Гражданское общество понятие виды характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 05:17, курсовая работа

Описание

Формирования гражданского общества небезосновательно рассматривается сегодня как важный элемент укрепления демократических начал функционирования современного российского общества. Но этот важный социально-политический аспект актуализации проблемы генерирует и две линии восприятия и интерпретации сути задач, которые в существенной мере не совпадают между собой. Одна линия отражает теоретико-методологический контекст данной проблемы, связанный с выявлением объективных предпосылок и условий формирования гражданского общества, раскрытием его сущностных признаков и свойств, и соответствующим моделированием на этой основе алгоритма движения общества к искомым качественным характеристикам и состоянию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Общая характеристика понятия «гражданское общество» 5
1.1. Определение понятия «гражданское общество» 5
1.2. Основные признаки гражданского общества 12
Глава 2. Условия формирования гражданского общества в России 19
2.1. Исторические предпосылки формирования гражданского общества в России 19
2.2. Объединения граждан как институт гражданского общества 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа состоит из  1 файл

понятие и основные характеристики гражданского общества.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

Как и везде развитие гражданского общества в России имеет свою «временную логику» развития, то есть оно имеет  свои этапы развития, их определенную последовательность и продолжительность. Поэтому рассуждения о затянутости становления гражданского общества в России, об исторической отдаленности его окончательного становления лишены всякой основы. Становление гражданского общества в Западной Европе, США, на Востоке заняло несколько столетий, оно сопровождалось мощными потрясениями, разгулом террора, установлением в ряде стран фашистских режимов, жестких диктатур. Исторический процесс во всем мире никогда не имел и не будет иметь простой «линейной» формы. Он всегда включает множество вариантов развития, движение по одному из них определяется сочетанием множества факторов и условий, которые оригинальны в конкретно-исторических условиях. Соответственно, и последствия в каждой стране в тот или иной период времени будут весьма своеобразными.

Говоря об особенностях становления  гражданского общества в России, нельзя не отметить определенные особенности  в его «структуре», в тех институтах, которые и составляют «ткань»  гражданского общества.

Прежде всего, речь идет о том, что  становление гражданского общества в современной России происходит одновременно с переходом к рыночной экономике, к демократической политической системе. Кроме этого прежние институты, организации, работавшие в условиях тоталитаризма, не могут служить основой новых самодеятельных организаций. Новые общественные организации вынуждены формироваться, опираясь на личную инициативу, самодеятельность граждан, групп граждан.

Сама структура этих организаций, их состав, цели, формы и методы деятельности весьма своеобразны. Их значительная часть сегодня в нелегких экономических условиях вынуждена направлять свои основные усилия на объединение предпринимательской деятельности граждан, на обеспечение благоприятных условий для развития мелкого и среднего бизнеса, на защиту прав потребителей. И в то же время немалая часть общественных организаций все чаще обращает свое внимание на проблемы защиты прав и свобод человека и гражданина, к защите от произвола государства, его бюрократических структур.

Гражданское общество в современной  России призвано сыграть особую роль в переходе страны к демократии и цивилизованному рынку. Если укрепление государственности будет происходить только усилиями «сверху» при отсутствии целенаправленной, организованной деятельности «снизу», то это приведет к возрождению авторитарного государства, историческое развитие России замедлится, рынок останется «архаичным», грабительским. Гражданское общество в России должно сыграть роль «мотора» в модернизации России, от него должны исходить главные демократические импульсы, несмотря на его относительную слабость.

В наших рассуждениях о гражданском  обществе в стороне осталась проблема функций государства. Но гражданское  общество призвано способствовать развитию граждан, их самореализации в различных  сферах и видах деятельности. Более того, оно должно сформировать понимание силы и возможностей коллектива, умение опираться на коллектив.

Кроме этого, гражданское общество должно не только ограничивать произвол государства, но и отрицательные  устремления отдельных граждан, а они могут быть, как показывает мировая история, весьма разрушительны.

2.2. Объединения граждан как институт гражданского общества

 

В социологии общественные организации  рассматриваются как вторичные  группы. Выделяют три стадии существования  групп:

  • кристаллизация группы - члены группы осмысливают свои потребности и выбирают меры по их осуществлению;
  • признание группы - лидеры группы вступают в контакты с другими организациями для обсуждения своих целей и определения совместных усилий;
  • институциализация - деятельность группы начинает осуществляться общепризнанным способом, группа становится более упорядоченной17.

