Гражданско-правовые нормы в «Русской правде»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 16:57, контрольная работа

Описание

Русская Правда и другие источники древне¬русского права довольно четко различают две основные части граж¬данского права — право собственности (см. схему 9) и обязательст¬венное право. Право собственности возникает с утверждением фео¬дализма и феодальной собственности на землю. Феодальная собст¬венность оформляется в виде княжеского домена (земельного владе¬ния, принадлежащего данному княжескому роду), боярской или мона¬стырской вотчины. В Краткой редакции Русской Правды закреплена незыблемость феодальной земельной собственности. Кроме собст¬венности на землю, она говорит и о праве собственности на другие вещи — коней, тягловый скот, холопов и пр.
Что касается обязательственного права, то Русская Правда знает обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Причем последние сливаются с понятием преступления и называют¬ся обидой.
Для древнерусского обязательственного права характерно обра¬щение взыскания не только на имущество, но и на личность должни¬ка, а порою даже на его жену и детей. Основными видами договоров были договоры мены, купли-продажи, займа, поклажи, личного най¬ма. Договоры заключались в устной форме, но в присутствии свиде¬телей — послухов. Купля-продажа земли, по-видимому, требовала письменной формы. При продаже краденной вещи сделка считалась недействительной, а покупатель имел право требовать возмещения убытков.

Содержание

1. Источники Древнерусского права
2. Гражданско-правовые нормы в «Русской правде»
3. Семейное право.
4. Уголовное право и процесс
Заключение

Работа состоит из  1 файл

контрольнвя РП.docx

— 46.31 Кб (Скачать документ)

Дети  находились в полной зависимости  от родителей, особенно от отца, имевшего над ними почти безграничную власть.

Наследственное  право. Понятие наследства возникает непосредственно с появлением частной собственности; вместе с тем наследственное право восточных славян, получившее распространение после образования Древнерусского государства, сохраняло многие черты патриархальных отношений. При наследовании по закону, т.е. без завещания, преимущества имели сыновья умершего, к ним же пере

ходили  и военные обязанности отца. При  наличии сыновей дочери не получали ничего (на наследников возлагалась лишь обязанность выдать сестер замуж). Наследственная масса делилась, очевидно, поровну, но младший сын имел преимущество — он получал двор отца. Незаконные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была раба-наложница, то они вместе с ней получали свободу. Право отца распоряжаться имуществом при составлении завещания не ограничивалось. Исключение из этого правила состояло в том, что он не мог завещать имущество дочерям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Уголовное право и процесс .

Уголовное право. В Древнерусском государстве преступление именовалось обидой. Под этим подразумевалось нанесение какого-либо вреда потерпевшему. Но вред, как известно, может быть причинен как преступлением, так и гражданско-правовым нарушением (деликтом). Таким образом, Русская Правда не различала преступление и гражданско-правовое нарушение .

Система преступлений по Русской Правде

Преступление  -причинение физического, материального или морального ущерба

  Против личности  
   
 
 
     
  убийство
   
 
   
  телесные  повреждения
   
 
   
  побои
   
 
   
  оскорбление
  действием  
 
 
    Против имущества
   
 
     
  поджог
   
  конокрадство
   
  потрава посевов
   
  пользование

чужим имуществом

 

Уголовное право рассматриваемого периода  было феодальным правом-привилегией. Жизнь, честь, имущество холопов законом  не охранялись. Блага же, принадлежащие  феодалам, защищались особенно рьяно: за убийство феодала устанавливался штраф в 80 гривен, а за смерда - только 5 гривен. Холопы субъектами права вовсе не признавались. Ст. 46 Русской Правды говорит о том, что если холопы окажутся ворами, то князь штрафом их не наказывает, поскольку они не свободны (и в силу этого, как, вероятно, полагает законодатель, могут совершить кражу по наущению своего хозяина). Хозяин такого холопа обязан был платить двойное вознаграждение потерпевшему. В некоторых случаях потерпевший мог сам расправиться с холопом-обидчиком, не обращаясь к государственным органам, вплоть до убийства холопа, посягнувшего на свободного человека.

