Институт Президентской власти в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 23:37, контрольная работа

Описание

Демократические преобразования, проводимые в Российской Федерации, привели к необходимости поиска новой модели организации государственной власти. Основой такой модели стал общепризнанный в современном мире принцип разделения властей, а также введение в стране института президентской власти.

Содержание

Введение 3
1. Научная разработанность проблемы 4
2. Возникновение и развитие Института президентской власти 8
3. Правовое оформление Института Президентской власти в РФ 11
Заключение 18
Список использованных источников 20

Работа состоит из  1 файл

2021 - Институт президентства.doc

— 141.50 Кб (Скачать документ)

    В Европе одной из первых стран, где  был учрежден данный институт, была Франция (1848 г.), в которой институт монарха был неотделим от величия  страны, поэтому в ней процесс  становления президентской власти был более длительным и сложным, приведшим, в конечном итоге, к модели V Республики.

    Примеру США в установлении института  президентской власти последовали  многие страны мира: в латиноамериканских государствах она действовала уже  в начале XIX века; на других континентах (за исключением Швейцарии и Франции) - с начала XX столетия, столетия глобальных реформ, образования множества независимых государств, в которых функционирует президентская власть.

    Если  проанализировать развитие Института Президентства, можно прийти к выводу, что пост главы государства индивидуален. Хотя в некоторых странах он осуществляется коллективными органами (например, в Швейцарии, Турции, Сирии, Иране и в СССР, а также в ряде иных стран, особенно с азиатской и африканской моделями президентской власти, где на практике она полностью принадлежит правящей партии). Статус президента воплощается, прежде всего, в совокупности его функций и полномочий. Функции президента говорят о его предназначении, а полномочия - о правовых возможностях по их реализации. Роль и место президента в организации государственной власти, объем его полномочий зависит от типа республики, а также от структуры их внутренней организации.

    Форма государственного правления отражает систему органов государственной  власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Тенденцией уходящего столетия стало усиление исполнительной власти в условиях экономической и социальной нестабильности, при которых президентская власть может действовать более оперативно, исходя из сложившейся ситуации.

    При этом в странах западной демократии данная тенденция приводит лишь к  изменению только государственного режима, при сохранении формы правления. И наоборот, в условиях стран со слабыми демократическими традициями президентская власть вполне может переродиться в авторитарные режимы. Сегодня необходимо повышение взаимной ответственности исполнительной, законодательной и президентской власти в процессе постоянного диалога между ними.

    Каждое  из государств имеет свои национально-исторические особенности и традиции, что не может не сказаться на содержании и форме организации президентской власти при президентской, парламентской или смешанной формах государственного правления. С другой стороны, рассматривая становление института президентской власти в России и странах ближнего зарубежья, необходимо учитывать их общее историко-правовое прошлое, что наложило определенный отпечаток на происходящие в них посттоталитарные процессы, порождающие общие черты организации и функционирования института президентской власти в этих странах. Их сравнительный анализ позволяет сделать обобщенные выводы их прогнозировать развитие близких по содержанию процессов эволюции этого института.

    В Российской Федерации происходит становление  не только института президентской власти, но и парламентаризма, формируются независимые судебная власть, органы исполнительной власти и местного самоуправления. Но ни один из них не функционирует вне рамок общей системы организации публичной власти, каждый из них в той или иной мере взаимодействует с президентом как главой государства. Поэтому необходимо исследовать институт президентской власти с учетом особенностей его взаимодействия с другими органами государственной власти. Такой анализ позволяет дать оценку не только механизма взаимоотношений президента с иными публичными институтами власти, по и оценку устойчивости демократических преобразований, происходящих в нашем обществе.

    За последние годы произошло существенное изменение роли президента Российской Федерации в общественной жизни страны. Особую роль здесь играет осуществляемая в настоящее время «вертикализация власти». Такое изменение практики функционирования института президентства требует новых доктринальных разработок уже сложившейся компетенции, теоретического осмысления практики.

    3. Правовое оформление Института Президентской власти в РФ

    В России институт президентской власти учрежден сравнительно недавно. В бывшем СССР - в 1990 г. Вслед за его распадом аналогичный институт  устанавливается в ряде республик Союза ССР. Введение поста Президента РСФСР было поставлено под сомнение решением Съезда народных депутатов - высшего представительного и законодательного органа государственной власти, высказавшегося против введения этого поста. В соответствии с решением референдума в действовавшую на то время Конституцию РСФСР включено положение о посте Президента. 24 апреля 1991 г. Верховным Советом РСФСР принимается Закон «О Президенте РСФСР», а 12 июня 1991 г., ровно год спустя после провозглашения Декларации о государственном суверенитете РСФСР, путем прямых выборов избран первый Президент РФ.

    Ныне  действующая Конституция РФ по сравнению  с предыдущей Конституцией существенно  изменила правовое положение Президента, его место в системе органов государственной власти, функции, круг полномочий, порядок избрания, взаимоотношения с различными ветвями власти, процедуру отрешения от должности и др. Наряду с Конституцией РФ правовое положение Президента закреплено в федеральных законах, в частности в Федеральном законе от 31 декабря 1999 г. «О выборах Президента РФ». Как форма осуществления государственной власти в РФ  президентская власть обусловлена характером полномочий Президента, местом и ролью этого  института в механизме российской государственности.

