Институт государственной службы: содержание, структура, проблемы и пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 08:48, курсовая работа

Описание

Введение
Развитию законодательства о государственной службе уделяется в настоящее время особое внимание, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это обусловлено, прежде всего, теми изменениями, которые произошли и происходят в нашем обществе и государстве. В декабре 1993 года была принята новая Конституция - основной закон страны. Кардинально изменилась структура, функции органов государственной власти и на федеральном и на региональном уровнях. Проводимые реформы привели к изменению роли и самого государственного аппарата и

Содержание

Введение 3
Глава 1. Государственная служба России в историко-правовом аспекте 5
Глава 2. Государственная служба: правовые основы, понятие,
система, принципы 9
Глава 3. Структура государственной службы 15
Глава 4. Проблемы государственной службы 24
4.1. Этические проблемы государственной службы 24
4.2. Проблема коррупции во властных структурах 27
Глава 5. Пути развития института государственной службы 30
Заключение 38
Список литературы 40

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ТГП.doc

— 198.00 Кб (Скачать документ)

С учетом решения в Законах комплекса проблем, связанных с урегулированием конфликта интересов, фактически исключается необходимость разработки и рассмотрения иных законопроектов, имеющих сходный предмет правового регулирования, включая, например, проект федерального закона "Кодекс служебного поведения должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления", долгое время разрабатываемый в Государственной Думе.

Следует отметить использование зарубежного опыта правового регулирования государственной службы (как положительного, так и не вполне удачного), что позволило избежать, по крайней мере, грубых ошибок и выработать ряд принципиально новых подходов к пониманию важных проблем, особенно в организации гражданской службы.

Реализация заложенных в Законах № 58-ФЗ и № 79-ФЗ идей позволяет решить следующие задачи:

-              совершенствование государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства;

-              серьезное изменение статуса государственного служащего путем конкретизации в должностном регламенте его прав и обязанностей и повышения материальных стимулов для эффективного решения стоящих перед ним задач;

-              создание механизма контроля над соблюдением запретительных норм законодательства о государственной службе, с одной стороны, и защиты интересов государственных служащих - с другой;

-              создание условий для более полной реализации прав и свобод граждан России на новом качественном уровне - с использованием понятных и открытых для гражданского общества процедур вне зависимости от субъективного усмотрения конкретных чиновников;

-              обеспечение дальнейшего совершенствования правовой базы организации и управления государственной службой в целом.

Новое законодательство объективно способствует эффективному проведению административной реформы, осуществляемой в соответствии с Указом Президента РФ от 23 июля 2003г. № 824 "О мерах по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2003-2004 годах "и принятым в целях его реализации постановлением Правительства РФ от 31 июля 2003г. № 451 "О Правительственной комиссии по проведению административной реформы".

Административная реформа направлена на повышение эффективности деятельности системы федеральных органов исполнительной власти и создание благоприятных условий для реализации субъектами предпринимательства своих прав и интересов. Для повышения эффективности государственного управления пересматривается содержание и объем государственных функций и полномочий с сокращением избыточных и дублирующих функций и перераспределением объективно необходимых полномочий между федеральными органами исполнительной власти и другими организациями. Это позволит существенно улучшить качество предоставляемых гражданам и юридическим лицам публичных услуг и сохранить только необходимые государственные структуры, изменив при необходимости их организационно-правовой статус.

Одним из первых этапов административной реформы и усиления эффективности деятельности государственного аппарата является именно реформирование государственной службы, на основе принципиального изменения "облика" которой можно будет осуществить и иные важные преобразования, образующие в своей совокупности административную реформу. Не вызывает сомнения, что новые законы являются существенной составляющей общего комплекса мероприятий по созданию нормативно-правовой базы для проведения административной реформы.

Реформа государственной службы должна одинаково распространяться на все уровни "чиновничьего класса". На практике пока этого не произошло. В настоящий момент она коснулась исключительно лиц, занимающих руководящие должности государственной гражданской службы, при этом в меньшей степени затронула государственных служащих, занимающих старшие и младшие должности гражданской службы.