Русская Правда не знает возрастных ограничений  уголовной ответственности и понятия невменяемости. Состояние опьянения ответственности не исключает. Зато Русской Правде известно понятие соучастия. Проблема решается просто: все соучастники преступления отвечают в равной степени.

Русская Правда различает ответственность  в зависимости от субъективной стороны преступления. Не проводит различия между умыслом и неосторожностью, но различает два вида умысла - прямой и косвенный. Это отмечается при ответственности за убийство: убийство при сведении счетов карается высшей мерой наказания - потоком и разграблением, убийство же в «сваде» (драке) - только вирой . По субъективной стороне различается и ответственность за банкротство: преступным считается только умышленное банкротство. Состоящие аффекта исключает, согласно нормам Русской Правды, ответственность. Что касается объективной стороны преступных деяний, то подавляющее число преступлений совершается путем действия. Лишь в очень немногих случаях наказуемо и преступное бездействие (утайка находки, длительное невозвращение долга). 

Система наказаний по Русской  Правде

Наказание - возмещение причиненного ущерба
  |    
  "потоки разграбление"    
    I        
  вира   "головничество"  
   
 
   
 
 
  |     |  

продажа 

урок

 

Русская Правда знает лишь два родовых  объекта преступления — личность человека и его имущество. Отсюда только два рода преступлений. Но каждый род включает довольно разнообразные виды преступных деяний. Среди преступлений против личности выделяются убийство, телесные повреждения, побои, оскорбление действием. Княжеские уставы знают и оскорбление словом, где объектом преступления является преимущественно честь женщины. В уставах князей Владимира Святославича и Ярослава можно встретить упоминания о половых преступлениях.

Среди имущественных преступлений наибольшее внимание Русская Правда уделяет краже (татьбе). Наиболее тяжким видом татьбы считалось конокрадство (конь — основное тягловое животное и средство передвижения). Известно и преступное уничтожение чужого имущества путем поджога, наказуемое потоком и разграблением (поджог был всегда особенно опасен, так как на Руси все строили в основном из дерева). В княжеских уставах предусматривались преступления против церкви, а также против семейных отношений. Церковь, насаждая новую форму брака, с помощью уголовного права усиленно боролась против остатков языческих обрядов.

В Русской  Правде нет указаний ни на государственные, ни на должностные преступления. Но это не значит, что выступления против княжеской власти не наказывались. В таких случаях применялась непосредственная расправа без суда и следствия. Например, так поступила княгиня Ольга с убийцами своего мужа.

Суд и  судопроизводство. В Древнерусском  государстве суд не был отделен от администрации. Посадники и другие должностные лица, осуществлявшие правосудие, получали определенную часть вир и продаж, взимаемых при рассмотрении дел. Кроме того, они вознаграждались и сторонами — участниками процесса. Высшей судебной инстанцией был Великий князь.

Древнерусское право еще не знало разграничения  между уголовным и гражданским процессом, хотя некоторые процессуальные действия могли применяться только по уголовным делам (гонение следа, свод). Во всяком случае, и по уголовным, и по гражданским делам применялся состязательный (обвинительный) процесс, при котором стороны были равноправны. Обе стороны в процессе назывались истцами. (Исследователи полагают, что в церковном суде применялся и инквизиционный, розыскной процесс со всеми его атрибутами, включая пытку.)

Русская Правда знает две специфические  процессуальные формы досудебной подготовки дела - гонение следа и свод. Гонение  следа это отыскание преступника по его следам. Если след привел к дому конкретного человека — значит, он и есть преступник, если в село — ответственность несет община (вервь), если потерялся на большой дороге — поиск преступника прекращается.

