Институт гражданства Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 07:43, курсовая работа

Описание

Целью исследования является освещение вопросов, касающихся института гражданства, как одного из основных в правовой системе демократического правового государства. Понять и изложить особенности функционирования закона о гражданстве и его основных положений.
Задачи: раскрыть понятие и принципы гражданства РФ; основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации; полномочия органов, ведающих делами о гражданстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3
1. ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСТВА. ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………..………5
1.1.Понятие гражданства Российской Федерации………………...………5
1.2. Принципы гражданства Российской Федерации …..….…………...…8
2. ОСНОВАНИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА.……………………………………………………………….13
2.1. Основания приобретения гражданства.………………………..…...13
2.2. Основания прекращения гражданства…..…………………………...23
3. ПОЛНОМОЧНЫЕ ОРГАНЫ,ВЕДАЮЩИЕ ДЕЛАМИ О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………..29
3.1. Президент Российской Федерации…………………………………...29
3.2. Министерство внутренних дел Российской Федерации…………....32
3.3. Министерство иностранных дел Российской Федерации…………..33
3.4 Производство по делам о гражданстве Российской Федерации…….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….…….42

Работа состоит из  1 файл

курсовая по КПРОС.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

   – осуществляют отмену принятых им решений  по вопросам гражданства Российской Федерации.

   На  МИД РФ, дипломатические представительства  и консульские учреждения России за рубежом возложена обязанность  проверять документы и сведения, представленные для оформления решений по вопросам гражданства. В случае необходимости запрашиваются дополнительные сведения в соответствующих инстанциях.

   МИД РФ, дипломатические представительства  и консульские учреждения России за рубежом готовят материалы и заключения для Президента РФ по вопросам приема, восстановления и прекращения гражданства РФ, а также отмены решений по вопросам гражданства в общем порядке, касающиеся лиц, проживающих за рубежом. При этом должны быть тщательно проверены основания как для положительного, так и отрицательного решения вопроса.

   На  МИД РФ, дипломатические представительства  и консульские учреждения России за рубежом возлагается обязанность  довести до сведения заявителя, проживающего за рубежом, принятые Президентом РФ решения по вопросам гражданства.

   МИД РФ, дипломатические представительства  и консульские учреждения России за рубежом сами принимают решения  по вопросам приема в гражданство  в упрощенном порядке лиц, которые  имеют право на льготный прием  в гражданство.

   МИД РФ, дипломатические представительства  и консульские учреждения России за рубежом ведут учет лиц, находящихся  за пределами России, которые изменили свое гражданство.

   3.4. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации.

   Процедура принятия решений по любым вопросам, в том числе по вопросам гражданства, имеет исключительно важное значение. Все лица, которые намерены решать вопросы гражданства, обязаны строго следовать указанным правилам. Поэтому нужно четко знать, куда подается заявление по вопросам гражданства и как оно должно быть оформлено.

   Порядок подачи заявлений по вопросам гражданства  РФ регулируется Положением о порядке  рассмотрения вопросов гражданства  РФ, утвержденным Указом Президента РФ 14 ноября 2002 г.

   Заявление по вопросам гражданства РФ и документы, необходимые для приобретения и прекращения гражданства РФ, подаются по месту жительства заявителя.

   Если  лицо проживает на территории Российской Федерации, заявление подается в  МВД республики, главное управление или управление внутренних дел края, области, города федерального значения, автономной области либо автономного округа, являющиеся территориальными органами федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел.

   Лица, проживающие за рубежом и не имеющие места жительства в России, подают заявление по вопросам приема, восстановления, прекращения гражданства в дипломатическое представительство или консульское учреждение России за границей.

   Заявление составляется в двух экземплярах  на бланке по форме, соответствующей конкретным основаниям приобретения, прекращения или оформления гражданства РФ.

