражданина и не зависят от его воли и желания. Гарантии в виде средств и способов обеспечения и охраны конституционных прав и свобод создаются не каждым гражданином, а обществом, государством, коллективом и используются ими для претворения указанных прав и свобод в жизнь. Однако вместе с этим существуют и такие условия и средства охраны конституционных прав и свобод граждан, формирование и пользование которыми во многом зависит от них самих, их воли и желания. Иными словами, под гарантиями понимаются условия и средства, при наличии и с помощью которых обеспечиваются фактическая реализация и всесторонняя охрана прав и свобод всех и каждого человека в отдельности.

           Объектом гарантий выступают общественные отношения, связанные с охраной и защитой прав человека, удовлетворением имущественных благ и интересов граждан. Содержание гарантий весьма динамично, обусловлено их целевой, институциональной и функциональной направленностью, зависит от общественно-политических и иных процессов, происходящих в стране на определенных этапах ее исторического развития.

             В науке принято различать общие и специальные (юридические) гарантии. Под общими гарантиями понимается совокупность экономических, политических и других условий, делающих права реальными. Социально-экономические гарантии предполагают специальную среду и материальную основу, обеспечивающие использование прав и свобод. Это социальная стабильность, развивающаяся экономика, производственные мощности, широкая инфраструктура – система учреждений, дающих возможность обслуживать все виды социальных потребностей общества.

               В Конституции Российской Федерации не существует специального раздела об экономической основе государства и общества, не установлена какая-либо форма собственности в качестве основной или ведущей, как не предусмотрено ограничений для других форм собственности. Конституция РФ обязывает государство обеспечивать свободу законной экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь ее монополизацию и недобросовестную конкуренцию, провозглашает равенство всех форм собственности и равную их защиту (ст. 8 и 34).

          Политические гарантии предполагают соответствующим образом ориентированную политику государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, исключающего дестабилизацию в обществе, должный уровень политической культуры граждан; борьбу с бюрократизмом государственного аппарата, взяточничеством и другие политико-организационные факторы. Политические гарантии – это всестороннее развитие и совершенствование политической системы общества, общей системы демократии с основополагающей идеей самоуправления народа, одной из важнейших в теории.

            Идеологические гарантии – это деятельность государства и общества, направленная на создание (и поддержание) условий, посредством которых устанавливается свобода мировоззрения личности, делается выбор духовных и нравственных ориентиров.

           Иногда выделяют организационные гарантии, которые воплощаются в деятельности государственных органов и общественных организаций. Организационная деятельность служит общим условием, универсальной предпосылкой действенности всей системы гарантий прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

           Под юридическими гарантиями следует понимать закрепление прав, свобод и обязанностей человека и гражданина нормами права, обеспечение, охрану и защиту их всей правоохранительной деятельностью государства, институтами европейского и мирового сообщества. Соответствующие конституционные нормы относятся, прежде всего, к тем отношениям, которые связаны с возможностью применения государством к человеку мер принудительного воздействия, привлечения его к судебной ответственности, существенного ограничения его прав и свобод государством. Отличие юридических гарантий от других видов гарантий состоит в следующем. Если экономические, политические, социально-нравственные гарантии являются предпосылкой реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, то юридические гарантии направлены на конкретное (непосредственное) осуществление прав, свобод и обязанностей личности и их охрану от противоправных посягательств и нарушений.

          Поскольку все отрасли права имеют нормы, закрепляющие те или иные средства и способы соблюдения, исполнения и использования прав и свобод, представляется целесообразной классификация юридических гарантий в соответствии с делением системы права на отдельные отрасли: конституционно-правовые, административно-правовые, административно-процессуальные, гражданско-правовые, гражданско-процессуальные, гражданско-правовые, уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, трудовые гарантии, семейно-правовые, международно-правовые гарантии и др. Итак, гарантии могут быть определены как «юридически значимые и организационно-определенные средства реализации предписаний, содержащихся в нормах права, способы достижения целей этих норм, организационно-правовые условия перевода регулирующих возможностей права в действительность, в фактическое поведение субъектов правоотношений».

          Итак, можно сделать следующие выводы. Под общими гарантиями понимается совокупность экономических, политических и других условий, делающих права реальными. Под юридическими гарантиями следует понимать закрепление прав, свобод и обязанностей человека и гражданина нормами права, обеспечение, охрану и защиту их всей правоохранительной деятельностью государства, институтами европейского и мирового сообщества. Не все правовые нормы являются юридическими гарантиями прав и свобод граждан, а лишь те, что содержат определенные средства и способы, при помощи которых достигается беспрепятственное пользование правами, защита прав и свобод и восстановление их в случае нарушения.

        Гарантии прав человека в Российской Федерации – это совокупность социально-экономических, политических, юридических, нравственных, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Международно-правовое  регулирование немеждународных  вооруженных конфликтов.

