Источники права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:44, реферат

Описание

Реальность существования и функционирования права, его практическое проявление в общественной жизни подтверждается его определенным внешним выражением, то есть формой.
«В юридической литературе указанное внешнее выражение права, проявление его потенциала вовне в одних случаях называют формой (формами) права, в других – источниками, в-третьих, – проводят тождество между этими терминами».

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 107.00 Кб (Скачать документ)

     Нормативный договор.

     Относительно  новым источником права является нормативный договор. Нормативный  договор представляет собой соглашение сторон, в котором обязательно  содержатся правила, нормы общего порядка, «выражающие общность тех или  иных интересов, адресованные неопределенному кругу, предназначенные для многократного регулирования соответствующих общественных отношений, предусматривающие взаимную ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств и имеющие определенное правовое обеспечение».

     Нормативный договор отличается от разового договора-сделки. Он в отличие от простого соглашения, направлен на установление норм права, которым в будущем обязуются  подчиниться его участники, должен быть рассчитан на широкий и заранее  не персонифицированный круг адресатов (неперсонифицированность предписания), должен порождать права и обязанности не только для договаривающихся сторон, но и для других физических (юридических) лиц, а также отличаться многократностью и долговременностью своего функционирования.

     Для нормативного договора характерны следующие  свойства:

  1. добровольность заключения;
  2. равенство сторон;
  3. согласие с его основными условиями, нормами;
  4. целенаправленность на его конечные результаты.

     Среди договоров нормативного содержания можно выделить два основных вида: внутринациональный договор и международный договор.

     Внутринациональный  договор заключается на государственном  уровне и становится частью внутринационального  законодательства. Это могут быть договоры между субъектами федерации, между правительствами, ведомствами, исполнительными органами субъектов федерации и так далее. Предметом таких договоров может быть сотрудничество, делегирование полномочий, программы совместной деятельности.

     Для субъектов внутригосударственного договора их соглашение является источником права, поэтому они могут в соответствии с данным договором издавать нормативно-правовые акты и совершать юридически значимые действия.

       Примером внутринационального нормативного  договора могут служить договоры  о разграничении предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами (например, договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Свердловской области от 12.011.1996 года). 

1. Любашиц  В.Я., Смоленский М.Б., Шепелев В.И.  Теория государства и права.  – Ростов-на-Дону, 2002. – С.385. 
 

     Нормативные договоры получают распространение  не только в конституционном праве, но и в трудовом, гражданском, международном  и других отраслях права. Особое место в системе внутригосударственных нормативных договоров занимают коллективные договоры и соглашения.

     Международный договор есть соглашение между особыми  субъектами права как сувереноносителями. Международный договор действует  в иной системе права, нежели внутринациональный договор, - в системе международного права и является ее источником.

Международные договоры могут приниматься в  виде конвенций, деклараций, соглашений и так далее. Название международного договора не меняет его суть: согласование воль самостоятельных и независимых субъектов. Более того, международные договоры трансформируются сторонами-участниками в их внутринациональные системы права, где имеют, как правило, приоритетное значение по отношению к национальному законодательству.

     Для России большое значение имеют и  международные нормативные договоры, так как в их рамках осуществляются важные формы сотрудничества по вопросам обеспечения международной безопасности, интеграции в мировую 

экономику, борьбы с болезнями, эпидемиями, преступностью и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нормативно-правовые акты.

      Нормативно-правовые акты являются основной, наиболее распространенной формой современного права прежде всего  в странах континентальной Европы (Германия, Испания, Италия, Россия, Франция  и другие).

      Нормативно-правовой акт – это письменный документ, создаваемый в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов или всего народа (в порядке референдума) по установлению или признанию норм права, входящий, изменяющий или отменяющий правила общего характера.

      Именно  во втором смысловом значении употребляется данный термин в понятии " нормативно-правовой акт ".

      Выделим особенности этого источника  права. Во-первых, это акт нормативного характера, то есть документ, содержащий определенные нормативы (предписания). Именно этим нормативно-правовой акт отличается от акта применения права или акта толкования права.

      Во-вторых, это правовой акт, то есть содержит он не любые нормы, существующие в обществе, а именно нормы права. Этим нормативно-правовой акт отличается от акта нормативного содержания, но не являющегося правовым. Такими актами нормативного характера, не содержащими норм права, являются, например, инструкции по использованию бытовых приборов или электротехники.