Отсутствие сбалансированности объясняется тем, что одновременно с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" еще не приняты иные видовые законы, что вызывает определенные расхождения в регулировании государственно-служебных отношений различных видов и отсутствию комплексного подхода к реформированию государственной службы в целом.

Что касается "роста" материального поощрения государственных служащих, то это закономерный этап воплощения Концепции реформирования государственной службы. В ином случае возрастание престижа государственной службы оказалось бы необеспеченным в отношении материального стимулирования, что в конечном счете свело бы на нет все замыслы по ее реформированию. Хорошо известно, что в настоящее время размер оплаты труда лиц, занятых в государственном секторе, значительно ниже реальной стоимости их труда. Вместе с тем повышение уровня оплаты труда должно иметь более научно обоснованный, сбалансированный и планомерный характер, а не затрагивать отдельные виды должностей государственной гражданской службы. Говорить о соотношении уровня оплаты труда федеральных государственных служащих ("правительственных чиновников") с уровнем оплаты труда в "других структурах государственной службы", в том числе на региональном уровне, достаточно сложно. Во-первых, нет официально опубликованных данных по уровню этой оплаты. Во-вторых, оплата труда государственных служащих на региональном уровне зависит от финансового состояния того или иного субъекта Федерации. В ряде субъектов, традиционно называемых "донорами", этот уровень может превосходить уровень оплаты труда федеральных государственных служащих, так как во многом зависит от бюджета данного субъекта Федерации.

Есть основания считать, что принятие федеральных законов о государственной службе Российской Федерации создает прочную правовую основу для эффективного функционирования государственной службы, что, в свою очередь, является серьезным шагом на пути формирования комплексной нормативной правовой базы регулирования государственной службы Российской Федерации и необходимым условием проведения административной реформы.

Этот важный шаг в направлении создания принципиально новой системы правового регулирования государственной службы должен привести к повышению эффективности функционирования государственного аппарата и в конечном счете к повышению авторитета государства, что признается в современной научной доктрине одним из важных направлений реализации прав человека.

Любая реформа требует материально-технического обеспечения. Не является исключением в этом отношении и государственная служба. Программа предусматривает оптимизацию как рабочих мест государственных служащих, так и размещения самих государственных органов. Ключевым элементом оптимизации размещения государственных служащих и государственных органов признано внедрение арендных отношений на государственной службе при размещении государственных органов.

Необходимо упомянуть об изменениях в мотивации на государственной службе. Речь идет о показателях результативности и эффективности деятельности государственных служащих. Решение, которое предоставит руководителю государственного органа право платить гражданскому служащему в зависимости от измерения показателей, приведет к серьезным сдвигам в мотивации государственных служащих. Такое решение позволит привлечь на государственную службу профессионалов и одновременно удержать специалистов, которые успешно будут решать задачи по осуществлению полномочий государственных органов и проведению реформ в стране.

Реформа государственной службы продолжается. В связи с этим следует уделить особое внимание системе управления реализацией мероприятий по реформированию государственной службы, которая должна гарантировать достижение поставленных целей, эффективность проведения каждого из мероприятий, а также долгосрочную устойчивость полученных результатов.

В настоящее время существует сложная система взаимодействия государственных разработчиков, заказчиков, координатора, исполнителей и других участников процесса реформирования государственной службы: Комиссия при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления, Правительственная комиссия по проведению административной реформы, Межведомственная рабочая группа по обеспечению мероприятий, связанных с реформированием государственной службы, Управление Президента РФ по вопросам государственной службы Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития России и др. Представляется, что система управления реализацией мероприятий программы реформирования государственной службы должна быть упрощена и эволюционировать в направлении будущей системы управления государственной службой РФ.

 

 

 

 

Заключение

Основополагающей идеей реформы государственной службы сле­дует признать идею взаимодействия государственной службы и граж­данского общества, развитие институтов гражданского контроля за ад­министративно-управленческим аппаратом.

