Идея правового государства: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 17:29, реферат

Описание

Актуальность выбранной мной темы обусловлена тем, что Россия, преодолев тяжелейший период постсоветской реформации, является очень молодой преемницей основ правовой государственности. Изучить и систематизировать теоретические основы идеи правового государства, отследить становление правовой государственности Российской Федерации и отразить объективную картину на современном этапе являются основными задачами данной работы.

Содержание

Введение………………………………………………………………......………………...3

1. Идея правового государства и ее развитие………………………………………....4-13

2. Основные признаки, факторы и условия становления правового государства…………………………………………………………………………......14-21

3. Практика становления правового государства в России

3.1. Правовые основы новой российской государственности………………….…..22-24

3.2. Этапы становления современного российского государства…………………24-27

3.3. Практика становления правового государства в современной России……....27-30

Заключение ………………………………………………………………………..……....31

Список используемой литературы………...……………………………………………..32

Работа состоит из  1 файл

Реферат по политологии1.docx

— 75.25 Кб (Скачать документ)

2. Основные признаки, факторы и условия становления правового государства

Современное правовое государство - это демократическое  государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно  или через представителей). Это  предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность  в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что  находит свое выражение, в частности  в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т. п.

Вместе с тем  правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

  • Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики.
  • Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества.
  • Располагает специальным государственным механизмом.
  • Обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории.
  • Существует благодаря налогам и другим сборам.
  • Обладает государственным суверенитетом[2].
 

Признаки  правового государства (рис.1):

  • Верховенство права.
  • Принцип разделения властей
  • Гарантированность прав и свобод граждан.
  • Юридическая взаимная ответственность государства и личности.

Итак, рассмотрим каждый признак подробнее: 

    • Верховенство  права

Верховенство  права - собирательный термин , означающий наиболее важные аспекты демократического правления. Его суть в том, что правительственные решения должны быть основаны на согласии народа, и действовать через структуры и процедуры, разработанные для предупреждения индивидуальных потрясений и государственной тирании, защищающие права и свободы."Верховенство Права" основано на пяти основополагающих принципах:

  1. Правительство народа, управляемое народом, существующее для народа.

-Конституции должны претворять в жизнь фундаментальные соглашения с народом - такие конституции являются высочайшей формой закона, которому должны подчиняться все остальные законы и действия правительства. Конституции должны претворять в жизнь фундаментальные предписания

 демократического  общества, а не стараться объединить постоянно меняющиеся законы.

-Законодательные органы и руководящие представители исполнительной власти должны и избираться на всеобщих выборах по системе, гарантирующей постоянную подотчетность, а также их честность и открытость.

-Не должно быть никакого объединения партии с государством или контроля партии над выборами.

-Конституционная система должна давать возможность для благоразумных ее поправок в следтствии развития общества.

2. Разделение властей на исполнительную, судебную и законодательную, их взаимодействия.

Каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

3. Представительная демократия, процедурные и существенные ограничения в отношении действий правительства, направленных против частных лиц.

Каждая демократическая  система встает перед проблемой  того, каким образом защищать права и достоинство граждан от действий правительства - произвольных или одобренных большинством. Наилучшим решением является предоставление Конституцией гарантий личных прав и свобод граждан, часто называемых Биллем о правах. Другие пути решения включают в себя создание барьера против фракционности и опрометчивых законов посредством представительной демократии, двухпалатной системы и осторожного подхода к законодательным обсуждениям и действиям, как и предоставление ограниченной власти, которая не в состоянии скомпрометировать эти основные свободы.

4. Ограниченное правительство и федерализм.

 Ограниченное  центральное правительство необходимо  для того , чтобы максимизировать региональный и местный контроль над правительственными функциями, принципиально влияющими на население на локальных уровнях. Ограниченное правительство и федерализм разделяют власть между центральным правительством, которое должно иметь власть в вопросах обороны ,внешней политики , внутреннего рынка и других вопросах управления, влияющих на граждан в общегосударственном масштабе, а региональные и местные власти -возможность управления в таких областях, как муниципальные услуги, образование ,в основном влияющих на граждан на местном уровне. Этот принцип одновременно позволяет правительству легче реагировать на запросы населения и быть более открытым гражданскому контролю, а также поощряет разнообразие в общественных политиках, принимаемых регионами в соответствии с региональными особенностями, что несет в себе принцип соучаствующей демократии, при которой люди наиболее подверженные влиянию какого-либо решения, имеют право участвовать в его выработке.

5. Судебное разбирательство независимой системой судебных органов как основной механизм воплощения законов в жизнь.

Исходя из большой  значимости судебного разбирательства  как основного механизма воплощения Конституции и проведения в жизнь верховенства права, оно само по себе как базовый принцип. Судебное разбирательство независимо судебным органом является единственным методом к эффективному утверждению приоритета Конституции[3].