   При подаче заявления заявитель предъявляет  должностному лицу полномочного органа, ведающего делами о гражданстве  РФ, документы, удостоверяющие его личность, гражданство либо отсутствие гражданства, а также документы, подтверждающие место жительства заявителя.

   Не  принимается к рассмотрению заявление  лица, удостоверяющего его личность и гражданство документом, выданным в связи с его служебной  или профессиональной деятельностью, в том числе служебным паспортом, дипломатическим паспортом или паспортом моряка.

   Статья 33 закона о гражданстве предусматривает  порядок оформления заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации.

   Заявление по вопросам о приеме, восстановлении, прекращении гражданства составляется по форме, установленной Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 14 июня 2002 г.

   Всякое  заявление должно быть подписано  лично заявителем и удостоверяется принявшим заявление уполномоченным должностным лицом.

   Если  заявитель страдает физическим недостатком, исключающим возможность личной подписи, или неграмотен, заявление  вместо него по его просьбе подписывает  другой человек. Однако подпись этого  человека должна быть нотариально удостоверена. Если подобная ситуация имеет место за рубежом, подпись другого лица удостоверяется уполномоченным на тот должностным лицом дипломатического представительства или консульского учреждения России за рубежом.

   Если  закон требует для решения  вопросов гражданства согласия одной  из сторон, это согласие оформляется  нотариально.

   Закон устанавливает, что форма заявления  и перечень сведений и необходимых  документов для оформления приобретения, восстановления и прекращения гражданства определяются специальным документом – Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации утвержденным Указом Президента от 14 ноября 2002 г.

   Оформление  заявлений о приеме, восстановлении и прекращении гражданства, а также при определении гражданства по заявлениям заинтересованных лиц в России взимается государственная пошлина.

   Если  заявление подается в дипломатическое  представительство или консульское  учреждение России за рубежом –  взимается консульский сбор.

   В случае отклонения заявлений по вопросам гражданства государственная пошлина или консульский сбор не возвращаются.

   Как следует из статьи 34 закона о гражданстве, решения по вопросам гражданства  принимаются либо в общем порядке, либо по ускоренной процедуре. Различие в сроках рассмотрения дел.

   В общем порядке, дела рассматриваются  Президентов РФ в срок до одного года с момента подачи всех необходимых  документов.

   По  общему правилу в случае отказа в  приеме, восстановлении или прекращении  гражданство лицо может обратиться в соответствующие органы лишь через год. Однако при наличии достаточных обстоятельств, то есть которые не были или не могли быть известны заявителю и которые нельзя было предвидеть, повторное рассмотрение дела может быть проведено в более ранний срок. Такими обстоятельствами может быть , например, смерть супруга, от которого зависело решение вопроса об изменении гражданства ребенка.

   Юридическое значение для решения вопросов имеет  дата приобретения или прекращения  гражданства. Поэтому закон четко  определяет три основания для решения этого вопроса.

   Первое  – гражданство по рождению приобретается  со дня рождения ребенка. Факт рождения регистрируется органами записи актов  гражданского состояния (ЗАГСом) и подтверждается свидетельством о рождении, которое  затем заменяется на паспорт.

   Если  ребенок найден на территории РФ и  родители его неизвестны и не обнаружатся  в течение полугода, день его рождения, имя, отчество, фамилия определяется произвольно, но обязательно регистрируется в органах ЗАГСа. В то же время день рождения и дата приобретения гражданства могут не совпадать.

   Датой приобретения гражданства усыновленного (удочеренного) ребенка считается  день принятия решения полномочным  органом.

   Что касается исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации, то любое решение должно быть исполнено. По общему правилу исполнение решений по вопросам гражданства возлагается на органы, принявшие это решение. Они обязаны довести до сведения заявителей содержание принятых решений и выдать им соответствующие документы.

   При изменении места жительства заявителя  в период рассмотрения его заявления, подтвержденным документально, информация о принятом по его заявлению решении  направляется полномочным органом, принявшим заявление к рассмотрению, в полномочный орган по новому месту жительства заявителя для исполнения решения.