Существует множество видов  групп. Среди них заметное место  занимают добровольные ассоциации. Им присущи три основные черты:

  • они образованы для защиты общих интересов своих членов;
  • членами являются добровольцы, и к ним не предъявляются требования соответствия определенным образцам;
  • ассоциации не связаны с местными, государственными органами власти.

Примером страны, в которой добровольные ассоциации играют заметную роль, является США. По подсчетам экспертов, 75% населения входит в одну из ассоциаций. Члены ассоциаций работают бесплатно. Их большое влияние в обществе объясняется способностью членов привлекать людей и собирать деньги на свою деятельность.

Развиваясь, любая организация приобретает черты бюрократии, которой присущи, по мнению М. Вебера, следующие особенности:

  1. разделение труда, обусловленное правилами и законами;
  2. порядок подчиненности. Создается иерархия выше- и нижестоящих должностей;
  3. открывается публичный офис, в котором собираются письменные документы;
  4. вводится официальная процедура подготовки должностных лиц в организации;
  5. штатные сотрудники посвящают все свои силы деятельности организации, для них это основное занятие;
  6. устанавливаются правила, регулирующие режим работы;
  7. возникает лояльность каждого работника по отношению к организации, стремление следовать установленной программе, правилам.

Общественные организации - разновидность  социального движения. Социальное движение - это способ для людей осуществить общие интересы и добиться общих целей посредством коллективного действия. Можно рассматривать два вида социального движения: в рамках формальных организаций и без формальной организации.

В то же время между этими видами существует диалектическая связь - социальные движения могут постепенно превращаться в общественные организации, и, наоборот, общественные организации могут постепенно превращаться в общественные движения без формальной организации.

Существует много разных классификаций  общественных движений. Одна из признанных разработана Дэвидом Эберлом18:

  1. движение трансформации, нацеленное на далеко идущие перемены в обществе;
  2. движение за реформы, которое имеет целью изменение лишь некоторых сторон общественной жизни;
  3. движение за перевоспитание, которое стремится оградить людей от порочного образа жизни;
  4. движение альтернатив, которое ориентируется на частичное изменение жизни индивидов, например, общество анонимных алкоголиков.

По мнению Нейла Смелзера, причиной любого социального, коллективного  действия является одно из шести условий:

  1. структурное благоприятствование. Существуют общие социальные факторы, стимулирующие создание социальных движений; например, в России нет государственной религии, и люди сами выбирают религиозную группу;
  2. структурные напряжения, в том числе прямое столкновение целей. Противоречия возникают как следствие конфликтов интересов в обществе, например, постоянное неравенство различных социальных групп, задержка выплаты зарплаты и т.д.;
  3. распространение обобщенных верований. Социальное движение нередко формируется под влиянием определенных идеологий, в которых аккумулируется недовольство и вырабатывается образ действий. В данном случае огромную роль играет категория справедливости и представление о несправедливости;
  4. социальное движение - как ответная реакция на смутно ощущаемую угрозу или опасность;
  5. ускоряющие факторы - события или происшествия, которые служат спусковым механизмом начала действия участников движений; например, начало войны - спусковой фактор для движения против войны;
  6. организованная группа, готовая к мобилизации действий. Без нее социальное движение невозможно. Для возникновения социального движения необходимо наличие лидеров, средств регулярного сообщения между участниками, финансовых и материальных ресурсов19.

Социальные движения возникают следующими способами: спонтанно; как ответ на возникшее в обществе противоречие; как активизм в достижении целей.

Социальные движения развиваются  в противоречиях с другими  организациями: официальными и неофициальными. У движения есть взгляды, которые оно поддерживает, и взгляды, которое оно отрицает.

Социальные движения следует рассматривать в контексте так называемых полей действия, то есть движения следует рассматривать в связи с силами, против которых они направлены.

Социальные движения приводят к социальным изменениям. Они могут быть прогрессивными и регрессивными, а в реальности одновременно присутствуют оба этих вида в разных соотношениях.