      В-третьих, это акт, создаваемый в результате правотворческой деятельности государства  или всенародным волеизъявлением (референдумом). Круг субъектов правотворчества  узок. Нормативно-правовые акты принимаются по строго определенной процедуре, степень сложности которой зависит от юридической силы будущего нормативно-правового акта.

      В-четвертых, нормативно-правовые акты обладают общеобязательностью, то есть они рассчитаны не на заранее определенный круг субъектов правоотношений, а на любого и каждого, кто попадает в сферу действия нормативно-правового акта. Это качество отличает нормативно-правовой акт от индивидуального правового акта, рассчитанного на конкретный случай и на конкретное лицо, например, акт о назначении пенсии.

      В-пятых, нормативно-правовой акт оформляется  в виде официального письменного  государственного документа, то есть имеют определенную документальную форму (закон, указ, постановление и т.д.). Перечень необходимых атрибутов нормативно-правового акта жестко установлен: название акта; наименование органа, принявшего акт; время его вступления в законную силу и прекращения действия и так далее.

      В-шестых, нормы в нормативно-правовом акте группируются по определенным структурным образованиям. В структуру нормативно-правового акта входят статьи, главы, разделы.

      Действующие в обществе нормативно-правовые акты составляют единую систему, которой  присущи иерархичность, согласованность, обусловленность, специализация, дифференцированность.

      В качестве примера нормативно-правового  акта можно привести Французский  гражданский кодекс 1804 года, Конституцию Российской Федерации 1993 года.

      Все нормативно-правовые акты делятся на виды в соответствии с объективно существующей иерархической структурой. Основаниями деления нормативных актов на виды являются: юридическая сила, характер и объем действия, содержание, субъекты издания и другие основания.

      По  юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные  акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации.

      Закон – это обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти либо непосредственно народом ( в ходе референдума), регулирующий наиболее важные общественные отношения и имеющий свойства прямого действия.

      Подзаконный акт – это официальный нормативно-правовой акт, установленный компетентным органом исполнительной государственной власти, органом местного самоуправления, который содержит общеобязательные юридические нормы и регулирует свой круг общественных отношений.

      Подзаконные акты по отношению к законам имеют вспомогательный характер, они призваны создавать благоприятные правовые условия для всесторонней и полной реализации предписаний и требований соответствующих законов.

      В соответствии с теорией и практикой  правотворчества акты вышестоящих  правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих  органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

      По  объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются на акты общего действия, которые распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся только на данной территории; акты исключительного (чрезвычайного) действия, регулятивные возможности которых реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств (военных действий, стихийных бедствий).

      По  основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной  власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

      По  содержанию нормативно-правовые акты классифицируются в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного  содержания. Наряду с отраслевыми нормативными актами (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство) действуют и акты комплексного характера. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Примером таких комплексных нормативно-правовых актов является хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство.

        Законы в Российской Федерации принимаются высшими представительными органами как самой Федерации, ее субъектов, так и соответственно народным голосованием (референдумом). Этим обусловлено верховенство закона и придание ему наибольшей юридической силы по отношению к нормативным актам всех других государственных органов, которые считаются подзаконными и не могут противоречить закону.

      В Российской Федерации действуют следующие виды законов:

  1. Конституция РФ – основополагающий, фундаментальный правовой акт высшей юридической силы, который закрепляет конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяет форму правления страны и т.д.

2. Федеральные конституционные законы – законы, предусмотренные Конституцией и органически с ней связанные (например, законы о судебной системе). В Конституции РФ 1993 года названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской Федерации (ст. 114), о Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст. 137 Конституции РФ). Для конституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ).

3.Федеральные законы – текущие, регулирующие различные стороны государственной и общественной жизни. Такие законы носят временный характер. Обыкновенные законы делятся, в свою очередь, на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся Основы законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы – это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс – это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие область общественных отношений. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной отрасли права (например, Уголовный кодекс, гражданский кодекс).

  1. Законы субъектов Федерации – нормативно-правовые акты, издаваемые представительными органами конкретных субъектов РФ и действующие на территории данного субъекта.

      В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные  и законы субъектов Федерации. Так, кроме федерального Закона " О  языках народов РСФСР " в ряде республик (Карелия, Калмыкия и др.), входящих в состав Российской Федерации, приняты свои законы о языках. Федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует федеральный закон.

Информация о работе Источники права