Инновационная политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:44, реферат

Описание

Основу эффективности национальной экономики современной России составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что в конечном счете является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3

1. Основы государственного регулирования инновационной
деятельности ………………………………….……………………………5
2. Формирование государственной инновационная политики в
зарубежных странах…………………………….…………………………8
3. Особенности государственного регулирования инновационной
деятельности в Российской Федерации………………………………….14
Заключение...…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

инновационная политики.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

Смешанная стратегия используется в странах, где в экономике значительную часть составляет государственный сектор, и государство заинтересовано в поддержании высокого экспортного потенциала отраслей этого сектора. В этом случае по отношению к государственным предприятиям государство использует стратегию активного вмешательства, а к остальным стратегию децентрализованного регулирования. Подобная практика получила распространение в Швеции. 

«В США, с помощью крупномасштабных целевых  проектов государственное регулирование  инновационных процессов осуществляется в следующих основных направлениях: 

* стимулирование  создания венчурных фирм и  исследовательских центров мелких  и средних инновационных предприятий,  в том числе фирм «спин-офф», отделяющихся от университетов,  государственных исследовательских  центров и специальных лабораторий  крупных промышленных корпораций, посредством целевого бесплатного субсидирования этих субъектов инновационной деятельности Национальным научным фондом США; 

* бесплатная  выдача лицензий на коммерческое  использование изобретений, запатентованных  в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства; 

* льготное  кредитование и выдача грантов  мелким фирмам – инноваторам  и отдельным изобретателям-одиночкам  Национальным научным фондом, Инвестиционным  фондом Министерства энергетики  США и другими инвестиционными фондами, имеющими некоммерческую филантропическую направленность финансирования; 

* формирование  государственной инновационной  инфраструктуры и способствование  функционированию рынка инноваций,  на котором государство выступает  как агент отношений купли-продажи инноваций; 

* мониторинг  и прогнозирование инновационных  процессов в стране и за  рубежом, государственная экспертиза  инновационных проектов, разрабатываемых  различными субъектами инновационной  деятельности; 

* предоставление субъектам инновационной деятельности льгот по оплате государственных услуг (связи, тепла, электроэнергии); 

* осуществление  морального поощрения выдающихся  ученых и инноваторов (вручение  государственных наград, присвоение  почетных званий, пропаганда достижений и потребления инновационных продуктов и услуг и проч.); 

* льготное  налогообложение инновационной  деятельности; 

* антимонопольное  законодательство, обеспечивающее  развитие внутренней и международной  конкурентоспособности национальных  товаропроизводителей.»6 

Япония  и Южная Корея начали реализацию политики превращения стран из «имитаторов» и «рационализаторов» в творцов  технологий, прежде всего в таких  областях, как информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые  материалы, за счет государственной политики, которая обеспечивает восприимчивость к достижениям мирового научно-технического прогресса через координацию действий различных секторов в области науки и технологий. 

В Японии для развития экспортного производства используются не только прямое субсидирование и другие традиционные экономические и административные способы воздействия на экспортеров, но и специфичные косвенные методы, к числу которых относятся целевое распределение финансовых средств, предоставляемых частными банками и сосредоточение их в приоритетных отраслях. 

К основным направлениям инновационной политики, осуществляемой странами, входящими  в Евросоюз, относятся: 

* единое  антимонопольное законодательство; 

* система  ускоренной амортизации оборудования; 

* льготное  налогообложение НИОКР; 

* поощрение  малого наукоемкого бизнеса; 

* прямое  финансирование предприятий, осуществляющих  инновационные проекты в области  новейших технологий; 

* кооперация  университетской науки и предприятий,  производящих наукоемкую продукцию. 

Повышение роли государства в области инновационной деятельности одно из важнейших факторов при условии, когда фирме выгодна и доступна непрерывная инновационная деятельность, а рынок не всегда может ей это предоставить. 

Функция дополнительного стимулирования осуществляется государством посредством инструментов экономической политики (кредит, налоги, антитрестовское законодательство, регулирование международного обмена технологиями и др.), что позволяет существенно уменьшить стоимость ее ресурсов и повысить их доступность и качество. 

Другой  причиной повышения роли государства  в области инновационной деятельности является стремительный рост затрат, необходимых для ее осуществления. Это связано в первую очередь  с увеличением затрат на научно-исследовательское  оборудование, приборы и инструменты, и повышением заработной платы высококвалифицированных научно-технических и инженерных кадров. 