     Президентская власть имеет свои символы - штандарт (флаг) Президента, а также установленные Указом Президента РФ от 5 августа 1996 г. Знак Президента РФ и специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции РФ. Оригинал штандарта находится в служебном кабинете Президента РФ, а дубликаты поднимаются над его резиденциями, как в столице, так и в местах временного пребывания Президента. В соответствии с описанием символа президентской власти, утвержденного Указом Президента РФ от 27 июля 1999 г. N 906, Знак изготовлен из золота и представляет собой равноконечный крест с расширяющимися концами, с лицевой стороны покрытый рубиновой эмалью. На лицевой стороне креста в центре - накладное изображение Государственного герба РФ. На оборотной стороне креста посередине - крупный медальон, по окружности которого девиз: «Польза, честь и слава». В центре медальона - дата изготовления - 1994. В нижней части медальона - изображение лавровых ветвей. Цепь Знака выполнена из золота, серебра и эмали. Определен порядок применения этих символов при вступлении в должность вновь избранного Президента РФ.

    По  классификации в науке конституционного права в Российской Федерации  существует модель полупрезидентской или смешанной формы правления, то есть сочетающей в себе признаки президентской и парламентарной республик. Данную модель иногда называют французской, поскольку именно такая форма правления была инсценирована в 1958 г. генералом де Голлем.

    Если  проанализировать драматическую историю  появления нынешней конституции  РФ, то можно вспомнить. Что с 1990 г. разрабатывались разные проекты, которые предусматривали как парламентарную, так и президентскую республики. Но в конце концов выбор пал на смешанную форму. Это не историческая случайность, если учесть. Что многие другие государства Европы тоже приняли конституцию. Это Португалия, Болгария, Хорватия, Молдавия. Н.А. Сахаров пишет, что «в любом случае правительство при полупрезидентской системе правления обладает большой независимостью от президента, поскольку опирается на парламентское большинство». В итоге премьер оппозиционной президенту партии не подчинен президенту, и главе государства может оказаться в роли «генерала без а рмии».Президент является гарантом Конституции РФ.

    На  Президента возложена функция гаранта  прав и свобод человека и гражданина. Эту функцию он реализует в своей личной деятельности, изданием указов и внесением в Государственную Думу законопроектов в порядке законодательной инициативы.

    Президент призван принимать необходимые  меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

    Особенность статуса Президента России заключается  в том, что он не отнесен Конституцией ни к одной из ветвей власти. Поэтому, говоря о несовершенстве действующей Конституции, многие исследователи приводят в качестве аргумента то, что Президент выведен за рамки разделения властей, он возвышается над всеми ветвями государственной власти, и тем самым придается легитимность его всевластию.

    Президент располагает конкретными средствами для разрешения конфликтов и разногласий  между государственными органами.

    Он  играет роль арбитра, он выступает не как одна из сторон конфликта, а как общенациональный авторитет.

    Президент как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

    В политических отношениях Президент  может выступать в разных качествах. При заключении договора между федеральным органом государственной власти и органом власти субъекта федерации, а также в ряде других внутрифедеральных отношений он выступает от имени федеральных органов.

    Президент РФ обладает неприкосновенностью (ст.91). Во время исполнения им своих полномочий никто не имеет права применить против него физическое или психическое насилие, задержать его, обыскать, арестовать, допросить, привлечь к любому виду ответственности, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля. Наконец, он не может быть ни свергнут, ни отстранен от исполнения обязанностей (согласно ст. 278 УК РФ попытка насильственного захвата власти является преступлением). В отличие отдепутатов, лишение Президента неприкосновенности не предусмотрено.

    В Конституции указаны 3 случая законного  досрочного прекращения исполнения полномочий Президента.

    1. Отставка, под которой понимается  добровольный уход с поста  с подписанием заявления, извещающего об оставлении должности.

    2. Прекращение исполнения полномочий  по состоянию здоровья.

    3. В Конституции описана и процедура  отрешения. Для ее осуществления необходимо выполнение нескольких условий. Предложение о выдвижении обвинения вносится депутатами Государственной Думы, причем инициатива должна исходить не менее, чем от одной трети депутатов. Предложение должно содержать конкретные указания на признаки преступления, вменяемого в вину Президенту.

    Во  всех случаях неспособности Президента выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства (ст. 92, ч. 3). Существуют некоторые ограничения его полномочий: он не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции.

    Президент обладает широкими полномочиями в области  кадровой политики. Его участие в формировании государственных органов может проявляться по-разному.

    Председатель  Правительства назначается с  согласия Государственной Думы.

    Участие Президента в формировании Правительства  выражается также в том, что он назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя и федеральных министров. Решение об отставке Правительства Президент принимает единолично, без участия Государственной Думы.

    В формировании состава Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего  Арбитражного Суда РФ, а также в назначении Генерального Прокурора РФ участвуют Президент и Совет Федерации. При этом Президент вносит предложения о соответствующих кандидатурах.

    Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, т. к. по должности является Верховным Главнокомандующим. Он также назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Это право осуществляется после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания.

    Президент принимает активное участие в  законотворческом процессе. Прежде всего, он наделен правом законодательной инициативы. Президент РФ назначает выборы Государственной Думы (ст.84, п. а), при этом он должен придерживаться указанных в законе сроков перевыборов депутатов для обеспечения непрерывного функционирования законодательной власти в стране.

    Важным  средством воздействия Президента на парламент является его право  на роспуск Государственной Думы. Конституция предусматривает 2 случая: трехкратное отклонение представленных кандидатур председателя Правительства (ст. 111) и повторное выражение недоверия Правительству в течение 3 месяцев (ст. 117). 

    Значительную  часть полномочий главы государства  составляют полномочия в области исполнительной власти. Хотя в Конституции Президент не назван главой исполнительной власти, в своей деятельности он наиболее тесно связан именно с этой ветвью власти. Во-первых, Президент активно участвует в формировании Правительства и объявляет о его отставке. Во-вторых, он имеет правопредседательствовать на заседаниях Правительства. Проводятся регулярные встречи Президента и главы Правительства.

Информация о работе Институт Президентской власти в РФ