   О решении, принятом по заявлению об изменении  гражданства в общем порядке, полномочный орган уведомляет заявителя  в месячный срок со дня издания  Президентом РФ соответствующего указа.

   О решении, принятом по заявлению об изменении гражданства в упрощенном порядке, заявитель уведомляется полномочным органом в месячный срок со дня принятия им решения.

   О решение, принятом по заявлению о  приобретении гражданства Российской федерации лица, имеющего иное гражданство и обратившегося в полномочный орган соответствующего иностранного государства с заявлением об отказе от гражданства этого государства, полномочный орган, исполняющий решение по вопросам гражданств РФ, уведомляет полномочный орган соответствующего государства.

   На  МВД РФ и МИД РФ возложен контроль за исполнением решений о гражданстве. Этим занимаются территориальные подразделения  МВД РФ – подразделения паспортно-визовой  службы Министерства внутренних дел  республик, главных управлений или  управлений внутренних дел края, области, города федерального значения, автономной области или автономного округа. 
 
 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Институт  гражданства является очень важной часть Российской правовой системы. В Российской Федерации идет процесс  разработки и обновления законодательства. Он затронул все сферы общественной жизни, все отрасли права, но особенно активно проявляется в области конституционного права. Данный процесс не обошел стороной и жизнь, права и интересы народа и личности в частности. Именно конституционное законодательство определяет важнейшие принципы общественного строя, федеративную природу государства, механизм осуществления публичной власти, конституционно-правовой статус личности.

   Федеральный закон РФ о гражданстве Российской Федерации с изменениями и дополнениями от 2003 г. разработан в полном соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также Европейской конвенции о гражданстве от 6 ноября 1997 г.

   Мое исследование было посвящено институту  гражданства в  Российской Федерации. После проделанной работы я сделала следующие выводы:

  1. Закон о гражданстве России в целом направлен на предотвращение возникновения ситуации двойного гражданства, поскольку допускает двойное гражданство в порядке исключения и по ограниченным основаниям;
  2. Указанный перечень принципов гражданства не полный и мог бы быть намного шире.
  3. внесение изменений в Закон о гражданстве Федеральным законом от 17 октября 2003 г. № 151-ФЗ способствовало оптимизации института российского гражданства на данном этапе развития государства в части, касающейся расширения круга лиц, имеющих право на упрощенный порядок приобретения российского гражданства;
  4. Предыдущий закон указал конкретные случаи возможности приобретения гражданства, но Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» от 11 ноября 2003 г. из статьи 16 был исключен пункт «з», который содержал, что основанием в отклонении заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации является неимение законного источника средств к существованию на день обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или в течение пяти лет непрерывного проживания на территории Российской Федерации, если иной срок проживания на территории Российской Федерации, являющийся условием для обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, не установлен настоящим Федеральным законом.

Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию: являясь средством и способом защиты прав человека, он вместе с тем выступает институтом защиты интересов государства. Право человека на гражданство является одним из важнейших неотъемлемых прав. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.  Конституция  Российской Федерации . [текст] : принятая  всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: Приор, 2010. – 32 с.

2. О воинской обязанности и военной службе [электронный ресурс]  : федеральный закон от 28.03.1998 (ред. от 24.07.2007)  // СПС «Консультант Плюс» [электронный ресурс] / НПР «Консультант Плюс». – Последнее обновление 26.07.2010.

3. О гражданстве Российской Федерации [электронный ресурс]  : федеральный закон от 31.05.2002 г. №4- ФЗ РФ (ред. от 18.07.2006) // СПС «Консультант Плюс» // СПС «Консультант Плюс» [электронный ресурс] / НПР «Консультант Плюс». – Последнее обновление 26.07.2010.

Информация о работе Институт гражданства Российской Федерации