Если  ни утраченная вещь, ни похититель не найдены, потерпевшему не остается ничего другого, как прибегнуть к закличу, т.е. объявить на торговой площади о пропаже в надежде, что кто-нибудь опознает украденное или потерянное имущество у другого лица. Человек, у которого обнаружится утраченное имущество, может, однако, заявить, что он приобрел его правомерным способом, например купил. Тогда начинается процесс свода. Владелец имущества должен доказать добросовестность его приобретения, т.е. указать лицо, у.которого он приобрел данную вещь. При этом достаточно показаний двух свидетелей и мытника — сборщика торговых пошлин.

Закон предусматривает определенную систему  доказательств (см. схему 12), в том числе свидетельские показания. Различаются две категории свидетелей — видоки и послухи. Первые — свидетели в современном смысле слова, очевидцы происшествия. Послухи — более сложная категория. Это лица, которые слышали о случившемся от кого-либо, имеющие сведения из вторых рук. Иногда под послухами понимали и свидетелей доброй славы сторон. Они должны были показать, что ответчик или истец — добропорядочные люди, заслуживающие доверия. По некоторым гражданским и уголовным делам требовалось определенное число свидетелей (например, два свидетеля при заключении договора купли-продажи, два видока при оскорблении действием), т.е. в использовании свидетельских показаний присутствовал элемент формализма.

В Древнерусском  государстве существовала целая  система формальных доказательств — ордалии. Среди них следует назвать судебный поединок — «поле». Победивший в поединке выигрывал дело, поскольку считалось, что бог помогает правому. В Русской Правде и иных законах Киевского государства «поле» не упоминается, но другие источники, в том числе иностранные, говорят о практическом применении на Руси этого вида ордалий.

Другим  видом «суда божьего» были испытания  железом и водой. Испытание железом применялось тогда, когда не хватало иных доказательств, причем в более серьезных случаях, чем испытание водой. Русская Правда, посвящая ордалиям три статьи, не раскрывает техники их проведения. По более поздним источникам, однако, известно, что если человек, связанный и брошенный в воду, начинал тонуть, то он считался выигравшим дело. Особым видом доказательства была присяга — «рота». В некоторых случаях имели доказательственное значение внешние признаки и вещественные доказательства.

В Русской  Правде видны определенные формы  обеспечения исполнения судебного решения, например, взыскание виры с убийцы. Специальное должностное лицо — вирник — являлся в дом осужденного с многочисленной вооруженной свитой и «терпеливо» ждал, пока тот заплатит штраф, получая каждый день обильное натуральное содержание. Преступнику выгодней было как можно быстрее рассчитаться со своим долгом и избавиться от неприятных «гостей».

За основную массу преступлений наказанием была «продажа» — уголовный штраф.

Виды  доказательств по Русской Правде

  1. Поличное - Ст. 2, 30 КР. ПР.; (лицо, знамение)29, 38, 45 ПР. ПР.
  2. Свидетели:
  1. видоки - Ст. 2 КР. ПР.; 29, 27 ПР. ПР.
  1. послухи - Ст. 18, 21, 47, 50, 52, 66, 77, 85 ПР. ПР.
  2. смешение понятия видоков и послухов - Ст. 48, 49 ПР. ПР.

3.Испытание (ордалии) - Ст. 21 ПР. ПР.

  1. железом - Ст. 21, 22, 85, 87 ПР. ПР.
  2. водой - Ст. 22 ПР. ПР.
  3. присяга «рота» - Ст. 22, 47, 48, 49, 52, 115 ПР. ПР.

Заключение

 

 Бесспорно, Русская Правда является уникальнейшим  памятником древнерусского права. Являясь  первым писаным сводом законов, она, тем не менее, достаточно полно охватывает весьма обширную сферу тогдашних  отношений. Она представляет собой  свод развитого феодального права, в котором нашли отражение  нормы уголовного и гражданского права и процесса.

      Русская Правда является официальным  актом. В самом её тексте  содержатся указания на князей, принимавших или изменявших закон  (Ярослав Мудрый, Ярославичи, Владимир  Мономах).

Информация о работе Гражданско-правовые нормы в «Русской правде»