Электронное правительство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:11, доклад

Описание

Электронное правительство (англ. e-Government) — способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Работа состоит из  1 файл

Электронное правительство.doc

— 48.00 Кб (Скачать документ)

Электронное правительство (англ. e-Government) — способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии. 

Основные цели:  

    • оптимизация предоставления правительственных  услуг населению и бизнесу;
    • повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
    • поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
    • рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
    • снижение воздействия фактора географического местоположения.
 

Технологии  ЭП: 

Модель электронного правительства идеальная интегрированная информационная система, базирующаяся на информационно-коммуникационных технологиях.

Одним из основополагающих инфраструктурных компонентов ЭП являются документоориентированные технологии - системы управления электронными документами (IDM - Integrated Document Management), известные на российском рынке под аббревиатурой САДД, которая подчеркивает делопроизводственную ориентацию системы. Действительно, ведь ЭП предполагает работу прежде всего с документами - с заявлениями граждан, справками, письмами и т. п.

В государственном  секторе документ является одновременно и целью деятельности, и средством  производства. С документами связано  множество аспектов: их необходимо хранить, искать, коллективно обрабатывать, переводить из бумажной формы в электронную и наоборот.

Для государственного сектора можно выделить следующие  типовые задачи, которые должны решаться при построении системы электронного документооборота:

  • автоматизация делопроизводства. Главным образом, здесь речь идет об обработке входящих, исходящих и внутренних документов, учете проектов документов, согласовании, контроле исполнения документов и т. д.;
  • обслуживание граждан и организаций. Это прежде всего массовая обработка заявок от граждан и организаций, поступающих через абонентские пункты приема или Интернет;
  • ведение дел. В процессе обработки к исходному документу добавляется множество других, которые необходимо подшивать. Такие документы необходовная масса документов по-прежнему находится в бумажной форме, и юридическую силу имеют именно такие документы, то речь идет о применении систем класса Record Management (RM), позволяющих организовать синхронизированный учет как бумажных, так и электронных копий документа, а также автоматизирующих функции изъятия и возврата дел.
 

Существующие  решения в России.  

Еще в 2003 г. в  Послании Президента России в качестве основного препятствия экономическим  реформам была названа недостаточная  эффективность функционирования государственного аппарата, несоответствие количества его полномочий качеству власти. Тем самым были поставлены задачи реформирования в трех сферах: политической (радикальное сокращение функций государственных органов), правовой (необходимость формирования эффективно работающего механизма разрешения споров между гражданином и государством), и административной (совершенствования административных процедур и регламентов). Все эти задачи были объединены под общим названием «административная реформа», которая формально началась с президентского Указа №824 от 23 июля 2003 года, зафиксировавшего цели ограничения числа функций государства и административного изменения структуры органов государственной власти с перераспределением между ними различных функций. Этот указ также ввел в практику российского государственного строительства широко использующуюся за рубежом модель «сервисного государства» (в указе впервые были упомянуты «государственные услуги» и подчеркнута необходимость их развития).  

Насущная необходимость  в комплексном реформировании административной деятельности определяется анализом состояния системы государственного управления в России:

  • отрицательная оценка гражданами деятельности государственных служащих (более 71 % опрошенных, по данным Фнда ЇОбщественное мнение»), качества оказываемых государственных услуг (только 14% опрошенных удовлетворены качеством государственных услуг);
  • существенные издержки бизнеса на преодоление административных барьеров (по оценкам, в среднем 8,5 % выручки малых предприятий) и коррупцию (90-е место по индексу восприятия коррупции в 2004 г., по данным Transparency International);
  • низкая эффективность госуправления в международных сопоставлениях (место России по эффективности государственного управления из 209 стран - индекс GRIСS - в последней трети рейтинга).
 

В ходе первого  этапа административной реформы (2003 - 2005 гг.) была проведена инвентаризация, анализ и классификация функций федеральных органов исполнительной власти. Всего было проанализировано 5634 функции государственного управления, из них эксперты признали избыточными - 1468, дублирующими - 263, требующими изменения - 868 функций.  