Для развития информационного обеспечения НИОКР  создан Европейский информационный центр. В 90-е годы стали приниматься  целевые программы: по распространению в Евросоюзе результатов НИОКР "ВЭЛЬЮ"); Европейская стратегическая программа научных исследований в сфере технологии информационных систем («ЭСТПРИТ»), программа по исследованию передовых способов связи в Европе (РАСЕ). Целью этих программ является повышение конкурентоспособности европейских компаний на рынках высоких технологий. 

Активное  участие государства в инновационной  деятельности связано с необходимостью долгосрочного прогнозирования  результатов научно-технической  и инновационной деятельности. Эффективность нововведения в значительной степени зависит от правильности выбора области и вида инновации и времени их внедрения. 
 

3. 

Особенности государственного регулирования инновационной  деятельности в Российской Федерации 
 

Формирование рыночных отношений в России коренным образом меняет систему государственного управления инновациями. Принципиально изменяются функции органов государственного управления в связи с переходом от ведомственно-отраслевого к программно-целевому управлению. 

Правительство Российской Федерации совместно  с регионами управляет единой топливно-энергетической и транспортной системами, оборонными предприятиями, связью и информацией, метрологией  и стандартизацией, программами  фундаментальных НИР и стимулирования нововведений. 

Государственная инновационная политика в России реализуется на двух уровнях деятельности: общегосударственном (федеральном) и  региональном (местном). 

Основной  задачей федеральной инновационной  политики является создание благоприятного инновационного климата для материализации государственных приоритетов научно-технического развития в экономической сфере. «Общегосударственная политика направлена на решение проблем межотраслевого и отраслевого характера, приводящим к кардинальному изменению технологической базы страны и требующих концентрации ресурсов в масштабе национальной экономики.»7 

Общие вопросы инновационной политики отражены в указах Президента РФ, в  подготовке которых участвуют отделы аппарата Президента, а также Совет  по научно-технической политике при Президенте РФ. Являясь консультативным органом, Совет информирует Президента о процессах, происходящих в научно-технической сфере в стране и за рубежом; разрабатывает предложения о стратегии научно-технической политики и формировании приоритетных направлений в ее реализации; подготавливает предложения по заключению межгосударственных соглашений по научно-техническим вопросам; и т.п. 

Органы  законодательной власти РФ – Государственная  Дума и Совет Федерации – имеют  право на законодательные инициативы в сфере инновационной деятельности. На сегодняшний день действует Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832 "О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы". 

Для целей  настоящей Концепции используются следующие термины: 

- "инновация  (нововведение)" - конечный результат  инновационной деятельности, получивший  реализацию в виде нового или  усовершенствованного продукта, реализуемого  на рынке, нового или усовершенствованного  технологического процесса, используемого в практической деятельности; 

- "инновационная  деятельность" - процесс, направленный  на реализацию результатов законченных  научных исследований и разработок  либо иных научно-технических  достижений в новый или усовершенствованный  продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки; 

- "государственная  инновационная политика" - определение  органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов; 

- "инновационный  потенциал (государства, региона, отрасли, организации)" - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности; 

"инновационная  сфера" - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций; 

- "инновационная  инфраструктура" - организации, способствующие  осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации); 

- "инновационная  программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, отраслевая)" - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий). 

Правительственная комиссия по научно-технической политике, возглавляемая Председателем Правительства, «координирует деятельность министерств и ведомств в инновационной сфере, обеспечивая согласованную работу федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов РФ, Российской Академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной политики в инновационной сфере, по стимулированию реализации в производстве научно-технических достижений.»8 

Исключительной  прерогативой государства является правовое регулирование инновационной деятельности. Однако до сих пор отсутствует законодательное закрепление инновационной деятельности, прав инноваторов, механизма разработки и реализации инновационной политики. Комиссия по научно-технической политики, созданная при Правительстве РФ, для координации действий государственных органов управления в вопросах развития инновационной деятельности, приняла Положение «О приоритетных направлениях развития науки и техники и перечне критических технологий федерального уровня». 

Одна  из функций государства по поддержке  инновационной деятельности – руководство  формированием федеральных целевых  программ. Разработка ведется в рамках государственных научно-технических  программ. Координацию усилий государства по поддержке инновационной деятельности осуществляют три ведомства – Министерство экономики, Министерство промышленности, науки и технологий и Государственный комитет по промышленной политике. 

Министерство  экономики РФ, непосредственно разрабатывающее государственную инновационную политику, определяет приоритеты в развитии отраслей национальной экономики, основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной деятельности. 

Информация о работе Инновационная политики