Общественные организации привязаны  к определенной социальной среде  и ориентированы на внутригрупповые интересы, средством реализации которых может быть взаимная помощь, солидарность, обмен услугами, что и облегчает мобилизацию групповых ресурсов (финансовых, технических, интеллектуальных, организационных) для решения конкретных социальных, экономических, политических и профессиональных задач. Часть этих организаций (молодежные, студенческие, женские), возникнув, как правило, на предшествующем этапе политизации общества, в настоящее время пытаются выйти из-под контроля политических партий и выразить свой собственный интерес в социально-экономической сфере.

Наряду с организациями, которые  являются продуктом самодеятельности общества, существуют и другие, призванные замаскировать деятельность, отвечающую интересам государства, или создаваемые  по инициативе предпринимателей с единственной целью: получить налоговые льготы.

Другая группа объединений выражает не внутригрупповые, а более широкие  общественные интересы. Как правило, они включаются в категорию  «неправительственных организаций» (НПО). Само это понятие до сих пор трактуется по-разному. Иногда речь идет о всех добровольных организациях, не входящих в состав государственного аппарата. Чаще этот термин используется для обозначения тех общественных организаций, которые не имеют членской структуры и оказывают благотворительную, финансовую, техническую помощь бедным слоям населения или общественным группам, занимающимся широким кругом вопросов развития, защиты окружающей среды и прав человека. Это НПО, участвующие в реализации различных программ, оказывающие поддержку другим общественным и государственным структурам посредством обучения, распространения информации, проведения исследований, оказания технической, консультативной помощи, лоббирования и т. п.

Отдельные организации, занятые решением общей или смежных проблем, могут создавать координирующие центры. Так, в Индонезии с 1980 года действует Индонезийский Экологический Форум, объединяющий более 700 экологических организаций20. Создаются и соответствующие международные структуры, например, сеть неправительственных организаций стран «третьего мира».

НПО отводится четко регламентированное место в структуре самого гражданского общества: они рассматриваются как  институты, сфера и направление  деятельности которых ограничены социальными  параметрами.

Институт НПО постепенно приобретает четко выраженную национальную ориентацию, будучи изначально продуктом западной цивилизации. В деятельности НПО все более широко реализуются гражданские инициативы самого развивающегося общества, видящего в них форму выражения своих интересов, не находящих адекватной реализации в государственной политике.

На начальном этапе своего развития институт НПО фактически действовал в интересах государства в  тех сферах, где способность государства  к активному взаимодействию с  обществом была крайне низка. Действуя в рамках официальной доктрины развития, эти организации впрямую или косвенно способствовали продвижению государственной политики модернизации к периферии общества и ее признанию со стороны самых многочисленных слоев населения.

НПО, занятые решением социальных проблем, эволюционируют в процессе социального развития самого общества.

В мире выделяют четыре типа или поколения  добровольных организаций.

Первое - так называемые благотворительные  НПО, задачей которых является решение  проблем, связанных с улучшением социально-бытовых условий жизни сельского населения. Второе поколение - 1980-х годов - ставило более широкие задачи по поддержанию и поощрению местных инициатив в сфере развития с преимущественной опорой на собственные силы. Создание общественных организаций является одним из способов решения местных проблем. Они облегчают включение в общественную и политическую жизнь широких масс, воспитывают у них солидарность, умение бороться за свои права. Это соответствует основной идее прогресса: развитие не только для народа, но и с народом.

Третье поколение НПО представлено организациями, выступающими за проведение реформ в политической и экономической  сферах. И, наконец, НПО последнего поколения, аккумулируя накопленный их предшественниками опыт и сохраняя основные направления их деятельности, стоят на позиции альтернативного подхода к процессу развития. Эти альтернативные взгляды нашли частичное отражение в получившей международное признание концепции устойчивого развития.

НПО всех поколений сосуществуют и нередко активно взаимодействуют, что не исключает возможность противоречий между ними, особенно между организациями, действующими в рамках официальной стратегии развития, и теми, кто выражает альтернативную точку зрения.

НПО не только являются продуктом развития гражданского общества, но и способствуют расширению его социальных и политических границ.

Информация о работе Гражданское общество понятие виды характеристики