  • Принцип разделения властей

Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено  не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная  власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь  необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном  органе, в руках одного лица чревато  опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить  возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти  ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

 С помощью  разделения властей правовое  государство организуется и функционирует  правовым способом: государственные  органы действуют в рамках  своей компетенции, не подменяя  друг друга; устанавливается взаимный  контроль, сбалансированность, равновесие  во взаимоотношениях государственных  органов, осуществляющих законодательную,  исполнительную и судебную власть.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

    К органами законодательной власти в Российской Федерации относятся:

-  Федеральное  Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума - две палаты Собрания), Законодательные  Собрания республик, входящих  в состав Российской Федерации; 

-  органы власти  других субъектов Российской  Федерации; местные органы государственной  власти.

      К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся: 

-  Президент  Российской Федерации; Совет Министров  Российской Федерации; 

-  Высшие  должностные лица республик, избираемые  гражданами или Законодательными  Собраниями; 

-  Правительство  республик; органы администрации  других субъектов Российской  Федерации.

      К органам судебной власти в Российской Федерации относятся:

-  Конституционный  Суд Российской Федерации; 

-  Верховный  Суд Российской Федерации; 

-  Высший  Арбитражный Суд Российской Федерации;  суды республик и других субъектов  РФ; 

-  районные  народные суды; суды специальной  юрисдикции.

Для демократического общества принцип разделения властей  особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между  государственными органами, но и умеренность, "рассредоточенность" государственной  власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и  тоталитарную власть. Этот принцип  в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами  по отношению друг к другу и  могут "сдерживать" одна другую, не допускать доминирования одной  из них. Например, превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной - во "всевластие", в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие.[4]

  • Гарантированность прав и свобод граждан

Во многом реализация основных прав и свобод личности зависит  от тех гарантий культурного, социально-экономического, материального, политического, организационного и юридического характера, которые устанавливаются и обеспечиваются государством.

Особое место в системе гарантий прав и свобод граждан занимают юридические гарантии, посредством которых обеспечиваются различные стадии процесса осуществления, охраны и защиты прав и свобод граждан. В обществе действует развернутая система гарантий субъективных прав граждан. Однако в конечном счете эта система обеспечения субъективных прав реализуется лишь через юридические гарантии, нормы правоустанавливающего и право-восстанавливающего характера, которые непосредственно обеспечивают реальный правовой статус личности.

К юридическим  гарантиям реализации прав и свобод человека и гражданина относятся закрепленные правовыми нормами пределы их осуществления, способы конкретизации; юридические факты, связанные с их обеспечением; процессуальные формы осуществления прав и свобод; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной их реализации. Некоторые авторы высказывают мысль, что в число юридических гарантий прав личности следует включить: закрепленные нормами права меры надзора и контроля для выявления случаев правонарушений; меры правовой защиты; меры юридической ответственности; меры пресечения и другие правоохранительные меры; процессуальные формы охраны прав (включая формы применения правоохранительных мер); меры профилактики и предупреждения правонарушений.

Юридические гарантии воплощают идею согласованного действия права и государства, когда одни формы, направления и функции государственно-правовой регуляции и деятельности служат одновременно защитным механизмом для других, и наоборот. Именно в контексте взаимной поддержки и согласованности различных частей и аспектов всего государственно-правового комплекса отдельные специальные формы и конструкции юридических гарантий прав и свобод личности могут реально осуществить свою защитную роль.

Юридические гарантии зашиты прав человека можно подразделить на внутригосударственные и международные механизмы гарантий прав человека и гражданина.

Защита и непосредственное обеспечение прав человека и основных свобод осуществляются, прежде всего, во внутригосударственном законодательстве. Внутригосударственные институты защиты прав человека и гражданина — это система культурных, социально-экономических, политических и право-вых средств и условий, обеспечивающих непосредственную защиту прав человека и гражданина. Они закреплены в Основном Законе государства либо в законах, имеющих конституционное значение.

Конституция устанавливает  общие принципы юридических гарантий. Общими юридическими гарантиями являются положения главы 1 Основного Закона: «Основы конституционного строя» и прежде всего ст. 1,2,7, 15. Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» закрепляет целую систему юридических гарантий, обеспечивающих индивиду беспрепятственное осуществление его прав.

К числу важнейших  конституционных гарантий относятся: принцип разделения властей (ст. 10), обеспечивающий политическую свободу личности; обязанность государства защищать права и свободы человека (ст. 45), в том числе и обязанность судебной зашиты его прав (ч. 1 ст. 46); право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45); право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48); принцип презумпции невиновности (ст. 49); право обвиняемого в совершении преступления па рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 47); право на защиту потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, обеспечение им доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба (ст. 52); право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53); гарантии в области правосудия (ст. 50, 51).

Информация о работе Идея правового государства: история и современность