Второй этап административной реформы стартовал  в конце 2005 г., когда распоряжением  Правительства РФ (№ 1789-р от 25 октября 2005 г.) были одобрены: «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг.» и «План мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг.». В соответствии с Концепцией Правительством Российской Федерации быть определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который будет осуществлять нормативно-правовую и методическую поддержку мероприятий по проведению административной реформы. Поскольку Минэкономразвития России является основным разработчиком Концепции, данная функция была закреплена за этим министерством. В части нормативного обеспечения за Минэкономразвития России была закреплена разработка проектов федеральных законов «О стандартах государственных услуг» и «Об административных регламентах»; проектов нормативных правовых актов в развитие Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».  

Предполагается, что в рамках Программы Минэкономразвития  России будет осуществлять:

  • общую координацию мероприятий по проведению административной реформы федеральными органами исполнительной власти и субъектами Российской Федерации;
  • конкурсный отбор программ и проектов федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации;
  • подготовку предложений о стимулировании участников конкурсного отбора.
 

Следует особо  отметить направление, которое тесно  связано с задачей внедрения в системе государственного управления механизмов управления по результатам. В рамках административной реформы предполагается проведение анализа функций федеральных органов исполнительной власти на предмет их соответствия целям Правительства РФ и задачам самих федеральных органов исполнительной власти, закрепленных в докладах об основных направлениях и результатах их деятельности.  

Одной из целей  административной реформы является снижение издержек бизнеса на преодоление  административных барьеров (с нынешних 8,5 до 3 % от выручки малых и средних предприятий к 2010 году). В частности, приняты изменения для внесения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, связанные с устранением функций федеральных органов исполнительной власти по внесудебному приостановлению работы организаций и оборудования при выявлении нарушений требований законодательства угрожающих жизни и здоровью людей. Внесены изменения в федеральные законы «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и в Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривающие поэтапную отмену лицензирования 49 из 123 видов деятельности. Подготовлены законопроекты о передаче саморегулируемым организациям государственных функций в области финансового аудита и оценочной деятельности. Разработаны методические рекомендации по разработке административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг и формированию стандарта комфортности предоставления государственных услуг. Готовятся методики анализа вновь вводимых полномочий на избыточность и экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность.  

Вопросы применения ИКТ и обеспечения прозрачности деятельности органов государственной власти путем представления информации в Интернете естественно являются составной частью организационно-методического потенциала административной реформы. Кроме того, была создана межведомственная комиссия по координации мероприятий ФЦП «Электронная Россия» с мероприятиями административной реформы. Следует отметить, что в 2002 - 2005 гг. в рамках ФЦП «Электронная Россия» выполнялось всего около 2,5% от общего объема проектов информатизации органов власти, тем самым преобладающая часть проектов выполнялись в рамках бюджетов на информатизацию по региональным и другим федеральным программам.  

Предполагается, что в результате реализации мероприятий  новой редакции ФЦП «Электронная Россия» на 10 % повысится эффективность бюджетных расходов на внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти, а трудозатраты органов государственной власти на организацию обмена информацией на межведомственном уровне снизятся примерно на 25 %. В пресс-релизе Мининформсвязи России обозначено, что реализация мероприятий Программы позволит также уменьшить административную нагрузку на население и организации при их взаимодействии с органами власти, повысить скорость и качество предоставляемых государственных услуг, что, в свою очередь, положительно отразится на общем уровне доверия населения к государству. С экономической точки зрения, по 27 расчетам Мининформсвязи России, социально-экономическая и бюджетная эффективность реализации мероприятий Программы в период 2007-2010 гг. может составить около 74 млрд. рублей. 

Следует отметить, что анализ российской практики административной реформы и внедрения технологий электронного правительства показывает, что наша страна находится до сих  пор еще на этапе освоения методов нового государственного менеджмента и формализации административных регламентов с постепенным переводом их в электронный формат.

Информация о работе Электронное правительство