В настоящее время первые трудные и важные шаги в деле реформы государственной службы уже сделаны. Однако, государственный аппарат все еще малоэффекти­вен, в то время как государство и его служащие должны быть конкурен­тоспособны. Именно в этом видится конечная цель преобразований, проводимых в рамках реформы государственной службы.[7]

Проведение реформы госслужбы направлено на обеспечение процессов построения, формирования правового демократического государства.

Государственная служба строится на принципах законности, открытости, обязательности, ответственности, а деятельность государственных органов – осуществляться на основе регламентов, обеспечивающих эффективное функционирование государственного аппарата. В свою очередь, установление четких правовых процедур при функционировании государственных органов может, наконец, положить начало устранению таких негативных явлений, как бюрократизм, волокита, формализм, безответственность.

Можно выделить следующие основные направления государственной политики в этой области:

-              разработка нормативно-правовой базы кардинального реформирования института госслужбы РФ, ее правового регулирования на системной основе;

-              проведение экспериментов и осуществление пилотных проектов по применению новых подходов к организации федеральной государственной службы и обеспечению деятельности федеральных служащих;

-              улучшение кадрового состава, повышение профессионального уровня и

совершенствования подготовки, переподготовки и повышения повышение

квалификации государственных служащих;

-              создание материально-технических условий для эффективного функционирования федеральной государственной службы;

-              формирования системы управления государственной службы;

-              обеспечение единства госслужбы РФ, взаимодействия государственных органов со структурами гражданского общества, координации их деятельности в процессе реализации политики в сфере госслужбы.

Реформирование государственной службы, подготовка подзаконных актов в частности, должны проводиться в контексте реформирования государственного управления в целом, административной реформы. Внедрение новых федеральных законов о государственной службе, разработка соответствующих подзаконных актов должны быть скоординированы: с внедрением механизмов бюджетирования и управления по результатам; с сокращением и оптимизацией государственных функций; с разработкой и внедрением стандартов государственных услуг и административных регламентов государственных функций, в том числе по оказанию государственных услуг; с созданием системы административной юстиции; разработкой и внедрением эффективных механизмов досудебного обжалования; с разработкой и внедрением специальных антикоррупционных программ и механизмов; внедрением систем мониторинга государственного управления; созданием эффективных каналов участия гражданского общества в подготовке решений государственных органов, в мониторинге их эффективности.

В контексте этих задач реформирование государственной службы - лишь одно, хотя и очень важное, звено повышения эффективности государственного управления, деятельности государственных органов. Теперь условием успешного реформирования государственной службы становится его координация с мероприятиями более широких реформ государственного управления.

 

Список литературы

Нормативные акты:

1.                  Конституция РФ, 1993 г., с изменениями.

2.                  ГПК РФ от 14.11.2002г. № 138-ФЗ по состоянию на 20.09.2008г.

3.                  Федеральный Закон от 31 июля 1995г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации . 1995г. № 37. Ст. 3588;

4.                  Федеральный Закон от 19 ноября 2002г.  «О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации»»// Российская газета. 2002. 23 ноября;

5.                  Федеральный Закон от 27 мая 2003г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»// Российская газета. 2003. 31 мая;

6.                  Указ Президента РФ «Вопросы государственной гражданской службы» от 30 апреля 2008г. № 634// Система ГАРАНТ;

7.                  Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке проведения экспериментов в ходе реализации соответствующих программ развития государственной гражданской службы» от 6 июня 2007г. № 722// Система ГАРАНТ;

8.                  Указ Президента РФ «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов» от 3 марта 2007 г. № 269// Система ГАРАНТ;

9.                  Указ Президента РФ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в федеральном государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации»» от 25 июля 2006 г. № 764// Система ГАРАНТ;

10.             Указ Президента РФ «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» от 31 декабря 2005 г. № 1574// Система ГАРАНТ;

11.             Указ Президента РФ «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации» от 16 февраля 2005 г. № 159// Система ГАРАНТ;

12.             Указ Президента РФ «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» от 1 февраля 2005 г. № 113// Система ГАРАНТ;

Информация о работе Институт государственной службы: содержание, структура, проблемы и пути совершенствования