Источники права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 00:00, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучить и проанализировать содержание понятия «источники права» и виды источников права.
Задачи курсовой работы:
1. рассмотреть понятие «правообразование» и стадии возникновения права;
2. изучить и сопоставить такие понятия, как «источник» и «форма» права;
3. рассмотреть виды источников права;
4. выделить и обозначить понятие нормы права, изучить ее структуру и виды;
5. рассмотреть, как действуют нормативные правовые акты;
6. изучит, как систематизируются нормативные правовые акты.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. ИСТОЧНИКИ ПРАВА
1.1. Понятие правообразования, его стадии………………………...5
1.2. Соотношение понятий «форма» и «источник» права…………7
1.3. Понятие и виды источников (форм) права……………………10
Глава 2. ПОНЯТИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ И ОСОБЕННОСТИ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
2.1. Нормы права, ее структура и виды……………………………20
2.2. Действие нормативно-правовых актов………………………..22
2.3. Систематизация нормативных правовых актов…………….....23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ТГП.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

         По юридической силе правовые нормативные акты подразделяются на законы и подзаконны:

         Закон – принимаемый, изменяемый, отменяемый в особом порядке и обладающей высшей юридической силой правовой нормативный акт, выражающий официальную волю по основным вопросам общественной жизни. Законы принимаются в особом порядке высшими органами власти или непосредственно народом в ходе референдума.

Законы с точки зрения их юридических качеств обладают высшей юридической силой. Это означает, что:

1)     все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им; в случае расхождения акта с законом действует последний;

2)     законы не подлежат утверждению со стороны какого-нибудь другого органа;

3)     никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его издал.

         В Российской Федерации существует 8 разновидностей законов:

1. Основной закон (Конституция).

2. Федеральный конституционный закон.

3. Федеральный закон, принятый путем референдума.

4. Закон, принятый Парламентом.

5. Закон в виде кодекса.

6. Основы законодательства.

7. Закон о внесении поправок в Конституцию.

8. Региональный закон.

         К подзаконным нормативным актам, имеющим превосходящую юридическую силу по отношению к ведомственным актам и актам местных органов, относятся постановления и распоряжения правительства. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные по­ложения законов применительно к своеобразию различных индивиду­альных, интересов.

         По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам изда­ния и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

1.    Общие подзаконные акты.   Это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконных актов осуществляется государ­ственное управление обществом, координируются экономические, соци­альные и другие вопросы общественной жизни.

2.  Местные подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их из­дают местные органы представительной власти и органы местного са­моуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на дан­ной территории. Это могут быть нормативные решения или поста­новления совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различ­ным вопросам местного характера.

3.  Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструк­ции). В ряде стран определенные структурные подразделения правитель­ственных органов (министерства, ведомства) также наделяются право­творческими функциями, которые делегируются законодательной влас­тью, президентом или правительством. Это нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспорт­ные, государственно-кредитные и другие).

4.  Внутриорганизационные подзаконные акты. Это такие норма­тивно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках, определенных актами высшей юри­дической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятель­ности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.

         Система нормативно-правовых актов современных государств не­однородна. Это объясняется особенностями форм государственного правления, многовековыми традициями отдельных стран, националь­ными и другими факторами. Подавляющее большинство нормативно-правовых систем строится по признаку степени юриди­ческой силы акта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ПОНЯТИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ И ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, КАК ОСНОВНОГО ИСТОЧНИКА ПРАВА

2.1.           Правовые нормы, их структура и виды

        

         Право в своем инструментальном воздействии на общественные отношения мыслится в качестве определенных правил поведения, в виде общих норм, воплощенных в реальной жизни.

         Норма права – признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца поведения.

         По своей структуре каждая норма включает в себя три элемента: диспозицию, гипотезу и санкцию.

Диспозиция указывает на суть и содержание самого правила поведения, на те права и обязанности, на страже которых стоит государство.

Гипотеза содержит перечень условий, при которых норма действует.

Санкция называет поощрительные или карательные мере, наступающие в случае соблюдения или нарушения правил, обозначенного в диспозиции нормы.

Все эти элементы по-разному излагаются в источниках права.

         Пониманию правовой нормы, полному представлению о ее назначении и регулятивных возможностях служит уяснение принадлежности той или другой нормы к определенной разновидности. Главным делением юридических норм признается деление их на регулятивные (правоустановительные) и охранительные (устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности).

Регулятивные нормы делят на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. Обязывающие и запрещающие нормы являются императивными, т.е. не допускающими никаких отступлений. Управомочивающие нормы чаще всего относятся к категории диспозитивных, т.е. допускающих поведение адресата норм по соглашению с партнером. Также выделяют нормы факультативные, позволяющие при определенных условиях отступать от главного варианта поведения. Рекомендательные нормы – когда из ряда вариантов поведения рекомендуют один - предпочтительный.

         Среди регулятивных и охранительных норм выделяют специализированные, к которым относятся нормы дефинтивные (содержащие признаки государственно-правовых институтов), оперативные (направленные на отмену актов, их распространение на новые отношения), коллизионные (позволяющие решать дело в  случае противоречий норм).