          Одной из самых важных проблем на современном этапе развития международных отношений является проблема международно-правовой регламентации целого комплекса социальных и политико-правовых отношений, возникающих в ходе вооруженных конфликтов немеждународного характера. При этом наметившаяся тенденция увеличения числа данного вида конфликтов (особенно в последние десятилетия минувшего столетия) ставит перед государствами и международным сообществом в целом немало сложных задач, требующих решения. Поэтому, с учетом данной тенденции, представляется оправданным повышенный интерес исторической, политической, правовой и других наук к вооруженным конфликтам немеждународного характера, причинам их происхождения, последствиям и механизмам их урегулирования. Причем выработка неких общих методов разрешения такого вида конфликтов приобретает чрезвычайно актуальный характер ввиду того, что на их почве возникают особые, специфические социально-политические и иные отношения, оказывающие крайне дестабилизирующее воздействие на современный правопорядок и подрывающие международный мир и безопасность. Уже сейчас очевидно, что именно вооруженные конфликты немеждународного характера являются той почвой, на которой сегодня зарождается и развивается глобальная транснациональная угроза человечеству-терроризм.

         Кроме того, в связи с возросшей взаимозависимостью государств, любой такой конфликт в состоянии затронуть интересы других (чаще сопредельных) государств; поэтому почти за всеми немеждународными вооруженными конфликтами потенциально сохраняется вероятность перехода их в более крупномасштабные конфликты. К тому же, нередко вооруженные силы иностранных государств выступали во внутренних вооруженных конфликтах на стороне того или иного участника таких конфликтов, пытаясь тем самым оказать воздействие на их исход. Этим и объясняется стремительный рост числа интернационализированных вооруженных конфликтов немеждународного характера, который, в свою очередь, служит основой для предположений, что в международной практике утверждается еще один вид вооруженных конфликтов. При этом подвергшиеся интернационализации вооруженные конфликты ставят перед правом вооруженных конфликтов весьма и весьма сложные проблемы, т.к. существующие источники данной отрасли международного права не содержат каких-либо правил, регулирующих отношения участников таких конфликтов.

            Несмотря на то что вооруженные конфликты немеждународного характера с международно-правовой точки зрения представляют собой внутригосударственные взаимоотношения, т.к. происходят в границах одного и того же субъекта международного права, они практически всегда вызывают последствия международного характера. В последние годы, пожалуй, самой главной среди основных причин, обуславливающих возникновение указанного вида конфликтов, является проблема толкования принципа равноправия и самоопределения народов.

               Иными словами, антиправительственные вооруженные силы нередко, неверно интерпретируя положения принципа самоопределения народов, пытаются добиться отделения с целью создания собственного государства. Поэтому в рамках предлагаемой работы также важное значение для уяснения изучаемых проблем приобретает проведение анализа юридического содержания принципа равноправия и самоопределения народов с последующим определением субъекта права на самоопределение, и исследование взаимосвязи данного принципа с другими императивными принципами действующего международного права, в частности, с принципом территориальной целостности государств и с принципом нерушимости границ.

 

 3. Компетентные органы  ООН в сфере защиты прав человека.

         Согласно Уставу ООН, наряду с Генеральной Ассамблеей ответственность за выполнение функций Организации в области прав человека несет Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). ЭКОСОС - один из главных органов ООН - осуществляет международное и социальное сотрудничество. Рекомендации, принимаемые Генеральной Ассамблеей, как в области прав человека, так и по другим вопросам, в соответствии с Уставом ООН, не являются юридически обязательными для государств - членов ООН. В то же время следует иметь в виду, что члены OOH взяли на себя обязательства предпринимать сов­местные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией в целях развития всеобщего уважения к правам человека и их соблюдения.

        Важнейшим специализированным учреждением ООН является Комиссия по правам человека. Она была создана Экономическим и Социальным Советом в 1946 г. В настоящее время в нее входят 53 государства. Члены Комиссии избираются Экономическим и Социальным Советом на три года. Комиссия по правам человека собирается на ежегодные сессии продолжительностью шесть недель и принимает решения большинством голосов присутствующих и принимающих участие в голосовании членов. В ее функции с момента создания входит подготовка предложений и докладов ЭКОСОС относительно любых вопросов, касающихся прав человека. Комиссия осуществляет исследования, делает рекомендации, представляет информацию и выполняет другие поручения Экономического и Социального Совета.. Завершенные исследования служат основой для принятия Комиссией различного рода решений.

      Функции Комиссии по правам человека чрезвычайно разнообразны. Они постоянно расширяются в связи с развитием межгосударственных отношений в области прав человека и возникновения многих проблем в этой сфере. Значительную часть работы Комиссии составляет деятельность ее специальных органов по изучению конкретных ситуаций и проведению расследований грубых, массовых и систематических нарушений прав человека, включая политику апартеида и расовой дискриминации, а также нарушений на территориях, оккупированных в результате акта агрессии.

Информация о работе Классификация гарантий прав человека и гражданина