                             Классификация норм права:

1.      по содержанию предписания: обязывающие, запрещающие, управомочивающие нормы;

2.      по назначению: регулятивные, охранительные, дефентивные, нормы-принципы;

3.      по юридической силе: нормы законов, нормы подзаконных нормативных актов;

4.      по сфере действия: общефедеральные, нормы субъектов федерации, местные нормы;

5.      по формам предписания поведения: императивные, диспозитивные, рекомендательные;

6.      по предмету регулирования: нормы государственного права, административного права, уголовного, уголовно-процессуального, гражданского и других отраслей права;

7.      по времени действия: постоянные и временные;

8.      по кругу лиц: нормы общего действия, специальные.

 

 

 

2.2. Действие нормативных правовых актов

 

         Действие нормативно правового акта – это порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены[11].

Пределы действия нормативного правового акта обычно устанавливаются пот рем основанным параметрам: по времени, по территории и лицам. Иногда еще добавляют предметное действие нормативных актов – определенную сферу общественных отношений, которую регулируют содержащиеся в нормативном правовом акте нормы права.

         От четкого и рационального установления пределов действия нормативных правовых актов зависит их качество, согласованность между собой и уровень эффективности правового регулирования.

1. Предметное действие. Нормативные акты регулируют разные по своему характеру отношения. Акты, направленные на регулирование имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, не имеют силы в отношениях между государственными органами, и наоборот. В предмет правового регулирования входят волевые общественные отношения[12].

2. Действие нормативных правовых актов во времени ограничено моментом вступления в юридическую силу и моментом утраты юридическую силу и моментом утраты юридической силы. Срок вступления в юридическую силу может быть указан или в самом нормативном правовом акте, или в специальном сопутствующем документе.

         Существуют следующие способы прекращения действия нормативных правовых актов во времени:

1.      Прямая отмена нормативного акта – этот способ наиболее удобен, он ведет к «расчистке» законодательства, поскольку здесь содержится четкое указание на время прекращения действия официального документа.

2.      Фактическая отмена данного нормативного акта другим нормативным актом, принятым по тому же вопросу.

3.      Истечение срока, на который был издан нормативный правовой акт, если этот срок был установлен.

4.      Изменение обстановки, исчезновение общественных отношений, на регулирование которых были рассчитаны те или иные нормативные правовые акты.

3. Действие нормативных правовых актов в пространстве связано с их распространением на определенную территорию. Нормативные правовые акты государства распространяют свое действие на всю территорию данного государства. Это правило вытекает из характеристики власти государства как власти суверенной. Именно вследствие государственного суверенитета действие нормативных правовых актов государства на его территории безраздельно и исключительно.

4. Действие нормативных правовых актов по кругу лиц. Нормативные правовые акты государства, по общему правилу, распространяют свое действие на всех лиц, находящихся на территории данного государства. Таким образом, под действие нормативных правовых актов любого государства попадают граждане данного государства (в том числе и лица с двойным гражданством), иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории государства.

 

 

2.3.           Систематизация нормативных правовых актов

         Нормативных правовых актов принимается огромное количество. Одни из них действуют на протяжении длительного времени, другие скоро перестают действовать, будучи формально отмененными; одни акты имеют всеобщее значение, другие действуют ограниченно на территории или по кругу лиц. Для улучшения поиска правовых норм, для ориентации в нормативном материале нормативные правовые акты определенным образом группируются или даже перерабатываются.

         Систематизация нормативных правовых актов – это деятельность по упорядочению и совершенствованию законодательства, приведению его в определенную систему путем составления единых нормативных правовых актов или их сборников[13].

         Традиционно различают три формы систематизации нормативных правовых актов: инкорпорация, кодификация и консолидация.

         Инкорпорация – это такая форма систематизации, при которой происходит объединение различных нормативных правовых актов в сборник, расположение их в определенном порядке. Инкорпорация может проводиться как уполномоченными на то государственными органами, так и частными лицами. В первом случае она называется официальной (Собрание законодательства Российской Федерации), во втором – неофициальной. Нормативные правовые акты могут объединяться в сборники по различным признакам. Если группируются в той последовательности, в которой они принимались, то такую инкорпорацию называют хронологической. Если же в сборники собраны нормативные акты, в которых содержатся нормы права, регулирующие определенную однородную сферу общественных отношений, то это систематическая инкорпорация.

         Кодификация – это такая форма систематизации, при которой происходит коренная переработка нормативного материала, объединения его в новые, единые, внутренние систематизирование нормативные правовые акты. При кодификации изменяется содержание нормативных актов – отменяются устаревшие нормы права, вводятся новые, многие нормы переформулируются; устраняются повторы, противоречия, ликвидируются пробелы. Кодификация направлена на совершенствование законодательства. В результате появляются крупные, внутренне систематизированные и согласованные нормативные акты, чем достигается наилучшее качество правового регулирования общественных отношений.

         Консолидация – форма систематизации, при которой нормативные правовые акты дорабатываются, дополняются и объединяются в новый нормативный правовой акт. Консолидация проводится с целью устранения ненужных повторов или противоречий, достижения единства терминологии, сокращения количества нормативных актов, для удобства поиска и пользования. Консолидационный акт является сводным нормативно-правовым актом — и это формально сближает его с кодификацией; а тот факт, что он по существу не вносит ничего нового в регулирование общественных отношений, роднит его с инкорпорацией.

Информация о работе Источники права